Актуальный педагогический опыт: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»
материал
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apo_demirbekova_s.k.docx | 117.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Демирбекова Сусана Кафлановна
МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»
Актуальный педагогический опыт:
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»
Автор опыта:
Демирбекова Сусана Кафлановна,
воспитатель
п. Ровеньки
2024
Содержание:
Информация об опыте ……………………………………………………………3
Технология описания опыта ……………..………………………………………8
Результативность опыта ………………………………………………………...11
Библиографический список …………………………………………………….13
Приложения к опыту ………………………………….………………………...14
РазделI
Информация об опыте
- Условия возникновения и становления опыта
Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области». Детский сад посещают 85 воспитанников, функционирует 6 возрастных групп.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации развивающей предметно-пространственной среды ребенок испытывает радость от труда.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Таким образом, очень важно в период дошкольного возраста особое внимание уделять ранней профориентации дошкольников.
С целью выявления отношений родителей к вопросу ранней профориентации ребёнка, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей (Приложение №1).
Результаты анкетирования указывают на компетентность родителей в этих вопросах.
Они осознают актуальность ранней профориентации ребенка дошкольного возраста, правильно понимают свою роль в этом вопросе. Большая часть родителей создают для ранней профориентации своего ребенка соответствующие условия.
В 2021 году проведена диагностика на выявление уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях по методике Е.И. Медвецкой «Что такое профессия», с целью исследования уровня сформированности представлений у детей о профессиях. Результаты исследования показали, что 20% дошкольников имели высокий уровень сформированности представлений у детей о профессиях, 50% – средний уровень и 30% – низкий уровень. Исходя из результатов диагностики, было отмечено, что у детей в основном преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о профессиях. В связи с этим возникла необходимость повышения уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
1.2. Актуальность опыта работы
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.
Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
В выступлениях руководителей нашего государства неоднократно подчеркивалась необходимость в популяризации рабочих профессий. Премьер-министр России Дмитрий Медведев отметил: «Нужно повышать престиж профессионального труда, престиж работы у станка, престиж работы вообще любого профессионального труда». Чтобы результаты данной работы были продуктивны, необходим комплексный подход всех общественных организаций и институтов.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как: ИКТ технологии, ТРИЗ технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, доброжелательные технологии, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Поиск форм такого обучения говорит о том, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает использование в работе Кругов Луллия.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена важностью решения проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия.
Обнаружены противоречия связанные с необходимостью ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью использования технологий, методов, приёмов и средств, способствующих его развитию.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия.
1.4.Длительность работы над опытом
Вся работа над опытом была разделена на три этапа:
I этап – аналитико-диагностический (2021г.): изучались и анализировались психолого-педагогические источники по выбранной проблеме; определялись критерии и показатели уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях; была проведена диагностика по определению уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях. (Приложение №2).
II этап – практический (2021-2024г.г.), была проведена работа по выбранному направлению (проведение занятий, индивидуальная работа с детьми, консультации с родителями, создание предметно-развивающей среды).
III этап – аналитико-обобщающий (2024г.): проведение итогового мониторинга, систематизация материала и обобщение.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста реализуется в процессе занятий, самостоятельной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй.
1.6.Теоретическая база опыта
В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:
Ранняя профориентация - (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности [6. 13.]
Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Ведущая деятельность на данном этапе – сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений.
Профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к существованию [6. 12.]
Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, Иванчик Людмила Николаевна, Мезинова Юлия Александровна - 5 - стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов [6. 15.]
Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. [8. 57.]
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги как Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин. В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. [8. 57.]
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Но авторы, в основном, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессии.
Н. С. Пряжников пишет: «…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…». [8. 57.]
Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
По мнению автора, эффективной технологией в реализации профориентационного направления является ТРИЗ-технология.
Автор опыта считает, что из множества методов, которые включены в технологию ТРИЗ, наиболее эффективным является использование метода Кругов Луллия. Круги Луллия - это загадочные круги, которые можно использовать для изучения различных профессий и орудий труда, а также значимости тех или иных людей разных профессий для окружающих.
Использование Кругов Луллия как эффективного метода в работе по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста позволяет:
-Обогатить знания детей о профессиях. Они получают представления о трудовых функциях людей, орудиях труда, инструментах.
-Закрепить представления детей о профессиях взрослых.
-Развить творческое воображение и речь детей.
