План работы по самообразованию Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»
материал

Ширнина Светлана Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного № 3 города Данкова Липецкой области

                                                                                                        

                                                                                                       

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

                                                 План работы по самообразованию

                                                                 

                  Ширниной   Светланы Александровны, музыкального руководителя

 

 

             Тема: «Здоровьесберегающие  технологии  в музыкальном  развитии детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников, хотя музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

 

Актуальность темы.

Проблема  раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ. Снижение уровня заболеваемости детей ОРВИ,  ОРЗ. Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребёнка. Повышения уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

         

Цель – повышение уровня профессиональной компетенции по вопросу современных здоровьесберегаюзих технологий в условиях педагогики оздоровления.

 

Задачи –

Изучить учебную, спарвочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения с помощью музыки.

Обосновать необходимость использования различных видов музыкальной деятельности в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Учиться моделировать музыкально-оздоровительную работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения.

Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников через использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Систематизировать изученную литературу.

 

 

Основные направления работы по самообразованию.

 

Направление

               Действия и мероприятия

Предполагаемые результаты

 

Профессиональное

 

- Познакомиться и изучить новые педагогические технологии, методическую литературу по изучаемой теме..

- Систематически изучать журналы «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальный руководитель».

- Вести учёт изученной литературы.

 

Повышение собственного профессионализма.

 

Психолого-педагогическое

 

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

 

Повысить уровень знаний в области детской психологии.

 

Методическое

 

-Провести мониторинг, целью которого является – определение особенностей организации образовательного процесса музыкально-оздоровительной работы с детьми.

-Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

- Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами здоровьесбережения детей.

- Выступить с консультациями по теме на родительских собраниях.

- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

- Собрать собственную базу лучших игр, сценариев, конспектов занятий.

 

Владение новыми методиками музыкально –оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

 

Информационно-технологическое

 

- Изучить ИКТ по теме и внедрить их в учебный процесс.

- Создать свой сайт для контакта с другими педагогами.

 

 

Повышение интереса воспитанников к собственному здоровью.

 

 

Охрана здоровья

 

- Внедрить в образовательный процесс музыкального воспитания здоровьесберегающие технологии.

 

 

Расширение кругозора в области «Здоровьесберегающие технологии»

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Основные этапы работы по самообразованию.

 

                 Этапы

                          Содержание работы

Диагностический (постановка проблемы)

Детальное изучение материала имеющегося опыта и литературы по данной теме.

Анализ затруднений в работе.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 

Прогностический (определение целей и задач работы над темой)

Определение целей и задач темы.

Изучение видов здоровьесберегающих технологий и методику применения их в музыкально-образовательном процессе.

Составление плана работы по музыкальному воспитанию с

использованием здоровьесберегающих технологий.

Прогнозирование результатов.

 

Практический

- Разработка музыкальных, логоритмических интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

- Составление картотеки валеологических песен, речевых, ритмических и пальчиковых игр, комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.

- Выступление на родительском собрании об актуальности музыкально-оздоровительной работы в детском саду.

- Подготовка и показ открытого мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

 

Обобщающий

- Анализ работы.

- Обобщение и исследование результатов практической деятельности.

- Дальнейшее использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей.

 

 

Литература.

Арсеневская О.Н. «Система музыкально — оздоровительной работы в детском саду». Занятия, игры, упражнения. Издательство «Учитель» Волгоград. 2011 год.

Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия в детском саду». Издательство «Учитель» Волгоград. 2012 год.

Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой». Издательство «Метафора» Москва.  2007 год.                                                                      

Новак Е.В.  «Пальчиковые игры и гимнастика для малышей». Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород. 2014 год.

Исаенко О.В. «Развиваем речь, мышление, мелкую моторику». Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород. 2014 год.

Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений». Библиотека программы «От рождения до школы». Издательство «Мозаика -синтез». Москва.  2014 год.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2003 год.

Картушина М.Ю. Логоритмика для детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 год.

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

 

Месяц

                      Содержание работы

              Итог

Сентябрь

Изучить методику О.Н.Арсеневской «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» и выделить основные направления в работе по данной теме, разработать интерактивные формы взаимодействия с педагогами, детьми, родителями.

Индивидуальный план работы и перспективный план работы с педагогами, детьми, родителями.

Октябрь

Изучить и систематизировать здоровьесберегающую технологию «Валеологические песенки – распевки».

 

Сбор материала для создания предметно – развивающей среды в сочетании с другими образовательными областями.

Конспект по изученной  статье с последующим внедрением данной технологии на музыкальные занятия.

 

Изготовление пособий «Валеологические песенки -  распевки».

