Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в соответствии с ИПРА
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой  реабилитации или абилитации  ребёнка - инвалида (далее - Программа) в соответствии с нормативными документами:

  • ч.1 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 №26об утверждении СанПиН 2.41.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ № 379н от 4 августа 2008 г. «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
  • Федеральным законам РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181- ФЗ от 24.11.1995 (ст.18.19)
  • Указом президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от02.10.1992г. №1157
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»

Срок использования заключения о нуждаемости в проведении мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации с с 01.09.2024 до 01.08.2025г

Срок реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования реабилитации или абилитации ребенка- инвалида с 01.09.2024 до 01.08.2025г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ipra.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО» на Педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №1»

 от _______ №______

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в соответствии с

ИПРА


В.М.В

Разработала: Тамулина О.Г

Содержание программы

1

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.1.3

Индивидуальные особенности ребенка- инвалида

7

1.1.4

Планируемые результаты реализации программы

8

2

Содержательный раздел

9

2.1

Взаимодействие с педагогами и специалистами

9

План работы воспитателей

9

План работы музыкального руководителя

15

Регламентирование образовательной деятельности с  ребенком- инвалидом

16

Взаимодействие с родителями ребенка- инвалида

18

3

Организационный раздел

20

3.1

Описание специальных условий для работы с ребенком - инвалидом

20

Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов

20

3.2

Организация развивающей предметно - пространственной среды

22

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой  реабилитации или абилитации  ребёнка - инвалида (далее - Программа) в соответствии с нормативными документами:

  • ч.1 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 №26об утверждении СанПиН 2.41.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ № 379н от 4 августа 2008 г. «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
  • Федеральным законам РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181- ФЗ от 24.11.1995 (ст.18.19)
  • Указом президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от02.10.1992г. №1157
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»

Срок использования заключения о нуждаемости в проведении мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации с с 01.09.2024 до 01.08.2025г

Срок реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования реабилитации или абилитации ребенка- инвалида с 01.09.2024 до 01.08.2025г 

1.1.1 Цели и задачи реализации программы

Цель: обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка-инвалида, оказание квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

  • формировать культурно - гигиенические навыки и навыки

самообслуживания: умение одеваться, раздеваться с частичной помощью

взрослых;

- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования ребенка- инвалида

- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка- инвалида

- способствовать интеллектуальному, эмоциональному, социальному развитию ребенка

- выстраивание индивидуального коррекционно- образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:

Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип системности. Принцип системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка - инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи и определения подхода к решению проблемы.

Принцип реальности. Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

Принцип деятельностного подхода. Предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития, с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастнопсихологические особенности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации.

Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Содержание Программы построено в соответствии с подходами:

Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия ребенка со взрослыми, другими детьми, предметно пространственным миром.

Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности, обусловленные его возрастом.

Личностно-ориентированный подход - в своей работе педагоги следуют правилам, выработанными практикой личностно - ориентированного воспитания:

 - выбирают формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью ребенка-инвалида;

- поддерживают его эмоциональное благополучие.

Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка- инвалида лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

Индивидуальный подход - предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка - инвалида, в значительной мере влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенку-инвалиду.

1.1.3 Индивидуальные особенности ребенка- инвалида

Ребенок - инвалид посещает группу общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5до 6 лет.

Категория: «ребенок-инвалид» установлена 01.09.2024 до 01.08.2025г

Группа здоровья: 111

Основной диагноз: С38.2

При разработке адаптированной Программы для ребенка – инвалида учитывались его возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.

Краткая психолого-педагогическая характеристика

Ребенок поступил в детский сад 17.01. 2023и в данный момент посещает старшую группу.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Семья благоприятная. Взаимоотношение родителей с ребенком воспитание в семье можно охарактеризовать как

-демократическое  (учитывание интересов ребенка, воспитание в нем дисциплинированности самостоятельности, инициативности)

При поступление в детский с адаптация прошла с не большими трудностями. Ребенок плакал при расставании с мамой, когда перестал плакать, проявил интерес к помещению группы, игрушкам, сверстникам, взрослым.

Особенности внешнего вида. Ребенок не сутулится при ходьбе, сидя. Походка ровная , спокойная, по группе передвигается в основном шагом.

Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Девочка общительная, легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками. Отмечается адекватность поведения.

Внимание достаточно устойчивое, не отвлекается, объём зрительный и слуховой памяти высокий, приобретает наглядно- действенное мышление. Инструкции выслушивает, всегда удерживает цель до конца.

Представление об окружающем мире соответствует возрастной норме.. запас знаний и представлений об окружающем не ограниченный.

Речевое развитие по возрастной норме отмечается достаточная сформированность лексико- грамматического строя речи.

На замечания реагирует адекватно. Работоспособность  выше среднего. Ориентировки в пространстве трудности не наблюдаются.    

Социальное развитие. Ребенок дружелюбен по отношению к

окружающим. Легко идет на контакт со взрослыми, так и со сверстниками. Представление о себе, своей семье (родственные связи, профессии) соответствуют норме.

