Открытая фронтальная ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква [О]» (технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лихникевич Марина Борисовна

Конспект занятия для группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_o.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая  фронтальная ОД

по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей  группе компенсирующей направленности

по теме: «Звук и буква [О]»

(технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)

учителя-логопеда      Лихникевич М.Б

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель : Знакомство со звуком  и его характеристикой.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком [О] и  его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки;

-закреплять понятия «звук»«слово»;

Коррекционно-развивающие:

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать голос и дыхание;

развивать фонематические процессы;

развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков, зеркала, предметные картинки со звуком [О] в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Паровозик», домик. Массажные мячи.

                                      Ход ОД.

1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

Канава-канава-какао-канава.

Ком-ком-ком-кот.

Утенок-утенок-котенок-утенок.

Минута-монета-минута-минута.

2. Развитие общей моторики«Грибок».

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем. Маршируют.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной. Изображают шапочку.

Ты, не прячь грибок , Закрывают лицо руками.

Под листок свой бок! Руки на поясе.  

                                     Основная часть:

Обьявление темы ОД.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.

Логопед. Посмотрите, Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? [О]. Сегодня мы познакомимся со звуком [О].

Чтобы язычок был послушным, надо с ним поиграть.

1.Развитие артикуляционной моторики:

«Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

  - «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;

  - «Хоботок»-вытягивание губ вперед.

 -«Блинчик»-разложить широкий язык на нижней губе;

- «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними

                      просунуть язык и слегка подуть.

«Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

- высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…

«Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл…

 2.Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: О.

3. Развитие мелкой моторики«Я мячом круги катаю».

Я мячом круги катаю,

Дети совершают мячом круговые движения.

Взад-вперед его гоняю,

Делают движения вверх-вниз.

Им поглажу я ладошки,

Словно им сметаю крошки.

Поглаживают мячом ладони.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.

А теперь последний трюк-

Мяч кидаю между рук.

Перекидывают мяч из одной руки в другую.

4.Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только те картинки, в названии которых звук [О] находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.

5. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [О], с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук [О]-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. 

 6. Связь звука и буквы.

Дети рассказывают на что похожа буква О.

7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

8. Закрепление звуков в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук [О],назовите второй звук. [П].  [О]- это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук [П]-? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)

Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук [О]- на схеме. (Дети указывают на красную фишку.) Покажите звук [П]- на схеме.  (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных звуков? (Один.)

Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.

9. Закрепление звуков в словах.

Дети, у которых на столах есть картинки со звуком [О] в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук [О] находится в начале слова «окунь».)

10. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда«Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.

11. Закрепление звука в тексте.

Ом-ом-ом- плывет по реке сом.

Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.

12.Рефлексия :

Логопед: Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Согласные звуки»

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.Цель: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в образовательной деятельности.Задачи: коррекционно-образовательные:-улуч...