ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи природы» (Ознакомительный уровень)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Наталья Александровна Чернова

Модульная программа по экологии для детей 5-7 лет, расчитанная на 1 год обучения. Программа направлена на экологическое воспитание с рннего детства, социализацию подрастающего поколения через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации г.о. Самара

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ирбис» г.о. Самара

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные исследователи природы»

(Ознакомительный уровень)

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Ф.И.О., должность разработчика программы:

Чернова Наталья Александровна

педагог дополнительного образования

Самара, 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Помочь планете сегодня - спасти ее будущее

Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. Она дает человеку жизнь. Но зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиями как для окружающей среды, так и для самого человека. Заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой. Воспитание всесторонне развитой социально успешной личности, достойного гражданина своей страны не должно сводиться только к умственному развитию. Воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

Активное промышленное развитие не могло не привести к проблеме негативного воздействия технического прогресса на живую природу. Современная экологическая обстановка в городах требует изменения подхода к решению проблем, возникающих в плане благоустройства территории. Сегодня нужно честно сказать, что без развития экологической культуры подрастающего поколения невозможно дальнейшее гармоничное сосуществование человеческой цивилизации и мира живой природы. Необходимость всеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологического кризиса.

Экология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды - места жизни всего человечества.

Программа направлена на изучение природного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими и культурными растениями Самарской области, научатся изготовлению поделок из природного материала, узнают многое о лекарственных растениях родного края.

Программой предусмотрено изучение правил поведения в лесу, в парке, правил здорового питания, правил утилизации отходов. Все это пригодится обучающимся в жизни. Кроме того, они приобретут начальные знания и навыки для будущей профессиональной деятельности.

Осуществляется разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность обучающихся. Программа по изучению и исследованию природы, основам экологических знаний способствует широкому развитию творчества дошкольников посредством работы над мини-проектами, написания рассказов, экологических сказок, создания презентаций (с помощью родителей), оформления выставок рисунков и плакатов экологической направленности, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление кормушек для птиц и скворечников (с помощью старших) с соблюдением правильных размеров, участие в экологических акциях.

Важно научить детей осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране окружающей среды.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
  • Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од  «Об утверждении Правил персонифицированного дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
  • Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Закон Самарской области № 46-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» от 06.04.09 г.

Программа туристско-краеведческой направленности.

Новизна программы заключается в том, что

- она определяет и реализует эффективные пути совместной деятельности педагога, обучающихся, родителей и социальных партнеров по формированию целостной системы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста в оптимальной интеграции аудиторной и внеаудиторной работы профориентационной направленности с использованием исследовательской и проектно-творческой деятельности;

- по форме организации образовательного процесса она является модульной;

- содержит элементы дистанционного образования для перехода на него при необходимости в сложившейся ситуации во время учебного процесса.

Программа ориентирована на методичное, последовательное вовлечение обучающихся в работу над исследовательскими проектами и дальнейшее осуществление ими самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Программа предполагает развитие познавательных способностей обучающихся через обучение различным методам исследований в области экологии и проведение практических занятий на базе мини-экспесс лаборатории «Пчелка У» и ее модификаций.

Важная роль в программе отводится организации большого количества  экскурсий: фенологических экскурсий на пришкольном участке, на Аллее боевой и трудовой славы, экскурсий в парки и лесопарки города, на станцию юных натуралистов, в ботанический сад. Это укрепляет связь маленького человека с природой, рождает новые вопросы и дает ответы на них в результате исследовательской деятельности.

В программе уделяется большое внимание развитию и воспитанию в ребенке творческого начала, умению работать с различным видами природного материала.

Особенностью программы является индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным экологом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, постоянное взаимодействие с родителями, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности; организацию атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации; обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, образное, пространственное и эмоциональное мышление, внимание и наблюдательность, исследовательский интерес.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в будущей учебе, творчестве, в общении с друзьями. Дети учатся организовывать свое время, доводить начатую работу до конца, развивают усидчивость, сосредоточенность и умение целенаправленно заниматься.

Большое количество игровых форм занятий позволяет дошкольникам быстрее адаптироваться в коллективе, раскрепощено выражать свои эмоции, правильно формулировать мысли, запоминать правила поведения в природе.

Каждый обучающийся ведёт тетрадь, в которой отражается вся его работа на занятиях. Поощрением ребенку за хорошую работу на занятии является наклейка на рабочую тетрадь. В конце учебного года по количеству этих наклеек выбирается самый прилежный ученик.

Актуальность

Для решения экологических проблем нашему государству необходимы специалисты в области природоохранной деятельности очень высокого уровня. Но технический прогресс развивается такими ускоренными темпами, и окружающая нас природная среда постоянно меняется не в лучшую сторону, что общество не может ждать, пока будут обучаться специалисты и профессионалы в области экологии. Это образование необходимо начинать уже в детстве, систематически и системно давать обучающимся основы экологических знаний и развивать у них всевозможные направления экологической деятельности. Школы и детские сады не полностью обеспечивают функциональную экологическую грамотность учащихся. Изучение теоретических сведений в области экологии не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.

Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

И самое главное - это раннее экологическое воспитание, направленное на формирование у личности системы адекватных экологических представлений и здорового образа жизни. Что направлено непосредственно на благо самой личности. Ведь важнейшей характеристикой экологически грамотной и здоровой личности является ее психологическая включенность в мир природы, которая обусловлена существующей у нее системой экологических представлений. А это, в свою очередь, способствует развитию общества и процветанию нашего государства.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в основе программы лежит личностно-ориентированный подход, который основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В дополнительной общеразвивающей программе «Юные исследователи природы» используются инновационные и информационные технологии, которые способствуют усилению мотивации учебной деятельности, решению задач дизайнерского характера, успешному освоению способов поисковой деятельности и самообучения.

