Педагогический совет: "Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению"
консультация
Целью данного педагогического совета является рассмотрение проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, возможности построения доверительных отношений педагога и родителей на основе максимально полного изучения семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_subekt_obrazovatelnyh_otnosheniy.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему:
«Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению».
Цель: рассмотреть проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, возможности построения доверительных отношений педагога и родителей на основе максимально полного изучения педагогами семьи.
Задачи:
- изучение конкретных приёмов работы педагогов при знакомстве работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
- выяснение запросов и ожиданий родителей (законных представителей) воспитанников;
- оказание необходимой помощи родителям (законным представителям).
I. Вступительное слово.
Современное законодательство закрепляет ответственность за жизнь, воспитание и образование ребёнка за родителями (законными представителями). Перед образовательной организацией, в свою очередь, ставятся задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности.
Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) как основу для оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагога в становлении гармоничной личности дошкольника. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе способствует созданию оптимальной социальной ситуации развития детей.
Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной потребности ребёнка – в общении (прежде всего в любви и внимании), - которая выражается и как познавательная активность.
Таким образом, задача педагога ДОО – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности, обеспечения всестороннего развития и социализации дошкольника, воспитания здорового и счастливого ребёнка.
В соответствии с современными требованиями педагог образовательной организации должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для формирования детско-взрослых сообществ, эффективного сотрудничества с родителями.
Однако, как показывает практика, данное направление профессиональной деятельности является для воспитателя одним из самых сложных. В качестве причин, как правило, называют нежелание родителей идти на контакт, высокую степень их занятости, завышенные требования семьи по отношению к педагогам, конфликтность, а подчас и агрессивность родителей.
Данные причины можно назвать объективными, но даже в этом случае профессиональные и должностные функции педагога остаются обязательными для выполнения, а значит, необходимо найти пути преодоления указанных трудностей.
II. Формы знакомства с семьёй.
Одной из первоочередных проблем, на решение которой необходимо направить усилия, является создание обстановки взаимного доверия между педагогами, дошкольниками и родителями. Основа взаимного доверия – общение, в котором наиболее значимым является отношение к человеку как к партнёру-исполнителю и как к источнику информации. Причём аспекты эти необходимо рассматривать в качестве обязательных как для педагога, так и для родителей.
Первым этапом данной работы должно стать знакомство. Педагогу необходимо изучить семью воспитанника, а семье – познакомиться с педагогом, который станет в период посещения ребёнком детского сада значимым для него человеком.
В современной психолого-педагогической науке существует немало способов знакомства с семьёй: опрос, анкета, наблюдение, всевозможные проективные методики. Приведём несколько примеров.
Устоявшейся в практике современных педагогов формой первичного знакомства является анкетирование, позволяющее получить важные сведения (Приложение 1):
• о составе и типе семьи, её образовательном и социально-экономическом уровне, о воспитательном потенциале родителей;
• об особенностях развития ребёнка;
• о приоритетных взглядах родителей на вопросы воспитания и образования своего ребёнка;
• об ожиданиях по отношению к образовательной организации.
Более традиционным и менее формальным является использование такой формы знакомства с семьёй, как родительское сочинение на тему «Мой ребёнок». На одной из первых встреч воспитатель может предложить мамам и папам написать сочинение в свободной форме, не предъявляя особых требований к его форме, объёму, содержанию. Приведём в качестве иллюстрации диагностических возможностей данной формы знакомства выдержки из двух сочинений.
Из сочинения … «Мой маленький ангелочек»: Жила-была на свете маленькая девочка. Мама и папа её очень любили. И звали девочку Танюша… Так начинается рассказ о моей дочке. Она родилась чудным ребёнком: «загорелая», с огромными голубыми глазами. Мы назвали её в честь бабушки, папиной мамы. Все всегда её баловали… Этот маленький человечек всегда готов был помочь: принести телефон, газету, что-то убрать, выбросить… Сейчас, когда она подросла, её характер «набирает обороты»: она такая же добрая, как и раньше, но появились и другие черты. Есть у Танюши один небольшой «пунктик»: она болтушка и из-за этого медленно ест, одевается и раздевается. Иногда кажется. Что она ленится, но на самом деле она просто любит поговорить. Она готова подсказать другим, что и как надо делать, не замечая, что сама делает всё наоборот… Не всегда Танюше удаётся вести себя правильно, но она у нас умница и любимица! Мы все её крепко любим!
