Самообразование - система непрерывного повышения профессионализма педагогов
статья

Кудряшева Вероника Петровна

Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

      Самообразование - система непрерывного повышения профессионализма педагогов.

        Современный педагог дошкольного образования является одновременно воспитателем, организатором детской деятельности, консультантом, экспертом по оценке эффективности педагогических воздействий, активным участником общения с детьми и их родителями, коллегами. Он постоянно работает над совершенствованием своего развития, ищет новые пути для развития своей профессиональной компетентности. Чем выше результативность профессиональной деятельности, тем выше уровень его профессионального развития.

    Важным фактором повышения профессионального уровня   педагогов является самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему неповторимому мастерству.

       Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.                    Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая  познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

   Самообразование педагога - это многокомпонентная профессиональная и личностно значимая самостоятельная деятельность. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольной образовательной организации могут быть:

   - ознакомление с новыми нормативными документами в области дошкольного образования;

   - изучение учебной и научно-методической литературы;

   - изучение новых программ и педагогических технологий;

   - ознакомление с передовой практикой дошкольных организаций;

   - повышение общекультурного уровня.

      Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

     Для молодых специалистов:

     осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

     формирование основ педагогического мастерства;

     развитие умений и конструктивных способностей.

    Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

     овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

     формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

   Для опытных педагогов:

          развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

         проявление творческого потенциала педагога;

         пропаганда своих достижений;

         развитие исследовательской деятельности.

   Тематикой самообразования также может быть:

         одна из годовых задач ДОУ;

         проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

         специфика индивидуальных интересов педагога.

   Формы работы по самообразованию:

         с детьми (диагностика детей, НОД, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и  т.д.);

         с педагогами (изучить литературу, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написать отчёт о проделанной работе за учебный год, выступить с ним на педсовете и т.д.);

        с родителями (консультации, беседы, оформление папки-передвижки, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

       Выбор темы для самообразования осуществляется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога и направлен на достижение качественно новых результатов работы.

  Тематикой самообразования также может быть:

          одна из годовых задач ДОУ;

          проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

          пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

      На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой (название темы, цели, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчета по проделанной работе).

    В течение учебного года педагоги ДОО, следуя своему плану самообразования,  организуют работу по выбранной теме:

          изучают необходимую методическую, педагогическую и предметную литературу;

          посещают МО, КПК, семинары,  конференции, занятия коллег;

          выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;

          проводят диагностику детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, НОД, беседы, праздники, выставки детских работ и т.д;

          работают над методической разработкой по теме;

          обмениваются опытом с коллегами;

          проводят открытые занятия;

          общаются с коллегами;

          участвуют в конкурсах;

          помещают свои разработки  на сайтах и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности...

Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Раскрыта роль самооразования в непрерывном повышении профессионализма педагогов....

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний....

Самообразование как система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.

Самообразование, как система непрерывного повышения  квалификации педагогов ДОУ....