Эмоционально-волевая сфера. Ребенок открыт, доброжелателен, спокоен, уравновешен по отношению к сверстникам и к взрослым. Эмоциональные реакции дифференцированные, адекватные. Общительный, ласковый, открытый. Познавательный интерес активный, достаточно внимателен и усидчив. Решительный, настойчивый, сдерживает себя; активен  в разных видах деятельности.

Навыки самообслуживания. Владеет частично (самостоятельно  и аккуратно ест, самостоятельно пользуется туалетными принадлежностями, самостоятельно моет руки), при одевании (раздевании) справляется, но требует помощь взрослого.

Физическая сфера: Передвигается самостоятельно. Функции рук и ног сохранены, нарушение мелкой моторики не наблюдается.

Игра: Проявляет интерес к игрушкам. Ребенок принимает участие в играх, понимает  правила игры, вносит изменения в содержании игры. Отражает свой опыт в игры.

Познавательное развитие : Уровень знаний и представлений об окружающем мире соответствует возрастной норме. Дифференцирует предметы по величине, форме, размеру, подбирает по образцу и по словесной инструкции. Проявляет интерес к интеллектуальным играм.

В случаи  затруднения, возникающие в процессе деятельность стремится преодолеть самостоятельно, иногда обращается к воспитателю за помощью.

 «Речевое развитие» Словарный запас соответствует возрастной норме, пользуется правильными по структуре предложениями, по серии сюжетных картинок составляет рассказ с помощью взрослого, принимает организующую помощь. Он пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения с помощью воспитателя.

Самообслуживание: следит за своим внешним видом, опрятен. Самостоятельно одевается и раздевается. У него сформулированы навыки мытья рук с мылом перед едой, после пользования туалетом или по мере загрязнения. С помощью воспитателя выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

1.1.3 Планируемые результаты

- сформировать культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться с частичной помощью взрослых;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания:

-сформулировано умение одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вещать вещи; следить за внешним видом, быть опрятным;

- сформулированы культурно- гигиенические навыки (умеет правильно умываться, насухо вытираться, пользуется индивидуальным полотенцем, аккуратно пользуется столовыми приборами во время еды)

II. Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие с педагогами и со специалистами

Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы имеет ограничения по степени выраженности:

Первая степень - способность к самообслуживанию – первая степень способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств. Сохраняется способность к самообслуживанию и самостоятельному выполнению вышеназванных действий с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможности инвалида.

Заведующий

Соблюдение требований организации образовательного процесса для ребенка инвалида с ОВЗ. Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе участников образовательных отношений. Организация обмена опытом коррекционно – педагогической  работы с другими ДОО. Пополнение библиотеки группы специальной литературы. Обеспечение связи со школой.

Воспитатель

Создают комфортные условия для развития, воспитания и образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка-инвалида. Обеспечивает индивидуальный подход к ребенку-инвалиду с учетом рекомендаций специалистов.

Музыкальный

руководитель

Развивает способности к самообслуживанию, ориентации, общению, обучению, самоконтроля посредством  музыкальной деятельности.

2.1.1 План работы воспитателя

Способность к самообслуживанию I степени

Сроки

Мероприятия. Задачи

План работы воспитателя

Реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Сентябрь 2024г

 

Навыки личной гигиены – Учить умывать лицо, руки с мылом перед едой, после пользования туалета, по мере загрязнения. Учить находить  полотенце по картинке- символу и осуществлять действия  с ним (насухо вытереть руки  и лицо)формировать привычку при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Игра-тренинг  «Покажи как правильно», «Найди что не так»

Продолжать учить следить за опрятностью одежды (Футболка заправлена в шорты, сандалии застегнуты)  

Чтение произведения «Что такое хорошо и что такое плохо»

Самообслуживание

Воспитывать у ребёнка опрятность и привычку следить за своим внешним видом с помощью взрослого.

Продолжать приучать полоскать рот после еды»

Навыки культурной еды: обратить внимание, как чисто на столе, воспитывать опрятность

Закрепить навыки культурного поведения за столом , не класть руки на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Соблюдать элементарные правила поведения на улице: вести себя спокойно , не кричать, не мешать окружающем.

Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине»

Продолжать учить первым здороваться со взрослыми. Соблюдать в группе порядок и чистоту.

Октябрь 2024г

Навыки личной гигиены- совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смыть, мыть лицо, насухо вытереть полотенцем

Чтение произведения «Мойдодыр»

Самообслуживание- продолжать учить аккуратно складывать одежду перед сном.

Чтение стихотворения М.Цветаева «У кроватки»

Навыки культурной еды: Продолжать учить пользоваться вилкой и ножом. Выходя из- за стола тихо задвигать стул и благодарить взрослого.

Заучить потешку «Когда я ем я глух и нем»

Сюжетно- ролевая игра «В гостях»

Учить вести себя в соответствии с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать не громко.

Продолжать учить первым здороваться со взрослым, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь.

Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым»  

Ноябрь 2024г

Навыки личной гигиены- закреплять умение замечать устранять непорядок в своем внешнем виде.

Чтение стихотворения «Федя одевается»

Формировать привычку следить за чистотой тела, повторять последовательность мытья рук.

