Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikzhanina_yu.a._sharova_e.yu_._mokrova_e.v.statya.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Великжанина Ю.А., старший воспитатель,
Шарова Е.Ю., педагог-психолог,
Мокрова Е.В., воспитатель,
МБДОУ № 28 г. Канск
НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, но в соответствии с современными нормативно-правовыми документами: Закон «Об образовании», Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников, Профессиональный стандарт педагога, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, его социальной и профессиональной позиции.
Ориентируясь на Региональную целевую модель наставничества и на национальный проект «Образование», в нашем ДОУ второй год реализуется проект по наставничеству «Путь в профессию».
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Таким образом, цель данного проекта - оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном и личностном становлении, повышение компетентности педагогов как работников, владеющих специальными умениями в данной деятельности.
Проведя анализ кадрового потенциала нашего ДОУ выделили две категории педагогов, которым необходима была помощь по вхождению в профессию: 1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей (1 педагог); 2. Начинающие педагоги, прошедшие курсы переподготовки (3 педагога). Таким образом, и возникла необходимость в разработке данного проекта, поскольку начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители и администрация ДОУ ожидают от них быстрой адаптации в работе и профессионализма.
Работа по проекту «Путь в профессию» осуществляется через классическое наставничество, где наставник передает свои знания и контролирует результат работы; и паритетное взаимодействие, где руководитель и педагоги поддерживают наставляемого как равного и оценивают эффективность изменений в его работе.
В помощь начинающим педагогам были определены педагоги-наставники. Педагог-наставник – это педагог со стажем работы от 3-х лет, имеющий первую или высшую квалификационную категорию. В его обязанности входило осуществление педагогической поддержки и совершенствование уровня освоения трудовых действий наставляемого в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и требованиями образовательной организации. Параллельно с педагогом – наставником сопровождение начинающего педагога осуществляли педагоги-помощники и узкие специалисты.
Организация помощи наставникам и начинающим педагогам по выстраиванию взаимодействия, развитию творческого потенциала отводится старшему воспитателю. Работа направлена на ознакомление педагогов с нормативной документацией ДОУ, с ООП, АООП, документацией, сопровождающей работу воспитателя, организацией анализа и самоанализа ОД с детьми, особенностями организации образовательной деятельности с детьми разного возраста в ДОУ. Для этого старший воспитатель совместно с педагогом-психологом посещают занятия, присутствуют во время режимных моментов и игровой деятельности, наблюдают и анализируют организацию воспитательно-образовательного процесса.
Также старший воспитатель организует методическое сопровождение педагогов-наставников. И в данном случае он выступает в роли координатора деятельности, т.е. оказывает им консультативную методическую помощь, контролирует отчетную документацию педагогов-наставников.
Реализация проекта проходила по трем этапам. 1 этап – диагностический (сентябрь 2020г.). На этом этапе изучали имеющиеся педагогические знания, и уточнялась степень практической подготовленности педагогов. Педагогом – психологом изучалась личность начинающих педагогов, выявлялись положительные, отрицательные свойства характера, было проведено анкетирование на определение модели взаимодействия воспитателя с детьми по методике М.В. Крулехт. Для изучения личностной сферы молодого педагога использовались следующие методики: 1. Определение педагогической позиции педагога, основанное на самостоятельной оценке черт характера . 2. Тест для молодого воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) на определение его педагогической стрессоустойчивости. 3. Тест Г. Айзенка (Шайгородский Ю.Ж. «Точка отсчета») используется с целью определения совместимости педагогов для кадрового подбора в группу. 4. Тест фигур, предназначен для выявления типологии личности.
Таким образом, проблемы, выявленные педагогом-психологом позволили определить направления работы с начинающими педагогами. Прежде всего, это неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки отсюда и страх выступления перед коллегами; неуверенность в общении с родителями; проблемы, связанные с ведением документации; организация работы с «трудными» детьми; присутствие тревожности за жизнь и здоровье детей.
На практическом, втором этапе (октябрь 2020 – апрель 2021гг.) применялись разнообразные формы и методы работы с начинающими педагогами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Работа осуществлялась через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий личностного роста, на развитие невербальных форм общения, мозговых штурмов, круглых столов, семинаров-практикумов; ролевых и деловых игр. Данный этап длится в течение всего учебного года.
Кроме того, на втором этапе педагоги - наставники продолжают посещать занятия начинающего педагога и наблюдать за его взаимодействием с детьми. Здесь важно отмечать положительные моменты в его работе, чтобы сделать их опорой для дальнейшего движения вперед. После каждого посещения проводится детальный анализ.
На этом же этапе начинающие педагоги привлекаются к посещению открытых городских мероприятий, методических объединений воспитателей, к подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний, консультаций и конкурсов для детей на уровне ДОУ, участвуют в организации РППС как в группе, так и на прогулочном участке детского сада.
Педагог – наставник оказывает помощь в создании и ведении портфолио, которое дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении начинающего педагога в процессе наставнической деятельности; проводит консультирование по организации режимных моментов; осуществляет помощь в составлении и реализации плана-конспекта ОД; проводит контроль за организацией режимных моментов; оказывает помощь в составлении отчета о проделанной работе и повышает профессиональную компетенцию молодого педагога личным-примером.
На третьем аналитическом этапе проводится сбор и анализ результатов работы начинающих педагогов, педагогов – наставников, педагога – психолога, а также итоги работы по эффективности реализации этапов проекта «Путь в профессию».
В конце учебного года старший воспитатель, педагог-психолог и педагог-наставник анализируют результаты работы, тем самым отслеживают динамику профессионального роста молодого педагога, намечают перспективы дальнейшей работы с ним. Дальнейшая работа педагога-психолога заключается в поиске новых интересных форм и методов работы с молодыми воспитателями.
С помощью анкетирования на третьем этапе определяется рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику начинающий педагог проводит самоанализ своей деятельности за учебный год, который позволит ему увидеть свой профессиональный рост, и определить оставшиеся проблемы в своей работе.
Новизна нашего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей у начинающих педагогов, и как показывает практика, дает положительные результаты: наши начинающие педагоги быстро адаптировались к работе в ДОУ, справились с неуверенностью в собственных силах, наладили успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, появилась мотивация к дальнейшему самообразованию, раскрыли свою индивидуальность. Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды.
Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.
Библиографический список
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение. М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М.В., Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО. М.: ТЦ Сфера, 2017
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
Наставничество как форма повышения квалификации и становления профессиональной позиции молодых педагогов
Статья посвящена работе с молодыми педагогами...
Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...
«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»
Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...
Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»
ГМО Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»...
Мастер – класс«Наставничество, как фактор становленияпрофессиональной деятельности молодых специалистов в ДОУ»
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Цель наставничества в ...