Важную роль в достижении целей обучения играет исследовательская и проектная деятельность. Обучающиеся сами выдвигают идеи, участвуют в разработке мини-проектов экологической направленности и в их реализации, что позволяет усилить познавательный интерес и творческую активность обучающихся.

Цель программы Содействие успешной социализации обучающихся средствами экологического образования через формирование исследовательских знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, используя проектно-творческую деятельность.

Задачи программы

Воспитательные:

  • реализовывать государственную политику в области патриотического, экологического воспитания детей и молодежи;
  • сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
  • содействовать нравственному, патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
  • сформировать у личности понимание единства человека и природы;
  • сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
  • сформировать ценностное отношение к природе малой Родины;
  • привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
  • повышать экологическую культуру обучающихся на основе трудового, духовно- нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий;
  • прививать любовь к труду посредством коллективно-творческой деятельности по озеленению учебного помещения и создания клумбы на пришкольном участке.

Развивающие:

  • развивать УУД обучающихся посредством совместной деятельности с педагогом и товарищами;
  • развить инициативу и творчество обучающихся через организацию социально значимой деятельности - благоустройство внутришкольной и пришкольной территории;
  • провести информационно-просветительскую работу по пропаганде экологической культуры обучающихся и родителей;
  • развить интерес обучающихся к исследованию предметов неживой природы, различных форм растений, произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарской области и некоторых представителей фауны;
  • создать условия для творческой проектной деятельности обучающихся;
  • повысить значимость экологического образования.

Образовательные:

  • создать условия для формирования и углубления экологических знаний обучающихся;
  • на основе литературных данных, Интернет-ресурсов и экскурсий изучить природные условия родного края;
  • изучить некоторых представителей животных нашего региона;
  • изучить различные формы растений, произрастающих на территории Самарской области, лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека;
  • изучить основы правильного питания и здорового образа жизни;
  • изучить редкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу и растения-эндемики самарского края;

Набор обучающихся в объединение «Экологи» на программу «Юные исследователи природы» осуществляется без предварительной подготовки, всех желающих изучать  и исследовать природу, закономерности ее развития, а также желающих развиваться в естественнонаучном направлении и быть полезными в этой области.

Возможна организация групп на базе групп в дошкольных учреждениях.

Дети дошкольного возраста очень открыты к окружающему миру, к его исследованию. Это очень хороший возраст для осмысленного восприятия явлений природы, взаимосвязей и взаимодействия объектов живой и неживой природы. Детям свойственны активность и разнообразие форм деятельности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, дети интересуются связями, существующими между предметами и явлениями. Достижения этого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается воображение, произвольное внимание, умение обобщать.

Применяется разноуровневый подход в силу разного возраста (в разновозрастных группах) и характеров обучающихся. Также ведутся индивидуальные занятия при подготовке участников различных конкурсов, конференций, выставок, концертов в учреждении и других мероприятий.

Применяется и система консультаций для детей, родителей и родителей вместе с детьми. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках программы являются педагог, обучающиеся и их родители, а также педагоги центра «Ирбис» и социальные партнеры. Их взаимодействие происходит на различных уровнях: межличностный индивидуальный уровень; уровень малой группы; уровень детского коллектива; уровень содружества с другими детскими коллективами; уровень Объединения.

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи природы» состоит из 3 модулей: «Разнообразие природы», «Природа самарского края», «Человек и Природа».

Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Модули по времени разделены неравномерно:

Первый модуль «Разнообразие природы» продолжается 4 месяца, с сентября по декабрь (включительно), состоит из 34 занятий по 2 академических часа (по 30 минут, учитывая дошкольный возраст обучающихся), всего – 68 часов.

Второй модуль «Человек и Природа» продолжается 3 месяца с января по март (включительно)  и состоит из 23 занятий по 2 академических часа (по 30 минут, учитывая дошкольный возраст обучающихся), всего – 46 часов.

Третий модуль «Природа самарского края» продолжается 2 месяца: апрель и май и состоит из 15 занятий по 2 академических часа (по 30 минут, учитывая дошкольный возраст обучающихся), всего – 30 часов.

Программа ориентирована на обучение детей от 5 до 7 лет. Возможен прием детей в возрасте 4 лет при опережающем интеллектуальном развитии ребенка (после собеседования педагога с ребенком и родителями).

Объём программы - 144 часа. Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость - 15 обучающихся в группе. Занятие длится 30 минут, 10 минут время на отдых.

Формы обучения. Форма организации деятельности групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная (при подготовке к концертам, конкурсам и выставкам).

Виды занятий — беседы, видео-просмотры, игры, флористический рисунок, проведение экскурсий, просмотр компьютерных презентаций и видеофильмов, изготовление поделок из природного материала, вторичная переработка отходов промышленности, наблюдения за растениями и животными, уход за растениями и животными, выполнение мини-проектов.

Прогнозируемые результаты

Личностные

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов и формирование личностного смысла деятельности;

- формирование представления о целостном, гармоничном развитии мира;

- формирование эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств, умения видеть красоту, чувствовать гармонию;

- формирование установки на активную гражданскую позицию, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, коллективной творческой деятельности;

- умение доводить работу до конца;

- адекватная оценка своей деятельности;

- умение формулировать свое мнение, объяснять его, отстаивать его с помощью логических аргументов самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в итоге рассуждения, обсуждения, соотносить их с самыми простыми, общими для всех людей правилами поведения (формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей);

- формирование духовно-нравственных качеств личности: щедрости, милосердия, эмоциональной отзывчивости, доброты, ответственности, терпения, усидчивости, трудолюбия, бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

- в предложенных ситуациях делать выбор, по какому направлению идти и какой поступок совершить (опираясь на правила поведения, законы природы и общечеловеческие ценности).

