Об уровневой модели формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
статья по теме
Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций, научить их самостоятельно действовать в таких ситуациях, сформировать культуру безопасного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Об уровневой модели формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Тусаева О.В.
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию (раздел «Физическое развитие и здоровье», «Развитие экологической культуры детей») выделяет основные параметры развития физической и экологической культуры у детей. Однако ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что перед образовательными учреждениями стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций, научить их самостоятельно действовать в таких ситуациях, сформировать культуру безопасного поведения. Исходя из этого, актуальной становится проблема формирования и развития у дошкольников следующих компетенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.
Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у детей вызывается противоречиями:
– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;
– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными.
Проблема формирования у детей знаний по основам безопасности жизнедеятельности давно обсуждается и достаточно успешно решается многими дошкольными образовательными учреждениями, однако нельзя сказать, что ответы на все, связанные с ней вопросы, уже получены.
В определенной мере безопасность жизнедеятельности являлась объектом специальных исследований по отношению к дошкольникам (А.А. Авдеева, Е.Е. Бухарова, Н.С. Голицына, О.Л. Князева, Н.В. Коломеец, С.В. Люзина, Р.Б. Стерликова и др.). Признавая ценность указанных работ, считаем необходимым рассмотреть методы и средства формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников.
Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательности и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Обучение ребенка является одним из важнейших факторов воспитания у него культуры безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент не растеряться и принять правильное решение. Итак, возникает необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
Экспериментальная работа началась с работы над уровневой моделью культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что если на основе анализа компонентов культуры безопасного поведения разработать ее обобщенную уровневую модель, то это позволит:
– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;
– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.
В нашей модели мы выделили пять компонентов культуры безопасного поведения: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, экологическая безопасность, здоровый образ жизни, безопасное поведение в общественных местах. В каждой компоненте были выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети. Уровневая модель культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста представлена в таблице.
Компоненты | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Безопасность на улице | Не знает, как называется часть улицы, по которой едут машины и отведенная для пешеходов | Знает, как называется часть улицы, по которой едут машины, но не знает, как называется часть дороги, отведенная для пешеходов | Знает, как называется часть улицы, по которой едут машины и отведенная для пешеходов |
Не знает, кого называют пешеходом, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару и идти следует по правой стороне | Знает, кого называют пешеходом и что пешеходам разрешается ходить только по тротуару, но не знает, что идти следует по правой стороне | Знает, кого называют пешеходом и что пешеходам разрешается ходить только по тротуару, знает, что идти следует по правой стороне | |
Не знает, где безопасно переходить улицу, как найти место перехода улицы, как перейти через дорогу | Знает, что пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; но не знает, что при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо | Знает, что пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; знает, что при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо | |
Не знает для чего вдоль дорог поставлены знаки и что обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи» | Знает для чего вдоль дорог поставлены знаки, но не знает, что обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи» | Знает для чего вдоль дорог поставлены знаки и что они обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи» | |
Не знает дорожных знаков и их назначение | Знает некоторые дорожные знаки и их назначение | Знает запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса | |
Не знает цвета светофора и что они обозначают для пешеходов, водителей | Знает цвета светофора, но не знает, что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей | Знает цвета светофора и что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей | |
Не называет виды транспорта, затрудняется ответить, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена» | Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена», но с трудом называет виды транспорта | Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена», называет разные виды транспорта | |
Не знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. Затрудняется ответить, где их ожидать, если нет остановки - на тротуаре (обочине дороги) | Знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. Затрудняется ответить, где их ожидать, если нет остановки - на тротуаре (обочине дороги) | Знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. А там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги) | |
Не знает, как обходить трамвай, троллейбус, автобус | Знает, как обходить некоторые виды транспорта. | Знает, как обходить трамвай, троллейбус, автобус | |
Не знает как вести себя на детской площадке | Знает лишь некоторые правила поведения на детской площадке | Знает правила поведения на детской площадке | |
Компоненты | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Пожарная безопасность и безопасность в быту | Не знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу | Знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу, но не знает ее номера телефона | Знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу, знает ее номер телефона |
Не знает, что дым при пожаре опасен | Знает, что дым при пожаре опасен, но не знает, как нужно действовать в случае задымления | Знает, что дым при пожаре опасен, и что нужно делать при задымлении | |
Не знает, какой огонь можно попробовать затушить | Знает, что можно попробовать затушить небольшой огонь, но не знает как | Знает, что можно попробовать затушить небольшой огонь, и знает, как и чем | |
Не знает, что если огонь сразу не погас, то не нужно пытаться его тушить | Знает, что если огонь сразу не погас, то нужно немедленно убегать из дома | Знает, что если огонь сразу не погас, то нужно немедленно убегать из дома и нельзя при этом пользоваться лифтом | |
Не может назвать бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными | Знает лишь некоторые бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными | Знает бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными | |
Не знает, почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры | Знает, что в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры, но не может объяснить почему? | Знает, почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры | |
Не знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери | Знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери, но не может объяснить почему? | Знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери и может объяснить почему? | |
Не знает об источниках опасности в быту. Что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам | Знает об источниках опасности в быту, но затрудняется ответить, что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам | Знает об источниках опасности в быту. Что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам | |
Не знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами | Знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами, но затрудняется ответить, как можно было поступить | Знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами, как можно было поступить | |
Не знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту | Знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту, но затрудняется ответить, кто может помочь | Знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту |
Компоненты | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Культура поведения в общественных местах | Не знает, что нужно быть осторожным при общении с незнакомыми людьми | Знает, что нужно быть осторожным с незнакомыми людьми, но не знает, как нужно действовать в случае насильственного поведения со стороны взрослого | Знает, что нужно быть осторожным с незнакомыми людьми и что надо громко кричать и звать на помощь в случае насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, сажает в машину) |
Не знает, что опасно брать чужие вещи, оставленные кем - то | Знает, что опасно брать чужие вещи, оставленные кем – то, но иногда берет | Не берет чужие вещи сам и не разрешает брать их другим детям | |
Не знает, что нужно делать, если потерялся в общественном месте | Знает, что если потерялся в общественном месте, то нужно оставаться на месте | Знает, что если потерялся в общественном месте, то нужно оставаться на месте и обратиться за помощью к взрослому | |
Знает только имя мамы и папы, не знает их отчества, номер домашнего телефона, домашний адрес | Знает имя и отчество родителей, домашний адрес, не знает номер телефона | Знает имя и отчество родителей, домашний адрес, номер телефона | |
Не знает, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными | Знает, что можно кормить бездомных собак и кошек, но не знает, что нельзя играть с ними, не знает, что, нельзя играть незнакомыми, принадлежащими другим людям животными | Знает, что нельзя играть с бездомными животными и незнакомыми, принадлежащими другим людям животными | |
Не знает, где безопасно играть детям | Знает, где безопасно играть детям, но иногда играет рядом с проезжей частью | Четко выполняет правила игры на улице | |
Не знает правила безопасности во время игры | Знает правила безопасности во время игры, но не всегда их выполняет | Знает правила безопасности во время игры и всегда их выполняет | |
Не знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых | Знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых, но не знает номер телефона полиции | Знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых и знает номер телефона полиции |
Компоненты | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Экологическая безопасность | Не знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды | Знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, но не рассматривает человека, как часть природы; не знает, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды | Знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды |
Не знает, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению | Знает, какие действия вредят природе, портят ее. Затрудняется ответить, какие действия способствуют ее восстановлению | Знает, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению | |
Не различает съедобные и несъедобные грибы по внешнему виду | Различает несъедобные грибы по внешнему виду. Затрудняется в различии съедобных грибов | Различает съедобные и несъедобные грибы по внешнему виду | |
Не знает съедобные ягоды и ядовитые растения, не различает их | Знает съедобные ягоды, различает их и правильно называет. Затрудняется в различии ядовитых растений | Знает съедобные ягоды и ядовитые растения, различает их и правильно называет | |
Не знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Не может объяснить, почему? | Знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Но не может объяснить, почему? | Знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Может объяснить, почему? | |
Не знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Не называет эти правила | Знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Затрудняется их назвать | Знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Называет эти правила | |
Не знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями | Знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями, но не может объяснить почему? | Знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями и может объяснить почему? | |
Не знает, как одеваться по погоде | Знает, как одеваться по погоде, но не всегда соблюдает эти правила | Знает, как одеваться по погоде и всегда соблюдает эти правила | |
Не знает, что можно перегреться или обморозиться | Знает, что можно перегреться или обморозиться, но не знает, как действовать в этих ситуациях | Знает, что нужно делать, если перегрелся или обморозился |
Компоненты | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Здоровый образ жизни | Не знает, что такое здоровье и как о нем заботиться. | Знает, что такое здоровье, но не знает, что о нем надо заботиться | Знает, что такое здоровье и что о нем надо заботиться |
Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, но не знает, почему это нужно делать | Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, знает, почему это нужно делать | Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, пить только кипяченую воду, знает, почему это нужно делать | |
Не знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека | Знает о пользе витаминов, но затрудняется ответить об их значении для здоровья человека | Знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека | |
Не знает, что полноценное питание сохраняет здоровье | Знает, что полноценное здоровье сохраняет здоровье, но иногда ест всухомятку | Знает, что полноценное здоровье сохраняет здоровье, всегда питается правильно | |
Не имеет представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | Имеет представления о правильном режиме дня, но затрудняется ответить о пользе его соблюдения для здоровья | Имеет представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | |
Не знает о пользе зарядки, не делает ее | Знает о пользе зарядки, но не делает ее | Знает о пользе зарядки, ежедневно ее делает | |
Не знает о правилах личной гигиены. | Знает о правилах личной гигиены, но не всегда пользуется носовым платком и расческой | Знает о правилах личной гигиены, регулярно пользуется носовым платком и расческой | |
Не знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью | Знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью, но не знает, сколько минут можно проводить у телевизора или компьютера | Знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью и сколько минут можно проводить у телевизора или компьютера | |
Не знает, что курение вредит здоровью | Знает о вреде курения | Знает о вреде курения и вреде табачного дыма | |
Не знает о наркотиках и вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т.д.) | Знает о вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т.д.) | Знает о вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т.д.) и наркотиках | |
Не знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь | Знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь, но не знает ее номера телефона | Знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь и номер ее телефона |
Построенная модель позволяет нам планировать работу и осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в нашу работу.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
- Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010.
- Голицына Н.С. «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, Холодова И.А., Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/авт.-сост. Н.В. Коломеец.-Волгоград: Учитель, 2011.-168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Представлено преспективное планирование по теме "Формирование безопасного поведения у детей"...
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...