Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Направленность программы – естественнонаучная, позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_druzya_prirody.docx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета протокол от 20.05.2021 № 4 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом заведующего «Детский сад комбинированного вида «Радуга» от 21.05.2021 № 396 _________________Т.В. Кутузова |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юные друзья природы»
Направленность: естественнонаучная
Возраст: 4-7 лет
Срок реализации программы: 2 месяца
Составитель: Чуркина Наталья Васильевна,
старший воспитатель
г. Югорск,
2021год
Содержание
1 | Комплекс основных характеристик программы | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи программы | 5 |
1.3 | Планируемые результаты | 6 |
1.4 | Содержание программы | 7 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | 8 |
2.1 | Тематическое планирование | 8 |
2.2 | Условия реализации | 13 |
2.3 | Формы контроля | 14 |
Список литературы | 18 | |
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»[a][b]
Направленность: естественнонаучная.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, в том числе развитие интеллектуальных способностей через организацию летнего отдыха.
Контингент : дети дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет
Продолжительность реализации программы: 2 месяца.
Режим занятий: три раза в неделю по одному часу, всего 22 часа.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в группах.
Краткое содержание: программа состоит из одного образовательного модуля.
Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей 4-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Через предметное окружение, явления общественной жизни, знакомства с родным краем, миром живой и неживой природы, ребенок формирует первое представление картины мира, адаптируется и взаимодействует в этом мире. На занятиях используется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
- проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Направленность программы – естественнонаучная, позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Программа реализуется в летний период.
Актуальность.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. В результате наблюдения за деятельностью детей, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа".
Отличительные особенности программы определяется выстроенной моделью взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, в том числе учитывается и региональный компонент.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7 лет.
По продолжительности программа является краткосрочной.
Адресат программы
Программа адресована на детей 4-7 лет и соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Конвенцией о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа- Югры»;
- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО- Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ
(письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования
детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Программа направлена на создание условия для развития дошкольников, открывающей возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - создание благоприятных условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, в том числе развитие интеллектуальных способностей через организацию летнего отдыха.
Задачи:
1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной
системе.
2. Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
3. Учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы.
4. Научить моделировать мыслительные действия при познании и описании объектов и явлений живой и неживой природы.
5. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о
многообразии природного мира.
6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.3. Планируемые результаты
Целевые ориентиры программы «Юные друзья природы» базируются на положениях ДО:
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Принцип интеграции, реализуемый в программе, позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. В процессе образовательной по экологическому воспитанию одновременно решаются задачи других образовательных областей.
Образовательная область «Речевое развитие».
Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картины с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дети учатся устанавливать причинно –следственные связи между различными объектами и явлениями природы.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» задачи:
- воспитание моральных и нравственных качеств;
- знакомство с правилами поведения на природе;
- привлечение детей к посильному труду на природе.
Программа успешно интегрируется с образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно – творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Рассматривание картин художников помогает формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.
Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью
«Физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.
1.4. Содержание программы
В программе выделено четыре основных раздела, с которыми знакомятся дошкольники:
«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
«Многообразие растений и их связь со средой обитания»
«Жизнь растений и животных в сообществе»
«Взаимодействие человека с природой»
Методы реализации программы
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
-творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Направленность данной программы заключается в создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Данная программа поможет воспитанникам систематизировать, расширить и углубить знания по вопросам экологии.
Принципы организации деятельности детей
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 раздел «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека» | |||||
1. | Вода | 2 | 0,5 | 1,5 | Экспериментирование «Куда делась вода после дождика?» Викторина «Кто живет в воде?» |
2. | Воздух | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа на территории метеоплощадки |
3. | Почва и камни | 2 | 1 | 1 | Исследовательская деятельность «Почему земля кормит?» |
2 раздел «Многообразие растений и их связь со средой обитания» | |||||
1. | Путешествие по экологической тропе «В гости к деревьям» | 1 | 1 | Загадки | |
2. | «Лекарственные растения нашей местности – средства оздоровления организма человека» | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина «Зеленая аптека» |
3. | «Украсим Землю цветами» | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисование «На лугу» |
4. | «Где любят жить растения?» | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа – коллаж «Растения нашего округа». |
3 раздел «Жизнь растений и животных в сообществе» | |||||
1. | «Тайга как экосистема» | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы» |
2. | «Пруд, озеро, река как экосистема» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение «Рыбки в аквариуме» |
3. | «Подземные обитатели» | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение сказки «Дюймовочка» |
4. | «Цепочки в лесу» | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра «Кто где живет?» |
4 раздел «Взаимодействие человека с природой» | |||||
1. | «Наш дом - природа». | 1 | 1 | Беседа | |
2. | «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Квест-игра «Заповедный мир» |
3. | «Как животные помогают человеку?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление творческих рассказов (сказок) |
4. | «Как человек охраняет природу?» | 1 | 1 | Беседа. Дидактические игры | |
5. | Сказка «Сохраним нашу Землю» | 1 | 1 | Изготовление «жалобной книги природы» | |
ИТОГО | 22 | 9,5 | 12,5 |
Содержание учебного плана
Раздел 1 «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
Планомерная, целенаправленная работа по данной теме приведет: к формированию более широких представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, и способности к исследовательской деятельности подрастающего человека.