-Развить познавательную активность.
-Обогатить активный словарь.
-Развить связную речь.
-Позволяет детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
1.7. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы по использованию Кругов Луллия в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, направленной на допрофессиональное самоопределение дошкольников, выявление способностей, склонностей ребёнка, которые в дальнейшем помогут с определением профессии.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Материалы опыта могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Раздел II
Технология описания опыта
2.1 Постановка целей и задач
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Создать условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников.
- Раскрыть роль Кругов Луллия в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать систему работы по ранней профориентации старших дошкольников посредством использования Кругов Луллия.
- Углубить представления детей о разнообразии профессий.
- Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей.
- Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.
- Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.
- Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса основана на работе по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия. Так как это процесс длительный и сложный, положительный результат достигается только системной работой (занятия, игры, практическая деятельность и совместная деятельность с родителями)
(Приложение №3).
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе занятий, в процессе самостоятельной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе совместной деятельности с семьёй.
2.3 Описание содержания обучения
Работа по ознакомлению с профессией включает беседы о данной профессии, просмотр презентаций. Дети знакомятся с названиями профессий, местом работы людей конкретной профессии, знакомятся с материалом, инструментами, орудием для труда, форменной одеждой, трудовыми действиями, личностными качествами людей конкретной профессии. А также знакомятся с результатами труда и его пользой для общества. Организуются встречи с людьми разных профессий в рамках технологии «Гость группы». Полученные знания закрепляются детьми в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх.
В группе оборудован центр по ранней профориентации. В развивающей предметно-пространственной среде Круги Луллия занимают важное место, т.к. работа с Кругами Луллия способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений творчески мыслить. Использование Кругов Луллия направлено на допрофессиональное самоопределение дошкольников, выявление способностей, склонностей ребёнка, которые в дальнейшем помогут с определением профессии.
Автором опыта подбираются и разрабатываются различные профориентационные игры, которые направлены на знакомство детей, как с традиционными профессиями, так и с современными:
- «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- «Кому, что нужно для работы?»;
- «Строитель»;
- «Швейное ателье»;
- «Кондитер»;
- «Повар»;
- «Дизайнер интерьера»
Каждая игра – это комплекс задач, которые ребёнок выполняет с помощью Кругов Луллия. Умело подобранные задания, учат ребёнка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое, творческое мышление, внимание, навыки устной речи, воображение. Таким образом, задача знакомства детей с профессиями через Круги Луллия подразумевает подготовку ребёнка к тому, чтобы он в своё время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идёт о профессиональном самоопределении.
Так, например, в игре «Строитель» на первом кругу расположены материалы для постройки дома: кирпич, дерево, спрессованная глина, газобетон. Это даёт детям возможность знакомиться с предметом, увидеть цвет. Ребёнок выбирает материал, из которого он хочет построить свой дом. Дальше он выбирает, какой он будет формы и крышу дома.
Игра «Швейное ателье» развивает творческое и конструктивное мышление. На первом кругу расположены реальные предметы ткани, которые используются для пошива одежды. Это даёт возможность детям тактильно ознакомиться с предметами. Второй круг – это вид одежды, а третий круг – украшения для одежды.
Игра «Кондитер» включает: первый круг – вид продукта: печенье, торт, кекс, булочка и т.д. Второй круг: различные кондитерские добавки – ваниль, какао, мускатный орех, имбирь, корица. Третий круг: различные украшения для выпечки.
Игра «Дизайнер интерьера»: первый круг представлен комнатами. На втором круге расположена мебель. Третий круг содержит предметы для украшения интерьера комнаты. Дети должны определить, какая мебель подходит для той или иной комнаты и должны выбрать подходящие предметы для украшения интерьера комнаты.
Для работы с Кругами Луллия автором опыта используются разные варианты игр:
1. Подбор соответствия. Дети крутят круги и соединяют их стрелкой-распределителем в соответствии с профессией и инструментом, помогающим человеку в работе. После чего называют профессию, инструмент, а также действия, которые они выполняют с помощью него.
2. Элемент случайности в установке колец. Дети крутят круги и соединяют их стрелкой-распределителем в случайном порядке. После чего называют всё необходимое для данной профессии и рассказывают, необходим ли элемент, выбранный по принципу случайности, а также место работы.
3. Игра на развитие творческого воображения. Дети крутят круги и соединяют их стрелкой-распределителем в любом порядке на своё усмотрение. После чего называют профессию и всю сопутствующую информацию. Главное в этом варианте - дать детям возможность пофантазировать.
