Статья "Современный воспитатель, какой он? Ход ОД с детьми средней группы (4-5 лет) по развитию речи"
статья

Квашенникова Алина Радиковна

Статья "Современный воспитатель, какой он? Ход ОД с детьми средней группы (4-5 лет) по развитию речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пискунова Алина Радиковна,

Гаврилова Раушания Фаисовна

воспитатели,

МАДОУ № 66, г. Нижнекамск

СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ, КАКОЙ ОН?

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Современный дошкольный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие - это целенаправленный контакт воспитателя  и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и в отношениях. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. ФГОС характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приѐмов взаимодействия с детьми, программа предъявляет большие требования к профессиональной компетентности педагога. В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

Воспитатель 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

В связи с внедрением ФГОС - (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») в нашем детском саду активно проводились педагогические советы, семинары-практикумы, где обсуждалась тема: что такое современный педагог, как развить в себе креативное мышление и находиться на стабильно высоком уровне профессиональной компетентности. Появились требования участий в конкурсах, семинарах, в показах видеофрагментов работы с детьми, открытых занятий, мастер-классов не только городского масштаба, но и регионального, всероссийского участия. Темы чаще всего звучат такие как: «Внедрение инновационных технологий, приемов, методов», «Опытно-экспериментальная деятельность», «Формирование инициативы, самостоятельности ребенка» и многие другие темы связанные с внедрением новшества в воспитании и обучении дошкольников. Воспитатель должен участвовать  и  в создании авторских игр, пособий, в научно-исследовательских работах, что требует дополнительных усилий. В настоящее время мы, воспитатели, постоянно находимся в познавательно-творческом поиске, что нового и интересного можно предложить детям и каким образом поделиться опытом с другими педагогами. Воспитателям все чаще задают вопрос: «Чем вы можете удивить?»

Современный педагог должен подключать и родителей к совместному воспитанию и обучению ребенка в детском саду. Проводить проектную работу, итоговые совместные мероприятия, появились такие проекты, как «Дежурный взрослый», где родитель проводит с детьми какой–либо мастер-класс в соответствии с Программными требованиями. Воспитатель и сам должен уметь проводить родительские собрания в форме мастер-классов или в игровой форме, например «Что? Где? Когда?». Все это требует от педагога новых современных, нестандартных педагогических знаний.

А сейчас мы хотим вам представить занятие, которое показывали с детьми средней группы (4-5 лет) на региональном семинаре по развитию речи на тему: «Чудо - теремок».

Ход образовательной  деятельности

Цель: приобщать детей к миру русской народной сказки.

Задачи: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, желание помочь героям.

Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Продолжать формировать образные представления на основе образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Продолжать формировать навык составления рассказа по опорной схеме.

I. Вводная часть. Звучит  сказочная музыка, в зале находится Фея Добра, гости. Дети заходят в зал.

Воспитатель: Доброе утро всем! Дети поздороваемся друг с другом глазками и улыбнемся друг другу. Здравствуйте, исәнмесез!

Дети: Здороваются на русском и татарском языках.

Воспитатель: Посмотрите, нас встречает сказочная фея.

Фея: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир сказок. У меня есть волшебная коробочка. Вот она, какая красивая. (Показывает красивую коробку.)

- Ой-ой, послушайте, мне кажется, кто-то там пищит? Кто же там спрятался? Давайте вместе посмотрим. Подойдите ко мне поближе. Кто это?

Дети: Это мышка. (Достают из коробки игрушечную мышку.)

II. Основная часть.

Воспитатель: Правильно - это мышка. А мышка у нас говорящая.

(Звук с экрана: “Посмотрите на меня, расскажите про меня”).

Фея: Ребята, давайте обрадуем мышку своим рассказом о ней.

Воспитатель: Конечно, а нам для этого подскажут схемы-картинки. Внимательно посмотрите на экран, и начнем рассказывать (слайд схема описательного рассказа).

Дети: (отвечают по очереди). Это мышка она серая у нее маленькие ушки, маленькая голова, а хвостик длинный, туловище покрыто короткой шерсткой. Она пищит пи-пи, любит зернышки, сыр. Живет она в норке, детенышей зовут мышата, пользу человеку она не приносит.

Воспитатель: А теперь Дамир, нам расскажет про мышку (ребенок составляет рассказ по схеме).

Воспитатель: Молодец интересный получился рассказ. Ребята скажите, из какой сказки к нам пришла мышка? Послушайте.

(Голос с экрана: Стоит в поле теремок он не низок не высок, бежала мимо мышка – норушка.)

Дети: Это сказка «Теремок».

Воспитатель: Молодцы ребятки вы правильно догадались. Вы знаете у нас сегодня все звери заколдованные, они спрятались в геометрических  фигурах. Как вы думаете, какая фигура похожа на мышку?

Дети: маленький серый круг.

Воспитатель: Да. Мышка похожа на маленький серый круг. Давайте поместим его на дорожке к теремку. (На столе стоит объемный сказочный теремок.)

Фея: Слушайте сказку дальше.

(Голос с экрана: Стоит в поле теремок, прискакала лягушка квакушка.)