Тема 1 «Вода» (2 часа)
Формирование у воспитанников представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой
Тема 2 «Воздух» (2 часа)
Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться. Сформировать понятие о том, почему дует ветер.
Практическая работа на метеостанции.
Тема 3 «Почва и камни» (2 часа)
Дети знакомятся с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами. Земля - тёмная, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина – жёлтая (иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Из глины можно лепить разные фигуры. Песок – жёлтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, в ней есть питательные вещества, необходимые для них.
Раздел 2 «Многообразие растений и их связь со средой обитания»
Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.
Тема 1«В гости к деревьям» (1 час)
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, знают их названия, характерные признаки, особенности строения. Узнают, что растения живые существа, что для жизни, роста, созревания семян им нужны определённые условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут.
Тема 2 «Лекарственные растения» (1 час)
Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Тема 3 «Украсим Землю цветами» (1 час)
Расшить представление детей о способах, последовательности выращивания и ухода садовых цветов - воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к природе; прививать любовь к Родине.
Тема 4 «Где любят жить растения?» (2 часа)
Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа, и им необходимы определённые условия: питательная почва (земля), свет, вода, тепло, воздух. Эти условия им создаёт человек.
Раздел 3 «Жизнь растений и животных в сообществе»
Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
Тема 1 «Тайга как экосистема» (2 часа)
Тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом – в Сибири. В таёжном лесу мало кустарников, трав, потому что под густыми хвойными деревьями темно. Там много ягод – черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи.
Тема 2«Пруд, озеро, река как экосистема» (1 час)
Дети узнают, что пруд, озеро – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. В пруду пресная вода, там живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные, мелкие и крупные рыбы, лягушки. Рядом с прудом селятся водоплавающие птицы.
Тема 3 «Подземные обитатели» (1 час)
Дети получают представления о животных, черви и насекомые обитающих под землей. Знакомятся с их пользой для почвы. Условиями питания.
Тема 4 «Цепочки в лесу» (2 часа)
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Раздел 4 «Взаимодействие человека с природой»
Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения.
Тема 1«Наш дом - природа» (1 час)
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
совершенствовать умения детей выразительно читать стихи;
Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой. Беседа, чтение, просмотр видео, картин.
Тема 2«Мой родной край: заповедные места и памятники природы» (1 час)
Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Тема 3«Как животные помогают человеку?» (1 час)
Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность
Тема 4«Как человек охраняет природу?» (1 час)
Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.
Тема 5 Сказка «Сохраним нашу Землю» (2 часа)
Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесники), которые очищает лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костры.
Календарный учебный график (всего 22 часа)
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | июль | 19 | Беседа | 1 | «Наш дом - природа». | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | опрос |
2. | июль | 21 | Практическая деятельность | 1 | «Куда делась вода после дождика?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Экспериментирование |
3. | июль | 23 | Игра | 1 | «Кто живет в воде?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Викторина |
4. | июль | 26 | Игра-путешествие | 1 | «В гости к деревьям» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Загадки |
5. | июль | 28 | Новый материал | 1 | «Тайга как экосистема» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Опрос |
6. | июль | 30 | Практическая деятельность | 1 | «Мой любимый уголок природы» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Конкурс рисунков |
7. | август | 2 | Игра | 1 | «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Квест-игра |
8. | август | 4 | Новый материал. Беседа | 1 | «Где любят жить растения?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Дидактическая игра «Парочки» |
9. | август | 6 | Практическая деятельность | 1 | «Растения нашего округа». | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Творческая работа – коллаж |
10. | август | 9 | Игра | 1 | «Лекарственные растения нашей местности – средства оздоровления организма человека» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Викторина «Зеленая аптека» |
11. | август | 11 | Практическая деятельность | 1 | «Украсим Землю цветами» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Рисование «На лугу» |
12. | август | 13 | Интегрированное занятие | 1 | «Воздух» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Практическая работа на территории метеоплощадки |
13. | август | 16 | Интегрированное занятие | 1 | «Откуда ветер дует» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Практическая работа на территории метеоплощадки |
14. | август | 18 | Новый материал | 1 | «Цепочки в лесу» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Опрос, беседа |
15. | август | 20 | Игра | 1 | «Кто где живет?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Дидактическая игра |
16. | август | 23 | Интегрированное занятие | 1 | «Как животные помогают человеку?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Составление творческих рассказов (сказок) |
17. | август | 25 | Новый материал | 1 | «Пруд, озеро, река как экосистема» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Наблюдение «Рыбки в аквариуме» |
18. | август | 27 | Интегрированное занятие | 1 | «Как человек охраняет природу?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Дидактические игры |
19. | сентябрь | 1 | Новый материал | 1 | Почва и камни | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Составление рассказа по картинкам |
20. | сентябрь | 3 | Исследовательская деятельность | 1 | «Почему земля кормит?» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Беседа, опрос |
21. | сентябрь | 6 | Интегрированное занятие | 1 | «Подземные обитатели» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Беседа по мультфильму «Дюймовочка» |
22. | сентябрь | 8 | Итоговое | 1 | Сказка «Сохраним нашу Землю» | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» | Творческая работа |
2.2. Условия реализации
Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность образовательной организации.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательной организации: - старший воспитатель (2), воспитатели (38), инструктор по физической культуре (2), музыкальный руководитель (3).