Чтение произведения: «Девочка – чумазая»

Беседа «Микробы- наши враги»

Самообслуживание- закрепить умение застегивать и расстегивать застежки, пуговицы.

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

Навыки культурной еды:

Продолжать,  учить не проливать пищу, не крошить хлеб, жевать пищу с закрытым ртом.

Беседа «Почему нельзя спешить во время еды»

Учить уступать товарищу во время спора, игре, помочь договариваться с ним, разговаривать не громко.

Декабрь  2024г

Навыки личной гигиены- воспитывать привычку полоскать рот после еды и пользоваться индивидуальным полотенцем.

Самообслуживание- правильно размещать вещи в шкафу, аккуратно складывать одежду на стул перед сном.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Навыки культурной еды: - совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем поддерживая сверху указательным пальцем, закрепить умение ножом отрезать кусочек котлеты, сосиски.

Сюжетно- ролевая игра «Мы идем в гости»

Беседа «Как правильно надо кушать»

Воспитывать культуру поведения

Закрепить умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников

Январь 2025г

Навыки личной гигиены- продолжать закреплять привычку пользоваться своей расческой.

Тренинг- игра «Опиши как выглядит товарищ»

Самообслуживание- приучать держать в порядке свою обувь. Не стаптывать запятник. Учить шнуровать ботинки.

Дидактическая игра «Шнуровка»

Навыки культурной еды:- следить за правильной посадкой ребенка во время приема пищи (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол)

Дидактическая игра «Обед у Короля»

Февраль 2025г

Навыки личной гигиены- продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалку: помощь товарищам, не мешать другим

Дидактическое упражнение «Как помощь товарищу»

Игра – занятие «Да здравствует мыло душистое» предложить представить, что было бы, если бы не было мыла                                                                                                                   

Самообслуживание- закрепить умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своём внешнем мире.

Беседа «Как заботится о своей одежде»

Игровая ситуация «Самые аккуратные» учить своевременно и самостоятельно применять освоенные навыки личной гигиены, способствовать повышению качества выполнения гигиенических процедур                      

Навыки культурной еды:- совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Есть закрытым ртом, пережевываю пищу бесшумно.

Чтение «Королевство столовых приборов»

Воспитание навыков культуры поведения

Способствовать формированию разнообразных форм словесной вежливости.

Закрепить навыки телефонного этикета

Дидактические игры «Вежливый ручеек», «У меня зазвонил телефон»

Чтение С.Маршак «Урок вежливости»

Март 2025г

Навыки личной гигиены- продолжать закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

Пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями.

Чтение «Купание детей» Е.Винакуров

Самообслуживание- принимать участие в смене постельного белья: расстилать простынь, класть подушку в чистой наволочке.

Беседа «Чистота- залог здоровья»

Навыки культурной еды: совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды.

Сюжетно- ролевая игра «Кофе»

Воспитывать навыки культурного поведения- закрепить знания и навыки поведения в группе, не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

Беседа «Как играют воспитанные дети»

Чтение Л.Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Апрель 2025г

Навыки личной гигиены- совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Пользоваться только своим полотенцем.

Дидактическая игра «Правила гигиены»

Самообслуживание- закрепить умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место.

Навыки культурной еды:- закрепить умение есть вторые блюда, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Чтение «Варенье» О.Григорьева.

Воспитывать навыки культурного поведения:- приучать общаться спокойно, без крика.

Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

Май  2025г

Навыки личной гигиены- закрепить умение мыть руки после туалета и по мере загрязнения.

Чтение произведения А.Борто «Девочка – чумазая»

Самообслуживание- закрепить умение самостоятельно ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Навыки культурной еды:- совершенствовать умение держать вилку в левой руке, а нож в правой руке, держать столовые приборы большим и средним пальцем придерживая сверху указательным пальцем.

Беседа «Культура еды- серьезное дело»

 Воспитывать навыки культурного поведения- подводить к сознанию некоторых правил поведения и нравственных качеств, быть вежливым хорошо, с ними хорошо играть и дружить Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

Способность к самообслуживанию I степени

План работы педагога- психолога содержит 5 разделов.

  1. Тело. Гигиена тела;
  2. Одежда. Использование одежды;
  3. Обувь. Использование обуви;
  4. Питание, прием пищи;
  5. Навыки культурного поведения;

Цель: Развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности. Развитие психических функций - внимания, памяти, восприятия, мышления.

Реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Сроки.

Тема.

