Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Мартынко Марина Николаевна

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           МДОУ «Детский сад  № 15 « Звёздочка»

    структурное необособленное  подразделение «Лебёдушка»

  « План  по  самообразованию  педагога»

музыкального руководителя

      Мартынко Марина Николаевна

                                  ( Ф.И.О. педагога)

          24 г                                                  соответствие                

    (стаж работы)                                     (кв. категория)

 

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

2020-21гг

Актуальность  проблемы:

     Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими, психологическими, нравственными проблемами всего общества.

     Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать  максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог  детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы  и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.

Цели:

Развитие мелкой моторики; Развитие физической, эмоциональной и психической активности детей; Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого

Задачи:

Развивать умение координировать движения с текстом;

Устранять речевые нарушения;

Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения;

Развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;

Снимать психическое напряжение, создавать условия для самовыражения;

Воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать движения с характером музыки;

Развивать преодоление барьеров в общении;

Развивать позитивное самоощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе,

Формировать положительную самооценку воспитанников.

Планируемые результаты работы за 2020 21 учебный год:

  • Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей  деятельности.
  • Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий.
  • Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  • Положительная динамика развития по результатам диагностики

Прогностический:   - определение целей и задач работы

над темой

  1. разработка системы мер,

направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов

Практический:- проведение открытых и плановых занятий по данной теме, викторины, праздники, выступления из опыта работы на педагогических советах, заседаниях творческой группы.

Обобщающий: -анализ работы, оформление и описание хода, результатов работы по проблем

Список литературы:

  1. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
  2. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
  3. Программа эмоционально-личностного развития « В мире друзей», автор Е.В.Котова;
  4. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина;
  5. «Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;
  6. «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;
  7. «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;
  8. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
  9. «Танцы,  игры, упражнения для красивого движения», авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.

                       

         Перспективный план работы по самообразованию на 2020-21учебный год.

п .п

             Содержание

Срок исполнения

1.

Выбор темы:  «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

  • Цели и задачи    Развитие мелкой моторики; Развитие физической, эмоциональной и психической активности детей; Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого

сентябрь

2.

Тема  средство решения коррекционных задач

  • задача. Устранять речевые нарушения;

октябрь

3.

Тема    Комплексная работа по развитию оптико-пространственных представлений

 

Задача:

  • Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;

ноябрь

4.

  Тема   развитием речи на основе биологических  и социальных факторов.

  • задача Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения;

декабрь

5.

Тема  развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

  •  задачи Развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;

январь

6.

 

  • Задачи Снимать психическое напряжение, создавать условия для самовыражения;

 февраль

7.

 

  •  задача Воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать движения с характером музыки;

 

март

8.

  задача Развивать преодоление барьеров в общении;

  • Развивать позитивное самоощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе,

апрель

9.

 провести итоговый мониторинг.

  • Формировать положительную самооценку воспитанников.

Май

сентябрь

Выбор темы:  «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

  • Цели   Развитие мелкой моторики; Развитие физической, эмоциональной и психической активности детей; Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого
    Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
    Задачи:
    Умение координировать движения с текстом;

    Предполагаемый результат:

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.

Используемая литература:

«Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
«Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
Программа эмоционально – личностного развития « В мире друзей», автор Е.В.Котова; Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина; «Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;
« «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;
«Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;

Октябрь

 Тема  средство решения коррекционных задач:

  • задача. Устранять речевые нарушения;

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.
Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими нарушениями речи.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство: 
Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:
- развитие внимания и памяти;
- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон,маракасы и др.);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон,колокольчик и др.);
- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы,дудочки);
- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств длязаикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту-ру- ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и
задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-
фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.
Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей,
предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи».
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

 Используемая Литература

  Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. – М., 2000.

  Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. 

  Когновицкая Т.С. Логопедическая работа с заикающимися школьниками с учетом особенностей мелодики и темпа речи: Метод, рекомендации. – Л., 1992.

  Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). – М., 2006.

  Ларина Е. А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2007. – № 5.

  Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

ноябрь

тема комплексная работа по развитию оптико-пространственных представлений

задачи

  • Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности:   на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь. Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размере предметов, позволяют ребенку обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы.

накопление детьми разнообразного чувственного опыта пространственного различения на основе включения различных анализаторов в наблюдение и активную практическую деятельность детей; - приобретение словесных знаний, обеспечивающих отвлечение, обобщение и синтез пространственных признаков и отношений в единстве с практикой их различия; - умение пользоваться пространственными представлениями при решении мыслительных задач и развитие мелкой моторики в процессе различных видов самостоятельных работ. А реализация данной деятельности связана с разработкой системы упражнений, как на занятиях, так и вне их, с целью совершенствования навыков пространственной ориентировки и развитию мелкой моторики. Поставленная работа должна решаться в тесной взаимосвязи со всеми узкими специалистами, потому что только комплексная работа по развитию оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков дает возможность решать все поставленные задачи в период дошкольного обучения, что является положительной предпосылкой в дальнейшем школьном обучении.

