ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться Программа «Занимательная математика» составлена на основе программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа подготовки к школе детей 5,5 - 7 лет. | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. ДОЛГОПРУДНЫЙ
Автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.о. Долгопрудный
средняя общеобразовательная школа №16
(АОУ школа №16)
Принята на заседании педагогического совета От «__»____________2019г. Протокол № ____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ Маликова М.Г. «________________» 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Николаев Ю.П. «_______________» 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА
«Юный математик»
Направленность программы: интеллектуально- познавательная
(подготовка к школе)
Возраст обучающихся: 5,5 – 7 лет
Составитель:
Цыбульникова Татьяна Валерьевна
педагог дополнительного образования
Долгопрудный
2019 год
Пояснительная записка
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться Программа «Занимательная математика» составлена на основе программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Актуальность программы определена тем, что данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП).
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения.
Новизна программы: Интересные, нестандартные задания помогают сформировать у детей интерес к математике; развивают абстрактное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. позволяет системно тренировать у детей умения применять обобщённые способы решения различного рода математических задач.
Педагогическая целесообразность: Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Цель и задачи программы:
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи: ∙ развитие логического мышления и творческих способностей.
∙ развитие математических способностей.
∙ развитие личностных качеств
∙ развитие навыков самоконтроля и самооценки
. ∙ обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
∙ овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Общая характеристика
Особенностью данного курса является то, что выделяются три основных типа занятий с дошкольниками: • занятие «открытия» нового знания; • тренировочное занятие; • итоговое занятие.
Структура занятия каждого типа, дидактические задачи
Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что поставленные цели дошкольной подготовки формируются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются мыслительные операции, психические процессы, деятельностные способности.
Таким образом, основные цели занятий данного типа можно сформулировать следующим образом: сформировать представление о…, сформировать опыт .. тренировать (ту или иную мыслительную операцию, психический процесс, деятельностную способность и т.д.).
Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид:
1) Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).
2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей,необходимые для следующего шага.
3) «Открытие» детьми нового способа действий.
На этом этапе учитель организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
На этом этапе учитель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно и включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей ,а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
5) Итог занятия.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5.5 -7 лет.
Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребѐнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность
Программа кружка рассчитана на один год обучения (36 недель), 2 раза в неделю по 3 занятия (216 занятий в течении учебного года). Занятия по 30 минут.
Формы организации кружка:
∙ Традиционные ∙ Комбинированные ∙ Практические ∙ Игры, конкурсы
Методы:
∙ Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
∙ Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
∙ Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
∙ Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
∙ Показ мультимедийных материалов
Ожидаемые результаты
∙ Считает (отсчитывает) в пределах 100.
∙ Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 100), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
∙ Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)
∙ Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
∙ Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины
. ∙ Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
∙ Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
- Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20. –
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =,).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.
- Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие. –
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями. –
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Итог реализации кружка:
∙ Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
∙ Формирование личности ребёнка.
∙ Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
Критерии мониторинга: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
В конце года обучения проводится итоговая диагностическая работа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
Теоретическое | Практическое | По плану | Фактически | |||