Задачи  к самообслуживанию

Мероприятия по развитию психических функций

Сентябрь

 2024 год

 Обувь. Использование обуви;

Виды обуви;                                                                               Хранение обуви;                                                                              Уход за обувью;                                                                            Надевание и раздевание обуви

Ребёнок должен знать и уметь:

Определять обувь по внешнему виду, по словесной инструкции, просьбе;

Знать и указывать на место хранения обуви;               Мыть и протирать обувь после пребывания на улице;                                                                               Сушить стельку;                                                                      Надевать обувь по инструкции и помощи педагога; Надевать обувь самостоятельно;                           Шнуровать с помощью педагога или по инструкции;                                                                       Шнуровать самостоятельно;                                          Застегивать липучки;                                                       Застегивать замок;

«Жадность» (воображение) «Найди отличия» (внимание) Упражнения: «Право -лево» (восприятие, внимание) «Логический квадрат» (мышление) «Вкусные яблочки» (внимание) «Что перепутал художник» (мышление)

Октябрь

2024 год Питание, прием пищи;

Предметы, нужные для приема пищи: ложка, тарелка, чашка, кружка;                                                                 Чистота рук перед едой; Правила пользования столовыми приборами;

Ребёнок должен знать и уметь:

Различать столовые принадлежности;

Мыть руки перед каждым приемом пищи; Использовать ложку для супа;                                             Соблюдать правила аккуратности во время приема пищи;                                                                                                Уметь держать кружку и пить из нее;

Упражнения: «Мячик» (внимание) «Запоминай -ка» (память) «Рыбка» (восприятие, внимание) «Подари подарок Белочке» (воображение) Упражнения: «Коврики» (мышление) «Листья» (внимание) «Четвертый лишний» (мышление)

Ноябрь

2024 год

Питание, прием пищи;

Правила приема пищи;                                                     Опрятным быть приятно;                                                  Дежурство в столовой;

Ребёнок должен знать и уметь:

Правильно держать ложку;

Не разливать пищу;                                                                    Хорошо пережевывать пищу;                                    Уметь есть опрятно;                                                                 Уметь убрать посуду со стола;                                               Протереть стол

«Запоминай -ка» (память) Упражнения: «Логические цепочки» (мышление), «Пятерочка» (внимание) «Оценка» (эмоциональная сфера), «Графический диктант» (внимание) Упражнения: «Медвежата» (внимание) «Логический квадрат» (мышление),

Декабрь

2024 год

Питание, прием пищи;

Столовая;                                                                                       Вовремя попроситься в туалет;                                             Мытье рук после туалета и перед приемом пищи; Мы ходим парами;                                                         Физкультурная зарядка;                                                                  Не сорить и не мусорить;

Ребёнок должен знать и уметь:

Находить столовую;

Заходить в столовую парами и в тишине принимать пищу;

Проситься в туалет и мыть после его посещения руки;                                                                                Организованно строиться парами;                                  Участвовать в утренней зарядке;                                               Не сорить, а бросать мусор в корзину;

Упражнения: «Логические цепочки» (мышление) «Бабочка» (внимание), «Прятки» (внимание), «Последовательные картинки» (мышление) Упражнения: «Логический квадрат» (мышление), «Графический диктант» (внимание, мышление), «Найди лишнее» (мышление), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера, воображение) «Прятки с картинками» (мышление), «Право -лево» (восприятие, внимание)

Январь 2024 год.

Культура общения

Гигиеническая комната и туалет;                                    Шефство над младшими;                                                         Наше место на прогулке;                                                     Уборка территории;                                                          Вежливые слова в обращении;

Ребёнок должен знать и уметь:

Знать расположение ванной комнаты и туалета;

Обращаться с просьбой – помочь сопроводить в ванну или туалет;                                                                   Заботится о младших воспитанниках; Организовывать построение на прогулку, в спортивный зал, на занятия;                                                      Знать свое место на прогулке;                                        Помогать в уборке территории;                                               Знать слова «спасибо»,«пожалуйста»

Упражнения: «Что нового?» (коммуникативная сфера, внимание), «Прогулка по лесу» (воображение), «Логический ряд» (мышление), «Угощение» (память) Упражнения: «Внимание! Внимание!» (внимание), «Графический диктант» (внимание), «Лабиринт» (внимание), «Логический квадрат» (мышление)

Февраль

2024 год

Мелкая моторика

Расширять диапазон игр с модульным оборудованием (по типу «Дидактической черепахи», рамок М.Монтессори, вкладышей), в процессе которых развивается тонкая моторика

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребенок владеет  самостоятельно  навыками: расстегивание и застегивание застежек- «липучек», пуговиц крупного и среднего размера; закрывания и открывания застежек-молний; зашнурование и расшнуровывания шнурков

Упражнения: «Говорящие рисунки» (мышление, воображение), «Хитрые квадраты» (мышление), «Путаница» (внимание), «Лесная больница» (память) Упражнения: «Снежинки» (внимание), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера), «Новогодние подарки» (восприятие, внимание), «Найди группы» (мышление)

Март 2024 год

Мелкая моторика

Расширять диапазон игр с модульным оборудованием (по типу «Дидактической черепахи», рамок М.Монтессори, вкладышей), в процессе которых развивается тонкая моторика

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребенок владеет  самостоятельно  навыками: расстегивание и застегивание застежек- «липучек», пуговиц крупного и среднего размера; закрывания и открывания застежек-молний; зашнурование и расшнуровывания шнурков

Упражнения: «Логический квадрат» (мышление), «Прятки» (внимание), «Рыбки» (внимание), «Противоположности» (внимание, мышление) Упражнения: «Логическая загадка» (мышление), «Удивительный лес» (внимание), «Мячики» (внимание),

Апрель

2024 г.