Из сочинения … «Мой сын»: Качества моего сына:
Агрессивность. Защищается, когда его обижают. В обиду себя не даёт. В два-три года агрессивности не проявлял, на площадке никого не бил, не кусался, не щипался. Был спокойный, но упрямый…
Эмоциональность. Способен испытывать сильные чувства и проявлять их к любимым людям. Может восхищаться, восторгаться, сравнивать себя с «эталонной» личностью, любимым героем (Бэтмен, Человек-Паук), любит подражать им…
Самостоятельность. В незнакомом месте один остаётся с опаской и недоверием. Умеет обслуживать себя по возрасту, но «благодаря» чрезмерной опеке часто ленится.
Сверактивность. Находится постоянно в движении, не умеет ждать, суетлив, нервно обкусывает губы, когда волнуется, непоседлив…
Трудности в обучении. Легко отвлекается, непоседлив, мешает другим детям своим поведением, охотно провоцирует детей…
Упрямство. Становится капризным и упрямым, если что-то не получается так, как он хочет. Обижается на критике по отношению к его работе.
Содержание сочинений, безусловно, будет представлять ценную информацию, благодаря которой воспитателю легче понять особенности ребёнка, взгляды родителей на многие вопросы воспитания и развития, а возможно. И выявить некоторые проблемы.
Следует помнить и о такой форме знакомства с семьёй, как наблюдение в различных ситуациях:
• как общаются родители с ребёнком в утренние часы, когда приводят его в группу;
• как проходит встреча ребёнка с родителями вечером;
• как общаются родители со своими детьми в процессе совместных мероприятий, организуемых педагогом (праздники, развлечения, конкурсы, соревнования, акции и др.).
Большими диагностическим возможностями обладает сюжетно-ролевая игра «Семья», на которую дошкольник проецирует опыт внутрисемейных, родительско-детских отношений. По тому, как ребёнок исполняет выбранную роль, воспитатель может определить, какие типичные способы взаимодействия между собой и/или с ним предпочитают родители, какие методы педагогического воздействия применяют в семейном воспитании.
Выбирая способ знакомства с семьёй, следует помнить, что не все родители готовы к откровенности.
Для таких родителей следует предусмотреть возможность анонимной подачи информации, например, так называемый почтовый ящик, в котором родители могут оставить вопросы, мнения, замечания, пожелания. Такая информация также является ценным информационным материалом для воспитателя, заинтересованного в доверительном контакте.
III. Интерактивные приёмы в общении с родителями.
Существуют и интерактивные приёмы получения диагностической информации, которые можно применять в ходе непосредственного общения с родителями на мероприятиях. Приведём несколько примеров.
Круг шеринга (от англ. sharing – деление, разделение) – форма быстрого получения обратной связи в неформальной обстановке. Данная форма заимствована из технологии психологического тренинга и предполагает проговаривание в кругу своих вопросов, ожиданий или переживаний. Кроме того, круг шеринга способствует созданию более неформальной обстановки, к примеру, перед началом родительского собрания.
Варианты проведения круга шеринга
• Можно предложить в такой форме поприветствовать друг друга в самом начале встречи и озвучить свои ожидания от неё. Например, воспитатель начинает круг словами: «Приветствую всех присутствующих! Давайте настроимся сегодня на доверительное общение и обмен полезной информацией по теме…», при этом можно передавать небольшой мячик или мягкую игрушку из рук в руки как символ права высказывания следующему участнику. Таким образом педагог получит информацию о том, в чём же заинтересованы родители, на чём необходимо сделать акцент. Можно раздать родителям листочки бумаги и предложить написать вопросы по теме встречи. Например, если речь пойдёт о семейном воспитании, вопрос может быть таким: «Основная цель семейного воспитания – это…»; если тема встречи – подготовка к школе – вопрос можно поставить так: «Готовность к школе – это…» и т.д. Затем листочки необходимо собрать и вопросы проанализировать. Таким образом, воспитатель будет иметь обобщённое представление о взглядах родителей на обсуждаемую проблему.