1 | I.Раздел «Введение в математику» | Свойства предметов. Свойства и признаки предметов | 1 | |||
2 | Свойства предметов. Свойства и признаки предметов | 1 | ||||
3 | Свойства предметов. Свойства и признаки предметов | 1 | ||||
4 | Объединение предметов по общему свойству. | 1 | ||||
5 | Объединение предметов по общему свойству. | 1 | ||||
6 | Объединение предметов по общему свойству. | 1 | ||||
7 |
| 1 | ||||
8 | Множества и подмножества предметов, обладающих указанными признаками. | 1 | ||||
9 | Множества и подмножества предметов, обладающих указанными признаками | 1 | ||||
10 | Признаки предметов. Части и целое. | 1 | ||||
11 | Признаки предметов. Части и целое. | 1 | ||||
12 | Признаки предметов. Части и целое. | 1 | ||||
13 | Сравнение совокупностей. Знаки «+», « -». | 1 | ||||
14 | Сравнение совокупностей. Знаки «+», « -». | 1 | ||||
15 | Сравнение совокупностей. Знаки «+», « -». | 1 | ||||
16 | На, над, под. Слева, справа. Между, посередине. | 1 | ||||
17 | На, над, под. Слева, справа. Между, посередине. | 1 | ||||
18 | На, над, под. Слева, справа. Между, посередине. | 1 | ||||
19 | Один – много. Число и цифра. Внутри, снаружи. | 1 | ||||
20 | Один – много. Число и цифра. Внутри, снаружи. | 1 | ||||
21 | Один – много. Число и цифра. Внутри, снаружи. | 1 | ||||
22 | Число и цифра 2. Пара. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. | 1 | ||||
23 | Число и цифра 2. Пара. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. | 1 | ||||
24 | Число и цифра 2. Пара. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. | 1 | ||||
25 | Число и цифра 3. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. | 1 | ||||
26 | Число и цифра 3. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. | 1 | ||||
27 | Число и цифра 3. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. | 1 | ||||
28 | Многоугольник. Число и цифра 4 | 1 | ||||
29 | Многоугольник. Число и цифра 4 | 1 | ||||
30 | Многоугольник. Число и цифра 4 | 1 | ||||
31 | Столько же. Знаки «=», « ≠». Больше, меньше. Знаки «<», «>». | 1 | ||||
32 | Столько же. Знаки «=», « ≠». Больше, меньше. Знаки «<», «>». | 1 | ||||
33 | Столько же. Знаки «=», « ≠». Больше, меньше. Знаки «<», «>». | 1 | ||||
34 | Раньше, позже. Число и цифра 5. Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | ||||
35 | Раньше, позже. Число и цифра 5. Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | ||||
36 | Раньше, позже. Число и цифра 5. Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | ||||
37 | Число и цифра 6. Длиннее, короче. Измерение длины. | 1 | ||||
38 | Число и цифра 6. Длиннее, короче. Измерение длины. | 1 | ||||
39 | Число и цифра 6. Длиннее, короче. Измерение длины. | 1 | ||||
40 | Число и цифра 7. Тяжелее, легче. | 1 | ||||
41 | Число и цифра 7. Тяжелее, легче. | 1 | ||||
42 | Число и цифра 7. Тяжелее, легче. | 1 | ||||
43 | Число и цифра 8. | 1 | ||||
44 | Число и цифра 8. | 1 | ||||
45 | Число и цифра 8. | 1 | ||||
46 | Число и цифра 9. | 1 | ||||
47 | Число и цифра 9. | 1 | ||||
48 | Число и цифра 9. | 1 | ||||
49 | Число и цифра 0. | 1 | ||||
50 | Число и цифра 0. | 1 | ||||
51 | Число и цифра 0. | 1 | ||||
52 | Диагностическая работа | 1 | ||||
53 | II. Раздел «Геометрический» | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); | 1 | |||
54 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); | 1 | ||||
55 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); | 1 | ||||
56 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); | 1 | ||||
57 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); | 1 | ||||
58 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); | 1 | ||||
59 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); | 1 | ||||
60 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); | 1 | ||||
61 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по материалу, по назначению; по цвету. | 1 | ||||
62 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по материалу, по назначению; по цвету. | 1 | ||||
63 | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по по материалу, по назначению; по цвету. | 1 | ||||
64 | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. | 1 | ||||
65 | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. | 1 | ||||
66 | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. | 1 | ||||
67 | Изготовление моделей фигур из бумаги. | 1 | ||||
68 | Изготовление моделей фигур из бумаги. | 1 | ||||
69 | Изготовление моделей фигур из бумаги. | 1 | ||||
70 | Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание | 1 | ||||
71 | Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание | 1 | ||||
72 | Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 | ||||
73 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание | 1 | ||||
74 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание | 1 | ||||
75 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание | 1 | ||||
76 | Диагностическая работа | 1 | ||||
77 | III. Раздел. «Математика. Логика» | Логические задачи (антонимические игры) | 1 | |||
78 | Логические задачи (антонимические игры) | 1 | ||||
79 | Графические работы (штрихование и раскрашивание). | 1 | ||||
80 | Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). | 1 | ||||
81 | Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). | 1 | ||||
82 | Графические работы (штрихование и раскрашивание). | 1 | ||||
