Статья в сборник ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПОИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ "Формирование молодого родителя как субъекта образовательных отношений"
статья
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО РОДИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
С признанием значимости развивающего образования педагогическое сообщество стало уделять большое внимание проблеме создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, образовательной организации, семьи и социума. Данная проблема актуализируется тем, что ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации образовательной среды для реализации образовательной программы дошкольного образования. Среди главных составляющих образовательной среды ФГОС определяет характер взаимодействия ребенка со взрослыми, при этом говоря о необходимости обеспечения открытости дошкольного образования и создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Основополагающая роль семьи в воспитании ребенка признавалась с момента зарождения педагогической мысли, так древнегреческий философ Демокрит говорил, что благомыслие отца - лучшее наставление детям, а Аристотель утверждал, что дети до семи лет должны воспитываться в семье. Воспитательную роль родителей отмечали русские писатели - педагоги К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Советские педагоги Н.К. Крупская и А. С. Макаренко писали о необходимости взаимодействия семьи, школы и детского сада. Идеолог современного дошкольного образования Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
В работах современных ученых и педагогов – практиков В.В. Богатыревой, О.Е. Веннецкой, О.А. Лакеевой, К.В. Жуковой, О.В. Солодянкивой раскрываются вопросы включения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
Идея реализации представленного ниже опыта основана на исследованиях эффективности семейного клуба, как формы сотрудничества детского сада и семьи, О.В. Караблиной и Н.Б. Полковниковой, И.А. Старовойтовой, Н.П. Панковой, Г.Н. Кузнецовой, и других.
Проблема вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, обозначенная в публикациях актуальна и для Шадринского района.
Опрос педагогов показал, что основной сложностью своей работы они считают нежелание родителей (законных представителей), а именно отцов участвовать в образовательной деятельности ДОУ. Большинство родителей оценивают себя потребителями услуги, а не субъектами образовательных отношений, как это требует современное законодательство об образовании и ФГОС ДО.
Попыткой решения, выше обозначенной актуальной проблемы, является семейный клуб «Клуб РОСТ» (родители, объединенные совместным творчеством), который создан и реализуется на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Краснозвездинский детский сад «Ручеек» Шадринского района Курганской области.
Цель «Клуба РОСТ»:
Организация социального партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников для привлечения их в образовательную деятельность.
Задачи «Клуба РОСТ»:
1. Обеспечение преемственности семейного воспитания и образовательной деятельность ДОУ.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в то числе и отцов в образовательную деятельность.
4. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Работа по привлечению в образовательную деятельность родителей (законных представителей) ведётся в следующих направлениях и формах работы:
1. Информационно - аналитическое направление.
Данное направление представлено двумя формами работы:
- очная форма – беседы с родителями (законными представителями);
- заочная форма – «Почта доверия».
«Почта доверия» - коробочка, в которую родители (законные представители) могут опустить анонимное письмо с вопросом или волнующей их проблемой.
На основе информации, полученной с использованием данных форм, планируется работа в следующих направлениях.
2. Информационно - консультативное направление.
Помимо решения конкретных психолого-педагогических проблем родителей данное направление способствует общему повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
Данное направление также представлено двумя основными формами работы:
- очная форма – индивидуальные и групповые консультации;
- заочная форма – публикация консультаций на сайте ДОУ.
3. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых организована в следующих формах:
- участие родителей (законных представителей) в непосредственно образовательной деятельности. Педагоги активно привлекают пап к участию в физкультурных занятиях («Армейская тренировка», «Будем сильными, здоровыми», и досуговых мероприятиях («Зарница», «Мама, папа, я – дружная семья»);
- участие родителей (законных представителей) в организации развивающей предметно-пространственной среды и подготовке материалов для непосредственно образовательной деятельности. В подготовительной группе прошло занятие с участием папы воспитанника, который познакомил ребят с изготовлением скворечников из различных подручных материалов. Также папы оказывают огромную помощь в ремонте и благоустройстве участка и групповых помещений.
- совместные прогулки.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей (законных представителей) и педагогов.
4. Обмен опытом
Очень важное направление работы, для осознания родителя как субъекта образовательных отношений, стимулирования творческого подхода родителей (законных представителей) к воспитанию детей.
Обмен интересными находками, результатами своего творчества, организован посредствам участия родителей (законных представителей) и педагогов в группе «Малышарики» ВКонтакте.
В клубе есть родители, имеющие интересные хобби. Например, один из пап увлечен созданием макетов электроинструментов для своего сына. Вместе с ним они провели мастер-класс для других детей и их родителей (законных представителей).
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им
- научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка;
- достичь позитивной открытости по отношению к педагогам, воспитанникам и родителям (законным представителям), к своей личности;
- объединить усилия педагогов, родителей (законных представителей) и детей с целью реализации проекта.
Интересные идеи для проектов рождаются благодаря совместному общению педагогов и родителей (законных представителей). Так после проведения непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием конструктора «ЛЕГО», некоторые папы изъявили желание создать проект, направленный на логическое нестандартное мышление.
В период реализации семейного клуба был проведен повторный опрос педагогов, который показал, что попытка решить проблему социального партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников оказалась успешной. Родители (законные представители) стали больше интересоваться жизнью своих детей в стенах детского сада, а также принимать активное участие в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"...
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 6, 2013 год "Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"
"Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"...
ДОКЛАД " Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным (субъектом) образовательных отношений "
Детский сад - это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в нем дети получают навыки социальной жизни, учатся взаимодействовать с другими детьми узнают много нового и готовятся к школе.От тог...
Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"
Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекц...
Анкета для родителей «О запросах субъектов образовательных отношений»
Анкета«О запросах субъектов образовательных отношений»...
Педагогический совет: "Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению"
Целью данного педагогического совета является рассмотрение проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, возможности построения доверительных отношений педагога и родителей ...
Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"
В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...