Эмоции

Учить понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого. Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Учить здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Выражать просьбу словами, излагать ее понятно. Выполнять просьбы и поручения взрослых. Принимать и оказывать помощь. Проявлять внимание, сочувствие.

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребёнок понимает  эмоциональное состояние сверстника, взрослого. Выслушивает другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

 Здороваться и прощаться, употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность. Выражает просьбу словами, излагать ее понятно. Выполнятет просьбы и поручения взрослых. Принимает  и оказывает помощь. Проявляет внимание, сочувствие.

«Лабиринт» (внимание) Упражнения: «Логический ряд» (мышление), «Внимание! Внимание!» (внимание), «Логическая цепочка» (мышление), «Фантазеры» (воображение) Упражнения: «Логический квадрат» (мышление), «Футбол» (память), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера), «Внимание! Внимание!» (внимание)

Май

 2024 г.

Правила поведения

Воспитывать элементарные правила поведения. В общественных местах вести себя сдержанно, не привлекая излишнего внимания.

Ребёнок должен знать и уметь:

Соблюдает элементарные правила поведения. В общественных местах ведёт себя сдержанно, не привлекая излишнего внимания.

Упражнения: «Парные фигурки» (внимание), «Найди лишнее» (мышление), «Аналогии» (мышление), «Лабиринт» (внимание) Упражнения: «Мальчики и девочки» (воображение), «Дорисуй -ка» (мышление), «Домики» (память), «Графический диктант» (внимание)

Январь 2019 г.

Культура общения

Гигиеническая комната и туалет;                                    Шефство над младшими;                                                         Наше место на прогулке;                                                     Уборка территории;                                                          Вежливые слова в обращении;

Ребёнок должен знать и уметь:

Знать расположение ванной комнаты и туалета;

Обращаться с просьбой – помочь сопроводить в ванну или туалет;                                                                   Заботится о младших воспитанниках; Организовывать построение на прогулку, в спортивный зал, на занятия;                                                      Знать свое место на прогулке;                                        Помогать в уборке территории;                                               Знать слова «спасибо»,«пожалуйста»

Упражнения: «Что нового?» (коммуникативная сфера, внимание), «Прогулка по лесу» (воображение), «Логический ряд» (мышление), «Угощение» (память) Упражнения: «Внимание! Внимание!» (внимание), «Графический диктант» (внимание), «Лабиринт» (внимание), «Логический квадрат» (мышление)

Февраль

2019 г.

Мелкая моторика

Расширять диапазон игр с модульным оборудованием (по типу «Дидактической черепахи», рамок М.Монтессори, вкладышей), в процессе которых развивается тонкая моторика

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребенок владеет  самостоятельно  навыками: расстегивание и застегивание застежек- «липучек», пуговиц крупного и среднего размера; закрывания и открывания застежек-молний; зашнурование и расшнуровывания шнурков

Упражнения: «Говорящие рисунки» (мышление, воображение), «Хитрые квадраты» (мышление), «Путаница» (внимание), «Лесная больница» (память) Упражнения: «Снежинки» (внимание), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера), «Новогодние подарки» (восприятие, внимание), «Найди группы» (мышление)

Март 2019 г.

Мелкая моторика

Расширять диапазон игр с модульным оборудованием (по типу «Дидактической черепахи», рамок М.Монтессори, вкладышей), в процессе которых развивается тонкая моторика

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребенок владеет  самостоятельно  навыками: расстегивание и застегивание застежек- «липучек», пуговиц крупного и среднего размера; закрывания и открывания застежек-молний; зашнурование и расшнуровывания шнурков

Упражнения: «Логический квадрат» (мышление), «Прятки» (внимание), «Рыбки» (внимание), «Противоположности» (внимание, мышление) Упражнения: «Логическая загадка» (мышление), «Удивительный лес» (внимание), «Мячики» (внимание),

Апрель

2019 г.

Эмоции

Учить понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого. Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Учить здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Выражать просьбу словами, излагать ее понятно. Выполнять просьбы и поручения взрослых. Принимать и оказывать помощь. Проявлять внимание, сочувствие.

Ребёнок должен знать и уметь:

Ребёнок понимает  эмоциональное состояние сверстника, взрослого. Выслушивает другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

 Здороваться и прощаться, употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность. Выражает просьбу словами, излагать ее понятно. Выполнятет просьбы и поручения взрослых. Принимает  и оказывает помощь. Проявляет внимание, сочувствие.

«Лабиринт» (внимание) Упражнения: «Логический ряд» (мышление), «Внимание! Внимание!» (внимание), «Логическая цепочка» (мышление), «Фантазеры» (воображение) Упражнения: «Логический квадрат» (мышление), «Футбол» (память), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера), «Внимание! Внимание!» (внимание)

Май

 2019 г.

Правила поведения

Воспитывать элементарные правила поведения. В общественных местах вести себя сдержанно, не привлекая излишнего внимания.

Ребёнок должен знать и уметь:

Соблюдает элементарные правила поведения. В общественных местах ведёт себя сдержанно, не привлекая излишнего внимания.