Воспитатель: Вспомните, что делала лягушка?

Дети: Она хотела попасть в теремок и стучалась в дверь.

Воспитатель: Кто покажет, как она прыгает и просится в дом.

Один ребенок показывает и говорит:

- Теремок-теремок кто в тереме живет?

Ква-ква, пустите меня в теремок.

Воспитатель: Ребятки, а на какую фигуру похожа лягушка?

Дети: Зеленый круг.

Воспитатель: Правильно. Лягушка хочет с вами поиграть. Подойдите к столу (на столе лежат картинки). Возьмите одну картинку и найдите себе пару. По картинке вы придумайте загадку, а отгадку говорить не нужно, мы сами догадаемся, о ком вы рассказали.

Первая пара: Кто живет в берлоге?

Большой и косолапый любит очень мед. (Медведь)

Вторая пара: Рыжая, хитрая хвост пушистый.

Любит петушка и курочек. (Лиса)

Третья пара: Бродит в лесу голодный и злой.

Под кустом зайчишку ищет. (Волк)

Четвертая  пара: Длинное ухо, любит морковку.

Зимой белый,  а летом серый. (Зайчик)

Воспитатель: Молодцы все с заданием справились. Слушаем дальше.

(Голос с экрана про зайку: Бежит мимо зайчишка-трусишка.)

- Какой фигурой можно обозначить зайку?

Дети: белый круг.

Воспитатель: Найдите  белый круг и поместите его после лягушки.

Воспитатель: Сказка продолжается.

(Голос с экрана: Идет мимо лисичка – сестричка.)

Фея: Ой, ребята я очень люблю с лисичкой играть. Я и с вами поиграю - всех вас превращу в лисят. (Звучит музыка. Фея превращает детей в лисят. Дети показывают повадки лисят.)

Фея: Молодцы, настоящие лисята. Ребята, а какого цвета лиса?

Дети: Оранжевая.

Фея: Какую форму напоминает ее мордочка?

Дети: Треугольник.

Фея: Найдите оранжевый треугольник и положите на дорожку. За кем пришла лиса? (за  зайчиком).

Воспитатель: Кто же потом к теремку подошел?

(Голос с экрана:  Бежит  мимо серый волк.)

Воспитатель: Бежал, бежал волк и заблудился и не знает куда идти. Проголодался волк пока бродил по лесу, а еду себе найти не может. Давайте  подойдем к теремку  и угостим всех зверей.  Что любит волк?

(Дети на планшетах соединяют линией картинки с животными на тему, кто,  чем питается.)

Воспитатель: Молодцы, все правильно сделали. Ребята, а какой фигурой мы обозначим волка.

Дети: серым треугольником. (Дети помещают фигуру на дорожку.)

Воспитатель: Ой, кто это идет?

(Голос с экрана: Вдруг идет мимо медведь.)

Воспитатель: Скажите, а каким вы представляете медведя?

Дети: Большим, косолапым, коричневым, лохматым сильным, заботливым, добрым.

Воспитатель: Медведь у нас сегодня добрый и ломать теремок он не хочет.

Воспитатель: Какая  подойдет ему фигура?

Дети: Большой коричневый квадрат

Воспитатель: Поставьте его на дорожку за волком, пусть тоже в теремок жить идет.

Фея: Ребята, пока вы в сказку играли, я перепутала все картинки в доме. Посмотрите, что изображено на картинках?

Дети: природа, времена года.

Фея: А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Фея: Правильно. Помогите, пожалуйста, расставить картинки по порядку, если мы начнем с осени, какое время года наступит дальше?

(Дети подходят к теремку и расставляют картинки правильно – по сезонам.)

III. Заключительная часть.

Фея: Молодцы ребята, все с заданием справились. Как здорово, мы вместе рассказали сказку «Теремок». Все звери в нашей сказке оказались добрыми и мы дружно играли. И за это, я хочу вам подарить сердечки доброты, чтобы вы стали еще добрее. (Дарит сердечки на ленточке.)

- Прислоните сердечки к груди,  чувствуете, как добро проникает в вас. Я всем желаю  добра и красоты!

Воспитатель: Спасибо, тебе, сказочная фея. Мы побывали в сказке, вам понравилось? Расскажите своим друзьям и родителям о нашем путешествии. Всем большое спасибо и до новых встреч! До свидание,  сау булыгыз!

Список литературы:

  1. Гербова Г.Г. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). –М.: Дело, 1994. – 215с.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД с детьми средней группы по направлению "Художественно-эстетическое развитие" составил воспитатель ГБДОУ № 94 Фрунзенского района СПб Федорова Л.Е. Тема: «Собачка из пластилина по мотивам дымковской игрушки"

Цель: развивать и поддерживать интерес к художественному творчеству на основе народного искусства, продолжать формировать навыки лепки малых скульптурных форм.Задачи:Образовательные: - Познакомит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми средней группы по направлению«Познавательно-речевое развитие»,по теме: «Какие мы интересные»Составитель: восп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Чудо-Гжель», по речевому развитию

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками средней группы на тему: «Чудо-Гжель», по речевому развитию детей с использование фольклора. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.Цель: воспитать интерес к собственной личности....