«Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
«Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов»
Всякое настоящее образование
добывается только путем самообразования.
Н.А. Рубакин
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.
Согласно пунктам 3.4.2. и 3.2.5. ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями для создания условий развития детей. Также профессиональный стандарт педагога, вводимый как средство реализации ФГОС, радикально меняет статус педагога, его образовательные функции. Соответственно изменяются требования к профессионально-педагогической компетентности педагога, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал в системе воспитания и развития дошкольника. Поэтому одним из наиболее важных показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Уровни самообразовательной деятельности:
- Адаптивный
- Проблемно-поисковый
- Инновационный
Цели самообразования педагога:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний по разным методикам.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования:
- Общение с высококлассными педагогами и специалистами.
- Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
- Поиск и критический обзор информации.
- Индивидуальный план самообразования.
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.
Существуют разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:
- курсы повышения квалификации,
- участие в методических объединениях,
- учеба в высших учебных заведениях,
- конкурсы профессионального мастерства и др.
Однако наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно - образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
- Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
- Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой и годовыми задачами воспитательно - образовательного процесса.
- Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой ДОУ:
- Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
- Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
- Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
- Возможность презентовать свои наработки, открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме, презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
- Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются
проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это
помогает отслеживать процесс самообразования в целом по ДОУ.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Система работы педагогов по самообразованию.
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тема: «…»
Цель: «…»
- Повышение профессионального уровня
- Изучение методической литературы по теме самообразования
- Внедрение технологии или методики в практику
- Разработка конспектов или вариантов планирования
- Проведение семинара-практикума
- Обобщение и систематизация знаний по…
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Разработать карту индивидуального маршрута развития ребёнка
- Организовать работу кружка, создать учебную программу
- Оформить в группе уголок…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме…..
Выход темы:
- Проведение открытого мероприятия (коллективный просмотр…)
Тема: «…» (месяц)
- Подготовка (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
- Проведение мастер-класса для педагогов по теме: «…»
- Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
- Выпуск сборник консультаций (консультацию) для родителей (педагогов). Тема «…»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
- Презентация
Используемая литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования.
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.
- Проявление творческого потенциала педагога.
- Пропаганда своих достижений.
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми.
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- Одна из годовых задач ДОУ.
- Проблема, которая вызывает у педагога затруднение.
- Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Этапы самообразования
Интерес (Чего хочу?)
- Определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- Формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?)
- Отбор действий (Что надо сделать?)
- Установка их последовательности (В какой последовательности?)
- Определение сроков (Когда?)
Работа
- Обучение и воспитание (Что делаю?)
- Оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- Сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось и не получилось и почему?)
- Подбор методик анализа
- Проведение анализа
- Выводы
Будущее (Что дальше делать?)
- Задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать:
- Систематический просмотр определенных телепередач.
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий.
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических технологий.
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег.
- Участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами.
- Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.
- Изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
- Организация кружковой и свободной деятельности по теме.
- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме.
- Общение с коллегами в ДОУ, районе, городе, Интернет сообществ …
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться.
Литература:
1. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ. Журнал «Справочник старшего воспитателя». № 11, 2008.
2. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2005, 160 с.
3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию. Журнал
«Дошкольное воспитание», № 8, 2004, 3 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности...
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
Раскрыта роль самооразования в непрерывном повышении профессионализма педагогов....
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.
Самообразование важнейшая задача каждого педагога....
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний....
«Работа творческих групп, как одна из форм повышения профессионализма педагогов»
Работа в творческой группе позволяет повысить уровень профессионально-педагогической культуры педагога ДОУ, формирует мотивацию к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.Наделен...