Упражнения: «Парные фигурки» (внимание), «Найди лишнее» (мышление), «Аналогии» (мышление), «Лабиринт» (внимание) Упражнения: «Мальчики и девочки» (воображение), «Дорисуй -ка» (мышление), «Домики» (память), «Графический диктант» (внимание)

Июнь 2019 г.

Правила поведения в общественном транспорте

 

Ознакомить ребёнка с общественным транспортом. Учить ожидать общественный транспорт только на остановках, не выходя за бордюр.                                                                                         Садиться и высаживаться из транспорта можно только после полной остановки.                                        Ознакомить ребёнка с правилами поведения в общественном транспорте.                                                        Нельзя стоять на подножках транспортных средств прислоняясь к двери.                                                                    Об оставленных в салоне вещах немедленно сообщить водителю.                                                                        Не высовываться из окон.                                                Запрещается разговаривать с водителем во время движения

Ребёнок должен знать и уметь:

Правила поведения в общественном транспорте

Упражнения: «Умозаключение» (мышление), «Двойняшки» (внимание), «Кораблики» (внимание), «Рабочие инструменты» (мышление) Упражнения: «Путаница» (внимание), «Запоминай -ка» (внимание), «Бабочки» (внимание), «Тайное послание» (внимание)

Июль 2019 г.

Телефонный этикет

Учить ребёнка правилам телефонного разговора Закреплять умение пользоваться телефоном стационарным и мобильным.                                          Воспитывать уважение к другим людям, речевой этикет, культуру общения по телефону

Ребёнок должен знать и уметь:                                                   Не звонить без крайней надобности.                                    Говорить коротко.                                                                                    Окончить разговор должен тот человек который позвонил.                                                                                              Не забывать, что при особенно полезны при телефонных разговорах  три чудо действенные слова: «извините», «пожалуйста» , «спасибо». Вести себя корректно даже если вы обижены и разгневаны, воздерживаться от криков и угроз по телефону.

Упражнения: «Коврик» (внимание), «Четвертый лишний» (мышление), «Парочки» (мышление, внимание), «Азбука эмоций» (эмоциональная сфера)

Август 2019 г.

Культура поведения

Учить употреблять вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «прости», «доброе утро»,»приятного аппетита», «спокойной ночи» Воспитывать умение уважительно выслушивать всех членов семьи, не прерывая на полуслове, не перебивать и не вмешиваться в разговор старших. Учить делать в праздники всем родным  подарки. Сообщать всем домашним, куда идёшь и во сколько времени вернёшься.

Ребёнок должен знать и уметь:

Правила поведения в семье.

Употреблять вежливые слова.                                                Подавать пальто маме, бабушке, сестре.                          Проходя в дверь, пропускать их подавая им руку при выходе

Упражнения: «Дорисуй-ка» (мышление), «Лабиринт» (внимание), «Кроссворд» (мышление), «Фантазеры» (воображение)

2.1.2 План музыкального руководителя

Направления работы

Формы и приемы организации образовательного процесса

Сроки реализации

1.Развитие речи средствами музыкального восприятия

Совместно – организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения; пальчиковая гимнастика; восприятие музыки; распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения.

Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика, под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий.

 Совместная деятельность детей: игры 

 под пение, исполнение песен под фонограммы, музыкотерапия; пропевание потешек, попевок; использование танцевальных импровизаций под музыку; праздники и развлечения. Игры под пение на развитие слуха.

Совместная деятельность детей: игры на детских музыкальных инструментах в музыкально- игровых уголках; пластическое и ритмическое фантазирование под музыку.

Взаимодействие с родителями: консультации по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкотерапия дома», «Поем дома», «Музыкальный инструменты своими руками»

С 01.09.2024 до 01.08.2025г

2. Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально- ритмических движений, музыкальных игр и танцев  

3. Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев

4. Формирование и управление эмоциональной сферой ребенка в процессе игр, развлечений и праздников

5.Развитие морально- волевых качеств ребенка через музыкальные игры, развлечение, праздники

6.Укркепление здоровья через музыкально- ритмические движения

7.Формирование движений артикуляционного аппарата в процессе пения

8. Формирование правильного дыхания в процессе пения песен и попевок

9. Развитие тембрового, интонационного, динамического ритмического слуха через аудиальное развитие

10. Закрепление лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок

11. Закрепление и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специальных аудиальных упражнений

2.2 Регламентирование образовательной деятельности с ребенком-

инвалидом

Перечень ограничений

Виды деятельности

Способность к самообслуживанию

Осуществляется через индивидуальные занятия с учителем- логопедом, педагогом-психологом, индивидуальную работу с музыкальным руководителем, а также в совместной деятельности с воспитателями, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности.

Для ребенка-инвалида, проводятся индивидуальные коррекционные занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, индивидуальная работа с музыкальным руководителем  и инструктором по физической культуре

Музыкальный руководитель проводит индивидуальную работу при проведении режимных моментов 1 раз в неделю по средам

Инструктор по физической культуре проводит индивидуальное  занятие 1 раз в неделю по четвергам.

Учитель-логопед проводит индивидуальное коррекционное занятие 1 раз в неделю 20 мин. по понедельникам.

Педагог-психолог проводит занятие 1 раз в неделю 20 мин. по вторникам.