Ноябрь

С помощью интернет – ресурсов изучить опыт работы педагогов по технологии «Логоритмика» и внедрить его в систему своей образовательной деятельности.

 

Продолжать исследовать педагогическую информацию по технологии «Валеологические песенки – распевки».

 

Работа с книгой М.И. Чистякова «Психогимнастика».

 

Разработка системы занятий с использованием логоритмики.

 

Создание картотеки по валеологическим песенкам – распевкам.

 

Конспектировать изучаемый материал.

Декабрь

Обзор  статей по данной теме в журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя».

 

 

Систематизировать отдельные аспекты  из книги  М.И. Чистякова «Психогимнастика» (игровая терапия)

 

 

Создание модели «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей».

 

Внедрение игровой терапии на музыкальных занятиях.

Январь

Изучить методику М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».

 

 

 

 

 

Продолжать сбор материала по теме самообразования.

Консультация с педагогами на тему «Совместная работа по развитию оздоровительно – творческих способностей детей».

Изготовление пособий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей средствами музыки.

 

Февраль

 

Систематизировать и обобщить материал, изученный за данный период.

 

Создание папки «Музыка и здоровье».

 

 

Март

Организовать обмен опытом с педагогами дополнительного образования по вопросу здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ и их взаимосвязи.

Разработка перспективного плана по взаимодействию со специалистами дополнительного образования.

 

Апрель

 

Используя методическую литературу, интернет – ресурсы обогатить материал, определяющий актуальность выбранной проблемы, её значимость и законспектировать его.

 

Подобрать методы, приемы, упражнения по изученному материалу для детей из передового опыта коллег. Обобщить, законспектировать.

 

Дополнение  имеющейся картотеки новым материалом.

 

Изготовление новых учебно – методических пособий.

 

Организация «Круглого стола» с педагогами разных возрастных групп для более углубленного восприятия темы «Здоровьесберегающие технологии».

Май

Обобщить весь собранный материал и провести диагностику по результатам работы.

Анкетирование родителей.

 

Диагностика детей.

 

Обобщение всего материала в единый комплекс по музыкально – оздоровительной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы  

  

Месяц

                                        Формы работы

 

  С детьми

          С педагогами

С  родителями

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

Май

Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

 

 

Проведение осенних праздников с использованием здоровьесберегающих технологий.

 

 

Цикл логоритмических занятий для  укрепления здоровья.

 

 

 

Месяц игровой терапии «Минута шалости»

 

 

 

Музыкально – оздоровительные сказки.

 

 

Проведение праздника «День отечества» с использованием здоровьесберегающих технологий.

 

Проведение праздника «Прощание с зимой» на открытом воздухе.

 

 

Организация конкурса «Музыка и здоровье».

 

Музыкально-оздоровительный проект «Музыка живёт повсюду»

Консультация для воспитателей по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей».

 

Рекомендации к использованию в разных видах деятельности музыкально-игровых упражнений по здоровьесбережению.

 

Консультация по обогащению предметно-развивающей среды – дидактические пособия «Упражнения на дыхание».

 

Рекомендации по подбору картотеки в музыкальный уголок по здоровьесберегающим технологиям.

 

«От этюда к сказке» -совместная работа по развитию оздоровительно-творческих умений детей.

 

Индивидуальные консультации по заявкам педагогов.

 

 

Консультация «Организация музыкальных развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий».

 

Совместная подготовка к конкурсу «Музыка и здоровье».

Семинар-практикум «Разнообразие музыкально –оздоровительных игр и упражнений в жизни детей»

Индивидуальные беседы на тему «Музыка и здоровье».

 

 

 

 

Папки – передвижки «Значение музыки для здоровья детей».

 

 

 

 

Выпуск буклетов на тему «Природа, музыка, здоровье»

 

 

 

Анкетирование «Музыкальный марафон здоровья»

 

 

 

Музыкально-оздоровительный  досуг « Азбука здоровья».

 

 

Выпуск газеты «Музыка и движение».

 

 

 

 

Проведение открытого мероприятия.

 

 

 

 

Привлечение к конкурсу «Музыка и здоровье».

 

Анкетирование «Талисман здоровья нашей семьи»

В течение года:

 

1.Проведение динамических пауз во время занятий (в качестве профилактики утомления).

 

2.Проведение релаксации (в качестве непропорциональной нагрузки на мышцы).

 

3.Проведение утренней гимнастики (в целях укрепления организма).

 

4.Проведение пальчиковой (в целях развития мелкой моторики).

 

5.Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной. Сюда относим и мимические упражнения; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию).

 

6.Дыхательная и артикуляционная гимнастика (на развитие звукопроизношения, артикуляцию и развитие голоса).

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...

План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей 3-5 лет в ДОУ»

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы - способствовать п...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...