83 | Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). | 1 | ||||
84 | Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). | 1 | ||||
85 | Графические работы (штрихование и раскрашивание). | 1 | ||||
86 | Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.. | 1 | ||||
87 | Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.. | 1 | ||||
88 | Графический диктант по клеточкам. Конструирование из палочек | 1 | ||||
89 | Логические задачи (математический конкурс). | 1 | ||||
90 | Логические задачи (математический конкурс). | 1 | ||||
91 | Графические работы (рисование по памяти). | 1 | ||||
92 | Логические задачи (ребусы). | 1 | ||||
93 | Логические задачи (ребусы). | 1 | ||||
94 | Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам). | 1 | ||||
95 | Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предметов). Конструирование из палочек. | 1 | ||||
96 | Логические задачи (головоломки). | 1 | ||||
97 | Логические задачи (головоломки). | 1 | ||||
98 | Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). | 1 | ||||
99 | Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). | 1 | ||||
100 | Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). | 1 | ||||
101 | Логические задачи (нахождение отличий в двух одинаковых картинках). | 1 | ||||
102 | Логические задачи (нахождение отличий в двух одинаковых картинках). | 1 | ||||
103 | Графические работы (рисование узоров по клеточкам). | 1 | ||||
104 | Логические задачи (ребусы, головоломки). | 1 | ||||
105 | Логические задачи (ребусы, головоломки | 1 | ||||
106 | Графические работы (диктант по клеточкам). | 1 | ||||
107 | Диагностическая работа | 1 | ||||
108 | IV. Раздел. «Нестандартные задачи» | Таблица сложения. Компоненты сложения. | 1 | |||
109 | Таблица сложения. | 1 | ||||
110 | Таблица сложения. | 1 | ||||
111 | Компоненты вычитания. | 1 | ||||
112 | Компоненты вычитания. | 1 | ||||
113 | Компоненты вычитания. | 1 | ||||
114 | Части фигур. Равные фигуры. | 1 | ||||
115 | Части фигур. Равные фигуры | 1 | ||||
116 | Части фигур. Равные фигуры | 1 | ||||
117 | Волшебные цифры. | 1 | ||||
118 | Волшебные цифры. | 1 | ||||
119 | Волшебные цифры. | 1 | ||||
120 | Алфавитная нумерация. | 1 | ||||
121 | Алфавитная нумерация. | 1 | ||||
122 | Алфавитная нумерация. | 1 | ||||
123 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
124 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
125 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
126 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
127 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
128 | Задача. Сравнение чисел. | 1 | ||||
129 |
| 1 | ||||
130 | Математические игры. Кубик Рубика. | 1 | ||||
131 | Математические игры. Кубик Рубика. | 1 | ||||
132 | Величина. Длина.. | 1 | ||||
133 | Величина. Длина.. | 1 | ||||
134 | Величина. Длина.. | 1 | ||||
135 | Масса. | 1 | ||||
136 | Масса. | 1 | ||||
137 | Масса. | 1 | ||||
138 | Объём. | 1 | ||||
139 | Объём. | 1 | ||||
140 | Объём. | 1 | ||||
141 | Свойства величин. | 1 | ||||
142 | Свойства величин. | 1 | ||||
143 | Свойства величин. | 1 | ||||
144 | Решение задач. | 1 | ||||
145 | Решение задач. | 1 | ||||
146 | Решение задач. | 1 | ||||
147 | Уравнения. | 1 | ||||
148 | Уравнения. | 1 | ||||
149 | Уравнения. | 1 | ||||
150 | Единицы счёта. | 1 | ||||
151 | Единицы счёта. | 1 | ||||
152 | Единицы счёта. | 1 | ||||
153 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
154 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
155 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
156 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
157 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
158 | Десять. Счёт десятками. | 1 | ||||
159 | Круглые числа. | 1 | ||||
160 | Круглые числа. | 1 | ||||
161 | Круглые числа. | 1 | ||||
162 | Дециметр | 1 | ||||
163 | Дециметр | 1 | ||||
164 | Дециметр | 1 | ||||
165 | Счёт десятками и единицами.. | 1 | ||||
166 | Счёт десятками и единицами. | 1 | ||||
167 | Счёт десятками и единицами. | 1 | ||||
168 | Диагностическая работа | 1 | ||||
169 | Решение задач. | 1 | ||||
170 | Решение задач. | 1 | ||||
171 | V. Раздел. «Арифметика» | Названия чисел до двадцати | 1 | |||
172 | Названия чисел до двадцати | 1 | ||||
173 | Названия чисел до двадцати | 1 | ||||
174 | Нумерация двузначных чисел. | 1 | ||||
175 | Нумерация двузначных чисел.. | 1 | ||||
176 | Нумерация двузначных чисел. | 1 | ||||
177 | Сравнение двузначных чисел | 1 | ||||
178 | Сравнение двузначных чисел. | 1 | ||||
179 | Сравнение двузначных чисел. | 1 | ||||
180 | Сравнение двузначных чисел. | 1 | ||||
181 | Сравнение двузначных чисел. | 1 | ||||
182 | Сравнение двузначных чисел. | 1 | ||||
183 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 1 | ||||
184 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | ||||
185 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | ||||
186 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | ||||
187 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | ||||
188 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | ||||
189 | Таблица сложения. | 1 | ||||
190 | Таблица сложения. | 1 | ||||
191 | Таблица сложения. | 1 | ||||
192 | Таблица сложения. | 1 | ||||
193 | Таблица сложения. | 1 | ||||
194 | Таблица сложения. | 1 | ||||
195 | Таблица сложения. | 1 | ||||
