Открытая фронтальная ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква [О]» (технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия для группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_o.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая фронтальная ОД
по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности
по теме: «Звук и буква [О]»
(технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)
учителя-логопеда Лихникевич М.Б
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель : Знакомство со звуком и его характеристикой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки;
-закреплять понятия «звук», «слово»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать речевое внимание детей.
Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков, зеркала, предметные картинки со звуком [О] в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Паровозик», домик. Массажные мячи.
Ход ОД.
1. Организационный момент.
Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.
Канава-канава-какао-канава.
Ком-ком-ком-кот.
Утенок-утенок-котенок-утенок.
Минута-монета-минута-минута.
2. Развитие общей моторики. «Грибок».
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем. Маршируют.
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты, не прячь грибок , Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок! Руки на поясе.
Основная часть:
Обьявление темы ОД.
Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.
Логопед. Посмотрите, Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? [О]. Сегодня мы познакомимся со звуком [О].
Чтобы язычок был послушным, надо с ним поиграть.
1.Развитие артикуляционной моторики:
- «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;
- «Хоботок»-вытягивание губ вперед.
-«Блинчик»-разложить широкий язык на нижней губе;
- «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними
просунуть язык и слегка подуть.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
- «Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл…
2.Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О.
3. Развитие мелкой моторики. «Я мячом круги катаю».
Я мячом круги катаю,
Дети совершают мячом круговые движения.
Взад-вперед его гоняю,
Делают движения вверх-вниз.
Им поглажу я ладошки,
Словно им сметаю крошки.
Поглаживают мячом ладони.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.
А теперь последний трюк-
Мяч кидаю между рук.
Перекидывают мяч из одной руки в другую.
4.Развитие фонематического слуха.
Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только те картинки, в названии которых звук [О] находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.
5. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [О], с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук [О]-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
6. Связь звука и буквы.
Дети рассказывают на что похожа буква О.
7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
8. Закрепление звуков в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук [О],назовите второй звук. [П]. [О]- это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук [П]-? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)
Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук [О]- на схеме. (Дети указывают на красную фишку.) Покажите звук [П]- на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных звуков? (Один.)
Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.
9. Закрепление звуков в словах.
Дети, у которых на столах есть картинки со звуком [О] в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук [О] находится в начале слова «окунь».)
10. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.
11. Закрепление звука в тексте.
Ом-ом-ом- плывет по реке сом.
Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.
От-от-от- в зоопарке бегемот.
Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.
12.Рефлексия :
Логопед: Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Конспект открытой фронтальной ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»
Конспект ОД по теме «Звук[З], [З*] и буква З»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Й» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Й» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий"...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Согласные звуки»
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.Цель: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в образовательной деятельности.Задачи: коррекционно-образовательные:-улуч...