Игры дают возможность детям почувствовать себя творцом. Работа с Кругами Луллия продолжается во время конструирования, где дети с лёгкостью делают заданную постройку дома. На занятии по рисованию дети рисуют, сколько может быть в доме комнат, какая мебель там находится. Рисуют эскизы новой и необычной одежды. На занятии по лепке, аппликации дети создают новый вид пирожного.
Систематически с родителями проводятся беседы, консультации о важности ранней профориентации дошкольников, даются рекомендации по данному направлению. Родителям рекомендуется играть с детьми в такие игры с Кругами Луллия как «Расскажи историю» (Нужно выбрать несколько кругов и предложить ребёнку придумать историю, используя объекты из этих кругов. Это помогает развить фантазию и навыки повествования), «Поиск общего» (Следует взять несколько карточек с изображениями предметов и попросить ребёнка определить, к какому кругу они относятся. После этого нужно обсудить, почему были сделаны такие выборы).
Для педагогов проводятся консультации, мастер-классы, даются рекомендации по использованию Кругов Луллия в работе с детьми по ранней профориентации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что немаловажное значение для развития детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома.
Проводимая работа показала, что создание оптимальных условий применения Кругов Луллия, позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для подготовки дошкольников к выбору будущих профессий.
Раздел III
3.1 Результативность опыта
Целенаправленная система в работе по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста способствует общему развитию старших дошкольников, формирует их личностные качества.
Для оценки деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста применялась диагностика по методике Е.И. Медвецкой.
В ходе проведения диагностирования были получены следующие результаты: высокий уровень составил 50%, средний -35% и низкий-15%.
Результаты, представленные в диаграмме, свидетельствуют о позитивной динамике развития профориентации дошкольников.
Использование Кругов Луллия позволило достичь следующих результатов:
- дети различают профессии по существенным признакам;
- называют важные качества представителей разных профессий;
- понимают роль труда;
- моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
- эмоционально – положительно относятся к трудовой деятельности и труду в целом.
Игры по ранней профориентации с использованием Кругов Луллия позволяют успешно решать задачи коммуникативного развития дошкольников, предоставляют ребёнку возможность самостоятельно проявлять инициативу, сотрудничество, умение делать правильный выбор.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Результат опыта:
- Были созданы условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников.
- Использован метод Кругов Луллия в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
- Разработана система работы по ранней профориентации старших дошкольников посредством использования Кругов Луллия.
- Углублены представления детей о разнообразии профессий.
- Созданы условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей.
- У детей развита творческая инициатива, познавательная активность, словарный запас по данному направлению.
- У детей сформирован элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.
- Расширены представления детей о труде людей разных профессий, дети увидели результаты труда, их общественную значимость.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы автор считает:
- информационные буклеты, содержащие описание и иллюстративный материал использования Кругов Луллия;
- совместная деятельность с детьми;
- мастер-классы:
- сайт ДОУ.
Раздел IV.
Библиографический список
1. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте : учебное пособие - СПб / Б. С.: Волков, Питер, 2018. - 272 с.
2. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет/ Воронова А. П., - М.: Детство-Пресс, 2017. - 384 с.
3. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т.В. Потапова. - М.: Сфера, 2015. - 64 с.
4. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 363 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16521-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535691 (дата обращения: 18.12.2024).
5. Кафтаськина, Я.М., Малеева Е.Н., Косырева Ж.М. Первые шаги в профессию//Методическое пособие по организации ранней профориентационной деятельности детей дошкольного возраста. - 2023. - 108 с.
6. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Конд рашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 52 с.
Приложения
Приложение №1 Анкетирование для родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников».
Приложение №2 Диагностика по определению уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях: «Знаешь ли ты профессии?»
Приложение №3 Занятия, игры, практическая деятельность и совместная деятельность с родителями
Приложение №1
Анкетирование для родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут воспитателям в дальнейшей работе с детьми! Для этого обведите кружком номер наиболее удовлетворяющего вас суждения.
Возраст ребенка_______________________________________________________________________
1. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
2. Образовательная деятельность в группе, где воспитывается Ваш ребёнок, удовлетворяет Ваши запросы к дошкольному образованию?
