Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по речевому развитию ДОУ"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

План, грвфик тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol_rechevoe_razvitie_2019-2020_g.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

671624 Республика Бурятия п. Усть-Баргузин Ул.Черняховского №8

Тел. 92-013, факс 8(301-13 92-

ПРИКАЗ №   

О проведении тематического   контроля

В соответствии с «Планом - графиком контроля по МБДОУ  на 2019 - 2020 учебный год».

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести тематический контроль на тему: «Организация воспитательно-образовательной работы по речевому развитию  детей в ДОУ.

  1. Разработать и представить на утверждение  план  проведения контроля.
  2.  Тематический контроль провести по плану в следующие сроки:   с 17.02.2020г по 28.02.2020г
  3. По окончанию проверки результаты оформить в виде справки и представить их на педагогическом совете.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
  5. Воспитателям групп подготовиться к тематическому контролю по речевому развитию  в соответствии с планом тематического контроля

Заведующий  МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова__________________________________

С приказом ознакомлены:

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова_________________

Дата__________________________

                                                                       

Тематический контроль

«Организация воспитательно-образовательной работы

по речевому развитию детей в ДОУ.

Цель: выявить состояние работы по развитию речи  детей в условиях дошкольного учреждения. 

Нормативно - правовая база:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
  • Санитарно-эпидемиологические правила в части организации образовательного процесса (СанПиН 2.4.1.3049-13)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Сроки:  с 17.02.2020 - 28.02.2020г.

Объекты инспектирования:

  • вторая младшая группа
  • средняя группа
  • средняя группа
  • старшая группа;
  • подготовительная группа;

Направления инспектирования:

  • оценка профессионального мастерства педагога;
  • календарно- тематическое планирование работы  педагога;
  • оценка знаний, умений, навыков детей;
  • работа с родителями;
  • создание условий в группе, в методическом кабинете

Методы инспектирования:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование с воспитателями;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ «Родительского клуба»
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах.
  • создание условий для речевого развития в методическом кабинете

План тематического контроля  на тему "Организация воспитательно- образовательной работы по речевому развитию"

Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ      

по речевому развитию детей; выявить уровень речевого развития; выяснить причины и

факторы, определяющие качество работы по данному вопросу.

Содержание контроля

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий для формирования речевого развития  детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- культура общения

- развитие диалогической речи

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем

Наблюдение занятий. Режимных  моментов

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Анализ материалов род. уголка, планов.

     

                   

                  График проведения  тематического контроля

Сроки проведения_______________________________________

Понедельник

17.02.2020

1.Наблюдение режимных моментов (утренний отрезок времени) в  старшей  группе «Колокольчики»

2. Просмотр НОД  Развитие речи  в старшей группе «Колокольчики»

3. Наблюдение режимных моментов (2 половина дня)

в средней  группе «Зайчики»

Бочкарева Е Н

Бочкарева Е.Н.

Ларионова Н.В

Вторник

18.02.2020

1.Наблюдение режимных моментов (утренний отрезок времени)  в средней группе «Почемучки»

2.Просмотр НОД   Развитие речи  в средней группе «Почемучки»

3. Наблюдение режимных моментов (2 половина дня)

в старшей группе «Колокольчики»

Шелковникова М.В.

Шелковникова М.В.

Михайлова А.И.

Среда

19.02.2020

1.Наблюдение режимных моментов (утренний отрезок времени)  в  средней группе «Зайчики»

2.Просмотр НОД  Развитие речи в средней  группе «Зайчики»

3.Создание предметно-развивающей речевой среды в  1 младшей  группе «Солнышко»  и в  средних группах «Почемучки»  «Зайчики

Кузнецова О.А.

Кузнецова О.А.

Миронова Н.Л

Шелковникова М.В.

Ларионова Н.В.

Четверг

20.02.2020

1.Наблюдение режимных моментов (утренний отрезок времени) -  во 2 младшей  группе «Ромашка»

2. Просмотр НОД  Развитие речи во 2 младшей  группе «Ромашка»

3.Создание предметно-развивающей речевой среды во 2 младшей группе «Ромашка» в старшей  группе «Колоколь чики»  и в подготовительной группе «Солнечные лучики»

Быстролетова В.В

Быстролетова В.В.

Быстролетова В.В.

Михайлова А.И.

Молчанова А.А.

Пятница

21.02.2020

1.Наблюдение режимных моментов (утренний отрезок времени) в подготовительной группе  «Солнечные лучики»

2. Просмотр НОД  Развитие речи. в подготовительной группе «Солнечные лучики»

3. Семинар «Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»

Молчанова О.А.

Молчанова А.А.

Все воспитатели

Среда

26.02.2020

1.Просмотр НОД Развитие речи  Звуковая культура речи

(открытое)

2. Планирование воспитательно-образовательной работы

3. Создание условий в методическом кабинете

Евдокимова А.Ю.

Четверг

27.02.2020

1.Просмотр НОД Развитие речи – Формирование лексико-грамматической стороны речи (открытое)

2. Смотр-конкурс «Лучшая разработка пособия по развитию речи»

3. Планирование воспитательно-образовательной работы

Ларионова Н.В.

Все воспитатели

Евдокимова А.Ю.

Пятница

28.02.2020

1.Просмотр НОД Развитие речи – Развитие связной речи

(открытое)

2. Составление аналитической справки

Михайлова А.И.

Понедельник

2.03.2020

Педагогический совет

Евдокимова А.Ю.

   Аналитическая справка по итогам тематического контроля на

   Тему "Речевое развитие детей в ДОУ"

Согласно годовому плану в феврале месяце был проведен тематический контроль по Развитию речи детей в ДОУ.

Задача контроля: Определить эффективость воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ       по речевому развитию детей; выявить уровень речевого развития; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по данному вопросу.

Содержание контроля:

1.Оценка планирования работы

Материал:  

Карта проверки календарного плана

2. Создание условий для формирования речевого развития  детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Материалы:

Карта проверки предметно-развивающей среды методического кабинета.

Карта проверки предметно развивающей среды группы (речевые уголки, уголки кники).

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- культура общения

- развитие диалогической речи

 Материалы:

Карта контроля организации НОД

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем

Материалы:

Карта контроля организации НОД

Карта анализа педагогического мастерства педагогов.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Материалы

Изучение перспективных и календарных планов.

Анализ материалов род. уголка, планов.

Деятельность детей и педагогов на занятии

  В ходе контроля согласно графику и сетке занятий было организовано посещение занятий по Развитию речи и Ознакомлению с художественной литературы.

Было установлено, что программное содержание НОД соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей.

НОД  планируется согласно перспективным планам.

Воспитатели готовятся к занятиям, используют на занятии разнообразные методы и приёмы.

Речь педагога  четкая, ясная, полная, грамматически правильная, доступная, эмоциональная.

   Открытое занятие по звуковой культуре речи  в средней группе «Зайчики »  показало, что дети на занятии организованы внимательно слушают воспитателя и справляются с поставленными задачами без предварительной подготовки, у детей развиты слуховое внимание и  фонематический слух – дети  различают речевые и неречевые звуки на слух.

Дети произносят свистящие звуки  изолированно, в словах и фразовой речи.

     Открытое занятие по формированию лексико-грамматической стороны в средней группе.

Занятие прошло в игровой форме  - путешествие в весенний лес. На занятии воспитатель использовала презентацию, музыку, наглядный материал: картинки диких и домашних животных на магнитах; панно –лес, панно деревенский двор; модели животных на подставках.

На занятии мы увидели ,что у детей сформирован  словарь и грамматический строй речи по теме дикие животные: дети знают и называют животных и их детенышей, где проживают, чем питаются; употребляют слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

         Занятия по развитию речи проведенные во всех группах детского сада показали, что уровень  речи детей  на уровне ниже среднего.

      Дошкольники старшего возраста имеют достаточный активный словарь, который позволяет им вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, но в ответах  используют слова  и простые  предложения,  а значит у детей не развита связная речь.  Дети на занятии не организованы, не выдержаны и не дисциплинированы:  соскакивают с места, выкрикивают, перебивают сверстников и взрослых, преобладают хоровые ответы.

    Уровень речевого развития во второй  младшей и средних группах на среднем уровне. Дети умеют внимательно слушать, активны в речевом диалоге, понимают речь педагога и отвечают на вопросы, но в большинстве нарушено звукопроизношение.

Наблюдения за дошкольниками во время занятий их речевая активность в свободное от занятий время свидетельствуют о том, что речь детей  соответствует норме за исключением ЗКР. Звуковая культура речи остается на низком уровне: у детей плохое произношение не только отдельных звуков, но и слов  а так же  фразовой речи.

    Таким образом,  педагогом стоит обратить внимание:

  1. На воспитание звуковой культуры речи:

-развитие фонематических процессов

-речевое дыхание

-воспитание правильного звукопроизношения

2. На поведение детей во время занятий

-не соскакивать с места и не ходить по группе в младшей группе.

-в старших группах:  поднимать руку не перебивать взрослых и сверстников;

учить детей дослушивать поставленные вопросы, задания до конца; отвечать полным ответом.

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

По  проверке  планов воспитательно-образовательной работы отмечено:

Планируется работа  в печатном варианте, что соответствует эстетическим

требованиям;  систематически, доступно. Соблюдается структура планирования в течении дня, согласно положению о планировании ДОУ.

НОД планируется в полном объеме в соответствии с программным содержанием образовательной деятельности и учетом возрастных требований.

Информация на стендах периодически меняется.

На момент проверки во всех возрастных группах в «Уголках для родителей»  не было информации по проблеме развития речи.

Не достаточно планируется работы по воспитанию звуковой речи

-Не все воспитатели уделяют внимание планированию работы с родителями, в основном это беседы о самочувствии детей.

Предметно – развивающая среда в группах.        

Важное значение, для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп и наличие речевого материала в методическом кабинете.

Во всех группах созданы «Речевые уголки»  и «Уголки книги». Уголки имеют свое название, соответствуют гигиеническим требованиям: хорошо освещенное место, мебель соответствует возрасту детей.

                     Уголок книги:

В уголках книги, подобрана  детская литература в соответствии с возрастом и литературными жанрами.

-Не достаточно художественных произведений по программе.

-Не у всех имеются подборы потешек, загадок, чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок.

-Мало портретов писателей и материалов о жизни и творчестве писателей.

                     Речевой уголок:

В речевом уголке достаточно предметных картинок по лексическим темам, сюжетных картинок, картинок изображающих труд взрослых  и действий; картинок изображающих цвет, величину, качество предметов.

Есть картотеки игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика)

Предметно – развивающая среда в методическом кабинете

                   Методическая литература

- Имеются программы: комплексные, парциальные; достаточное количество методической литературы в соответствии с возрастом детей.

-Имеется диагностические карты и протоколы  по обследованию речи, но нет подборки наглядного материала

-Мало конспектов занятий по развитию речи из опыта педагогов.

-Нет картотек игр по развитию речи в соответствии с возрастом.

                 Художественная литература

-Достаточное количество хрестоматий

- Разнообразие и разножанровость детской художественной литературы, для чтения на занятиях и в свободное от занятий время.

               Наглядный материал

-Картины по развитию связной речи: составление последовательности

  рассказа; схемы для составления рассказа – описания.

-Картины большие по темам. (не все для занятий)

-Картинный материал (А 4) по лексическим темам.

-Наглядный материал по Нравственному и патриотическому воспитанию;  

  по ОБЖ и т.д.

-Нет предметных картинок (10х10) по лексическим темам.

-Нет игрушек: некоторых животных; предметов посуды; старая мебель;

  некоторых видов транспорта

Работа с родителями:

Согласно годовому плану по теме развития речи проведен Родительский клуб:

  1. В старшей группе «Колокольчики»

- воспитатель Анна Ивановна провела блиц турнир «Былинные богатыри»

- логопед Анна Юрьевна показала на практике  методику проведения игр и

упражнений по звуковой культуре речи;  предложила игры и упражнения по развитию речевого дыхания, формированию фонематических  процессов, развитию мелкой моторики рук для использования в домашних условиях.

  1. В подготовительной группе

-воспитатель Александра Александровна совместно с логопедом Анной Юрьевной предложили родителям  игры по формированию лексико-грамматической и фонетико-фонематической  сторон речи, рассказали о методике их использования.

 

Работа с воспитателями:

Прошёл семинар по теме речевого развития Игра «Знатоки художественной литературы»

Семинар прошёл в форме игры, где педагоги показали хорошие знания о детской художественной литературе и методике ознакомления детей с  детской литературой.

         Проведён  смотр-конкурс  «Лучшая дидактическая игра/пособие по развитию речи»

Педагоги, участвующие в конкурсе профессионального мастерства проявили активность и творческий подход в создании дидактических игр (пособий) по развитию речи. Каждая представленная игра имеет название, цель, задачи, описание. Все дидактические игры соответствуют требованиям ООП МБДОУ и разработаны с учетом возрастных особенностей.

  Дидактические игры и пособия  по развитию речи, представленные на конкурс профессионального мастерства обеспечивают качество реализации ООП ДО, дают возможность индувиализации обучения, организации образовательной деятельности с использованием современных педагогических технологий по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Выводы и рекомендации:

Таким образом: Считать работу ДОУ  на удовлетворительном  уровне.

1. Продолжать планировать и проводить работу по звуковой культуре речи и связной речи для повышения уровня речевых навыков; При планировании соблюдать взаимосвязь НОД, предшествующей и последовательной работы;  Индивидуальную работу, речевые игры и упражнения, гимнастики, чтение  художественной литературы, беседы на разные темы планировать систематически, системно и рационально чередовать.

2.Продолжать работу с родителями: организовывать родительские клубы, офорлять стенды для родителей.

3. Проводить  интегрированные занятия: с использованием наглядности,  игровых моментов, проблемных ситуаций и вопросов; Активизировать детей создавая мотивацию и эмоциональный настрой для   предстоящей  деятельности; Создавать условия для инициативы и самостоятельности детей с помощью провокационных  вопросов,  проблемных ситуаций; Больше внимания уделять организации занятий и культуре поведения детей на занятии.

 4. Пополнить предметно-развивающую среду группы «Речевой уголок» и «Уголок книги»:

- «Уголок книги» пополнить произведениями по программе,  портретами   писателей, подборками чистоговорок, скороговорок, пословиц и   поговорок.

 - «Речевой уголок» пополнить недостающими предметными картинками;  моторики.  В подготовительной к школе группе материалы для  подготовки руки к письму формированию элементарных навыков    анализа и  синтеза.

5. Пополнять предметно - развивающую среду методического кабинета

9. Разработать диагностику по развитию речи по возрастам  и подобрать материалы к  диагностике.

Старший воспитатель: Кожевина Анна Юрьевна

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по физическому развитию в подготовительной группе

Планирование составлено по прграмме Васильевой на 2014-2015 год. Используемая литература - Л. И. Пензулаева...

Статья "Тематические буклеты, как форма работы над речевым развитием дошкольников"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы по речевому развитию детей с ОНР в старшей группе

В данной  публикации представлена подробная разработка тематического планироания по лексическим темам для детей старшего возраста с ОНР. Пособие содержит подробный материал для планирования занят...