Информационно-методическое обеспечение
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Ресурсное обеспечение программы
Аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, ноутбук, экран, проектор, фотоаппарат, телевизор, музыкальное оборудование, цифровой микроскоп, набор игр.
Помещения, необходимые для реализации программы:
- игровые комнаты;
- прогулочные участки;
- спортивный зал;
- музыкальный зал;
- спортивные площадки;
- метеоплощадка.
2.3. Формы контроля
Критерии эффективности реализации программы:
Для определения уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Которая позволяет определить уровень освоения программного материала. Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Диагностическая карта образовательного мониторинга по экологическому воспитанию в ______________ группе
№ | ФИ воспитанника | Экологическое представление о живой природе | Экологическое представление о неживой природе | Эмоциональное отношение к природе | Общий уровень | ||||
н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Примерные диагностические задания по экологическому воспитанию
Живая природа.
1. «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии и особенностях растительного мира.
Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
Чем дерево отличается от кустарника?
Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Для чего растениям нужна вода?
Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3
балла.
Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов
– 2 балла.
Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 33 – 54 баллов.
Средний уровень – 25 – 32 баллов.
Низкий уровень – 16 – 24 баллов.
2. «Животный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими? Как
они кормятся?
Каких животных, живущих в воде ты знаешь?
Какие животные живут в почве?
Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга».
Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3
балла.
Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов
– 2 балла.
Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 33 – 54 баллов.
Средний уровень – 25 – 32 баллов.
Низкий уровень – 16 – 24 баллов.
Неживая природа.
1. Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для отметки, карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для отметки и дается
задание отметить карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы
или пропустил некоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
2. Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой)
Вопросы:
1. Какие свойства песка ты знаешь?
2. Где и для чего человек использует песок?
3. Какие свойства камней ты знаешь?
4. Где и для чего человек использует камни?
5. Какие свойства воды ты знаешь?
6. Где и для чего человек использует воду
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой
природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое
баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют
объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при
определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные
характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего
они используются.
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных
признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания
выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные
вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может
аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой
природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно
аргументируя свой ответ.
Эмоциональное отношение к природе.
Методика "Радости и огорчения"
Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.
Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и
нравственные чувства.
Проведение исследования:
(проходит в 2 этапа)
- Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг»; В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:
1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?
2.Что тебя больше всего огорчило?
Обработка данных.
Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,
проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.
Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.
Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы.
Список литературы
Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Муниципальное дошк. образоват. учрежд. “Центр развития ребенка” дет. сад № 178 “Облачко”; Ульянов. пед. колледж № 1. Каф. пед. технологий. - Ульяновск, 2001. -107 с.
Владимирова Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы / под ред. Сидорчук Т. А., - Ульяновск, 2002
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - «Мозаика- Синтез», Москва, 2017 г.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Е.В. Соловьёвой.
http://mdou29kv.ucoz.ru/dokument/RP/rabochaja_programma_po_ehkologii.pdf
http://mdou_soln.kol.edu54.ru/files/1a3b9307-ca03-455b-b1ec-0e1d754b8f8a.pdf
https://detsad61.odinedu.ru/assets/img/detsad61/рабочая%20прогр.%20экология.pdf
[b]Полное название программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...
Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социальн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи природы» (Ознакомительный уровень)
Модульная программа по экологии для детей 5-7 лет, расчитанная на 1 год обучения. Программа направлена на экологическое воспитание с рннего детства, социализацию подрастающего поколения через исследов...