а) в полной мере б) частично в) совсем не соответствует вашим запросам
3. Беседуете ли вы со своим ребёнком о разных профессиях?
а) да б) нет в) стоит подумать
4. Рассказываете ли своей дочери (сыну) о своей профессии?
а) да б) нет
Профессии ваших родителей?
а) да б) нет
5. Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?
а) интересом к будущей профессии
б) своими возможностями и бюджетом семьи
в) возможностью профессионального роста и заработной платой
г) желанием помогать людям
д) желанием и возможностями своих родителей
е) продолжить семейную династию
ж) затрудняюсь ответить
6. К каким видам деятельности Ваш ребёнок проявляет наибольший интерес?
а) к деятельности в сфере экологии
б) к исследовательно-экспериментальной
в) к конструктивной деятельности
г) к художественно-эстетической деятельности
7. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребёнка?_________________________________
__________________________________________________________________
8. С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников? __________
__________________________________________________________________
9. Вы хотите, чтобы содержание и формы образовательной деятельности в ДОУ расширяли представления ребёнка о разных профессиях?
а) да б) считаю нецелесообразным в) затрудняюсь ответить
10. Как Вы считаете, раннее знакомство с миром профессий поможет ребёнку в профессиональном
самоопределении и скажется на его окончательном выборе профессии?
а) да, и я буду поддерживать его профессиональные стремления
б) нет, это просто плод его фантазии
в) затрудняюсь ответить
11. Какие литературные произведения, по вашему мнению, помогают знакомить дошкольников с разными профессиями?________________________________________________________________________________________________________________________
12. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами и принять активное участие в профориентации ребенка
(проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить г) стоит подумать
13. Нуждаетесь ли вы в дополнительной методической литературе по проблеме ранней профориентации дошкольников?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
14. Хотелось ли вам больше узнать о проблеме ранней профориентации дошкольников?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
В каких формах? __________________________________________________________________
15. Готовы, принять участие в открытых мероприятиях, экскурсиях, праздниках, вечеров-встреч, семейных выставках, краткосрочных проектах?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
16 Ваше мнение по проблеме ранней профориентации дошкольников_________________________
__________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие. Надеемся на сотрудничество!
Приложение №2
Диагностика по определению уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
«Знаешь ли ты профессии?»
1.Представитель какой профессии лечит животных?
а) врач; б) животновод; в) ветеринар.
2. Как называется профессия, представитель которой добывает уголь?
а) машинист; б) шахтер; в) водитель.
3. Кто обучает школьников основам разных наук?
а) учитель; б) воспитатель; в) библиотекарь.
4. Представитель какой профессии защищает Родину и охраняет границы?
а) пожарный; б) военный; в) полицейский.
5. Представитель какой профессии управляет автомобилем, возит людей и грузы?
а) машинист; б) шахтер; в) водитель.
6. Кто из работников магазина стоит за прилавком?
а) продавец; б) шахтер; в) водитель.
7. Кто готовит вкусные обеды?
а) пекарь; б) продавец; в) повар.
8. Представитель этой профессии лечит детей и взрослых:
а) ветеринар; б) врач; в) учитель.
9. Работник животноводства, специализирующийся на доении, это:
а) пастух; б) животновод; в) доярка.
10. Представитель этой профессии чинит краны, батареи и трубы в квартирах, на производствах:
а) слесарь; б) строитель; в) пожарный.
11. Представитель какой профессии возводит здания и сооружения?
а) технолог; б) строитель; в) инженер.
12. Специалист, занимающийся разведением и выращиванием животных:
а) животновод; б) врач; в) ветеринар.
13. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
а) художник; б) оформитель; в) маляр.
14. Чем занимается хлебороб?
а) печет хлеб; б) выращивает хлеб; в) сеет зерно.
15. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
а) строитель; б) чертежник; в) архитектор
- 12 баллов и больше – высокий уровень знаний о мире профессий;
- 8–11 баллов – средний уровень знаний о профессиях;
- 7 баллов и ниже – низкий уровень знаний о профессиях.
Приложение №3
Занятия, игры, практическая деятельность и совместная деятельность с родителями
Формы работы с родителями
по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.
При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей, направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность. Для этого надо:
- внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;
- формировать интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к окружающей действительности;
- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.
В статье 18 «Закона об образовании» говориться, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно предложить родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на свою работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или « Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и т.д.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Консультация для родителей на тему:
«Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Основная задача Базового компонента дошкольного образования: обучение детей навыкам самопознания через общение с людьми и практических взаимодействий с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я - и мир профессий, развитие компетентности старших дошкольников».
