Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_gotovaya_yunyy_ekolog.docx | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ближнеборисовская средняя школа»
(дошкольные группы)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эколог»
Составитель: Мухина Лилия Александровна
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
с. Ближнее Борисово
2019
Содержание | Страница | |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Цель и задачи программы | 5 |
3 | Содержание программы | 6 -19 |
4 | Планируемые результаты | 20 |
5 | Календарный график | 21 |
6 | Список литературы | 22 |
7 | Календарно-тематический план | 23-24 |
- Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколого –краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Адресат программы: программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся с детьми 6-7 лет с постоянным составом. Число воспитанников – 15 человек.
Нормативно - правовые документы
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, М., 2016;
- Основная образовательная программа МБОУ Ближнеборисовской СШ (дошкольные группы), разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Уставом МБОУ Ближнеборисовской СШ.
Формы организации занятий: групповые.
Методы: игры, беседы, наблюдения, выставки.
2.Цель программы:
Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
3.Содержание программы кружка «Юный эколог»
Сроки
| Тема
| Цель занятия | Используемый материал | План занятия |
Сентябрь | ||||
1 неделя | 1. Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. | Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей. | 1. Вводная беседа. 2. Игра - моделирование «Планета Земля». 3. Игра «Покажи на глобусе». 4. Беседа «Как помочь нашей 5. Итог занятия. |
2 неделя | 2. Путешествие колоска. | Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | Колосья зерновых культур (рожь, пшеница), модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев, уборка хлебных культур раньше и сейчас), игровые персонажи (мышата Круть и Верть), системный оператор, модель «Машина времени». | 1. Беседа. 2. Чтение отрывков стихотворений, рассматривание иллюстраций. 3. Итог занятия. |
3 неделя | 3. Посещение кафе «Дары осени». | Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат). | Блюда из овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов. | 1. Вводная беседа. 2. Осмотр выставки. 3. Игры. Конкурсы. 4. Итог. |
4 неделя | 4. Как растения готовятся к зиме. | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. | Модели «Способы распространения семян», «Сезонные изменения окраски листьев». | 1. Сюрпризный момент. 2. Экскурсия в парк. Чтение отрывка стихотворения И. Бунина «Листопад». 3. Практическая работа (собирание листьев). 4. Конкурс на необыкновенно раскрашенный лист. 5. Практическая работа (собирание семян и плодов). 6. Итог. |
Октябрь | ||||
1 неделя | 5. Для чего растению нужны семена. | Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность. | Модели «Правила поведения в лесу», «Строение семян», «Потребности растений: почва, тепло, свет, влага», «Способы распространения семян». Картинки с изображением разнообразных растений (знакомые детям травы, кусты, деревья). | 1. Вводная беседа. 2. Рассказ детей по модели «Правила поведения в лесу». 3. Физкультминутка. 4. Беседа о строении семени и их значении для растения, способах распространения семян. 5. Итог. |
2 неделя | 6. Животные нашего края. Жизнь животных осенью. | Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных. | Картинки, изображающие животных. | 1. Чтение стихотворения А. Пришельца «наш край». 2. Рассказ о животных нашего края, как они готовятся к зиме. 3. Итог. |
3 неделя | 7. Насекомые и их подготовка к зиме. | Актуализировать имеющиеся у детей представления о насекомых; дополнить знания об их отличительных признаках. | Картинки, изображающие насекомых. | 1. Отгадывание загадок. 2. Беседа о насекомых. 3. Дидактическая игра «Узнай животных по описанию». 4. Итог. |
4 неделя | 8. Путешествие в осенний лес. | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | Системный оператор, иллюстрации, дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, два симметричных пятна, фишки. | 1. Отгадывание загадки. 2. Беседа. 3. Логическая задача «Книжка про осень». 4. Игра «Идем в лес». 5. Игра «Чей силуэт?» 6. Отгадывание загадок. 7. Итог. |
5 неделя | 9. «Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Картинки, изображающие животных : хищники, травоядные. Иллюстрации цепи питания. | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | 10. Клуб знатоков леса. | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно – следственные связи. Развивать доказательную, связную речь детей.
