Консультация для воспитателей «Использование современных образовательных технологий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
консультация по коррекционной педагогике

Крикленко Ольга Валерьевна

Данная консультация знакомит воспитателей со значением применения современных образовательных технологий в работе по речевому развитию детей, с авторскими технологиями учителя-логопеда. Данный материал будет полезен как воспитателям коррекционных, так и общеобразовательных групп ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dlya_sayta.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование современных образовательных технологий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования сформированность речевой компетентности у детей должна быть на достаточном уровне, т. е. дети должны уметь пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Но речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Не случайно «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное развитие. Да, все они важны, но невозможно полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. 

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей при организации разных форм образовательной деятельности является правильный выбор таких образовательных технологий, которые были бы не только результативны, но и адекватны возрастным возможностям детей, создавали для них ситуацию успеха.  Практика показывает, что наиболее эффективно при этом сочетание традиционных и инновационных технологий. Инновационные технологии в образовании – совокупность передовых методов для повышения эффективности образовательного процесса, это механизм, при помощи которого задействованы его новые средства и способы образовательной системы.

В процессе развития и коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста применяются следующие современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, игровые технологии, технология моделирования, мнемотехнология, сказкотерапия, различные здоровьесберегающие технологии (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, логоритмика).

Хочу остановиться на своих авторских инновационных технологиях, которые можно успешно применять как в группах детей с речевыми нарушениями, так и в общеобразовательных группах.

Сказка, неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – ведущим видом деятельности дошкольника. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, активизировать его любознательность, стимулировать воображение. Эти её качества и неподдельный интерес детей к сказке натолкнули меня на идею разработать речевые игры в форме сказки. Игра-сказка не только знакомит ребёнка со сказочными персонажами и прививает любовь к детской литературе, но и решает ряд других образовательных, развивающих и воспитательных задач. В каждой такой игре есть свой сказочный сюжет. Используются персонажи как из народных, так и из авторских русских и зарубежных сказок. Каждая игра начинается с классического сказочного вступления: «Жили-были …», «В некотором царстве …». В игре-сказке у педагога и детей меняется статус с «педагог – ребёнок» на статус «сказочник – артист», что побуждает также к зарождению и развитию творческих, артистических способностей. Также в ходе игры ребёнок, испытывая эмоциональную отзывчивость, сопереживает сказочным героям.

Анализируя структуру и содержание индивидуальной и подгрупповой организованной образовательной деятельности, я пришла к выводу, что можно с помощью технологии РИР (рука-игра-речь) оптимизировать коррекционно-развивающий процесс за счёт синтеза в логопедических играх сразу двух важных задач (по развитию мелкой моторики рук и коррекции звукопроизношения), которые являются друг для друга активизирующим и вспомогательным средством. С этой целью мною была разработана серия игр и игровых пособий.  Кроме экономии времени, эти игры позволяют мне в совместной деятельности объединить детей с коррекцией как одинаковых, так и разных звуков.

Хочу познакомить вас с клик-клак-технологией и деревянной игрушкой-головоломкой, у которой несколько названий: змейка, бегунок, лестница Иакова, клик-клак, перекидушка. Эта игрушка помогает развить у детей не только моторику рук и логическое мышление, а также при проговаривании стихотворения ещё речь и память.

Бывает степаэробика, аквааэробика и даже велоаэробика, а я хочу вам представить технологию логоаэробики – это сочетание артикуляционных и танцевальных движений. Логоаэробика – это моя находка нейропсихологического упражнения для межполушарного взаимодействие и активизации у детей разных психических процессов.

Одно из любимых занятий многих детей – это раскрашивание картинок. В ходе него ребёнок пополняет свои знания о форме и цвете объекта. При раскрашивании развивается мелкая моторика и кисть руки, что напрямую связано с развитием речи дошкольника, а также с успешным освоения навыка письма. Раскрашивание развивает усидчивость, наблюдательность, самостоятельность и внимание. Раскраски — путь в мир изобразительного искусства и творчества. Они помогают развивать у детей художественный вкус.

В этом году в Санкт-петербургском издательстве «Детство-Пресс» вышло мое пособие, состоящее из серии логопедических раскрасок под названием «Умный карандаш». Данные логораскраски помогут в работе по активизации и конкретизации словаря детей.

Технология речевых развлечений – это система специальных методов и приёмов закрепления речевых умений и навыков в досуговой деятельности. Праздники и развлечения в детском саду – это важная и нужная часть педагогического процесса, одна из стадий обучения, воспитания и развития детей. Это торжество, которое объединяет детей, педагогов, родителей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Особенностью речевых праздников и развлечений в группах детей с тяжелыми нарушениями речи является то, что они несут серьезную речевую нагрузку. В праздничной эмоционально-позитивной, раскрепощенной обстановке ребенок с большим удовольствием общается, развивая свою речь. Речевые праздники и развлечения полезны для повышения речевой самооценки ребенка, осознания у него необходимости правильной речи, закрепления пройденного речевого материала.

На речевых праздниках и развлечениях решаются задачи по развитию не только самой речи, но и других высших психических функций (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления). Проблемная ситуация, с которой сталкиваются дети на развлечении, стимулирует их на поиск способов ее решения. Особое внимание уделяется развитию интереса и внимания к родному языку, его красоте и благозвучию, лингвистического мышления, повышения уровня языковой компетентности, развитию познавательных интересов детей. Рассказывая стихотворения, загадывая загадки, участвуя в различных сценках, дети учатся выразительности, развивают свои артистические способности.

Актуальна и воспитательная сторона речевых развлечений. В зависимости от темы у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, доброта и сопереживание, бережное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к людям разных профессий и т.д.

Тематика праздников и развлечений охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Каждое мероприятие посвящено определенной лексической теме, уже изученной детьми. Мероприятия соответствуют периоду и сезону обучения, возрасту и уровню речевого развития детей.

Речевые праздники и развлечения проводятся в различных формах: прогулка, путешествие, квест-игра и т.д.

К речевым праздникам и развлечениям предъявляются следующие требования:

- речевой основой становится то, что готовили с детьми специалисты детского сада и родители дома;

- максимальная активность родителей и детей;

- программа мероприятия не знакома детям в полном объеме;

- исключается проведение общих репетиционных занятий, на которых дети многократно повторяют свои роли (это поможет сохранить свежесть восприятия праздника);

- организация смены видов деятельности;

- наличие динамичности развлечений;

- создание положительного эмоционального фона мероприятий;

- мероприятие проводится во второй половине дня.

Хочется отметить неоценимую помощь и участие родителей в подготовке и проведении данных мероприятий. Включение родителей в коррекционно-логопедическую работу является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка с речевыми нарушениями. Совместная деятельность по организации и проведению речевых праздников и развлечений позволяет родителям овладеть необходимыми педагогическими знаниями и умениями, увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с педагогами, и с родительской общественностью в целом. Выступая на развлечениях в определенной сказочной роли, родители беседуют с детьми, активизируют их речь с помощью наводящих вопросов, тем самым примеряя на себя и роль педагога.

Закончить я хочу словами нашего выдающегося психолога Л.С. Выготский: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Одним из главных задач в работе с дошкольниками является  работа над речевым  развитием детей. Этот процесс  обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний,...

План работы воспитателя по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»

План работы охватывает все разделы развития речи: звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....

"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....

Презентация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Кроме традиционных речевых задач (формирование звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание уделяется:• владение речью как средством об...