План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
учебно-методический материал
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию на тему:
«Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«центр развития ребенка - детский сад
№ 19 «Василек»
Первый год обучения на 2020 – 2021 год.
Составили воспитатели:
Семенова Е.С.
Колодезникова Н.А.
Якутск 2020г
Пояснительная записка
Занятия ритмикой, полные бодрости,
радости, чувства гармонии излучаемого
музыкой, наложат отпечаток на развитие
личности этих детей и возродят в них
чувства гармонического согласия
со всеми функциями организма.
Н.Г. Александрова
Актуальность. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников» и разработана программа кружка по логоритмике «Топотушки».
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.
Задачи:
1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
4. Осуществление коррекционной работы в ООД «Музыка»:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить правильно выполнять оздоровительные артикуляционные упражнения;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память.
Ожидаемый результат
Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Регулярное и системное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики даст возможность для развития речи и музыкальности дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.
1 год 2019-2020 год:
Изучение методической литературы:
1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
2. Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).
4. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»
2 год 2020-2021 год:
Оснащение педагогического процесса:
- Разработка перспективно тематического планирования
- Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов)
- Разработка планов занятий в сотрудничестве с музыкальным руководителем, согласно тематическому планированию образовательного процесса в ДОУ.
- Распространения опыта в интернет сайтах и для педагогов ДОУ.
План работы на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми:
- Цель непосредственно образовательной деятельности кружка: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
- Задачи непосредственно образовательной деятельности кружка: Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Развивать музыкальный слух, внимание, память, координацию движений, пространственную ориентировку, чувства темпа и ритма через стихотворные произведения, речевых и мимических движений, речевого аппарата через артикуляционные упражнения, крупную и мелкую моторики. Воспитывать чувство ритма.
Месяц | № | Тема |
Сентябрь | 1 | Адаптационный период |
2 | Адаптационный период | |
3 | Мониторинг | |
4 | Мониторинг | |
Октябрь | 5 | Прогулка в осеннем лесу |
6 | Сундучок Осени. | |
7 | Колобок — колючий еж | |
8 | Кто как к зиме готовится | |
Ноябрь | 9 | Почему медведь зимой спит |
10 | Магазин игрушек | |
11 | Городок игрушек | |
12 | Поиграем в поезд | |
Декабрь | 13 | Снежная баба |
14 | Новогодний поезд | |
15 | Два Мороза | |
16 | Зимняя царица | |
Январь | 17 | Кошкин дом |
18 | Мы — строители | |
Февраль | 19 | Строим дом |
20 | Кем быть? | |
21 | Крокодил Гена идет в армию | |
22 | Сказка о глупом мышонке | |
Март | 23 | Сказка об умном мышонке |
24 | Пироги пекла лиса | |
25 | Веселые музыканты | |
26 | Кто где живет | |
Апрель | 27 | Зайкин день |
28 | На лесном перекрестке | |
29 | Будем космонавтами! | |
30 | Птицы | |
Май | 31 | В гостях у лягушат |
32 | Муха-Цокотуха | |
33 | Монитринг | |
34 | Мониторинг |
План работы с родителями:
Дата проведения | Мероприятие | Цели |
Сентябрь | «Что такое логоритмика?» | Оповещение родителей о том, что в группе будет проводится кружок по логоритмике. Краткая информация о кружке |
Октябрь | Родительское собрание «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников». | Выступление логопеда и воспитателей о том, как важна логоритмика для развития речи и музыкально-ритмических способностей дошкольников. |
Ноябрь | Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания». Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр. | Дать родителям понять, что правильное речевое дыхание позволяет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Формировать интерес родителей о проведение дыхательной гимнастике в игровой форме. Дать родителям рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр |
Декабрь | Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии речи» | Дать родителям рекомендации по артикуляционной гимнастике |
Январь | Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Рекомендации по пальчиковым играм | Дать родителям понять, как важно играть с ребенком пальчиковые игры и рекомендовать некоторые пальчиковые игры |
Февраль | Открытое НОД | Провести родителям открытое занятие по логоритмике в виде видео |
Март | Консультации: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи» | Формировать интерес родителей к логоритмическим движением и проведение их со своими детьми |
Апрель | Итоговое занятие по логоритмике | Показ родителям итогового занятия с детьми |
Май | «Подведение итогов» - выступление на родительском собрании и итоговом педсовете. | Отчет родителям о проделанной работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТЕП - ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активиз...
Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)
Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп. Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...
"Степ-логоритмика, как эффективное средство развития речи и автоматизации звуков у дошкольников"
Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое р...