Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
рабочая программа
Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»
Утверждаю Заведующий
МБДОУ «Детский сад№ 85"
_________
«____»_____________20__г.
Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
5 группа
1. Цели и задачи
Цель:
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2.Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.
5.Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида..
7. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.
8. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
10. Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.
11. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.
2. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида
1) диагностико-прогностический;
2) коррекционно-формирующий;
3) оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:
- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;
- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;
- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.
Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.
2.1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных направлений:
- анализ социальной ситуации развития ребенка-инвалида;
- реализацию индивидуальной образовательной траектории развития ребенка-инвалида, создание предметно-развивающей среды и адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;
- показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;
- организацию действенной консультативной работы для родителей( законных представителей) ребенка - инвалида всеми педагогами ДОУ;
- предоставление практической и методической помощи родителям через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;
- анкетирование родителей о результативности взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;
- участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуальногокомплексного динамического сопровождения развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с состоянием его здоровья.
3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации работы с ребенком-инвалидом- "Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа - 30.07.2013 года), в котором говорится :" Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении..."
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.
Немаловажным фактором реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены "уголки уединения" и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
3.1. Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида
С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалидаДОУ созданы оптимальные материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:
- санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;
- санитарно-бытовые и социально-бытовые условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
- пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;
- обеспечение психологического комфорта воспитанника;
- гармоничное развитие ребенка -инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;
- постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.
План мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка
№ | Основные задачи | Задействованные педагоги | Направления работы |
1 этап – подготовительный | |||
1 | Выявление запросов семьи на образовательные услуги | Заведующий педагог | Встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей. |
2 | Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ | Воспитатели, специалисты | Обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида. |
3 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы | Зам. зав по УВР, воспитатели, специалисты | Проведение методических мероприятий для задействованных педагогов. |
4 | Разработка индивидуального образовательного маршрута. | Воспитатели, специалисты, члены ПМПк |
реализация индивидуальной образовательной программы. |
5 | Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида | Воспитатели, специалисты |
|
6 | Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом | Воспитатели | Работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков. Создание предметно – развивающей среды. |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медицинская сестра, педагог | Медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида. Медицинское сопровождение. |
2 этап – основной | |||
1 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе | Воспитатели, специалисты | Корректировкаиндивидуального образовательного маршрута специалистами. |
2 | Координация работы с семьей ребенка-инвалида. Участие родителей в коллективных мероприятиях в соответствии с планом ДОУ | Воспитатели, специалисты | Медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану. Создание условий для полноценного социально-эмоционального развития и воспитания ребёнка в семье |
3 | Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, специалисты, члены ПМПк | Использование игровых технологий социализации. |
4 | Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде) | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, специалисты, члены ПМПк | Установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум. |
6 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медицинская сестра. | Медицинское сопровождение. |
План мероприятий
Мероприятия | Цели | Участники | Ответственные | Сроки |
Совместная деятельность родитель – ребенок - педагог «Осенний кросс» | Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание любви к спорту, чувство товарищества и спортивный характер. | Дети Родители Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Сентябрь |
Консультация для родителей «Готовимся к школе» | Укреплять взаимодействие педагогов детского сада с семьей. Совершенствовать работу с родителями по подготовке ребенка с ОВЗ к обучению в школе. | Родители Педагог-психолог | Педагог-психолог | Сентябрь |
