Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
методическая разработка

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_intellekt_-_karta_moy.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

F:\ИНТЕЛ КАРТА\мол восп 1.jpg

Мастер-класс

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Подготовила и провела

старший воспитатель высшейквалификационной категории

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Место проведения: методический кабинет, 1 этаж.

Время проведения: 14.00 часов.

Форма проведения: мастер-класс для педагогов

Продолжительность: 30 минут.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.

Задачи мастер-класса:

1. Формировать умение строить модель современной познавательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых через применениеметода интелект–карт.

2. Воспитывать интерес к поиску педагогических идей по активизации любознательности и познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с трудом взрослых.

3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога фокус-группы, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

1 часть. Теоретическая.

- Технология современного общества.

- Области использования.

- Правила создания ментальной карты.

2 часть. Практическая.

- Деление на группы.

- Выбор темы.(Например:«Отрасли животноводства Новоорского района»)

- Работа в группах.

- Обмен картами, дополнение.

- Рефлексия.

Ход мастер-класса

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».

Своѐ выступление мне хочется начать с обращения к нормативным документам:

Слайд 2.

 Президент России В.В. Путин, предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны». Ранняя профориентация дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники откроют двери школ поселка. «Будущее рождается сегодня».

В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.

Слайд 3.

Давайте мы с вами поразмышляем. Что же такое «ранняя профессиональная ориентация»? Какое Вы можете дать объяснение данному понятию? (Ответы педагогов)

Слайд 4.

Профессиональная ориентация – специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Подскажите, с какого возраста в детском саду начинается знакомство дошкольников с миром профессий?

 С младшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с различными представлениями о некоторых видах трудовой деятельности.

С каждым годом расширяя и систематизируя представления детей о мире профессий. В процессе ранней профориентации у педагогов возникает трудность при подборе методического материала, выявлена недостаточность универсальных дидактических пособий.

И сегодня я хочу познакомить вас с тем, как можно в образовательной деятельности применять метод «интеллектуальных карт».

Слайд 5.

Метод «интеллект-карт»("mindmaps") был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеномв 60-70годах 20 века.

Слайд 6.

Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Слайд 7Преимущество интеллект -  карты  в том, что она:

Позволяет обобщать и проверять полученные  знания.

способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

развивает речь, память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Слайд 8 Свойства интеллект -  карты

-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)

-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)

-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)

-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)

-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями)

Слайд 9 Использование интеллектуальных карт с детьми дошкольного возраста:
Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Слайд 10

Сфера применения интеллект-картчрезвычайно широка: это и планирование дня, встречи, статьи, проекта, и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в детском саду и в семейном кругу.

Слайд 11

Метод интеллект - карт даёт для воспитателей огромные возможности

в педагогической деятельности:

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;

- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;

- разработка проектов, презентаций;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

- формировать орфографические и пунктуационные навыки;

- обогащать словарный запас;

- повышать результативность;

- планирование;

- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

- разработка сложных проектов;

Мозговой штурм

- генерация новых идей, творчество;

- коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

- четкое видение всех "за" и "против";

- более взвешенное и продуманное решение.

Слайд 12-14

Примеры интеллект карт:

Слайд 15

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

  • Лист располагается горизонтально
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
  • Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  •  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).  
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  •  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать   рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.  
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Слайд 17

Применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОВЗ, даёт огромные положительные результаты.

В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Начать составлять интеллект – карты рекомендуется  со средней группе. Сначала этонебольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правилаповедения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», далее в старшем возрасте перечень тем можно расширять.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставлениепредметов, расположение в пространстве, количественное определениеобщих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,делать классификацию предметов.

II.Практическая часть

- Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты, а сейчас предлагаю вам создать карту, которая будет использоваться вами как дидактическое пособие, при ознакомлении дошкольников  спрофессиям животноводства.

Тема: «Отрасли животноводства вНовоорском районе»

- Групповая работа педагогов по составлению интеллект - карты.

-Уважаемые педагог, сегоднянамастер – классе вы получили теоретические знания и  практические навыки по составлению интеллект – карты. Вы закрепили свои теоретические знания на практике и создали дидактическое пособие по теме: «Отрасли животноводства вНовоорском районе». Этими знаниями необходимо владеть педагогу, чтобы правильно доносить до ребенка информацию о  животноводстве и  профессиях животноводов. Детей мы знакомим с понятиями отрасль и профессия.

Рефлексия.

- Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу вмастер- классе.

Педагоги по очереди высказываются одним предложением, продолжая начало фразы:

- Сегодня я узнал……

- Было интересно…..

- Теперь я могу….

- Я попробую…

Итак, надеюсь, что полученный опыт нашей с вами продуктивной деятельности будет использоваться, внедряться  вами в дальнейшей работе с детьми. Вы совместно с детьми научитесь составлять интеллект –карты на самые разные темы.

Творческих успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

 Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является прове...

Консультация для воспитателей «Использование современных образовательных технологий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Данная консультация знакомит воспитателей со значением применения современных образовательных технологий в работе по речевому развитию детей, с авторскими технологиями учителя-логопеда. Данный материа...

Актуальный педагогический опыт: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия....