Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Сулейманова Гульнар Жеделеевна

      Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pdd_suleymanova_g._zh.docx79.67 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ № 79 «Садко»

от «___» ____________ 2015г.

№_____

Заведующий МБДОУ

 ___________  Л.В. Савчук

Дополнительная образовательная программа

« ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

для дошкольников 4-7 лет

срок реализации программы – 3 года

Составитель программы:
Сулейманова Г. Ж.,
воспитатель

г. Сургут 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.

    Актуальность Программы связана  с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.  К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов  и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правильно, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожного-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны» взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей-доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

  Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о транспортной среде города;

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);

- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

 

 Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

 

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

 

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Срок реализации программы: 3 года.

 

Формы и режим занятий:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

 ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Продуктивные виды деятельности:

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

Проектная деятельность

взрослых и детей

Развлечения, досуги

Занятия

Игры

- Настольно-печатные

- Сюжетно-ролевые

- Дидактические

- Строительные

- Театрализованные

- Подвижные

Экскурсии

Наблюдения

Прогулки

Знакомство с художественной литературой

Диагностика

Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге

 Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

- Обсуждение разных точек зрения.

- Решение проблемных задач семейного воспитания.

- Ролевое проигрывание ситуаций.

- Тренинговые игровые упражнения и задания.

- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

- Обращение к опыту родителей.

Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы: 

1. Заведующая.

- Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- Проведение инструктажей;

- Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

2. Заместитель заведующей.

- Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

- Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

уголки безопасности в группах;

информационные стенды для родителей;

площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

3. Воспитатель:

- Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

оформление уголков безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм.

- Взаимодействие с родителями.

4. Медицинские работники.

- Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.

5. Музыкальный руководитель.

- Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

- Подбор музыкальных произведений.

6. Руководитель физвоспитания:

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

-Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

- Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

7. Младший воспитатель:

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

- Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Ожидаемые результаты:

 

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

 

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года

- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов

- Участие в соревнованиях.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения  и безопасному поведению на дорогах.

1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)

5. Опасные места на улицах и дорогах.

6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7. Виды и назначение транспорта.

8. Опасные и безопасные действия.

9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вопросы для проверки знаний ПДД
старшая группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы

2

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3

Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4

Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди.

6

Где можно переходить улицу?

Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала : красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.

11

Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками , пешеходами.

Вопросы для проверки знаний ПДД
подготовительная группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое улица?

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.

2

Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3

Что такое проезжая часть?

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Он а бывает с односторонним (когда машин ы движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движение м (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от не е газонами.

5

Что такое пешеходный переход?

Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6

Что такое перекресток?

Перекресток - место пересечения двух дорог , регулируемое светофором.

7

Что такое остановка?

Остановка- место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8

Что такое железнодорожный переезд?

Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10

Какие бывают пешеходные переходы?

Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы для проверки знаний

по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»
старшая и подготовительная группа

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?

Можно играть на детской площадке, во дворе.

2

Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе?

Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

Потому что проезжая часть предназначена дл я движения транспорта. Играя на проезжей част и, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП , травмой или смертью.

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части , мяч может выскочить на дорогу , погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах н а детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь , нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7

Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

Можно не рассчитать скорость движения санок , не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8

Почему нельзя кататься с горки около проезжей част и даже если машин нет?

Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель н е рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезны м травмам или гибели ребенка.

9

Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
Почему оно безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте.
Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

Ожидая транспорт пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и пассажир может попасть под машину.

4

Как пассажир должен вест и себя в транспорте?

Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
  Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6

Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

Тематическое перспективное планирование  занятий по ПДД  в МБОДУ № 79 "Садко"

Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.

Диагностика проводится 2 раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май)

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

  1. изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
  2. ознакомление с художественной литературой- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
  3. физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.
  4. ознакомление с окружающим - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений,  ориентировка на местности, история транспорта.

Задачи:

  1. развивать мыслительную деятельность детей;
  2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
  3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  4. формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
  5. научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города;
  6. воспитывать культуру поведения.

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в средней группе

Задачи:

- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Тема занятия

Программное содержание

оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Знакомство с уголком ПДД

 

Предварительная диагностика

Познакомить детей с автоклассом, его оснащением, функциями. Совершенствование навыков ориентации на местности.

Демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.

Подвижные игры «Найди предмет», прогулки, экскурсии, беседы.

Макет, вперед-назад, налево -направо, реже - чаще,

впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.

Рассматривание уголка безопасности, уголка ПДД

Творческое задание: рисование деревьев, кустов, цветов. Расставка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Октябрь

Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

Понимание, значение цвета  в дорожном движении, чередование и расположение цветов.

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай»

Светофор, красный, желтый, зеленый, под, над.

Просмотр мультфильма «Смешарики. Правила поведения на дороге»

Расставка  домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Ноябрь

Городской общественный транспорт.

Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его

видах.

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение художественной литературы.

Общественный транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города».

Подвижная игра «Водители и пешеходы»

Расстановка транспорта, обыгрывание различных ситуаций.

Декабрь

Я еду в транспорте.

Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.

Дорожные знаки, стулья, рули.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение и обсуждение стихотворения А Усачева «Случай в автобусе»

Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.

Просмотр слайд – презентации на мультимедийном экране «Правилам движения -наше уважение!».

Рассматривание иллюстраций, плакатов. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»

Январь

Железнодорожный транспорт.

Расширение знаний о видах транспорта (назначение железнодорожного транспорта; его особенности; кто управляет поездом?; правила поведения железной дороге).

Стулья, макет железной дороги, семафор.

Чтение стихов, рассказы о ж/д транспорте, игра на макете железной дороге, рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.

Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция (игровой набор).

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково, Ну-погоди!».

Подвижная игра «Поезд».

Февраль

Знаки, сопутствующие железной дороге.

Знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге.

Стулья, дорожные знаки

Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций.

Переезд, шлагбаум, семафор.

Оздоровительная игра – массаж «Рельсы – рельсы, шпалы, шпалы»

Дидактическая игра «Дорожные ситуации».

Март

Гужевой транспорт.

Расширение знаний о видах транспорта (Для чего служит? Кто управляет? Правила движения гужевого транспорта)

Вожжи, репка, стулья.

Беседа, подвижная игра «Лошадки», чтение литературы, просмотр мультфильма «Лиса и волк».

Гужевой транспорт, вожжи, телега.

Инсценировка по сказке «Репка».

Сюжетно – ролевая игра по сказке «Репка».

Апрель

На перекрестках и площадях.

Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице.

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Чтение специальной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Цветные автомобили».

Перекресток, регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, площадь,

Обозначение на макете перекрестков.

Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу.

Май

Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.

Итоговая диагностика

Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр мультмедийных слайдов, дид. игры на участке.

Дорога с односторонним движением (двусторонни

Обозначение (фишками – зеленой, красной) безопасных и опасных участков дороги.

Моделирование на маршруте  различных дорожных ситуаций.

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе

Задачи:

Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент

ДОУ

Сопутствующие

Формы работы

Сентябрь

Ориентирование детей в районе детского сада.

Предварительная диагностика.

Знакомство с макетом части города,

Сформировать способность ориентироваться на

макете.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки,

бумага, маркер

Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

Составление плана части города.

Закрепления понятия

«план

местности»

Октябрь

Правила поведения на улицах города, в общественном транспорте «Готовы ли мы стать пассажирами?»

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в общественном

транспорте.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре.

Чтение литературы

«Уроки вежливости»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта.

Игра

«Умелый пешеход»

С/р игра «Автобус»

Ноябрь

Дорожные знаки

«Пешеход переходит улицу»

Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки)

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки.

Прогулка  к дорожным знакам.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра «Знаки заблудились»

Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения»

Декабрь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

запрещающие знаки.

Рассматривание запрещающих знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность», «движение запрещено» и т.д.

Игра

«Почему незнайка попал в аварию»

Рисование дорожных знаков.

Январь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с информационно-указательными знаками.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

информационно-

указательные

знаки куклы.

Рассматривание информационно-

указательных

знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

Игра

«Путешествие Лёлика и

Болика»

Аппликация «Информационно-

указательные

знаки»

Февраль

Дорожные знаки

Ознакомление детей со

знаками сервиса.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

знаки сервиса

Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Игра

«Собери знак»

Закрепление геометрических фигур.

Март

Дорожные знаки,

ПДД

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки,

Формирование навыков и привычек безопасного поведения

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Игра

«Оцени поступок»

Рисование
«На экскурсии»

Апрель

ПДД

Закрепление и систематизация ПДД

Макет части города

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспортных средств,

дорожные знаки

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра

«Умники и умницы»

Просмотр мультфильма.

«Смешарики. Правила дорожного движения»

Май

По схеме макета

научить определять

безопасный маршрут до детского сада.

Формировать у детей целостное восприятие

окружающей дорожной среды.

Воспитывать наблюдательность, дисциплин-

нированность.

Макет части города

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспортных средств, дорожные знаки.

Закрепление ПДД, адреса детей

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Разработка

безопасного

маршрута

от дома до

школы.

Инсценировка

     

  Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дороге  в подготовительной к школе группе

 Задачи:

Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Тема занятия

Программное содержание

оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня знаний детей по ПДД

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

слайды, магнитная доска,  макеты светофора и дороги.

показ слайдов, вопросы по диагностике.

знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, просмотр учебного фильма о ПДД, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.

Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада»

Драматизация сказки «Веселый светофор»

Октябрь

«Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».

Образовательная:

1.Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.

2.Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.

3.Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

4.Повторить названия различных видов транспорта.

Развивающая:

Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике.

Воспитательная:

Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

Предупреждающие знаки, версты, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога,  

Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин.

Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.

Встреча с работниками ГИБДД.

Демонстрационный материал – слайды.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.

Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы.

Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»

Ноябрь

«Запрещающие знаки»

Образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков.

Развивающая: развивать воображение, умение применять знания на практике.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

слайды, раздаточный материал. Карандаши

мозаика

 беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент.

запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.

Использование макета прилегающей территории и наглядного материала автокласса

Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой  запрещающих дорожных знаков

Декабрь

« Если бы я очутился в метро…»

- Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро.

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать.

-  Развивать умение работать с планом-схемой.

Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда.

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.

Сюжетно-ролевая игра, используя опыт детей

«Поездка в метро»

Рисование на тему: «Поездка в метро», из опыта детей.

Январь

«Приключение Незнайки в Сургуте»

Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовые здания в ближайшем окружении. Учить работать с макетами.

 Макеты детского сада школы больницы,  магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды.

Экскурсия на прилегающие  к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками, беседы.

Название улиц Лермонтова, Мира, Островского.

Составление маршрутов до детского сада, школы, поликлиники, магазина на магнитной доске, используя плоскостные модели зданий.

Строительство и обыгрывание территории детского сада

Февраль

«Неправильная карта»

Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.

Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам

Воспитывать дисциплинированность на дороге.

Конверт с картой-схемой маршрута.

Карточки с дорожными знаками, кроссворд.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры по правилам.

Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса.

Дидактическая игра «Найди что лишнее», психогимнастика походка и настроение.

Составление кроссвордов, загадок.

Март

«Автомобили бывают разные»

Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать

 умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли.

Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта.

Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД.

Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные.

Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз».

Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Апрель

«Приключение зайчонка»

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».

Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;

Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении;

Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.

Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича.

Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.

Аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца), беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента.

Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения».

Май

Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина»

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски , кисти, бумага

Подготовка команд:, название, эмблема, девиз, приветствие

Закрепление  овладения понятиями в соответствии с программными требованиями.

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  7. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  9. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
  12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  13. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Юный пешеход»

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Юный пешеход»...

дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....

дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....

Дополнительная образовательная программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка. Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ&ra...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Программа «Азбука пешехода» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста. Программа включает такой объем специальных знаний и уме...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образованияг. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»   Рассмотрено на педагогическом...