Консультация для родителей «Организация индивидуальной работы по коррекции речевых недостатков» | Довести до сведения родителей итоги мониторинга и проинформировать их об организации коррекционной работы в условиях группы компенсирующей направленности | Учитель – логопед | Учитель – логопед | Сентябрь |
Выставка творческих работ «Цветочная лавка» | Учить детей видеть красоту, сохранять, создавать ее своими руками. | Дети Родители Педагоги | Воспитатель ИЗО, Воспитатели | Сентябрь |
Утренняя зарядка совместно с родителями | Формирование здорового образа жизни | Дети Родители Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ФИЗО | Октябрь |
Выставка детских рисунков «Осень бывает разная: зеленая, желтая, красная» | Создавать условия для развития познавательных способностей детей, обогащать представления о причинах природных явлений. Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. | Дети Родители Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ИЗО | Октябрь |
Праздник «Краски осени» | Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, умение общаться, быть честными, доброжелательными, отзывчивыми, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками | Дети Педагоги | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Октябрь |
Спортивное развлечение «День народного единства» | Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей. | Дети Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Ноябрь |
Праздник День матери «Все начинается с нее» | Воспитывать чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме. | Дети Родители Педагоги | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Ноябрь |
Консультация «Как правильно учить ребенка читать» | Познакомить родителей с приемами работы по обучению грамоте. | Дети Родители Учитель – логопед | Учитель – логопед | Ноябрь |
Родительский клуб Детско-родительский тренинг «Общаться с первоклассником, как?» | Подготовка родителей к предстоящему обучению в школе. | Родители Дети Педагог-психолог | Педагог-психолог | |
Конкурс творческих работ «Дефиле в карнавальных масках» | Привлечение родителей к активному участию в культурной жизни детского сада в рамках Новогодних и Рождественских праздников | Дети Родители Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ИЗО, Музыкальный руководитель, | Декабрь |
Новогодний праздник | Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздников, украшении помещений группы, музыкального зала, участка детского сада | Дети Педагоги | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Декабрь |
Спортивное развлечение «Народные забавы» | Воспитание интерес к русским народным играм. | Дети Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Январь |
Консультация «Рука развивает мозг» | Рассказать родителям о связи между развитием мелкой моторики и речи, мыслительных процессов. | Родители Педагог-психолог | Педагог-психолог | Январь |
«Мастерская морозко» | Развитие сотрудничества педагогов и родителей в создании развивающей среды на участках. | Родители Педагоги | Воспитатели, | Февраль |
Квест – игра «Школа молодого бойца» | Воспитание патриотического отношения к Российской Армии. Пропаганда здорового образа жизни. | Дети Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Февраль |
Консультация для родителей «Автоматизация звуков» | Познакомить родителей с играми по автоматизации звуков в домашних условиях. | Родители Учитель – логопед | Учитель – логопед | Февраль |
Праздник «8 марта – женский день» | Формировать представление о будничных и праздничных днях. Знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям. | Дети Педагоги | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Март |
«Пасхальный сувенир» | Привлечение к совместной деятельности детей и родителей к культурной жизни детского сада и сохранению традиций русского народа. | Дети Родители Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ИЗО | Апрель |
Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» | Формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Развитие взаимоотношений между родителями и детьми. | Дети Родители Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Апрель |
Родительский клуб Детско-родительский тренинг «Давайте делать все вместе» | Подготовка родителей к предстоящему обучению в школе. | Родители Дети Педагог-психолог | Педагог-психолог | |
Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» | Речевое развитие дошкольников и формирование интереса к художественному слову. | Дети Родители Педагоги | Воспитатели | Май |
Парад. Военная – спортивная игра «Зарница» | Воспитание чувства патриотизма, формирование знаний о войне, о защитниках Родины. | Дети Педагоги | Воспитатель ФИЗО, Воспитатели | Май |
Консультация «Диагностика речевой готовности детей к школе» | Познакомить родителей с итогами диагностики и дать рекомендации. | Родители Учитель – логопед | Учитель – логопед | Май |
Фотовыставка «Бессмертный полк» | Воспитание чувства патриотизма, формирование знаний о войне, о защитниках Родины. | Дети Родители Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ИЗО | Май |
Консультация для родителей «Адаптация ребенка с ОВЗ к начальной школе» | Профилактика школьной дезадаптации. | Дети Педагоги | Воспитатели, Воспитатель ИЗО | Май |
Индивидуальное психологическое консультирование родителей по запросам | Психологическая помощь родителям ребёнка-инвалида, контроль за ходом психического развития ребёнка, поддержка в трудных ситуациях | Родители Педагог-психолог | Педагог-психолог | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...
План мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида с органическим поражением центральной нервной системы
Мероприятия для ребенка - инвалида в возрасте 4 х лет...
«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»
В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации Алгоритмреализации индивид...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...
Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....