| Модели «Существенные признаки птиц, зверей, насекомых». Вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами; посылка – коробочка. | 1. Вводная беседа. 2. Игра в знатоков. 3. Физкультминутка. 4. Игра «Цепочка слов». 5. Отгадывание загадок. 6. Итог. |
2 неделя | 11. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день. | Актуализировать и дополнить представления дошкольников о птицах как о представителях животного мира; выяснить роль птиц в природе. | Картинки, изображающие птиц. | 1. Отгадывание загадок о птицах. 2. Беседа о птицах. 3 Игра «синицы». 4. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». 5. Итог. |
3 неделя | 12. Лес как экологическая система. | Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле». | Картины «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. Пятиэтажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); мелкого кустарника (черничник, брусничник); травы, грибы, лишайники. Животные – звери медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница). | 1. Чтение рассказа О. Дмитриева «Что такое лес». 2. Беседа, игра. 3. Игра «Лесорубы». 4. Изобразительная деятельность. 5. Итог. |
4 неделя | 13. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу. | Уточнить представления детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы . Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от бед. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Карточки с изображением животных. растений, птиц. Насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для дидактической игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», фланелографы, пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода). картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев». | 1. Беседа. 2. Дидактическая игра «Кто что принес». 3. Игры. 4. Беседа. 5. Рассматривание картин. 6. Исполнение песни «Про Всех На Свете». 7. Итог. |
Декабрь | ||||
1 неделя | 14. Как живут наши пернатые друзья зимой. | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. | Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц. | 1. Беседа. 2. Игры. 3. Физкультминутка. 4. Рассказ. 5. Итог. |
2 неделя | 15. Как животные приспособились к зиме. | Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой. | Модели «Приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища». | 1. Вводная беседа. 2. Игра – кубик «Чей хвост?». 3. Беседа. 4. Игра «Кто живет в родном лесу». 5. Игра «Превратись». 6. Итог. |
3 неделя | 16. День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение) | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; показать отношение к природе наших предков; обучать правилам поведения в лесу.
| Избушка Бабы – Яги, всякий «мусор», «кочки». | По сценарию |
4 неделя | 17. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов». | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведении. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. | Плакат о природе. Листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25-30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: «Акция «Зеленая елочка – живая иголочка». | 1. Вводная беседа. 2. Рассматривание плаката. 3. Изобразительная деятельность. 4. Итог. |
Январь | ||||
1 неделя | 18. Через добрые дела можно стать экологом. | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панорама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги. | 1. Вводная беседа о добрых и злых поступках. 2. Работа с моделью «Сухое дерево». 3. Итог занятия. |
2 неделя | 19. Где находится пятый океан? | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к экспериментальной работе. | Карточки с изображением ветра, бури, источниками загрязнения воздуха, воздушный шарик, стаканы, губки, земля, вода, парашютик. | 1. Встреча с воздушным шариком. 2. Опыты «Свойства воздуха». 3. Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля». 4. Беседа «Источники загрязнения воздуха. 5. Беседа «Сила ветра. Его влияние на живые организмы». |
3 неделя | 20. Водоемы в беде. | Дать детям представление о водоемах, их разных состояниях, их обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет водоемы. | Глобус, репродукции картин, предметы морского, речного происхождения, картины с изображением морских, речных животных, принадлежности для рисования. | 1. Беседа с детьми о водоемах, их обитателях. 2. Осмотр выставки. 3. Беседа о загрязнении водоемов. Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты». 4. Рисование иллюстраций к рассказам. |
4 неделя | 21. Как сберечь природу.
| Обобщить известные детям правила поведения в природе, воспитывать экологическую культуру. | Памятка «Как сберечь природу». | 1. Чтение стихотворения З. Александровой «Белая черемуха». 2. Обсуждение ситуаций. 3. Чтение памятки «Как сберечь природу». 4. Итог. |
Февраль | ||||
1 неделя | 22. Красная книга. | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Развивать воображение в изобразительной деятельности. | Рассказ «Морские коровы и Красная книга»; картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; картинки с изображенными растениями и животными, занесенными в Красную книгу. | 1. Чтение рассказа «Морские коровы и Красная книга», обсуждение. 2. Рассказ о Красной книге, о растениях и животных занесенных в нее. 3. Изобразительная деятельность. 4. Итог. |
2 неделя | 23. Лекарственные растения. | Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к представителям растительного мира. | Картинки изображением ландыша, зверобоя, лопуха, полыни, крапивы, мяты, подорожника. | 1. Отгадывание загадки. 2. Рассказ о лекарственных растениях, рассматривание картинок. 3. Чаепитие с лечебными травами. 4. Итог. |
3 неделя | 24. Если хочешь быть здоров. | Закрепить представления детей о приспособленности человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях. Познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании. | Модели приготовления человека к зиме, причин возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, использования средств народной медицины при простудных заболеваниях, правил поведения при заболевании; цветик – семицветик. | 1. Вводная беседа. 2. Беседа о здоровье. 3. Физкультминутка. 4. Разучивание комплекса упражнений по профилактике ангины. 5. Беседа «Чем вас лечит мама до прихода врача?». 6. Итог. |
4 неделя | 25. Посадка лука и наблюдение за ним. | Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки. | 1. Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?» 2. Посадка лука (при разных условиях). 3. Рисование банок с луковицами. 4. Наблюдение за луком и выявление изменений на протяжении |
Март | ||||
1 неделя | 26. Как поссорились март и февраль. | Продолжить формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям. | Модели на слова «капельник», «протальник», «зимобор», модель ручейков. Иллюстрации: подснежники, ручей, ветки с почками. Пособие «Модель увеличения светового дня». Для игры «Кто был у ручья» - коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?». | 1. Отгадывание загадки. 2. Рассказ по картинкам. 3. Игра «Что зимой, а что весной?». 4. Физкультминутка. 5. Рассказ. 6. Дидактические игры «Чей след?», «Кто у кого родился?». 7.Итог. |
2 неделя | 27. Кому нужна вода. | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде. | Глобус; картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; предметные раздаточные картинки с изображением сюжетов использования воды человеком. | 1. Беседа о воде. 2. Рассматривание картинок , где изображено , как используется вода. 3. Чтение рассказа «Что такое кислый дождь». 4. Итог. |
3 неделя | 28. Путешествие капельки. | Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. | Картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага, цветные карандаши. Модель «Правила бережного отношения к воде». | 1. Беседа. 2. Игра. 3. Физкультминутка. 4. Отгадывание загадки. 5. Чтение стихов про дождь. 6. Итог. |
4 неделя | 29. Беседа «Что такое огонь?» | Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас. | Любимый игровой персонаж (клоун Клепа). 2 свечки, камин, спички, иллюстрации к игре «Раньше теперь», модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца. | 1. Рассказ. 2. Беседа. 3. Итог. |
Апрель | ||||
1 неделя | 30. Солнце, Земля и другие планеты. | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Объяснить детям, почему происходит смена дня и ночи. | Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус, изображение Солнца и планет. | 1. Рассказ воспитателя о Солнечной системы с демонстрацией карты. 2. Игра «Солнце и планеты». 3. Рассказ «Почему происходит смена дня и ночи». 4. Итог. |
2 неделя | 31. Земля – живая планета. | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Воспитывать экологическую культуру. | Карта Солнечной системы; глобус; картинки с изображением Севера, пустыни, моря; изображения разных животных, которые населяют эти пространства Земли. | 1. Беседа о Солнечной системе. 2. Рассказ о планете Земля. 3. Итог. |
3 неделя | 32. Путешествие на Луну. | Познакомить с особенностями движения Луны вокруг Земли. Воспитывать экологическую культуру. | Карта Солнечной системы; картинка, изображающая Луну. | 1. Рассказ о Луне. 2. Чтение сербской народной сказки «Почему у месяца нет платья». 3. Рассказ о покорении Луны астронавтами. 4. Итог. |
4 неделя | 33. Комнатные растения – спутники нашей жизни. | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями. Любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать. Обобщать с помощью наглядно – практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи. | Комнатные растения. Посадочный материал, горшочки с землей. Палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков. Покровное стекло для ящика. Клеенки. Фартуки. Конверт с письмом. Карточки – модели. Игровой персонаж – божья коровка. | 1. Беседа. 2. Практическая часть: пересадка растений. 3. Итог. |
