Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
методическая разработка
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 216.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
Мастер-класс
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Подготовила и провела
старший воспитатель высшейквалификационной категории
Шиваракова Раиса Евгеньевна
Место проведения: методический кабинет, 1 этаж.
Время проведения: 14.00 часов.
Форма проведения: мастер-класс для педагогов
Продолжительность: 30 минут.
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.
Задачи мастер-класса:
1. Формировать умение строить модель современной познавательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых через применениеметода интелект–карт.
2. Воспитывать интерес к поиску педагогических идей по активизации любознательности и познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с трудом взрослых.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога фокус-группы, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
1 часть. Теоретическая.
- Технология современного общества.
- Области использования.
- Правила создания ментальной карты.
2 часть. Практическая.
- Деление на группы.
- Выбор темы.(Например:«Отрасли животноводства Новоорского района»)
- Работа в группах.
- Обмен картами, дополнение.
- Рефлексия.
Ход мастер-класса
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».
Своѐ выступление мне хочется начать с обращения к нормативным документам:
Слайд 2.
Президент России В.В. Путин, предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны». Ранняя профориентация дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники откроют двери школ поселка. «Будущее рождается сегодня».
В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.
Слайд 3.
Давайте мы с вами поразмышляем. Что же такое «ранняя профессиональная ориентация»? Какое Вы можете дать объяснение данному понятию? (Ответы педагогов)
Слайд 4.
Профессиональная ориентация – специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Подскажите, с какого возраста в детском саду начинается знакомство дошкольников с миром профессий?
С младшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с различными представлениями о некоторых видах трудовой деятельности.
С каждым годом расширяя и систематизируя представления детей о мире профессий. В процессе ранней профориентации у педагогов возникает трудность при подборе методического материала, выявлена недостаточность универсальных дидактических пособий.
И сегодня я хочу познакомить вас с тем, как можно в образовательной деятельности применять метод «интеллектуальных карт».
Слайд 5.
Метод «интеллект-карт»("mindmaps") был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеномв 60-70годах 20 века.
Слайд 6.
Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Слайд 7Преимущество интеллект - карты в том, что она:
Позволяет обобщать и проверять полученные знания.
способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
развивает речь, память, мышление, воображение.
Интеллект – карты просто нарисовать.
Можно запомнить быстро и качественно много информации.
Слайд 8 Свойства интеллект - карты
-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)
-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)
-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)
-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)
-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)
-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями)
Слайд 9 Использование интеллектуальных карт с детьми дошкольного возраста:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Слайд 10
Сфера применения интеллект-картчрезвычайно широка: это и планирование дня, встречи, статьи, проекта, и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в детском саду и в семейном кругу.
Слайд 11
Метод интеллект - карт даёт для воспитателей огромные возможности
в педагогической деятельности:
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;
- разработка проектов, презентаций;
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
- улучшать все виды памяти;
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
- формировать орфографические и пунктуационные навыки;
- обогащать словарный запас;
- повышать результативность;
- планирование;
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
- разработка сложных проектов;
Мозговой штурм
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
- четкое видение всех "за" и "против";
- более взвешенное и продуманное решение.
Слайд 12-14
Примеры интеллект карт:
Слайд 15
Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.
- Лист располагается горизонтально
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
- Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Слайд 17
Применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОВЗ, даёт огромные положительные результаты.
В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.
Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Начать составлять интеллект – карты рекомендуется со средней группе. Сначала этонебольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правилаповедения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», далее в старшем возрасте перечень тем можно расширять.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставлениепредметов, расположение в пространстве, количественное определениеобщих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,делать классификацию предметов.
II.Практическая часть
- Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты, а сейчас предлагаю вам создать карту, которая будет использоваться вами как дидактическое пособие, при ознакомлении дошкольников спрофессиям животноводства.
Тема: «Отрасли животноводства вНовоорском районе»
- Групповая работа педагогов по составлению интеллект - карты.
-Уважаемые педагог, сегоднянамастер – классе вы получили теоретические знания и практические навыки по составлению интеллект – карты. Вы закрепили свои теоретические знания на практике и создали дидактическое пособие по теме: «Отрасли животноводства вНовоорском районе». Этими знаниями необходимо владеть педагогу, чтобы правильно доносить до ребенка информацию о животноводстве и профессиях животноводов. Детей мы знакомим с понятиями отрасль и профессия.
Рефлексия.
- Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу вмастер- классе.
Педагоги по очереди высказываются одним предложением, продолжая начало фразы:
- Сегодня я узнал……
- Было интересно…..
- Теперь я могу….
- Я попробую…
Итак, надеюсь, что полученный опыт нашей с вами продуктивной деятельности будет использоваться, внедряться вами в дальнейшей работе с детьми. Вы совместно с детьми научитесь составлять интеллект –карты на самые разные темы.
Творческих успехов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов...

Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....

Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является прове...

Консультация для воспитателей «Использование современных образовательных технологий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Данная консультация знакомит воспитателей со значением применения современных образовательных технологий в работе по речевому развитию детей, с авторскими технологиями учителя-логопеда. Данный материа...
Актуальный педагогический опыт: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия....