Система Уровневых индикаторов ВСОКО
методическая разработка
Система внутренней оценки каяества образования ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urovnevyh_indikatorov_vsoko.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Система уровневых индикаторов ВСОКО
Использование системы уровневых индикаторов позволит участникам мониторинга с высокой степенью надежности определить текущий уровень качества образовательной деятельности по каждому измеряемому показателю качества ВСОКО, получить представление о характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания соответствующую программу развития образования.
Шкала ВСОКО предусматривает базовую 5-уровневую систему оценивания (см. табл. 4).
- Шкала комплексного оценивания качества дошкольного образования
1. Требуется серьезная работа по повышению качества | 2. Качество стремится к базовому | 3. Базовый уровень | 4. Хорошее качество | 5. Превосходное качество |
При этом в Оценочном листе Шкал ВСОКО предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателя к оценке отдельных ДОО. Таким образом, отметка каждого показателя может иметь 7 возможных состояний:
Неприменимо. Если в ДОО по объективным причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем. Например, при отсутствии детей с ОВЗ в ГРУППЕ и в детском саду в целом может быть зафиксирована отметка «НП».
Нулевой уровень. Если работа по оцениваемому показателю не ведется или хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет о тревожном уровне качества образования по данному показателю. В таком случае по показателю ставится оценка «0 баллов» и фиксируется нулевой уровень качества.
1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества. Если все индикаторы 1-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 2-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 1 балл по измеряемому показателю качества ВСОКО. Первый уровень качества свидетельствует о том, что деятельность в оцениваемом направлении ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку регистрируемый элементарный уровень качества не позволяет обеспечить выполнение нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования.
2-й уровень. Качество стремится к базовому. Если все индикаторы 1-го и 2-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 2 балла по измеряемому показателю качества ВСОКО. Этот уровень свидетельствует о том, что в ДОО практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, но для достижения базового уровня необходимо перейти к системной организации образовательной деятельности.
3-й уровень. Базовый. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 3 балла по измеряемому показателю качества ВСОКО. На данном уровне качества в ДОО фиксируется системная работа по реализации требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования РФ с учетом установленных стандартом принципов, обеспечивается полное выполнение требований.
Превышение базового уровня качества свидетельствует о создании лучших условий для образования детей в ДОО и поощряется. Концепция ВСОКО предусматривает два повышенных уровня.
4-й уровень. Хорошее качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 5-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 4 балла по измеряемому показателю качества ВСОКО. Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества в ДОО и предоставлении детям лучших возможностей для образования. Данный уровень указывает на создание обогащенной образовательной среды, выстроенной с учетом потребностей, возможностей, разносторонних индивидуальных способностей, интересов и инициативы воспитанников ДОО, их семей, а также сотрудников ДОО во взаимосвязи с социокультурным контекстом образовательной деятельности.
ДОО 4-го уровня нацелены на постоянное совершенствование своей образовательной деятельности и характеризуются активным вовлечением сотрудников ДОО и родителей воспитанников в принятие решений, стремятся к эффективному управлению ресурсами организации, в том числе управлению знаниями как важнейшим ресурсом организации.
5-й уровень. Превосходное качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней оценены положительно, то ДОО присваивается 5 баллов по измеряемому показателю качества ВСОКО.
На данном уровне качества фиксируется значительное превышение базового уровня, предусмотренного нормативно-правовыми требованиями в сфере дошкольного образования РФ. Пятый уровень отмечается как выдающийся результат в измеряемом показателем направлении деятельности ДОО и выделяется как пример лучшей практики. На данном уровне «Превосходное качество» в ДОО формируется ценностно-ориентированная культура развития воспитанников (см. определение ниже).
В ДОО 5-го уровня реализуется система управления образовательной деятельностью, которая, с одной стороны, обеспечивает высокую гибкость, необходимую для реагирования на инициативы и индивидуальные потребности воспитанников, их родителей и других заинтересованных сторон, активное вовлечение социокультурного окружения ДОО в реализацию образовательных задач; с другой стороны, обеспечивает стабильность работы и повышенную устойчивость к внешним воздействиям, что позволяет добиться высокого качества деятельности даже в самых сложных условиях социокультурного окружения. Потребности и ожидания родителей / законных представителей воспитанников ДОО постоянно изучаются и анализируются, основные показатели качества являются предметом постоянного мониторинга, используются для прогнозирования результатов деятельности и построения обоснованных программ развития ДОО. Констатируется высокая эффективность использования ресурсов организации, в том числе системы управления знаниями (создана база знаний ДОО).
В процессы совершенствования вовлечены не только сотрудники, но и все соответствующие заинтересованные стороны, и эти процессы способствуют творчеству и внедрению инноваций. ДОО активно изучает различные тенденции и тренды развития дошкольного образования в стране и в мире. Внедряемые инновационные решения имеют доказательную базу, соответствуют стратегии развития и предвосхищают возможные изменения среды, в которой работает ДОО.
Для подтверждения данного уровня качества ДОО привлекаются региональные эксперты ВСОКО, экспертное наблюдение сопровождается фото- и видеосъемкой, которая вносится в единую информационную платформу ВСОКО и в последующем помещается в коллекцию лучшей педагогической практики субъекта РФ и Российской Федерации в целом.
Итого. С учетом нулевого уровня качества каждая ДОО может набрать от 0 до 5 баллов по каждому из показателей качества ВСОКО. Для достижения каждого уровня нужно получить положительные оценки по индикаторам всех предыдущих уровней и всем индикаторам данного уровня.
Особенности уровневой системы индикаторов ВСОКО
Для каждого показателя качества Шкал ВСОКО предусмотрена каскадная система индикаторов, при которой каждый последующий уровень включает в себя индикаторы предыдущего уровня, дополняет и уточняет их своими индикаторами, каждый уровень дополняет и расширяет возможности предыдущего, указывая на рост качества измеряемой характеристики. Таким образом выстраивается накопительная система оценки качества каждого показателя.
Таблица 2. Пример действия накопительной системы оценивания показателей МКДО
1. Требуется серьезная работа по повышению качества | 2. Качество стремится к базовому | 3. Базовый уровень | 4. Хорошее качество | 5. Превосходное качество |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В дополнение к 4 | 5.1. Постоянно пополняемая база знаний содержит достоверную информацию о развитии воспитанников в условиях образовательной среды ДОО. 5.2. Данные базы знаний о развитии воспитанников служат основой для прогнозирования эффективности образовательных усилий, принятия обоснованных педагогических решений с целью достижения лучших для каждого воспитанника образовательных результатов. | |||
В дополнение к 3 | 4.1. Стандартизированы процессы сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка, использования данных в целях совершенствования ОД. 4.2. Для сбора информации и ее анализа предусмотрены ИТ-решения. 4.3. Используется валидный и надежный инструментарий для проведения педагогической диагностики и наблюдений. 4.4. К сбору необходимой информации привлекаются заинтересованные стороны. | |||
В дополнение к 2 | 3.1. Предусмотрена педагогическая работа по системному изучению развития воспитанников по всем образовательным областям, выявлению их индивидуальных потребностей и способностей, интересов и инициатив, потребностей родителей в образовании своих детей. 3.2. Предусмотрены процедуры документирования динамики развития. Напр., процессы документирования описаны в ООП ДО и других документах ДОО. | |||
В дополнение к 1 | 2.1. В ООП ДО и других документах ДОО предусмотрена регулярная педагогическая работа, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, его потребностей, возможностей, динамики развития, интересов и пр. | |||
1.1. В ООП ДО отражены возрастные характеристики развития воспитанников ГРУППЫ ДОО. |
Некоторые индикаторы сопровождаются примерами, позволяющими точнее понять суть и направленность индикатора. Данные примеры следуют после отметки «Напр.,» и не являются обязательными к применению, но лишь показывают возможные варианты практической реализации ситуации, описанной индикатором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об уровневой модели формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различног...
Программа организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)
ПринятоНа педагогическом совете Протокол №____от _______________2017 г.УтверждаюЗаведующая МДОБУ детский сад общеразвивающего вида №21 г.Белорецк_______ Л.С.МясниковаПриказ №___от __...
Открытая фронтальная ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква [О]» (технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)
Конспект занятия для группы компенсирующей направленности...
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО МКДОУ № 22г.Аши.
Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....
"Методика обследования речи у детей 5-7 лет с ТНР с бально-уровневой системой оценки (по речевой карте Нищевой Н.В.)"
Обследование является важным этапом коррекционной работы. От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекци...
«Система внутреннего должностного контроля во взаимосвязи с ВСОКО в ДОУ»
ВСОКО функционирует во взаимосвязи с системой должностного контроля ДОУ.Сегодня в каждом ДОО проводится контроль, ежегодно составляется публичный доклад, проводится процедура самообследования, подводя...
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год...