Статья "Современный воспитатель, какой он? Ход ОД с детьми средней группы (4-5 лет) по развитию речи"
статья
Статья "Современный воспитатель, какой он? Ход ОД с детьми средней группы (4-5 лет) по развитию речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пискунова Алина Радиковна,
Гаврилова Раушания Фаисовна
воспитатели,
МАДОУ № 66, г. Нижнекамск
СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ, КАКОЙ ОН?
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Современный дошкольный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие - это целенаправленный контакт воспитателя и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и в отношениях. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. ФГОС характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приѐмов взаимодействия с детьми, программа предъявляет большие требования к профессиональной компетентности педагога. В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Воспитатель 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
В связи с внедрением ФГОС - (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») в нашем детском саду активно проводились педагогические советы, семинары-практикумы, где обсуждалась тема: что такое современный педагог, как развить в себе креативное мышление и находиться на стабильно высоком уровне профессиональной компетентности. Появились требования участий в конкурсах, семинарах, в показах видеофрагментов работы с детьми, открытых занятий, мастер-классов не только городского масштаба, но и регионального, всероссийского участия. Темы чаще всего звучат такие как: «Внедрение инновационных технологий, приемов, методов», «Опытно-экспериментальная деятельность», «Формирование инициативы, самостоятельности ребенка» и многие другие темы связанные с внедрением новшества в воспитании и обучении дошкольников. Воспитатель должен участвовать и в создании авторских игр, пособий, в научно-исследовательских работах, что требует дополнительных усилий. В настоящее время мы, воспитатели, постоянно находимся в познавательно-творческом поиске, что нового и интересного можно предложить детям и каким образом поделиться опытом с другими педагогами. Воспитателям все чаще задают вопрос: «Чем вы можете удивить?»
Современный педагог должен подключать и родителей к совместному воспитанию и обучению ребенка в детском саду. Проводить проектную работу, итоговые совместные мероприятия, появились такие проекты, как «Дежурный взрослый», где родитель проводит с детьми какой–либо мастер-класс в соответствии с Программными требованиями. Воспитатель и сам должен уметь проводить родительские собрания в форме мастер-классов или в игровой форме, например «Что? Где? Когда?». Все это требует от педагога новых современных, нестандартных педагогических знаний.
А сейчас мы хотим вам представить занятие, которое показывали с детьми средней группы (4-5 лет) на региональном семинаре по развитию речи на тему: «Чудо - теремок».
Ход образовательной деятельности
Цель: приобщать детей к миру русской народной сказки.
Задачи: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, желание помочь героям.
Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Продолжать формировать образные представления на основе образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Продолжать формировать навык составления рассказа по опорной схеме.
I. Вводная часть. Звучит сказочная музыка, в зале находится Фея Добра, гости. Дети заходят в зал.
Воспитатель: Доброе утро всем! Дети поздороваемся друг с другом глазками и улыбнемся друг другу. Здравствуйте, исәнмесез!
Дети: Здороваются на русском и татарском языках.
Воспитатель: Посмотрите, нас встречает сказочная фея.
Фея: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир сказок. У меня есть волшебная коробочка. Вот она, какая красивая. (Показывает красивую коробку.)
- Ой-ой, послушайте, мне кажется, кто-то там пищит? Кто же там спрятался? Давайте вместе посмотрим. Подойдите ко мне поближе. Кто это?
Дети: Это мышка. (Достают из коробки игрушечную мышку.)
II. Основная часть.
Воспитатель: Правильно - это мышка. А мышка у нас говорящая.
(Звук с экрана: “Посмотрите на меня, расскажите про меня”).
Фея: Ребята, давайте обрадуем мышку своим рассказом о ней.
Воспитатель: Конечно, а нам для этого подскажут схемы-картинки. Внимательно посмотрите на экран, и начнем рассказывать (слайд схема описательного рассказа).
Дети: (отвечают по очереди). Это мышка она серая у нее маленькие ушки, маленькая голова, а хвостик длинный, туловище покрыто короткой шерсткой. Она пищит пи-пи, любит зернышки, сыр. Живет она в норке, детенышей зовут мышата, пользу человеку она не приносит.
Воспитатель: А теперь Дамир, нам расскажет про мышку (ребенок составляет рассказ по схеме).
Воспитатель: Молодец интересный получился рассказ. Ребята скажите, из какой сказки к нам пришла мышка? Послушайте.
(Голос с экрана: Стоит в поле теремок он не низок не высок, бежала мимо мышка – норушка.)
Дети: Это сказка «Теремок».
Воспитатель: Молодцы ребятки вы правильно догадались. Вы знаете у нас сегодня все звери заколдованные, они спрятались в геометрических фигурах. Как вы думаете, какая фигура похожа на мышку?
Дети: маленький серый круг.
Воспитатель: Да. Мышка похожа на маленький серый круг. Давайте поместим его на дорожке к теремку. (На столе стоит объемный сказочный теремок.)
Фея: Слушайте сказку дальше.
(Голос с экрана: Стоит в поле теремок, прискакала лягушка квакушка.)
Воспитатель: Вспомните, что делала лягушка?
Дети: Она хотела попасть в теремок и стучалась в дверь.
