«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
методическая разработка
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Как известно, профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, и направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 115.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад «Сказка»
п. Ивня Белгородской области
Мастер - класс
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Составитель: Бабынина Е. В.
2024 г.
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные –
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Галактионова К.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий».
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Как известно, профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, и направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребенка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в практике используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является игра, которая является одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Кинорежиссер Григорий. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «я».
А сейчас, предлагаю вам ряд игр, которые вы можете применить в своей педагогической деятельности.
Игра «Волшебная палочка»
Участники стоят в кругу и передают по кругу мяч из рук в руки, при этом ведущий называет профессию, а участники быстро называют предмет, который относится к этой профессии. Например: доктор – градусник.
Учитель – доска, мел, учебник…
Строитель – кирпич, каска…
Музыкант – ноты, скрипка…
Шофер – машина, руль, рычаг…
Продавец – касса, деньги…
Банкир – деньги…
Швея – иголка, нитки…и т.д.
Фармацевт – лекарство.
Парикмахер – ножницы, краска .
Повар – кастрюли, ножи.
Стюардесса – самолёт, пассажиры.
Игра «Что зашифровано»
Воспитатель предлагает угадать, что зашифровано в словах по первой букве слов.
пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.
(ПРОФЕССИЯ)
Игра «Угадай-ка»
Коллеги ответьте на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
#1053;а чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
#1051;юбимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
#1050;акой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкену? (велосипед)
#1042;о что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
#1053;а чем летал старик Хатабыч? (На ковре-самолёте)
#1051;ичный транспорт Бабы-яги (Ступа)
#1053;а чем приехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
#1053;а чем катался Кай? (На санках)
#1042; чем плыли по морям царица с младенцем в «Сказке о царице Султане»? (В бочке)
Игра «Профсловарь»
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.
#1058;еатр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
#1041;елый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
#1055;равопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).
#1043;азета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)
#1071;сли, детский сад, игра, прогулка
Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.
Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их
по способу использования.
Материал: волшебный мешочек, различные атрибуты для различных профессии.
Ход: дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска,
нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности.
Игра «Соедини пословицу»
Пословицы разрезаны на две части и предложены участникам. Тот стол, кто быстрее соберет, зачитывает пословицы.
- Если нет охоты- мало толку и работы.
- Дело мастера боится.
- Кто ловок в труде- кует счастье себе.
- Тот человек в почете, чьи руки в работе.
- Труд кормит, а лень портит.
- Сделал дело-гуляй смело.
- От труда здоровеют, а от лени болеют.
- На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Главное, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Тренинг «Рука судьбы»
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
У меня в руках волшебный мешочек, каждый из Вас достает листочек и читает название.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится нам всем!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
(ответы педагогов)
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Как вы думаете?
Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Разминка.
«Мир профессий»
Трактор водит –. (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку –. (машинист, (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил –. (маляр, (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал –. (столяр, (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел –. (монтер, («Фонарики»)
В шахте трудится –. (шахтер, (Топают ногами)
В жаркой кузнеце –. (кузнец). (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
Игра «Самая – самая»
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят.
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая смешная (клоун, пародист...)
7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.
Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям, а использование театрализованной деятельности в ранней профориентации нам в этом поможет.
Уважаемые коллеги, спасибо всем за внимание! Надеюсь, тема моего мастер-класса была актуальной и интересной для Вас. Если вы считаете, как и я, что данный материал доступен, интересен и имеет для детей профориентационную направленность, то нарисуйте на воздушном шарике смайлика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
Задачи с интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие. Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...
Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....