Консультация родителей средней группы 4–5 лет по развитию речи «Роль игры в развитии речи»
консультация
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация родителей средней группы 4–5 лет по развитию речи «Роль игры в развитии речи»
Все начинается с детства. Период детства бывает лишь однажды, и собственно в это время ребенок раскрывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап деятельного речевого развития. В формировании речи ребенка огромную значимость играет его окружение, а особенно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в формировании связной речи.
Речь как исторически сформировавшаяся форма общения созревает в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста показывают внушительный интерес к речи, образуя новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети добиваются определённого уровня. Поэтому нужно целеустремленное обучение, чтобы образовать у детей интерес к родному языку и способствовать формированию креативного отношения к речи.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно преобразовывать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые просто употреблять по пути в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок наблюдает вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно включать в его лексикон названия не только предметов, но и их элементов и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья. В возрасте 4-5 лет дети обычно отлично усваивают названия ключевых цветов, значитих можно познакомить и с оттенками данных цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, бежевый и т.
Когда Вы вместе с ребенком разглядываете некий предмет, задавайте ему самые многообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Возможно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые различные признаки предметов, помогаете развитию складной речи.
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо разговаривать не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно встретить в разнообразных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника сложнопереоценить значимость сказок, стихов, прочих художественных произведений. Чтение произведений обогащает лексикон ребенка, формирует его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш потихоньку учится вслушиваться в текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни практически буквально запоминает текст сказки, очередь деяний в ней.
Научиться пересказывать малышам неплохо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: да баба»; «И была у них.», ребенок: курочка Ряба» и т. позднее возможно преступить к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т.
Когда ребенок завладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержимое захватывает их эмоционально.
Дети 4-5 лет уже могут поведать о событиях своей жизни, о своем собственном опыте, притом делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им креативный задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком некое событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели торжественный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди повествуйте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше подробностей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочесть вначале обыкновенным голосом, позднее очень бегло и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать изменить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком транспорте будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать немного картинок, объединенных общим сюжетом. Сначала перемешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним собрать рассказ. Если ребенку нелегко на первых порах, задайте немного вопросов.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке исключительно вдвоем, без иных членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве картинок используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказывается интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реалистичные или вымышленные, им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку приглянется идея испробовать себя в роли телевизионного ведущего? подготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. «Какое у тебя любимое блюдо? А что ты любил есть в детстве? Куда бы ты хотел поехать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей средней группы в детском саду по развитию речи
Рекомендации родителям. Нормы и отклонения в речевом развитии детей 4-5 лет. Артикуляционная гимнастика....
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Калинка» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ»«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Формирование и р...