Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
консультация (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Сосенка»
«Организация образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Воспитатель: Кондрашева Наталья Владимировна.
г. Смоленск
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Возраст 5-7 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-7 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Дошкольный возраст - это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности.
Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.
Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями - подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Идет подготовка детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, нужно, чтобы дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный:
- чтение детской художественной литературы,
- рассказ воспитателя,
- беседы,
- малые фольклорные формы,
- проблемные ситуации,
- высказывания и сообщения.
- наглядный:
- экскурсии,
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,
- наблюдения,
- дидактические пособия,
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков,
- просмотр видеозаписей.
- практический:
- экспериментирование с разными материалами,
- опыт хозяйственно - бытового труда,
- трудовые поручения,
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,
- игровые обучающие ситуации,
- сюжетно-ролевые игры.
- игровой:
- игровые ситуации,
- игры с правилами,
- словесные игры,
- игры-воображения,
- игры-шутки,
- сюжетно-ролевые игры,
- сюрпризные моменты.
Для этого используется в практической деятельности сочетание друг с другом. Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трем направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- ознакомление детей с трудом взрослых;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых. На этом этапе идет ознакомление детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказы о труде взрослых с показом иллюстраций. А также организация в детском саду встречи с интересными людьми какой-то профессии(«Гость группы»). А также можно на сайте детского сада ввести новую рубрику «Ранняя профориентация» в которой родители в доступной форме рассказывали бы детям о своей профессии. Знакомство с профессией можно проводить по алгоритму:
- Сюрпризный момент (родитель встречает детей)
- Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает ребятам поучаствовать в познавательно-игровой программе).
- Постановка перед детьми игровой задачи. (Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя роль профессии).
- Итог (по завершению мероприятия дети получают памятки)
Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываются экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Можно посетить кабинет медсестры (она расскажет детям о своей работе, покажет различное оборудование: весы, ростомер. Посетить прачечную детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотреть, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья и т. д.
Посетить кухню, кабинет заведующего, кабинет логопеда.
Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. Также, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут функционировать мастерские, где ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие могут быть профессии будущего.
Мастерская «Строители» представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр.
Мастерская «Мир на дорогах» представлена игровыми стендами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников.
Мастерская «Спасательная служба», где представлены материальным оборудованием по теме: «центром юного Пожарника», «службой МЧС», медицинскими работниками и игровыми центрами в группах. Каждую мастерская оснащена специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности.
- Показ,
- объяснение,
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,
- обсуждение труда и его результатов.
Что можно использовать в работе с детьми:
- Придумать и нарисовать карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии - место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результаты труда).
- Составить классификацию профессий по следующим группам: творческие; героические; сельские и городские; «женские» и «мужские»; редкие профессии и профессии прошлых лет; новые профессии; профессии будущего.(творческие :художник, писатель, поэт, артист музыкант, журналист);
-героические (в которых, присутствуют риск и ответственность: спасатели, пожарные, врачи, педагоги, милиционеры, лётчики),
-сельские и городские (агроном, фермер, пастух, овощевод)
- «женские» (швея, воспитатель, няня, горничная и др.) и «мужские» (энергетик, строитель машинист, летчик, сварщик и др.),
- редкие профессии (дегустатор, краснодеревщик, космонавт, змееловы, виноделы, ювелир и др.) и профессии прошлых лет (кучер, пряха, прачка, стряпчий);
- новые профессии (дизайнер, визажист, менеджер, программист, супервайзер, ресепшеонист);
- профессии будущего (экологи, специалисты индустрии развлечений, красоты и здоровья, высококвалифицированные строители, архитекторы).
- Деловая игра.
Вспомнить и назвать литературные произведения о профессиях; загадки, пословицы и поговорки, связанные с трудом и профессиями.
- Отгадать профессию по описанию».
- «Черный ящик». Определите, что лежит в черном ящике. Этим предметом пользуется при работе «повар», «швея» и т.д. Можно задавать наводящие вопросы только те, на которые можно ответить «да» или «нет».
- «Аукцион». Придумать за 2 минуты как можно больше слов, связанных с профессией врача, учителя, воспитателя и т.д. Слова говорятся по очереди, побеждает команда, которая последней называет слово.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....
Консультация для воспитателей Тема: «Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке. обществе. культуре, природе. Эксурсии помогают...
«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...
Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...