Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
статья
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»
С.А. Макаренко
Скачать:
Предварительный просмотр:
Великжанина Ю.А., старший воспитатель
Шарова Е.Ю., педагог-психолог, Мокрова Е.В., воспитатель,
МБДОУ № 28 г. Канск
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов ДОУ
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки»
Теодор Рузвельт
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, но в соответствии с современными нормативно-правовыми документами: Закон «Об образовании», Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников, Профессиональный стандарт педагога, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, его социальной и профессиональной позиции.
Ориентируясь на Региональную целевую модель наставничества и на национальный проект «Образование», в нашем ДОУ второй год реализуется проект по наставничеству «Путь в профессию».
Цель данного проекта - оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном и личностном становлении, формировании активной позиции, как работника, владеющего специальными умениями в данной деятельности.
Анализ кадрового потенциала нашего ДОУ позволил выделить две категории педагогов, которым необходима была помощь по вхождению в профессию: 1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей (1 педагог); 2. Начинающие педагоги, прошедшие курсы переподготовки (3 педагога). Таким образом, и возникла необходимость в разработке данного проекта, поскольку начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители и администрация ДОУ ожидают от них быстрой адаптации в работе и профессионализма.
Работа по проекту «Путь в профессию» осуществлялась через классическое наставничество, где наставник передает свои знания и контролирует результат работы; и приоритетное взаимодействие, где руководитель и педагоги поддерживают наставляемого как равного и оценивают эффективность изменений в его работе.
В помощь начинающим педагогам были определены педагоги-наставники. Педагог-наставник – это педагог со стажем работы от 3-х лет, имеющий первую или высшую квалификационную категорию. В его обязанности входило осуществление педагогической поддержки и совершенствование уровня освоения трудовых действий наставляемого в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и требованиями образовательной организации. Параллельно с педагогом – наставником сопровождение начинающего педагога осуществляли педагоги-помощники и узкие специалисты.
Организация помощи наставникам и начинающим педагогам по выстраиванию взаимодействия, развитию творческого потенциала отводится старшему воспитателю. Ее работа направлена на ознакомление педагогов с нормативной документацией ДОУ, с ООП, АООП, документацией, сопровождающей работу воспитателя, организацией анализа и самоанализа ОД с детьми, особенностями организации образовательной деятельности с детьми разного возраста в ДОУ. Для этого старший воспитатель совместно с педагогом-психологом посещали занятия, присутствовали во время режимных моментов и игровой деятельности, наблюдая и анализируя тем самым организацию воспитательно-образовательного процесса.
Также старший воспитатель организует методическое сопровождение педагогов-наставников. И в данном случае он выступает в роли координатора деятельности, т.е. оказывает им консультативную методическую помощь, контролирует отчетную документацию педагогов-наставников.
Реализация проекта проходила по трем этапам. 1 этап – диагностический (сентябрь 2020г.). На этом этапе изучали имеющиеся педагогические знания, и уточнялась степень практической подготовленности педагогов. Педагогом – психологом изучалась личность начинающих педагогов, выявлялись положительные, отрицательные свойства характера, было проведено анкетирование на определение модели взаимодействия воспитателя с детьми по методике М.В. Крулехт.
Для изучения личностной сферы молодого педагога использовались следующие методики: 1. Определение педагогической позиции педагога, основанное на самостоятельной оценке черт характера . 2. Тест для молодого воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) на определение его педагогической стрессоустойчивости. 3. Тест Г. Айзенка (Шайгородский Ю.Ж. «Точка отсчета») используется с целью определения совместимости педагогов для кадрового подбора в группу. 4. Тест фигур, предназначен для выявления типологии личности.
Таким образом, проблемы, выявленные педагогом-психологом позволили определить направления работы с начинающими педагогами. Прежде всего, это неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки отсюда и страх выступления перед коллегами; неуверенность в общении с родителями; проблемы, связанные с ведением документации; организация работы с «трудными» детьми; присутствие тревожности за жизнь и здоровье детей.
На практическом, втором этапе (октябрь 2020 – апрель 2021гг.) применялись разнообразные формы и методы работы с начинающими педагогами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Работа осуществлялась через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий личностного роста, на развитие невербальных форм общения, мозговых штурмов, круглых столов, семинаров-практикумов; ролевых и деловых игр. Данный этап длится в течение всего учебного года.
Кроме того, на втором этапе педагоги - наставники продолжают посещать занятия начинающего педагога и наблюдать за его взаимодействием с детьми. Здесь важно отмечать положительные моменты в его работе, чтобы сделать их опорой для дальнейшего движения вперед. После каждого посещения проводится детальный анализ.
На этом же этапе начинающие педагоги были привлечены к посещению открытых городских мероприятий, методических объединений воспитателей, к подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний, консультаций и конкурсов для детей на уровне ДОУ, участвовали в организации РППС как в группе, так и на прогулочном участке детского сада.
Педагог – наставник оказывает помощь в создании и ведении портфолио, которое дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении начинающего педагога в процессе наставнической деятельности; проводит консультирование по организации режимных моментов; осуществляет помощь в составлении и реализации плана-конспекта ОД; проводит контроль за организацией режимных моментов; оказывает помощь в составлении отчета о проделанной работе и повышает профессиональную компетенцию молодого педагога личным-примером.
На 3 аналитическом этапе подводился сбор и анализ результатов работы начинающих педагогов, педагогов – наставников, педагога – психолога, а также итоги работы по эффективности реализации этапов проекта «Путь в профессию».
В конце учебного года старший воспитатель, педагог-психолог и педагог-наставник проанализировали результаты работы, тем самым отследили динамику профессионального роста молодого педагога, наметили перспективы дальнейшей работы с ним. Дальнейшая работа педагога-психолога заключается в поиске новых интересных форм и методов работы с молодыми воспитателями.
С помощью анкетирования на третьем этапе был определен рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику начинающий педагог провел самоанализ своей деятельности за учебный год, который позволил ему увидеть свой профессиональный рост, и определить оставшиеся проблемы в своей работе.
Таким образом, новизна нашего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей у начинающих педагогов, и как показывает практика дает положительные результаты: наши начинающие педагоги быстро адаптировались к работе в ДОУ, справились с неуверенностью в собственных силах, наладили успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, появилась мотивация к дальнейшему самообразованию, раскрыли свою индивидуальность. Это четко прослеживается в информационной карте педагогов. Педагоги принимали участие в организации и проведении утренников, развлечений, конкурсов для детей на уровне ДОУ; в командных Краевых интеллектуально-творческих состязаниях «Культурный полиатлон»; городских соревнованиях «Эстафета здорового образа жизни» (2 место); муниципальном туристском Слете педагогов и обучающихся; муниципальном этапе конкурса «Мой лучший урок», совместно с педагогами – наставниками принимали участие в городских методических объединениях. Главная значимость проекта заключается в том, что все начинающие педагоги продолжают работать в нашем ДОУ до настоящего времени.
Библиографический список
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М.В., Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО. М.: ТЦ Сфера, 2017
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
Наставничество как форма повышения квалификации и становления профессиональной позиции молодых педагогов
Статья посвящена работе с молодыми педагогами...
Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....
«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»
Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...
Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»
ГМО Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»...
Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...
Мастер – класс«Наставничество, как фактор становленияпрофессиональной деятельности молодых специалистов в ДОУ»
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Цель наставничества в ...