Литература: 1. Аксенова, М. Н. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи / М. Н. Аксенова //Дошкольное воспитание. -1990.- № 8.- с.25 2. Баренцова, Н. П. Готовим руку к письму / Н. П. Баренцова // Дошкольное воспитание. — 1996. -№ 2. — с.17 3. Безруких, М.М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики / М. М. Безруких — М.: 2000. — с.7 4. Безруких, М. М.

декабрь

  Тема   развитием речи на основе биологических и социальных факторов.

 Задачи

  • Воспитывать чувство ритма и темпа в движении речи , целенаправленно воздействовать на речевые нарушения;

Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в сокращённых формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленные или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).

Темп речи формируется у ребёнка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.

Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться. Нарушения темпа речи могут быть патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований).

Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга (возбуждения и торможения). В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Нарушения ритма затрудняет, искажает речь. Необходимо следить за соблюдением детьми правильных словесных ударений. При патологических нарушениях обязательна консультация с невропатологом.

Список литературы.

  1. Артёмова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автор. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Артемова – М., 2005.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В.Секачев, 1998.
  3. Бондаренко Л.В. Основы общей фонетики. – Л.: Изд-во Лен.ун-та, 1983.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена: 2000.

январь

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

  • задачи Развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: руководитель  показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.  можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением времени года

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Накопление музыкальных впечатлений и слухового опыта воспитанников.
  • Приобщение к искусству пения с его оздоравливающими возможностями.
  • Развитие музыкальных способностей детей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и т.д.
  • Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности через занятия, праздники, развлечения.

Вопросы изучения:

  • изучить ФГОС дошкольного образования;
  • изучить методическую литературу по теме;
  • изучить приемы и методы игрового обучения пению в работе с детьми, как повышение эффективности развития творческих и музыкальных способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОО;
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;
  • осмыслить возможности построения авторской системы;
  • обогатить материально-техническую базу музыкального зала;

Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов обучения пению в работе с детьми и педагогами.

Примерный  план работы над темой самообразования.

1 этап. Подготовительный.

Содержание работы

Срок реализации

  1. Определение темы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения.
  2. Постановка целей, задач работы.
  3. Составление перспективного плана.

сентябрь

2 этап. Организационный.

Содержание работы

Срок реализации

1) теоретическая часть:

* изучение методической, нормативно-правовой, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег и т.д;

* Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2) практическая часть:

* изготовление пособий, атрибутов, дидактических игр;

* проведение открытых мероприятий танцевальный конкурс

* выступление на педагогическом совете.

Октябрь-февраль

Март-апрель

3 этап. Завершающий.

Содержание работы

Срок реализации

  1. Систематизация практического материала.

май

Прогностический:   - определение целей и задач работы

над темой

  1. разработка системы мер,

направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов

Практический:- проведение открытых и плановых занятий по данной теме, викторины, праздники, выступления из опыта работы на педагогических советах, заседаниях творческой группы.

Обобщающий: -анализ работы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме

                        Перспективный план работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.

п .п

             содержание

Срок исполнения

1.

Выбор темы: Факторы влияющие на развитие пения.

Разработка перспективного плана. Цели и задачи.

сентябрь

2.

Тема Вокально-хоровые навыки

Цель -1. «П.И. Чайковский» — Слушание -музыка для детей.  

  вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

 «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

задача. Целенаправленность

октябрь

3.

Тема звукообразование

цель «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей

Задача: , систематичность 

Определить  особенности организации и процесса пения с детьми

ноябрь

4.

Тема дикция

Цель:  3. «Ми» - формирование певческих навыков

задача Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

декабрь

5.

Тема 

ансамбль чистота интонирование

Цель 4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства

задачи Принцип доброжелательности и открытости

январь

6.

Тема дыхание

Цель5. «Соль» - расширение музыкального кругозора

Задачи плановость.

 февраль

7.

Тема  Артикуляционная гимнастика

Цель 6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения

задача 

 выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

март

8.

Тема  Песенное творчество

цель  7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

задача Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры

апрель

9.

 провести итоговый мониторинг.

Май

 репертуар

Список литературы:

Журналы:

 Дошкольная педагогика.

 Музыкальный руководитель.

Справочник музыкального руководителя.

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

сентябрь 2018г

 тема: Факторы влияющие на развитие пения.

 «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения пению»

Цели 

 Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи

  • Накопление музыкальных впечатлений и слухового опыта воспитанников.
  • Приобщение к искусству пения с его оздоравливающими возможностями.
  • Развитие музыкальных способностей детей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и т.д.

Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов обучения пению в работе с детьми, родителями и педагогами.

литература

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка» Учебно-наглядные материалы для детей старшего школьного возраста – М., 1998.
  2. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г.
  3. Кацер О.В. игровая методика обучения детей пению. – Музыкальная палитра, Санкт-Петербург, 2005.

 

Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу .П.И.ЧАЙКОВСКИЙ.

октябрь

Тема   Вокально-хоровые навыки

цель -

  вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

 задача 

Целенаправленность

 

почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. 

Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение,

 эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу вокально хорового пения.

