План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
учебно-методический материал

Семенова Елена Семеновна

В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2020 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ М.А. Бойкова

                                                             

Программа по самообразованию на тему:

«Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Первый год обучения на 2020 – 2021 год.

                                                                                                         

Составили воспитатели:

 Семенова Е.С.

Колодезникова Н.А.

Якутск 2020г

Пояснительная записка

Занятия ритмикой, полные бодрости,

радости, чувства гармонии излучаемого

музыкой, наложат отпечаток на развитие

личности этих детей и возродят в них

чувства гармонического согласия

со всеми функциями организма.

Н.Г. Александрова 

Актуальность.  С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников» и разработана программа кружка по логоритмике «Топотушки».

Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.

Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Задачи:

1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»

2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.

3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

4. Осуществление коррекционной работы в ООД «Музыка»:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить правильно выполнять оздоровительные артикуляционные упражнения;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память.

Ожидаемый результат

Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Регулярное и системное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики даст возможность для развития речи и музыкальности дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.

1 год 2019-2020 год:

Изучение методической литературы:

1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

2. Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

4. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»

2 год 2020-2021 год:

Оснащение педагогического процесса:

  • Разработка перспективно тематического планирования
  • Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов)
  • Разработка планов занятий в сотрудничестве с музыкальным руководителем, согласно тематическому планированию образовательного процесса в ДОУ.
  • Распространения опыта в интернет сайтах и для педагогов ДОУ.

План работы на 2020-2021 учебный год

Работа с детьми:

  • Цель непосредственно образовательной деятельности кружка: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
  • Задачи непосредственно образовательной деятельности кружка: Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Развивать музыкальный слух, внимание, память, координацию движений, пространственную ориентировку, чувства темпа и ритма через стихотворные произведения, речевых и мимических движений,  речевого аппарата через артикуляционные упражнения, крупную и мелкую моторики. Воспитывать чувство ритма.

Месяц

Тема

Сентябрь

1

Адаптационный период

2

Адаптационный период

3

Мониторинг

4

Мониторинг

Октябрь

5

Прогулка в осеннем лесу

6

Сундучок Осени.

7

Колобок — колючий еж

8

Кто как к зиме готовится

Ноябрь

9

Почему медведь зимой спит

10

Магазин игрушек

11

Городок игрушек

12

Поиграем в поезд

Декабрь

13

Снежная баба

14

Новогодний поезд

15

Два Мороза

16

Зимняя царица

Январь

17

Кошкин дом

18

Мы — строители

Февраль

19

Строим дом

20

Кем быть?

21

Крокодил Гена идет в армию

22

Сказка о глупом мышонке

Март

23

Сказка об умном мышонке

24

Пироги пекла лиса

25

Веселые музыканты

26

Кто где живет

Апрель

27

Зайкин день

28

На лесном перекрестке

29

Будем космонавтами!

30

Птицы

Май

31

В гостях у лягушат

32

Муха-Цокотуха

33

Монитринг

34

Мониторинг

       

План работы с родителями:

Дата проведения

Мероприятие

Цели

Сентябрь

«Что такое логоритмика?»

Оповещение родителей о том, что в группе будет проводится кружок по логоритмике. Краткая информация о кружке

Октябрь

Родительское собрание «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

Выступление логопеда и воспитателей о том, как важна логоритмика для развития речи и музыкально-ритмических способностей дошкольников.

Ноябрь

Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.

Дать родителям понять, что правильное речевое дыхание позволяет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Формировать интерес родителей о проведение дыхательной гимнастике в игровой форме. 

Дать родителям рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр

Декабрь

Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии речи»

Дать родителям рекомендации по артикуляционной гимнастике

Январь

Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»  

Рекомендации по пальчиковым играм

Дать родителям понять, как важно играть с ребенком пальчиковые игры и рекомендовать некоторые пальчиковые игры

Февраль

Открытое НОД

Провести родителям открытое занятие по логоритмике в виде видео

Март

Консультации: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи»

Формировать интерес родителей к логоритмическим движением и проведение их со своими детьми

Апрель

Итоговое занятие по логоритмике

Показ родителям итогового занятия с детьми

Май

«Подведение итогов» - выступление на родительском собрании и итоговом педсовете.

Отчет родителям о проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТЕП - ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активиз...

Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...

Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)

Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп.  Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...

"Степ-логоритмика, как эффективное средство развития речи и автоматизации звуков у дошкольников"

Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое р...