Воспитатель организует образовательную деятельность в совместной деятельности с ребенком, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности по 20 минут

Реализация Программы в совместной деятельности воспитателей с

ребенком-инвалидом, другими детьми

Формы совместной деятельности

время

Сюжетно-ролевые игры

20 мин

Игровая ситуация

20 мин

Дидактические игры

20 мин

Чтение художественной литературы

20 мин

Пальчиковые игры

20 мин

Музыкальные игры

20 мин

Артикуляционная гимнастика

20 мин

Игры с песком

20 мин

Игровая ситуация

20 мин

Игровое упражнение

20 мин

Всего:

200 мин

(3 часа 20 мин)

Реализация Программы в процессе самостоятельной деятельности

Формы самостоятельной деятельности

время

Сюжетно-ролевые игры

Настольно-печатные игры, игры с конструктором, развивающие игры

20

20

Всего:

40мин

Сетка - занятий

индивидуальной работы педагогов по реализации перспективных планов, разработанных по степеням ограничения в соответствии с ИПРА ребенка - инвалида

День

недели

Музыкальный руководитель

Воспитатель  

Понедельник

Вторник

Среда

16.15-16.30

Четверг

Пятница

16.15-16.30

2.3. Взаимодействие с родителями ребенка- инвалида

1.Индивидуальные формы работы

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям ребенка, суть которой заключается в процессе решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно- педагогического характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в наложении конструктивных отношений со своим ребенком, можно выделить несколько моделей консультирования, сомой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценить и учитывать  характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка: семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяется психологический метод психодрама.   Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителя:  подбираются эффективные методы воспитательно- педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно- развивающих технологиям;

 1.2 «Служба доверия» работы службы доверия обеспечивают администрация. Служба работает с персональными и анонимными обращения и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группе и распространение его на семью.  

2.2. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арттерапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематический выставки. Стационарные и передвижные стены и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

- информирование родителей об организации коррекционно- образовательной работы. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Взаимодействие с родителями также предлагает психолого- педагогические просвещение семей в актуальных вопросах развития ребенка- инвалида.

Физическое развитие

Укрепление здоровья и общефизические развитие, соблюдение режима дня4 посещение спортивных секций, закаливание (умение прохладной водой), регулярное наблюдение у специалистов – медиков)

 Речевое развитие

Выполнение рекомендаций учителя- логопеда.

Домашнее чтение художественной литературы.

 Речевой этикет.

Развивающие занятия дома. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Познавательное развитие

Развивающие игры (по рекомендации педагогов и в соответствии с возрастом ребенка) на развитие внимания, памяти, мышления.

- развития навыки счета;

- учить собирать матрешка, пирамидку, разрезные картинки;

- выполнять пальчиковую гимнастику.

 - учить развивать цвета, формы.

Навыки деятельности

Развитие навыков рисования, аппликации, лепки, конструирования.

Развитие мелкой моторки пальцев рук.

Личностная сфера

Развитие произвольности и самоконтроля, усидчивости.

Мероприятие социальной реабилитации или абилитации

Обязательное выполнение проведения мероприятий: социально- средовая реабилитация, социально- психологическая реабилитация, социокультурная реабилитация, социально- бытовая адаптация.

 

        III. Организационный раздел

3.1.Описание используемых специальных методов, методических пособий и

дидактических материалов

У ребенка не наблюдается задержка психического развития, что не требует создание специальных условий для коррекционной работы инклюзивного  образования, это позволяет совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

 Созданы условия для организации коррекционной работы с ребенком – инвалидом.

- развивающая  предметно- пространственная среда в группе, которую  посещает ребенок, создана с учетом особых образовательных потребностей  ребенка, физических  и эмоциональных ,  способствует   развитию общения девочки со сверстниками и со взрослым, физическому развитию. Специально подобран игровой материал, который размещен в свободном доступе в пространстве группы, в отведенном для этого места.

-учитываются индивидуальные особенности ребенка- инвалида используются адекватные возрасту формы работы с ним.

-  коррекционная работа проводится в игровой форме.

-осуществляется поддержка и поощрение любого проявления детской пытливости и инициативности. Благодаря этому у ребенка развивается способность удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении;  вызывается желание понят, найти объяснение непонятному, задавать вопросы взрослому.

- обеспечиваются  здоровьесберегающие условия (оздоровительный режим,  укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических . умственных, испихологических перегрузок, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм).

- обеспечение оптимальный режим проведения мероприятий, длительность нагрузок.

- осуществляется взаимодействия участников коррекционной работы инклюзивного образования (воспитателей, музыкального- руководителя, медицинской сестры)

3.2. Описание используемых специальных методов, методических пособий, дидактических материалов

Имеющиеся методическое обеспечение, включающие в себя все необходимые педагогам методические пособия, дидактический материал, дидактические настольно- печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей.

Для коррекционной работы по инклюзивному образованию педагоги используют следующие специальные методы:

Наглядные методы - практическая деятельность на занятиях организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок.

Словесные методы - чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое).

Игровые методы - дидактическая игра, создание игровой ситуации.                                            Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского характера).

Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при которых педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность ребенка. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогам в каждом конкретном случае.

Педагоги используют разнообразные современные специальные технологии и эффективные методы, приемы, средства коррекционно- развивающей работы. (в том числе компьютерные, синтеза элементов песочной терапии, арт- терапии). В работе с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами используются здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика; артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, логопедическая ритмика; кинезеологические упражнения (А.Л Сиротюк); алфавит телодвижений. (Вневцев С.И); дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, методика сенсорно- коррекционных тренажей с помощью меняющихся зрительно- сигнальных сюжетов В. Базарного.

В дополнение к традиционным методам  воздействия, помогающим в движении максимально возможных  успехов применяется классический и точечный массаж.  Применение на занятиях  психо- гимнастики, релаксации упражнений, психофизической гимнастики помогает снять повышенное мышечное напряжение, улучшает работу лицевых мышц.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепление здоровья детей через применение индивидуального подхода к каждому ребенку.

 Используются специальные программы и методические пособия:

  1. Борякова Н.Ю, Касицина М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития./ Борякова Н.Ю, Касицина М.А.- М: В.Секачев, ИОИ, 2004.- 66с.
  2. Е.Н.Котышева, «Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья» Программа представляет цикл музыкально - коррекционных занятий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений; Издательство РЕЧЬ 2010
  3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  4. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
  5. Ткачева В.В Социальное- восприятие детей с отклонением в развитие. М.: Издательство ВЛАДОМ- ПРЕСС, 2006- 160с.
  6. Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии» Н.С Петренко: Иркутск, 2015г
  7. Хилтунен Е.В . Помоги мне стать самостоятельным / М- Альта- принт, 2005. 112с..

3.3. Особенности организации развивающей предметно - пространственной

среды для ребенка - инвалида

При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении учитывается, что ребенок-инвалид плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитает стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. Для формирования сенсорных способностей в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек. В группе предусмотрено большое количеством игр и пособий для развития мелкой моторики, имеется оборудование для развития моторной сферы.

Мебель в группе подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованием СанПиН. Игровой и дидактический материал в групповой комнате расположен согласно принцепам развивающего обучения, индивидуального похода, дифференцированного воспитания. Материалы многословны, полифункциональным, обеспечивают занятость ребенка – инвалида с разной степенью освоения того или иного вида деятельности.

Название уголка

Содержание

Физкультурный

уголок

  • Вороники, мяч и клюшка. Флажки разноцветные. Мяч резиновый средний
  • Флажки на ленточке. Палка гимнастическая. Обручи. Дартс. Корригирующая дорожка зеленая. Ленты разноцветные гимнастическая дорожка (массажная), мячи, косичка для равновесия, утяжеленные мешочки, кольца для метания, гимнастические палочки, массажный мячик
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Алгоритмы последовательности одевания по сезонам, алгоритм мытья рук, алгоритм накрывания на стол, правила пользования столовыми приборами
  • Комплексы утренней гимнастики, корригирующей гимнастики, артикуляционной гимнастики.

Уголок уединения

  • «Волшебные клубочки» в ведерке. Палатка розовая - домик. Подушка с наполнителем (мелкие бусины). Мешочки с крупой, пуговицами, бусинами, корзинка мягкая. Клубочки разноцветных ниток для психологической разгрузки детей (для разматывания и сматывания).  Коробочка с разноцветными камушками. Игрушки с ярко выраженными эмоциональном состоянием (смех, слезы, грусть, радость).  Дидактические игры «Угадай настроение», «Собери лицо», «Подбери эмоции», «Изобрази эмоции».                                                              

Речевой уголок

  • Кубики - пазлы по сказкам Крупные пазлы: «Домашние животные». Игра с прищепками: «Дополни», «Угадай, чей хвост», «Кто что ест». Массажные мячи
  • Пособия для дыхательной гимнастики (бутылочки с пенопластом). Бабочки на палочках.

Уголок экспериментирования  

  • Стаканы, воронка, бутылочка. Резиновые игрушки, стол с песком и водой.

Уголок

изобразительной

деятельности

  • Пластилин, карандаши, бумага, вата, Цветные мелки, пальчиковая краска.

Музыкальный

уголок

  • Металлофон, барабан, бубен. маракас

Технические средства обучения

  • Магнитофон, сборники русских народных сказок, детские песенки, диск с инструментальной музыкой.

Уголок сенсорики

Для ребенка инвалида в группе педагогами осуществляется адаптация и модификация игрового материала. Адаптация игрового материала- это изменение характера выполнение задания без изменения характера выполнение задания без изменения его сути и сложности. Модификации игрового материала- это изменение характера подачи материала посредством изменения сути и сложности задания. Познавательный уголок оснащен игровым оборудованием – мазаика разных форм и цвета (мелкая ), шнуровка, вкладыши геометрические, пазлы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный учебный план на ребенка-инвалида дошкольного возраста по рекомендациям ИПРА

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодоление негатив...

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»

В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...

Индивидуальный учебный план на ребенка-инвалида дошкольного возраста по рекомендациям ИПРА

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодолен...

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  Алгоритмреализации индивид...

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...