ЛИТЕРАТУРА

                                                                                                        

Изучение творчества П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь»

Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

 Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

 Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

ноябрь

Тема звукообразование

цель «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей

Задача: , систематичность

Определить  особенности организации и процесса пения с детьми

литература

 Волкова Г.В. « Азбука звукообразования». М.

Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь».

Красота звуков,притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира     

Т.Тютюнникова

декабрь

Тема дикция

Цель:  3. «Ми» - формирование певческих навыков

задача

Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

Литература

 Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М.,

 Зимина А. Н. Основы музыкального вокального  пения  и развитие дикции у детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

 Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. –

 Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. –

 Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»

М.Монтень

январь

   Тема 

ансамбль чистота интонирование

Цель 4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства

задачи Принцип доброжелательности и открытости

 «Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, чисто интонировать и понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

литература

Г. Левашова «Твой друг музыка».

Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М.

Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб.

Стихи А.С.Пушкина,С.Михалкова,А.Барто.

Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

М.И.Глинка

февраль 

Тема дыхание

Цель5. «Соль» - расширение музыкального кругозора

Задачи плановость.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей  музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. 

литература

Барышева Т.А.  дыхание в музыки.-- Л.: . Беляева-.

 Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии.-

Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение

 Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования.

Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.

март

Тема

 Артикуляционная гимнастика

Цель 6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения

задача

 выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

литература

Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература,

 Мой мир в диалоге искусств. - Танева И.Н.

Музыка детям. Вопросы музыкально-воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, Артикуляционная гимнастика, как предмет комплексного исследования. -

Нагинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка,  Радынова О.П. :Играем и слушаем

Остроменский В.Д. Гимнастика голоса - Петрушин В.И.

апрель

Тема  

Песенное творчество

цель  7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

задача Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами музыки;

литература

Метлов Н.А. "Музыка - детям" - М

 Музыкальное воспитание и всестороннее развитие  песенного творчества Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Дошкольное музыкальное воспитание. –Мельник Э.Л. Корожнева Л.А. Интегрированное обучение  Теория и практика. – Методика музыкального воспитания песенного творчества в детском саду: по спец. «Дошкольное воспитание» /Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение,

 Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Под ред. Э. Б.Абдуллина. – М., 2002. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт.

Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования проф. культуры  П.И. Лебедева-Полянского. –

май

итоговый мониторинг

                                         СЕНТЯБРЬ

Тема:  танец и движение

   Цель Повысить уровень знаний  относительно значимости музыкально-ритмических движений в физическом развитии человека.

Цель я планирую достигнуть через решение   следующих

 задач:

1создавать условия для исследовательской активности

2поощрять и направлять исследовательскую инициативу

3изучить методическую литературу по теме танец и движение

литература  

Колодницкий   Г.А.Музыкальные игры ,

 ритмические упражнения и танцы для детей_ М:Гном-пресс

Зарецкая Н « Танцы в детском саду»

                                Октябрь

тема:

 ритмическая гимнастика    

цель

развивать  эмоциональность и образность восприятия музыки через движения

задачи

  выполнять движения, отвечающие характеру музыки

 В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой, все это тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка. Ритмическая гимнастика помогает развивать музыкально-двигательное творчество дошкольников и имеет множество преимуществ:   детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов, подвижных игр с разными уровнями подвижности

 Прочтении литературы:

1 Веракса Н.Е ,Комарова, Т Васильева

От рождения до школы  .Программа дошкольного образования М: Мозаика –Синтез,2015г

Изучение статей :   Радынова  О.П. «.Музыкальные Шедевры»

                        

                                ноябрь        

        тема Осенний привет                        

цель

расширить знания в области музыкального воспитания ,хореографии и художественной гимнастики

задача

 Развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей

Литература.

 Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение –Ветлугина Н.А.

 Методика музыкального воспитания в детском саду... М.: Просвещение –

. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.

Т. Харченко «Утренняя гимнастика в дет саду».

декабрь

 Цель :       Расширить знания в  области музыкального воспитания, хореографии, художественной гимнастики и музыкальных игр.

Задача : закреплять умение отражать содержание песни в танце

Тема :  новогодний бал

 Развивать гимнастические, танцевальные, имитационные движения.

Воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств.

Развитие музыкально-ритмических  движений через элементы художественной гимнастики.

прочтение и изучение литературы :

литература:

  Зимина А.Н.  Музыкальные игры и этюды в детском саду.

  Михайлова М.А.  Поем, играем, танцуем дома и в саду.

  Метлов Н.А.  Музыка – детям. М.:

Чибрикова - ЛуговскаяА. Е.  Ритмика. М. :Издательский дом «Дрофа» -

Музыкальная   ритмика
составитель Л.И. Минеева Авторы
: Е. Елисеева, Юлия Родионова

                                        

                                                

                                

                                                март

                                        апрель

                                                май

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей"

Эта публикация о написании отчёта по самообразованию музыкального руководителя.  Материал может быть полезен для музыкальных руководителей  детских дошкольных учреждений....

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...

План по самообразованию. Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

ЗадачиУстранение речевых нарушений;Умение координировать движения с текстом;Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;В...

План самообразования «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей».(2023-2024)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

План работы по самообразованию Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного № 3 города Данкова Липецкой области...