5 неделя | 34. «Сказа ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | 1.Чтение природоведческой литературы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Итог. | |
Май | ||||
1 неделя | 35. Почему земля кормит. | Ознакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. | Халатики, переднички, кукла Незнайка или Сеня, свечки, стекло, разные виды почв, банка, вода, модели, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости. | 1. Вводная беседа. 2. Опыты. 3. Практическая работа: посев семян овса в разные почвы. 4. Итог. |
2 неделя | 36. Загадки природы. | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – то живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. | Географическая карта России (со знаками «СОС!»), набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, инструменты, посуда, аптечка и т.д. – предметы могут быть настоящие или нарисованные), картина «Лес после пожара», картина «Вытоптанный луг», модель «Загрязненная река», оборудование для «очистки» реки. Мини – панорама «Пустыня», куклы (дети Саша и Маша), напоминающие знаки. Семена деревьев, трав. | 1. Вводная беседа. 2. Остановка «Плач леса». Дидактическая игра «Кто вернется в лес?». 3. Остановка «Загрязненная река». Опыт «Очищаем воду». 4. Остановка «Луг». Практическая работа «Сажаем семена трав». 5. Остановка «Пустыня». Беседа. 6. Итог. |
3 неделя | 37. Наш район (история и краеведение) | Закрепить и расширить знания детей о родном городе. Познакомить с историей возникновения города, воспитывать интерес к истории родного города, чувство гордости за свой город, стремление сделать его ещё красивее. Учить находить на карте улицу, на которой живёшь, дорогу до детского сада, объекты, встречающиеся по пути следования. | Фильм; карта поселка | 1. Беседа. 2. Просмотр фильма (история Бл.Борисова) 3. Итог. |
4 неделя | 38. Знатоки природы (викторина). | Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. | Красная книга, иллюстрации «Времена года», предметные картинки с изображениями животных, птиц, растений. | 1. Вводная беседа. 2. Конкурс «Назови одним словом». 3. «Знаешь ли ты грибы?» 4. Загадки-задачи. 5. «Художники». 6. «Кто быстрее?» 7. Итог занятия. |
4. Планируемые результаты.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих кружок.
5. Календарный график
Продолжительность учебного года 38 учебных недель
Со 2.09.2019 – 31.05.2020 года
Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
Год обучения | Месяц обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
5. Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.
6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Планета Земля в опасности! | 5.09.19 |
2 | Путешествие колоска | 12.09.19 |
3 | Посещение кафе «Дары осени» | 19.09.19 |
4 | Как растения готовятся к зиме | 26.09.19 |
5 | Для чего растению нужны семена | 3.10.19 |
6 | Животные нашего края. Жизнь животных осенью. | 10.10.19 |
7 | Насекомые и их подготовка к зиме | 17.10.19 |
8 | Путешествие в осенний лес | 24.10.19 |
9 | «Что было бы, если…» | 31.10.19 |
10 | Клуб знатоков леса. | 7.11.19 |
11 | Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день | 14.11.19 |
12 | Лес как экологическая система | 21.11.19 |
13 | Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу | 28.11.19 |
14 | Как живут наши пернатые друзья зимой | 5.12.19 |
15 | Как животные приспособились к зиме | 12.12.19 |
16 | День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение) | 19.12.19 |
17 | Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов». | 26.12.19 |
18 | . Через добрые дела можно стать экологом | 9.01.20 |
19 | Где находится пятый океан? | 16.01.20 |
20 | Водоемы в беде | 23.01.20 |
21 | Как сберечь природу | 30.01.20 |
22 | Красная книга | 6.02.20 |
23 | Лекарственные растения | 13.02.20 |
24 | Если хочешь быть здоров | 20.02.20 |
25 | Посадка лука и наблюдение за ним | 27.02.20 |
26 | Как поссорились март и февраль | 5.03.20 |
27 | Кому нужна вода | 12.03.20 |
28 | Путешествие капельки | 19.03.20 |
29 | Беседа «Что такое огонь?» | 26.03.20 |
30 | Солнце, Земля и другие планеты. | 2.04.20 |
31 | Земля – живая планета | 9.04.20 |
32 | Путешествие на Луну | 16.04.20 |
33 | Комнатные растения – спутники нашей жизни | 23.04.20 |
34 | «Сказа ложь, да в ней намек» | 30.04.20 |
35 | Почему земля кормит | 7.05.20 |
36 | Загадки природы | 14.05.20 |
37 | Наш район (история и краеведение) | 21.05.20 |
38 | Знатоки природы (викторина) | 28.05.20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"
Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культур...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: "Юный эколог".
Методическое обеспечение. Познавательное развитие....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог"
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...