Метапредметные

Регулятивные

освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера;

- учиться самостоятельно делать свою работу;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- с помощью педагога и самостоятельно объяснять набор наиболее подходящих вариантов для выполнения какого-либо задания.

- учиться высказывать свое предположение (версию) при выборе возможных вариантов взаимодействия с природой;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные

- умение работать в коллективе;

- уметь слушать и слышать друг друга.

- донести свое мнение до других: слушать и понимать речь и замысел других;

- уметь договариваться о правилах общения со сверстниками и взрослыми, контролировать свое поведение и следовать общепринятым правилам и нормам.

Познавательные

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, исследовательскую деятельность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

- формирование умения осознанно работать, рассуждать, высказывать свое мнение.

Предметные

Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.

По окончании обучения обучающийся должен:

Знать:

- технику безопасности, правила поведения в образовательном учреждении, в различных общественных местах;

- правила поведения в различных объектах природы;

- методику проведения простейших исследований природных объектов и явлений;

- правил здорового питания и рационального использования продуктов;

- правил использования лекарственных растений;

- правил утилизации отходов;

- принципы построения взаимодействия со взрослыми людьми и со сверстниками при проведении групповых исследований природы;

Уметь:

- проводить определенные исследования объектов живой и неживой природы;

- делать выводы, оформлять и презентовать результаты проекта;

- ухаживать за комнатными растениями и растениями пришкольного участка;

- правильно выстраивать общение на экологическую тему со взрослыми людьми и со сверстниками;

- самостоятельно или с помощью взрослых изготавливать сувениры из различного, в том числе природного, материалов;

- вовлекать сверстников в природоохранную деятельность.

Критерии и способы определения результативности.

В работе по экологическому обучению и воспитанию большое значение имеет хорошо поставленный контроль.

Виды контроля: входная диагностика, промежуточный контроль, итоговая диагностика.

Методами отслеживания результативности являются педагогическое наблюдение, защита проектов, совместный просмотр выполненных работ и изделий, коллективное обсуждение с целью выявления лучших работ.

Данная программа предусматривает систематический контроль полученных знаний и умений по результатам проводимых в детском объединении выставок творческих работ обучающихся, проектов, фестивалей, конкурсов различного уровня, викторин. Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Предварительный контроль или входная диагностика - выявление исходного уровня обученности и развития детей для составления программы развития детей, плана работы. Проводится в форме самостоятельной работы, тестов и викторины.

Текущий контроль или промежуточная диагностика проводится с целью оценки качества освоения учащимися программы по итогам учебного периода (модуля или темы) в виде теста, викторины, игры. Это проверка выполненных заданий обучающимися, корректировка ошибок в деликатной форме, а также выбор наилучших работ для последующей их экспозиции и рекомендаций участия в конкурсах. Текущий контроль включает в себя совместный выбор педагога с детьми лучшей работы, выполненной на занятии и обсуждение критериев, по которым работа названа лучшей.

Итоговый контроль или итоговая диагностика - проводится с целью оценки качества и уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы и обобщения достижений обучающихся по завершении изучаемого курса.

Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля:

тест - комплекс стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности;

опрос - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы;

игра - вид осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе;

викторина - вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

В практике работы для определения уровня и качества достигнутого результата при освоении программы обучающимися в начале учебного года проводится вводное тестирование; после каждой темы устраиваются конкурсы, викторины или тестовые задания, критерии оценки которых, разрабатываются в совместной деятельности с обучающимися; в конце каждого модуля проводится обобщающее занятие с презентациями различных работ обучающихся и стендовая демонстрация достижений за прошедший период.

Мониторинг результативности программы ведется по следующим направлениям: - мониторинг уровня сформированности теоретических знаний и практических компетенций.

Для диагностики теоретических знаний используется опрос, викторины, игры, загадки, тесты, которые подбираются или составляются педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для диагностики практических умений и навыков (компетенций) используется проектная деятельность, конкурсы, экскурсии, участие в различных мероприятиях.

Дополнительным стимулом является наглядность результатов: после каждой победы в конкурсе вывешивается красочная информация с итогами. Лучшие работы обучающихся: фоторафии рисунков и поделок, экологические сказки публикуются на образовательных сайтах и порталах.

Еще одним стимулом к систематическим занятиям является возможность получения в конце учебного года приза и звания «Самого прилежного исследователя природы» по подсчетам наклеек на рабочих тетрадях обучающихся за хорошую работу на каждом занятии.

Дистанционный контроль

проводится в период невозможности очного общения в форме пересылки текстовых файлов с вопросами викторины и тестовыми заданиями, фото-, аудио- и видеофайлов  по электронной почте, в группе Viber, в Скайп, на страничке сайта педагога в постоянном контакте с родителями и при их непосредственной помощи. А также в виде обратной связи с использованием тех же ресурсов. Иногда целесообразно проводить обсуждение и решение некоторых вопросов по мобильному телефону, осуществляя связь с родителями обучающихся.

Дистанционный контроль, как и очный, включает в себя предварительный контроль, текущий контроль и итоговый контроль.

Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог совместно с психологом отслеживает начальные, промежуточные и конечные результаты обучения и развития детей по трём параметрам: интеллектуально-познавательному, творческому, эмоционально-поведенческому. Отслеживание результатов происходит с помощью следующих способов:

  • поурочное наблюдение за развитием детей;
  • система открытых занятий;
  • во внеурочное время:
  • тесты, опросы детей;
  • анкетирование, опросы родителей;
  • работа по индивидуальным запросам родителей.

Психолог проводит диагностику обучающихся и совместно с педагогом обсуждает полученные результаты и даёт рекомендации как педагогу, так и родителям.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса складывается по следующим блокам:

Психологический блок: диагностика личностных особенностей и творческих способностей. Тест: методика «Память на образы», «Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».