В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении задачи профориентации.
Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, повара, строителя, водителя, парикмахера, портного, продавца, педагога и т.д.).
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его таким, какой он есть. Современные дошкольники очень любознательны, их интересует всё. Они с удовольствием изучают энциклопедии. Их уже не устраивают обобщенные понятия и поверхностные знания. Многие уже используют различные интернет ресурсы, для получения новой информации. Дети начали раньше «взрослеть». И это реальность современного мира.
Узкость представлений о профессиях в дошкольном возрасте может затруднить профессиональный выбор в юности.
Не давая ребенку возможности реализовывать себя самостоятельно, мы обрекаем его на существование, а не на проживание интересной и насыщенной жизни.
Мы можем сменить отношение взрослых к детям: довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что взрослые так сказали. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать свое будущее.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям!
День родительских профессий. «Все профессии важны- все профессии нужны!».
Рассказ родителей о своей профессии с применением ИКТ.
Цель: Мотивация родителей к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
формировать интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к окружающей действительности;
- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.
Ход встречи: Доброе утро, уважаемые родители! Я рада, что вы сегодня к нам пришли. Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним, желание сделать их счастливыми.
Думаю, все со мной согласитесь, что страна детства - удивительна, в ней дети мечтают о своём будущем, например кем быть? Своей мечте воплотить в мир, сегодня ты врач, завтра банкир, и даже президент. Уже в возрасте 4 лет, ребёнок способен ответить на вопрос: Кем бы хотел быть? Поэтому дошкольный возраст, это подготовительный этап! для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе!
И поэтому мы пригласили вас, уважаемые родители на нашу встречу, чтобы вы рассказали детям о своей профессии.
Тема нашей встречи:
«Знакомство с профессиями наших родителей».
1.Пригласить маму воспитанника, которая нам расскажет о своей профессии. Поиграет с детьми. Послушав ее, может быть кто-то захочет в будущем выбрать такую профессию.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру: «Что для кого?»
Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для человека этой профессии нужно.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Художнику - кисти, мольберт, глина, краски.
Продавцу - весы, товар, фартук, касса, деньги…
Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…
Пожарному - каска, шланг, вода, огнетушитель.
Швее - ножницы, ткань, швейная машина, иголка.
Воспитателю - группа, прогулка, игра, книга.
Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.
Строителю - кирпичи, цемент, дверь, рама.
Парикмахеру - ножницы, фен, зеркало, расческа, заколки.
2.Выступление следующего родителя, который покажет видеоролик о своей профессии, расскажет, чем она занимается.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру: «Доскажи словечко»:
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книжки (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Красит стены нам (маляр).
Столы делает (столяр).
Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит (врач).
Лекарство выдаст нам (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
Нам печку сложит на зиму (печник).
Обслужит в поезде нас (проводник).
Потушит в миг пожар (пожарный).
На крайнем Севере работает (полярник).
С другого языка переведёт (переводчик).
Исправит кран (водопроводчик).
Часы чинит (часовщик).
Грузит краном….(крановщик).
Рыбу ловит (рыбак).
Служит на море… (моряк).
В машине возит груз (шофёр).
Хлеб убирает (комбайнёр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
Воспитатель: Как интересны и познавательны рассказы и видеоролики о профессиях наших родителей. Быть может, кто захочет стать архитектором, менеджером, тренером, мы будем очень рады.
А сейчас вспомним, какие еще профессии существуют в мире, поиграв в игру: « Подбери профессию на заданную букву»:
Задачи: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник
Игры по профориентации
для старших дошкольников
Игра «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.
Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».
Игра «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: Лампа, водитель, ножницы, Механик, липа, сталевар, яблоко, токарь, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, шахтер, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, контролер, шутка, солнце, полевод, голова, берег, чертежник, роща, бухгалтер, самовар, геолог, пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, пулеметчик, коньки, маляр, бутерброд, обрыв, судья, улыбка, совесть, инженер, мороз, огонь, глина, скульптор, толстяк, летчик, агроном, океан, космос.
Игра с мячом «Назови профессию».
(Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
Педагог: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Игра «Угадай, кто я?».
Педагог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?».
(Дети стоят по кругу, взрослый по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).
Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я стираю, глажу… прачка.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я делаю прививки … медсестра.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я кую железо … кузнец.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я сочиняю стихи … поэт.
Я управляю оркестром … дирижер.
Я ставлю пьесы … режиссер.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я проектирую дома … архитектор.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
Я варю сталь … сталевар.
Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.
Игра «У кого какой инструмент?»
Педагог: а давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?»
Молоток – (у столяра)
Кисть – (у маляра, у художника)
Шприц – (у медсестры, ветеринара)
Рубанок – (у плотника)
Мел – (у учителя)
Ножницы – (у парикмахера, у портного)
Расческа – (у парикмахера)
Иголка – (у портного)
Палитра – (у художника)
Указка – (у учителя)
(лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)
Игра «Кто так говорит?».
Кому добавки? (Повар)
Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
Как вас постричь? (Парикмахер)
Приятного полета! (Стюардесса)
Урок окончен. (Учитель)
Игра - соревнование «Подбери признак».
Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки).
Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
(парикмахер, повар, врач, милиционер).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Самолётом правит (лётчик)
В школе учит нас (учитель)
Строит здания (строитель)
Стены выкрасил (маляр)
Песни нам поёт (певец)
Торговлей занят (продавец)
От болезней лечит (врач)
Потушит в миг пожар (пожарный)
Рыбу ловит нам (рыбак)
Служит на море (моряк)
В машине груз везёт (шофёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Все, кто знает - молодец!
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Игра «Что делает человек, который работает…»:
Грузчиком – грузит разные грузы
Строителем - …
Экскаваторщиком -…
Воспитателем - …
Электриком - …
Сварщиком - …
Хирургом - …
Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли ходьба на месте
В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны
В самолёте полетали - покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль»
Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем
А теперь на стройке мы ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях
Раз- кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх
Строим дом мы, посмотри! соединить прямые руки над головой
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.
Ребята, какие профессии и действия вы запомнили? (ответы детей)
Игра «Хлопай -топай»
Я буду называть слова-профессии, так вы хлопайте, а если я назову что-то лишнее – топайте.
(Машинистка, лодырь, пианист, обжора, милиционер, почтальон, хулиган, продавец, жадина, библиотекарь)
- Какие слова вам не понравились?
- Правильно, эти слова не относятся к профессиям, они характеризуют плохие качества человека.
Игра «Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
Игра «Профессии».
Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Материал: Не требуется.
Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров.
Ход игры:
Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.
-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
- Повар!
- Водит машину...
-Водитель! и т.п.
Игра «Угадай по результату профессию».
Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии.
Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности.
Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).
Игра «Определи по предмету профессию».
Цель: учить называть профессию, в которой предмет используется.
Материал: половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток.
Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы, которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.
Игра «Что лишнее?».
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Материал: четыре картинки с изображением предметов – помощников.
Ход игры: воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Игра «Найди ошибку».
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение замечать ошибку.
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.
Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Игра «Подбери профессию на заданную букву»
На столе разложены буквы алфавита. Каждый участник команды подходит к столу, выбирает букву и называет на нее профессию.
А - аптекарь, архитектор, артист, агроном,
Б - библиотекарь, бухгалтер,
В - ветеринар, водитель, врач,.
Г – грузчик, геолог, гримёр,
Д - дирижёр, дрессировщик, доярка,.
Е - егерь,.
Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,.
З - закройщик, зоолог,.
И - инженер, инкассатор, искусствовед,.
К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар,
Л - лётчик, лектор
М - маляр, машинист, менеджер, механик,
Н - нотариус, навигатор,.
О - официант, оптик,.
П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,.
Р - радист, разведчик, рыбовод,.
С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь,
Т - телеграфист, токарь, технолог, товаровед,.
У - учитель, укладчик, укротитель
Ф - фармацевт, фотограф,.
Х - художник, хореограф, хлебороб
Ч - часовщик,.
Ш - швея, шофер, штукатур,.
Э - электрик, экономист, эксперт,
Ю - юрист, ювелир,.
Я - языковед.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры.
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Ход игры.
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование конструктора LEGO в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Использование ЛЕГО конструктора на музыкальных занятиях...
Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов
Данная статья даёт ответ на вопрос: "Как ориентировать дошкольника в профессии?"...
статья на тему: Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития....
«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»
Статья на тему «Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов» МБДОУ "Детский сад № 24"г. Новороссийск...
«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»
laquo;Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»...
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....