196 | Диагностическая работа | 1 | ||||
197 | Решение задач. | 1 | ||||
198 | Решение задач. | 1 | ||||
199 | Решение задач. | 1 | ||||
200 | Решение задач. | 1 | ||||
201 | Решение задач. | 1 | ||||
202 | «Живой уголок» | 1 | ||||
203 | «Живой уголок» | 1 | ||||
204 | «Лучший счетчик» | 1 | ||||
205 | «Лучший счетчик» | 1 | ||||
206 | «Хлопки» | 1 | ||||
207 | «Хлопки» | 1 | ||||
208 | «Борьба за цифру» | 1 | ||||
209 | «Борьба за цифру» | 1 | ||||
210 | «Числа, бегущие навстречу друг другу» | 1 | ||||
211 | «Числа, бегущие навстречу друг другу» | 1 | ||||
212 | «Математическая эстафета» | 1 | ||||
213 | «Математическая эстафета» | 1 | ||||
214 | Мониторинг | 1 | ||||
215 | Мониторинг | 1 | ||||
216 | Мониторинг | 1 | ||||
ИТОГО |
Краткое содержание разделов
I.Раздел «Введение в математику» (52 часа)
Задачи раздела:
- Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов по классам в соответствии с выделенными свойствами;
- Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, неравно, столько же, больше, меньше;
- Формирование пространственных представлений и временных: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;
- Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметами множеств и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
- Сравнение множеств выраженных числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми;
- Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один);
- Различение количественного и порядкового числа, счёт в прямом и обратном порядке;
- Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
- Составление и решение простых арифметических задач;
- Упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
II. Раздел. Содержание блока «Геометрия» (24)
Знакомство с геометрическими фигурами: точка, линия, прямая, ломаная, кривая. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Умение их чертить.
Знакомство с пространственными фигурами – шар куб,параллепипед.пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Развитие воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
Развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
III. Раздел. Содержание блока «Математика. Логика» (31)
Основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Развитие внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; Развитие мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др
. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания
IV. Раздел. Содержание блока «Нестандартные задачи» (63)
Материал данного раздела отбирается по новой линии Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. "Сказочная математика для детей 6–7 лет. ФГОС
Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и помогает в увлекательной форме, через любимые сказки знакомиться с математикой.
Задания данного раздела позволяют системно тренировать у детей умения применять обобщенные способы решения различного рода математических задач. Интересные, нестандартные задания помогают сформировать у детей интерес к математике; развивают абстрактное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
V. Раздел. Содержание блока «Арифметика» (31)
Знакомство с числами от 21 до 100 начинают с устной нумерации. Образование и называние чисел 30, 40, 50, 60,70, 80, 90, 100 объясняется в процессе счета десятками: 1 десяток- десять единиц, 2 десятка- двадцать единиц….девять десятков- девяносто единиц, десять десятков –сто единиц. При введении и анализе названий десятков обращается внимание на то, что все они, кроме «сорок» и «сто», образованны по одному принципу.
Освоив счет десятками, учащиеся знакомятся с образованием и именами любых чисел в пределах сотни: 2 десятка и 5 единиц- это двадцать пять; 4 десятка и семь единиц- это сорок семь и т.п. Упражнения на образование чисел чередуются с упражнениями на разложение чисел: пятьдесят шесть- это 5 десятков и 6 единиц; девяносто один- это 9 десятков и 1 единица и т.д.
VI. Раздел. Содержание блока «Дидактические игры» (15)
Методическое обеспечение программы:
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Рабочие тетради для учеников.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. "Сказочная математика для детей 6–7 лет. Рабочая тетрадь
- Серия «Рабочая тетрадь дошкольника»
Литература
Источники: ∙ Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
∙ Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
∙ Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: ДетствоПРЕСС, 2001.
∙ Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
∙ Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
∙ Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
∙ Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
∙ Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
∙ Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
∙ Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
- Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования.
– М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"
Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культур...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы
Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный математик»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный математик» Направленность— техническаяУровень — базовый36___ часов Возраст обучаю...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...