Социологический блок: социометрическая диагностика взаимоотношений ребенка в коллективе. Вопросник: «Кого бы из кружка ты хотел пригласить на свой  день рождения?» методика социометрия.

Воспитательный блок: диагностика воспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»

Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательной программы.

В результате реализации программы

Обучающиеся приобретут систему научных знаний о живой и неживой природе, закономерностях её развития, о негативных изменениях в природе в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; научатся проводить простейшие исследования в окружающей среде;

приобретут опыт использования методов биологической науки, проведения несложных экспериментов для изучения живых организмов.

У обучающихся будут сформированы убеждения

- о значении различных исследований природы в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- о взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Обучающиеся получат освоение социального опыта, погружения в экологические профессии, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста - игре, норм и правил общественного поведения.

У обучающихся сформируется готовность к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

Произойдет формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение формирования экологической культуры.

Разовьются важные качества личности:

- повысится гражданская позиция обучающихся;

- увеличится количество обучающихся желающих и умеющих работать в коллективе и брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности;

- обучающиеся приобретут навыки организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике;

- научатся планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

- повысится уровень культуры межличностных отношений;

- появится пакет творческих и социальных проектов.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания

Существуют традиционные и активные, инновационные методы. Но все они будут эффективными только на основе системно-деятельностного подхода к воспитанию. Наиболее действенным средством экологического воспитания является постоянно обновляющаяся разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Природоохранительная деятельность дошкольников играет особо важную роль. Она включает в себя:

- борьбу с мусором;

- изготовление кормушек и скворечников (с помощью взрослых) для птиц;

- подкормку животных и спасание животных, попавших в беду;

- предупреждение дурных поступков в природе и борьбе с ними, участие в акциях «озеленение кабинета»,  «озеленение участка»;

- улучшение качества окружающей среды (озеленение учебного помещения, создание клумбы на участке, прополку сорной травы, борьбу с порослью диких деревьев);

- пропаганду и разъяснение идей охраны природы (беседы с одногруппниками в детском саду, друзьями во дворе, родителями, взрослыми соседями, изготовление плакатов, выпуск стенгазет с рисунками и коллажем);

- сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);

- поиск способов вторичного использования упаковочных материалов для экономного использования природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей среды;

- участие в различных посильных исследовательских и творческих проектах и конкурсах экологической направленности.

 Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры дошкольников является единство их экологического сознания и поведения.

Направления, по которым осуществляется реализация программы:

I. Формирование экологической культуры детей

I.1. Экологическое просвещение

I.2. Социально значимая деятельность

I.3. Инновационная деятельность

I.4. Социальное партнерство

I.5. Развитие детской одаренности

II. Формирование профессиональных намерений воспитанников.

II.1. Профориентационная направленность

Все эти направления совместной деятельности детей и взрослых дают возможность формирования системы базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. (Концепция).

Без духовно-нравственного воспитания невозможно формирование полноценной личности, а значит и полноценного профессионала, исследователя.

Педагог объединения «Юные исследователи природы» не должен ограничиваться только чисто учебной и организационной работой. Следует учитывать, что всевозможные массовые мероприятия, в которых участвуют обучающиеся (экскурсии, походы, игры, концерты, защита проектов, встречи с интересными людьми, чаепитие с родителями и участниками других объединений), ведут к сплочению коллектива, выработке у ребят чувства товарищества взаимопомощи.

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы: организация встреч с интересными людьми, организация конкурсов и соревнований, походов и экскурсий в уголки природы родного края, вечера отдыха.

Программа «Юные исследователи природы» построена на основе изучения природы Самарской области и тесно связана с краеведением, это поможет обучающимся лучше и осознаннее относиться к родному краю, укрепить любовь к своей Малой родине.

Учебный план ДОП «Юные исследователи природы»

№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Разнообразие природы»

68

24

44

«Человек и Природа»

46

12

34

«Природа самарского края»

30

6

24

ИТОГО

144

42

102

                Модуль «Разнообразие природы»

Цель: Пробуждение творческой активности обучающихся и любви к природе через формирование экологических знаний, умений и навыков посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

- Ознакомление с классификацией объектов природы;

- Формирование представлений о целостном, гармоничном развитии мира;

- Изучение техники безопасности, правил поведения в образовательном учреждении, в различных общественных местах;

- Изучение правил поведения в различных уголках природы;

- Освоение навыков ухода за комнатными растениями;

- Изучение правил утилизации отходов;

- Освоение принципов построения взаимодействия со взрослыми людьми и со сверстниками при проведении групповых исследований природы;

- Формирование умения изготавливать гербарий, сувениры из различного, в том числе природного, материалов.

Результативность:

Обучающиеся должны знать технику безопасности, правила поведения в образовательном учреждении, правила поведения в лесу, парке и других объектах природы, возможные способы утилизации отходов, смысл некоторых экологических понятий, признаки живой природы, названия (лупа, микроскоп), названия Царств живой природы, названия основных частей растений и частей тела животных и человека;

  • уметь отличать объекты природы от предметов, созданных человеком; проводить наблюдения за объектами и явлениями природы; пользоваться лупой; правильно оперировать начальными биолого-экологическими понятиями; проводить простейшие исследования объектов неживой природы, растений и животных, делать выводы и сравнения; подбирать с помощью педагога необходимые детали для создания мини-проекта – сувенира из природного материала;  изготавливать сувениры из различного, в том числе природного, материалов; изготавливать гербарий из осенних листьев растений; ухаживать за комнатными растениями; работать в группе.