Игра «Ассоциации». Педагог может получить ценную для себя информацию по интересующей теме, поиграв, к примеру, в ассоциации на тему «Дошкольник».
Порядок проведения игры
Педагог. Дорогие папы и мамы, давайте начнём нашу встречу с игры. Я буду начинать предложение, а вы – продолжать. Прошу вас давать варианты, которые приходят на ум первыми, долго не задумываясь, - так игра получится более динамичной и интересной.
Вопросы к игре «Ассоциации» на тему «Дошкольник»
• если дошкольник – это постройка, то он…
• если дошкольник – это цвет, то он…
• если дошкольник – это музыка, то он…
• если дошкольник – это геометрическая фигура, то он…
• если дошкольник – это кинофильм, то он…
• если дошкольник – это настроение, то он…
Характер и содержание родительских высказываний могут о многом рассказать.
Содержание таких высказываний в сочетании с их эмоциональной окраской, мимикой, жестами отвечающего может свидетельствовать об отсутствии либо наличии сложностей в супружеских или родительско-детских отношениях, каких-либо проблем у самого ребёнка или непосредственно у родителя.
Данную игру можно провести и по другим темам, например, «Семья».
Игру «Скульптура семьи» можно провести в начале встречи с родителями в качестве разминки и способа снятия эмоционального зажима. Воспитатель предлагает разделиться на подгруппы (по 3-4 человека) и подготовить задание на тему «Скульптура семьи», не озвучивая при этом особых требований или ограничений; единственное требование – «скульптура» не говорит, т.е. показывая её, участники ничего не озвучивают. Вариант: показать ситуацию типичного семейного конфликта.
«Список покупок».
Педагог. Дорогие папы и мамы, начинается учебный год, в течение которого мы с вами вместе будем заниматься воспитанием и обучением наших детей. У всех нас могут быть разные представления о том, что важно в этом процессе, на что следует обратить больше внимания. Давайте попробуем сейчас сформулировать всё это. А чтобы нам было интереснее, сделаем это в игре – представим, что пришли в супермаркет. Чтобы ничего не забыть, составим список «покупок», за которыми мы пришли. Как вариант, можно ранжировать список, выделив в нём самое важное, важное, второстепенное.
Например:
• самое важное: обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, его физического, познавательного и речевого развития;
• важное: обучение ребёнка письму, чтению, счёту;
• второстепенное: обучение рисованию и лепке.
Каждый родитель самостоятельно составляет и отдаёт педагогу свой список «покупок». Полученный материал воспитатель после встречи тщательно анализирует и в соответствии с информацией выстраивает дальнейшую личностно-ориентированную стратегию взаимодействия с семьями воспитанников.
IV. Формы самопрезентации педагога.
В начале статьи мы сказали о взаимном доверии как непременном условии эффективного сотрудничества педагога с семьёй. Следовательно, и родитель должен иметь возможность познакомиться с педагогом, который работает с его ребёнком, узнать его ценностные установки, понимание целей и задач воспитания дошкольника. Рассмотрим наиболее приемлемые формы самопрезентации педагога.
Портфолио педагога. Это может быть папка, в которой собрана информация о педагоге (воспитателе). Примерное содержание портфолио:
• сведения об образовании и повышении квалификации;
• сведения об интересах и увлечениях, любимых писателях и поэтах, книгах;
• сведения о профессиональных достижениях (публикации, награды, благодарности, в том числе от родителей детей предыдущих выпусков);
• эссе на тему «Моё призвание», «Моя любимая профессия» и т.п.;
• подбор фотографий из профессиональной практики, демонстрирующих особенности работы педагога, его профессиональные интересы.
Персональный сайт или страничка педагога в интернете примерно с таким же содержанием. Преимущество данной формы в том, что на сайте педагога может быть создана страница для обсуждения каких-либо вопросов (чат, форум); форма для вопросов и отзывов (обратная связь).
V. Мероприятия для родителей по интересам.
Мероприятия для родителей по интересам, не связанные с педагогическим процессом, направленные на организацию неформальных встреч с родителями. Например:
• клуб любителей рукоделия;
• вечер поэзии;
• клуб знатоков кулинарии;
• вечер «Мои увлечения»;
• клуб любителей культурных походов.
Объединяя родителей в небольшие подгруппы по интересам, педагог создаёт дополнительные возможности для неформального общения, в которого они ближе знакомятся.
VI. Итог педагогического совета.
И наконец, применяя перечисленные выше приёмы знакомства с семьёй, педагог сам не должен быть наблюдателем, оценивающим происходящее со стороны. В ходе игр нужно проявлять заинтересованность, активность и желание сотрудничать. Например, в игре «Ассоциации» после того, как выскажутся все родители, добавить: «А вот у меня возникла такая ассоциация…»; или, после сбора родительских записей в ходе составления списка «покупок», зачитать свой список. Такой подход, безусловно, поможет педагогу создать атмосферу взаимного доверия, направить сотрудничество в нужное русло, а значит, избежать недопонимания, конфликтов и других деструктивных проблем.
Источники:
- Гладкова Ю. Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению. Дошкольное воспитание, 2, 2018.
- Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Леви В.Л. Нестандартный ребёнок, или как воспитывать родителей. М.: Книжный клуб 36.6, 2017.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства //Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
- Холостова Е.И., Шинина Т.В. Социально-психолгическая устойчивость семьи в современной России: Монография. М.: Дашков и К., 2017.
- Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт. М.: Просвещение, 2014.
Приложение
Анкета для родителей «Будем знакомы!»
I. Общие сведения
1. Фамилия, имя ребёнка______________________________________________
2. Дата рождения ребёнка______________________________________________
3. Ф.И.О. папы, дата рождения, контактные данные______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ф.И.О. мамы, дата рождения, контактные данные______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сведения о составе семьи: есть ли дедушки, бабушки, братья, сёстра, их возраст______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сведения об образовании и профессиональной деятельности членов семьи_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Дополнительные сведения
- Как вы ласково называете ребёнка дома?_________________________________
- Есть ли у него отдельная комната?______________________________________
- Есть ли у ребёнка друзья во дворе, среди соседей?_________________________
- Легко ли он вступает в контакт со сверстниками?__________________________
- В какие игры предпочитает играть ваш ребёнок дома?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Участвуете ли вы в играх своего ребёнка?________________________________
- Какие игрушки предпочитает ваш ребёнок?________________________________________________________________________________________________________________________________
- Любит ли ваш ребёнок, чтобы ему читали книги?__________________________
- Часто ли вы читаете ребёнку?__________________________________________
- Бывают ли случаи, когда ваш малыш увлекается каким-либо занятием, что его не видно и не слышно?________________________________________________
- Если да, то что это за занятие?__________________________________________
- О каких семейных традициях вы хотели бы рассказать?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какова, на ваш взгляд, роль семьи в воспитании и развитии ребёнка?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какова, на ваш взгляд, роль образовательной организации в воспитании и образовании ребёнка?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изучаете ли вы педагогическую литературу о воспитании, обучении?________
- Какие индивидуальные особенности ребёнка, на ваш взгляд, важно учесть в процессе его пребывания в детском саду? (особенности поведения, общения со сверстниками; аллергические реакции, пищевые предпочтения, особенности засыпания, другое)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....
Ярмарка педагогических идей по взаимодействию участников образовательных отношений
¢На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании...
ДОКЛАД " Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным (субъектом) образовательных отношений "
Детский сад - это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в нем дети получают навыки социальной жизни, учатся взаимодействовать с другими детьми узнают много нового и готовятся к школе.От тог...
Статья в сборник ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПОИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ "Формирование молодого родителя как субъекта образовательных отношений"
Молодые родители...
Анкета для родителей «О запросах субъектов образовательных отношений»
Анкета«О запросах субъектов образовательных отношений»...
Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»
В свете последних событий происходящих по всему миру, когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...
"Особенности работы педагога ДОУ с субъектами образовательных отношений в условиях удалённого режима"
О дистанционной работе в детском саду....