Воспитатель: Кто покажет, как она прыгает и просится в дом.
Один ребенок показывает и говорит:
- Теремок-теремок кто в тереме живет?
Ква-ква, пустите меня в теремок.
Воспитатель: Ребятки, а на какую фигуру похожа лягушка?
Дети: Зеленый круг.
Воспитатель: Правильно. Лягушка хочет с вами поиграть. Подойдите к столу (на столе лежат картинки). Возьмите одну картинку и найдите себе пару. По картинке вы придумайте загадку, а отгадку говорить не нужно, мы сами догадаемся, о ком вы рассказали.
Первая пара: Кто живет в берлоге?
Большой и косолапый любит очень мед. (Медведь)
Вторая пара: Рыжая, хитрая хвост пушистый.
Любит петушка и курочек. (Лиса)
Третья пара: Бродит в лесу голодный и злой.
Под кустом зайчишку ищет. (Волк)
Четвертая пара: Длинное ухо, любит морковку.
Зимой белый, а летом серый. (Зайчик)
Воспитатель: Молодцы все с заданием справились. Слушаем дальше.
(Голос с экрана про зайку: Бежит мимо зайчишка-трусишка.)
- Какой фигурой можно обозначить зайку?
Дети: белый круг.
Воспитатель: Найдите белый круг и поместите его после лягушки.
Воспитатель: Сказка продолжается.
(Голос с экрана: Идет мимо лисичка – сестричка.)
Фея: Ой, ребята я очень люблю с лисичкой играть. Я и с вами поиграю - всех вас превращу в лисят. (Звучит музыка. Фея превращает детей в лисят. Дети показывают повадки лисят.)
Фея: Молодцы, настоящие лисята. Ребята, а какого цвета лиса?
Дети: Оранжевая.
Фея: Какую форму напоминает ее мордочка?
Дети: Треугольник.
Фея: Найдите оранжевый треугольник и положите на дорожку. За кем пришла лиса? (за зайчиком).
Воспитатель: Кто же потом к теремку подошел?
(Голос с экрана: Бежит мимо серый волк.)
Воспитатель: Бежал, бежал волк и заблудился и не знает куда идти. Проголодался волк пока бродил по лесу, а еду себе найти не может. Давайте подойдем к теремку и угостим всех зверей. Что любит волк?
(Дети на планшетах соединяют линией картинки с животными на тему, кто, чем питается.)
Воспитатель: Молодцы, все правильно сделали. Ребята, а какой фигурой мы обозначим волка.
Дети: серым треугольником. (Дети помещают фигуру на дорожку.)
Воспитатель: Ой, кто это идет?
(Голос с экрана: Вдруг идет мимо медведь.)
Воспитатель: Скажите, а каким вы представляете медведя?
Дети: Большим, косолапым, коричневым, лохматым сильным, заботливым, добрым.
Воспитатель: Медведь у нас сегодня добрый и ломать теремок он не хочет.
Воспитатель: Какая подойдет ему фигура?
Дети: Большой коричневый квадрат
Воспитатель: Поставьте его на дорожку за волком, пусть тоже в теремок жить идет.
Фея: Ребята, пока вы в сказку играли, я перепутала все картинки в доме. Посмотрите, что изображено на картинках?
Дети: природа, времена года.
Фея: А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Фея: Правильно. Помогите, пожалуйста, расставить картинки по порядку, если мы начнем с осени, какое время года наступит дальше?
(Дети подходят к теремку и расставляют картинки правильно – по сезонам.)
III. Заключительная часть.
Фея: Молодцы ребята, все с заданием справились. Как здорово, мы вместе рассказали сказку «Теремок». Все звери в нашей сказке оказались добрыми и мы дружно играли. И за это, я хочу вам подарить сердечки доброты, чтобы вы стали еще добрее. (Дарит сердечки на ленточке.)
- Прислоните сердечки к груди, чувствуете, как добро проникает в вас. Я всем желаю добра и красоты!
Воспитатель: Спасибо, тебе, сказочная фея. Мы побывали в сказке, вам понравилось? Расскажите своим друзьям и родителям о нашем путешествии. Всем большое спасибо и до новых встреч! До свидание, сау булыгыз!
Список литературы:
- Гербова Г.Г. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). –М.: Дело, 1994. – 215с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД с детьми средней группы по направлению "Художественно-эстетическое развитие" составил воспитатель ГБДОУ № 94 Фрунзенского района СПб Федорова Л.Е. Тема: «Собачка из пластилина по мотивам дымковской игрушки"
Цель: развивать и поддерживать интерес к художественному творчеству на основе народного искусства, продолжать формировать навыки лепки малых скульптурных форм.Задачи:Образовательные: - Познакомит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми средней группы по направлению«Познавательно-речевое развитие»,по теме: «Какие мы интересные»Составитель: восп...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Чудо-Гжель», по речевому развитию
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками средней группы на тему: «Чудо-Гжель», по речевому развитию детей с использование фольклора. ...
План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по направлению «Познавательно-речевое развитие», по теме: «Какие мы интересные»
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.Цель: воспитать интерес к собственной личности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы ,, Матрешки -забавницы " по речевому развитию.
Конспект по речевому развитию....