По завершении модуля «Разнообразие природы» обучающийся изготовит творческую поделку из природного материала и примет участие в выставке мини-проектов

Учебно–тематический план модуля «Разнообразие природы»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

16

6

10

Входящая диагностика, наблюдение, выставка работ «Гербарий».

2

Живая и неживая природа

16

6

10

Наблюдение, выставка работ «Коллаж».

3

Исследования объектов неживой природы

16

4

12

Наблюдение, викторина.

4

Исследования объектов живой природы

18

4

14

Наблюдение, Тест-игра «Разнообразие природы»

5

Обобщение

  2

0

2

Выставка мини-проектов

Итого:

68

20

48

Содержание модуля «Разнообразие природы»

Тема №1. Введение.

Теория

Беседа о содержании работы объединения: цели и задачи объединения «Экологи». Режим и расписание занятий группы «Юные исследователи природы». Первичный инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене на занятиях. Что такое природа. Техника безопасности на экскурсии. Правила поведения на занятиях и в Центре. Знакомство с выставкой работ детей предыдущих лет. Природа в народном  творчестве.

Материалы, инструменты и приборы (лупа, микроскоп) для исследования природы.

Практика

Организация рабочего места и этапов работы. Экскурсия «Знакомство с природными условиями нашей местности». Природа в искусстве. Фенологическая экскурсия «Золотая осень». Осенние загадки. Экскурсия «Распознавание деревьев по листьям». Просмотр видеофильма о природе. Экскурсия «Сбор осенних листьев для гербария». Изготовление гербария.

Тема №2. Живая и неживая природа

Теория

Природа живая и неживая. Признаки живого. Царства живой природы. Обитатели леса. Правила поведения в лесу, заповеднике и др. уголках природы.

Практика

Экскурсия «Знакомство с растениями нашей местности». Экскурсия в парк «Животные водоема и суши». Лес в народном творчестве. Экскурсия «Дикорастущие растения пришкольного участка». Экскурсия «Культурные растения пришкольного участка». Работа с лупой. Экскурсия «Сбор предметов природы для изготовления коллажа». Изготовления коллажа «Живая и неживая природа».

Тема №3. Исследования объектов неживой природы

Теория

Предметы неживой природы и предметы, созданные человеком. Небесные тела. Воздух и почва. Вода – источник жизни. Снежинки, сосульки и градины – тоже вода. Растворы.

Практика

Экскурсия «Что создала природа, а что создал человек?». Загадки о небесных телах. Экскурсия «Посмотрю на небо, расскажу, что вижу». Экскурсия «Игры на свежем воздухе. А что у нас под ногами?». Работа с лупой: состав почвы. Экскурсия-игра «Кто больше?» (назвать и показать предметы неживой природы).

Тема №4. Исследования объектов живой природы

Теория

Растение - живой организм. Многообразие видов растений. Знакомство с классификациями растений. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы. Лиственный лес. Хвойный лес. Значение леса в природе и для человека. Из чего состоят растения. Гербарий. Хлорофилл - зеленый пигмент растений.

Многообразие животных. Птицы, рыбы, звери, насекомые. Домашние и дикие животные

Многообразие грибов. Правила сбора грибов.

Практика

Экскурсия «Зимние изменения в природе». Рисунок «Деревья зимой». Экскурсия «Распознавание деревьев по  силуэтам». Хлорофилл под микроскопом. Работа с гербарием. Цветок из пластилина. Экскурсия в парк «Животные зимой». Игра «Угадай гриб». Аппликация «Грибок». Тест-игра «Разнообразие природы».

Тема №5. Обобщение

Практика

Оформление выставки мини-проектов. Экскурсия на пришкольном участке.

Модуль «Человек и Природа»

Цель: развитие и формирование норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности и формирование экологической культуры.

Задачи:

- реализовывать государственную политику в области экологического воспитания молодежи;

- сформировать у личности понимание единства человека и природы;

- сформировать комплекс норм здорового образа жизни;

- сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

- создать условия для творческой проектной деятельности обучающихся;

- повысить значимость экологического образования;

- изучить лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека.

Результативность:

Обучающиеся должны знать: правила поведения в природе, правила помощи животным и растениям в разное время года, правила здорового питания, правила сбора и использования лекарственных растений; меры профилактики заболеваний; некоторые лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; возможные способы утилизации отходов;

- уметь: правильно вести себя в походе и на экскурсии; самостоятельно или с помощью старших изготавливать кормушки для птиц; подкармливать животных зимой; вести беседу на экологическую тему; изготавливать гербарий лекарственных растений; подготавливать к посадке на участке и ухаживать за рассадой лекарственных растений и цветов (календулы, ромашки, мяты и др.); готовить с родителями общеукрепляющий чай из лекарственных растений; самостоятельно выбрать материал и тему для изготовления поделки для презентации «Дары природы».

По завершении модуля «Человек и Природа» обучающиеся совместно выполнят тематический буклет «Лекарственные растения».

Учебно – тематический план модуля «Человек и Природа»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Повторный  иструктаж по технике безопасности. Войди в природу другом

12

4

8

Входящая диагностика, наблюдение.

2

Дары Природы

12

2

10

Наблюдение, презентация работ «Дары природы».

3

Будь здоров

16

4

12

Наблюдение, тестирование.

4

Обобщение

2

0

2

Презентация буклета Лекарственные растения.

Итого:

42

10

32

Содержание модуля «Человек и Природа»

Тема №1. Введение. Войди в природу другом

Теория

Повторный  инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в природе: не навреди. Поход. Экскурсия. Правила помощи животным и растениям в разное время года. Возможные способы утилизации отходов.

Практика

Экскурсия в ботанический сад. Изготовление кормушек для птиц. Экскурсия «Поможем птицам» - развешивание кормушек. Экскурсия в парк «Покормим белочек». Участие совместно с родителями в акции-конкурсе «Самарский скворечник».

Тема №2. Дары Природы

Теория

Дары леса. Что растет на даче. Овощи. Фрукты. Ягоды. Злаки. Переработка плодов. Семена. Продукты животного происхождения. Правильное питание. Режим дня. Пищевые отходы.

Практика

Рисунок «Витамины и лекарства в корзинке». Экскурсия «Где рябина кудрявая?». Подготовка к посадке на участке семян лекарственных растений и цветов (календулы, ромашки, мяты и др.). Экскурсия «Наполним кормушки для птиц».

Тема №3. Будь здоров

Теория

Правила здорового питания. Меры профилактики заболеваний. Режим дня. Физкультура. Закаливание. Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений. Народные лекарства: тыква, томаты, арбуз. Профилактика заболеваний (лук, чеснок, лимон). Травяные чаи.

Практика

Экскурсия «Что осталось на ветках шиповника?». Электронная игра «Формула правильного питания». Экскурсия «Подвижные игры на свежем воздухе». Приготовление совместно с родителями общеукрепляющего чая из лекарственных растений. Экскурсия «Выбираем место для клумбы». Посадка семян на рассаду для пришкольного участка. Экскурсия «Весенние изменения в природе».

Тема №4. Обобщение

Теория

Тематический буклет.

Практика

Совместное выполнение тематического буклета «Лекарственные растения».

Модуль «Природа самарского края»

Цель: повышение гражданской позиции обучающихся, укрепление любви к своей малой Родине через изучение и понимание уникальности флоры и фауны самарского края, умение применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи:

- реализовывать государственную политику в области патриотического, экологического воспитания детей и молодежи;

- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;

- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;

- сформировать у личности понимание единства человека и природы;

- сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

- сформировать ценностное отношение к природе малой Родины;

- развить интерес обучающихся к исследованию различных форм растений, произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарской области;

- познакомиться с редкими видами растений Среднего Поволжья, занесенными в Красную книгу Самарской области;

- определить растения, растущие дома, во дворе и на даче;

- развить интерес обучающихся к изучению своих домашних питомцев и фауны своего двора.

Результативность:

Обучающиеся должны знать редкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу и растения-эндемики самарского края; лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; основные принципы и правила проектной деятельности;        правила здорового питания,         

- уметь использовать литературные данные и Интернет-ресурсы для углубления знаний о различных формах растений, произрастающих на территории Самарской области;

определять растения по справочникам и определителям; планировать и осуществлять проектную деятельность; презентовать свой проект среди товарищей по творческому объединению и на конкурсах различного уровня.

По завершении модуля «Флора самарского края» обучающийся выполнит мини-проект «Флора самарского края» и поучаствует в презентации индивидуального проекта, в итоговой выставке объединения, увидит работы своих товарищей и примет участие в экскурсии на станцию юных натуралистов.

Учебно – тематический план модуля «Природа самарского края»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Малая родина.

16

4

12

Наблюдение, тест

2

Флора и фауна двора и родного дома.

12

4

8

Устный рассказ о своем питомце.

3

Обобщение

2

0

2

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Итого:

30

8

22

Содержание модуля «Природа самарского края»

Тема №1. Введение. Малая родина.

Теория

Малая родина – Самарский край. Сердце на карте России. Уникальность флоры и фауны Самарской области. Охраняемые территории: заповедники, заказники. Красная книга растений Самарской области. Национальный парк «Самарская лука». Наши корни там, где живут бабушки и дедушки.

Практика

Знакомство с картой Самарской области. Экскурсия на «Охраняемую территорию». Доклады о редких растениях, произрастающих на территории нашего края. Просмотр презентации «Охраняемые территории родного края. Обсуждение. Рефлексия.

Тема №2. Флора и фауна двора и родного дома.

Теория

Декоративные растения. Строение цветка. Цветущие растения двора, дачи и пришкольного участка. Растения родного дома и классного кабинета. Режим полива комнатных растений. Тенелюбивые и светолюбивые растения. Уход за растениями дома и в кабинете. Обработка листьев (протирание, обрезка). Компоненты почвенной смеси. Подкормка и рыхление комнатных растений. Дополнительный посев семян на рассаду.

Братья наши меньшие.

Практика 

Уход за растениями. Подготовка почвы для растений Устный рассказ о своем любимом питомце. Экскурсия «Добываем чистую воду из растений». Работа с тематической папкой: «Гербарий растений нашего края». Экскурсия «Наша клумба». Самооценивание, взаимооценивание, обсуждение, рефлексия.

Тема №3. Обобщение

Теория

Юные натуралисты.

Практика

Экскурсия на станцию юных натуралистов. Подведение итогов. Обобщение пройденного за учебный год.

При дистанционном обучении в период невозможности очного общения с обучающимися, занятия для детей проводятся в соответствии с календарно-тематичееским планированием с применением Интернет-технологий. В связи с юным  возрастом  обучающихся, дистанционное общение с ними происходит при непосредственном участии родителей.  Используются такие ресурсы для передачи информации, как:

- электронная почта (для пересылки текстовых файлов, фото-, аудио- и видеофайлов);

  - группа в Viber (для передачи текстовых и аудио-сообщений, а также видеороликов);

- страничка сайта педагога (для организации просмотра фрагмента занятия на определенную тему, подготовленного и записанного педагогом ранее);

- Скайп-конференция (для проведения фронтальной беседы с детьми или родительского собрания)

Обратная связь с обучающимися и их родителями осуществляется с использованием тех же ресурсов. В некоторых случаях целесообразно проводить обсуждение и решение определенных вопросов по мобильному телефону.

Материальная база (оборудование).

Микроскоп, ученические лупы, набор для исследования природы «Пчелка У» (био), индикаторные полоски, трафареты, карточки и плакаты с изображением объектов природы, тематические гербарии, тематические папки: «Гербарий растений нашего края», «Растения и бионика», «Сборник тестов для детей по экологии», набор электронных пособий: видеофильмы, презентации, интерактивные игры.

Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое, информационно-методическое, организационное.

Структура проведения занятий

  • Организационный момент (организация рабочего места: выбор материалов, инструментов).
  • Процесс творческого настроя (объяснение и раскрытие темы педагогом, коллективное обсуждение темы с обучающимися, вводная беседа).
  • Творческий процесс (планирование работы, плавный переход непосредственно к практической деятельности).
  • Гимнастика для пальцев и кистей рук, физкультминутка.
  • Продолжение практической части.
  • Творческая оценка. Коллективное рассматривание выполненных работ, взаимооценка, анализ работы.
  • Уборка рабочего места.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

При реализации данной программы используются различные формы и методы обучения. Проводимое занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных, психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы:

Вербальные и словесные: сказка, рассказ, объяснение, инструктаж, беседы, дискуссия, диалог (диалог педагога дополнительного образования с воспитанниками, диалог воспитанников друг с другом).

Метод практической работы: игровой метод, упражнения, самостоятельная работа, учебно-производительный труд: творческие задания, изготовление панно, коллажей, картин, композиций, поделок из природного материала.

Методы наблюдения: самостоятельные (по рекомендации педагога) экскурсии детей и родителей на станцию юннатов, в музеи, сады, парки города).

Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных материалов: рисунки, плакаты, журналы, репродукции, фотографии, видеоматериалы, демонстрация натуральных объектов.

Дистанционные методы: взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (электронная почта, Скайп, Телеграмм, Вайбер).

Методы воспитания: беседы, метод примера, наблюдение, педагогическое требование, анализ результатов, поощрение.

Репродуктивные методы: работа по шаблонам.

Методы педагогической драматургии: это особая атмосфера кабинета, украшенного детскими работами; поэзия и наглядный ряд, сопровождающие объяснения педагога, игровые, сказочные и музыкальные моменты занятия, занятия на улице.

Метод свободы в системе ограничений: работа детей по заготовкам, частично изготовленными или намеченными педагогом, с последующим индивидуальным ее развитием в рамках заданной темы.

Проблемно-поисковые методы: изготовление изделий по собственному замыслу.

Метод единства восприятия и созидания: этот метод используется на каждом занятии детского объединения, так как, просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога, работая самостоятельно над практическим заданием, ребёнок переживает, осознает каждую тему, проходя путь от восприятия к созиданию, становясь духовно богаче от занятия к занятию.

Метод коллективного обсуждения: детских работ, фотоколлекций по теме занятия, великих произведений живописи и искусств, сказок.

Метод опоры на личный опыт ребёнка в образовательном процессе: эмоциональный, зрительный, коммуникативный.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

  • познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
  • словесные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
  • подвижные игры, физкультминутка – проводятся для смены деятельности на занятиях;
  • викторины, тесты – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
  • метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по предложенным схемам;
  • рисование объектов природы - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, воспитания патриотизма;
  • экскурсия;
  • сказка, дискуссия.

Основные педагогические принципы образовательного процесса:

- систематичность проведения занятий на базе Центра и школ;

- постепенность и непринужденность в развитии природных данных и способностей обучающихся;

- логика в построении всего процесса обучения в целом, последовательность в нарастании нагрузок и технических трудностей.

Образовательные технологии

1.Традиционная педагогическая технология

Обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; занятие, как правило, посвящено одному конкретному заданию и теме, в силу чего обучающиеся на занятии работают с одним и тем же материалом; работой руководит педагог, оценивающий результаты обучения.

2. Личностно - ориентированные технологии обучения находят свое отражение в обращении внимания педагога во время занятий на процесс работы каждого обучающегося, в развитии его талантов и способностей. В центре - личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий развития, реализации ее природных возможностей и потенциалов.

3. Педагогика сотрудничества также находит свое отражение в образовательном процессе и определяется следующими критериями:

- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке творчески и всесторонне развитого человека путем раскрытия его личностных качеств;

- создание условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

- идеал обучения и воспитания – самообучение и самовоспитание.

4. Игровые технологии реализуются в рамках программы в виде подвижных игр и творческих заданий, соревнований или состязаний. Игра является как средством общения, так и средством обучения в накоплении жизненного опыта.

5. Технологии развивающего обучения - в образовательном процессе по программе наряду с передачей конкретных знаний и умений уделяется большое внимание процессу интеллектуального и эстетического развития ребенка.

6. Здоровьесберегающие технологии – систематическое выполнение физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни; выработка осанки.
Дидактическое обеспечение

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

- Наглядные пособия, демонстрационные материалы: фото и видеоряд, различные образцы рисунков, трафареты, печатный материал: книги, журналы, картинки.

- Учебные пособия для детей (литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы с родителями).

- Методические рекомендации и пособия для педагога (методическая литература для теоретических и практических занятий).

- Копилка электронных ссылок на Интернет-ресурсы для дистанционного обучения.

Кадровое обеспечение:

Для реализации данной программы педагогу дополнительного образования необходимо владеть основами педагогики, возрастной психологии, изобразительного творчества и естественных наук.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо обеспечение следующих условий:

  • наличие помещения для занятий;
  • наличие необходимого оборудования (столы, стулья, доска, жалюзи, шкаф для хранения книг и журналов, стеллаж для работ учеников, компьютер, принтер);
  • наглядный материал (репродукции картин, фото и видеоряд, работы, выполненные учениками, загадки, стихи, рассказы, игры для развития, альбомы с иллюстрациями);
  • наличие материалов для выполнения работ (бумага белая и цветная, ножницы, пенал, канцтовары);
  • занятия проводятся в отдельном кабинете, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, в котором имеются образцы работ, действующая выставка творческих работ, литература по данному направлению работ, информационный материал;
  • большое воспитательное значение имеют порядок в кабинете, правильно организованные места;
  • для дистанционного обучения необходим персональный компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет, или соответствующий мобильный телефон.

Взаимодействие с родителями:

Одним из важных моментов на сегодняшний день является совпадение целей педагога и родителей обучающихся в отношении развития ребенка. Следовательно, для выполнения этих целей должна быть проведена усиленная совместная работа. В начале учебного года педагог встречается с родителями, знакомит их с презентацией учебной программы, с правилами и требованиями администрации данного учреждения к воспитанникам. В течение года с родителями проводится не менее двух собраний, на которых обсуждается план развития взаимодействия между педагогом, детьми и родителями. Педагогом проводится анкетирование.

На любом из очных занятий, по желанию и согласованию, могут присутствовать родители, так же они могут активно участвовать в подготовке и проведении праздников, викторин.

Взаимодействие с родителями может быть, как индивидуальным, так и коллективным. Одна из задач - привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми в процессе работы на занятиях в центре. Сближение педагога, детей и родителей также может проявиться в экскурсионно-просветительской работе, совместное посещение мастер-классов, выставок декоративно-прикладного творчества, возможно, театральных постановок на тему природы, русской культуры и её традиций.

Связь с родителями постоянно осуществляется посредством очного индивидуального и группового общения, выступления педагога на родительском собрании, совместном собрании родителей и детей, телефонов домашней и мобильной связи.

В период невозможности очного общения (карантин, нерабочие и праздничные дни) связь с родителями осуществляется в форме телефонных звонков, использования дистанционных средств связи: электронной почты, Скайп, Вайбер, Телеграмм, пересылки текстовых файлов с вопросами и рекомендациями, отправки электронных аудио- и видеофайлов, созданных педагогом, ссылок на Интернет-ресурсы и т. д.


Литература для педагога

  1. Благовещенская Н.В. Программа экологического воспитания для школьников.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность школьников. М., 2012.
  3. Вострухина Т.Н., Кодрыкинская JI.A. Знакомим с окружающим миром детей 10 лет. М., Сфера, 2011.
  4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе». - М.: Просвещение, 1986.
  5. Колбовский Е.Ю. «Изучаем природу в городе» Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития. 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
  6. Коростелёв Н.Б. «Воспитание здорового школьника»: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
  7. Кузнецова М.А. «Сказания о лекарственных растениях»: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
  8. Литвинова Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников»: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
  9. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия с детьми школьного возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности школьника. М., Сфера, 2011.
  10. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания школьника.
  11. Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде», Санкт - Петербург,ИД «Литера», 2006.
  12. Хасанов А.Г. «Занимательная биология». Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.
  13. Чередниченко И.П. «Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.
  14. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986
  15. Школенко Ю.А.. «Эта хрупкая планета». М., Мысль, 1988 г.
  16. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей [Текст] / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. - 491 с.
  1. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.

Литература для обучающихся и родителей:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М., 2005.
  2. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
  3. Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения. – М.: Академия развития, 2010.
  4. Волкова Н. В. 100 замечательных поделок из всякой всячины. – М., 2008.
  5. Гахаева Б. Большая энциклопедия поделок. М.: «Эксмо», 2013.
  6. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
  7. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2008.
  8. Плешаков, А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2009.
  9. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.
  10. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
  1. Энциклопедия для детей. Биология, под ред. М.Д. Аксёновой - М., Аванта, 2001

Ссылки на образовательные Интернет-ресурсы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ

  1. Телеканал "Карусель" - http://www.karusel-tv.ru/.
  2. Детский семейный образовательный телеканал "Радость моя" - http://www.radostmoya.ru/project/.
  3. Телеканал "Просвещение" - http://www.prosveshenie.tv/tvshows.
  4. Первый образовательный общероссийский канал - http://www.sgutv.ru/telecasts.htm, http://www.youtube.com/user/1educationtv.
  5. Школьник TV - http://www.tvshkolnik.ru/show.
  6. Семейный телеканал "Знание" - http://www.znanietv.ru/.
  7. Каталог видео канала "Россия" по теме "Образование" - http://rutv.ru/brand/brandlist/block id/101.
  8. Телевизионная развлекательно-познавательная программа канала СТС "Галилео" - http://www.galileo-tv.ru/glossary.

БИБЛИОТЕКИ

  1. Самарская областная научная библиотека - http://www.lib.smr.ru/.
  2. Российская государственная детская библиотека - http://www.rgdb.ru/.
  3. Российская государственная библиотека для молодёжи - http://www.rgub.ru/

Оцифрованная коллекция материалов Национальной электронной детской библиотеки -

http://arch.rgdb.ru/xmlui/.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ и ВИДЕОУРОКИ

  1. Энциклопедия "Мир природы" (включает иллюстрированное описание объектов живой и неживой природы, правила поведения в различных ситуациях, коллекцию притч и т.д.) - http://worldofnature.ru/mir-na-ladoshke?view=section&id=22.
  2. Сайт "Хочу всё знать" - http://dreval.info/home.html.
  3. Сайт "ИнтернетУрок.ру" - http://interneturok.ru/ru/
  4. Библиотека притч на сайте энциклопедии "Мир природы" - http://worldofnature.ru/literatura?view=section&id=9.
  5. Сайт "Хочу всё знать" - http://dreval.info/home.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"

Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи»

1. Пояснительная записка.Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковаяактивность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – ихлюбознательность, по...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»

Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыва...

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Юные исследователи природы»

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа«Юные исследователи природы»...