Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике

Котова Елена Александровна

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки  ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_rebenok-invalid.docx87.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида

        

Учитель-логопед: Котова Е.А.

Цель программы:  

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки  ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.

Задачи программы:

 -определить особенности организации образовательного процесса в соответствии синдивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать особые образовательные потребности ребенка с инвалидностью при освоении ими образовательной программы;

 -осуществлять индивидуально-ориентированную и коррекционно-логопедическую помощь ребенку с инвалидностью с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут;

-оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей ребенка по по вопросам развития и коррекции речевых нарушений.

Характеристика

Заключение  ТПМПК – ребенок не проходил ТПМПК.

Заключение МСЭ – ребенок – инвалид (задержка психологического развития)

У девочки наблюдается гармоничная незрелость психики церебрально-органического генеза:  выраженность нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах; замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, этапов игровой деятельности; трудности коммуникации.

Речь не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия; мелодическая, интонационная, темповая, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи нарушена.

Девочке необходим адаптационный период. В этот период педагоги должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
  • принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  • принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
  • принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с инвалидностью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
  • принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.  

Основные направления коррекционно-развивающей работы

  1. Диагностическая работа включает:
  • выявление особых образовательных потребностей детей с инвалидностью при освоении основной образовательной программы;
  • проведение комплексной диагностики речевых нарушений;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, выявление его резервных возможностей;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной области «речевое развитие»).
  1. Коррекционно-развивающая работа включает:
  • реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с инвалидностью с учётом особенностей психофизического развития;
  • выбор оптимальных для развития ребенка с инвалидностью коррекционных программ,  методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
  1. Консультативная работа включает:
  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с инвалидностью, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с инвалидностью;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с инвалидностью.
  1. Информационно-просветительская работа предусматривает:
  • информационную поддержку образовательной деятельности детей с инвалидностью, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с инвалидностью;
  • проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с инвалидностью.  

2.6. Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный (сентябрь-октябрь)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк ДОУ. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими инвалидность. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.

Промежуточные результаты:

  1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
  2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.
  3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
  4. Повышение качества комплексных мероприятий;
  5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.

2. Этап основной (в течение года)

Обеспечение дифференцированных условий (посещение дополнительных (платных и бесплатных) кружков и секций на базе ДОУ) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

  1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с инвалидностью в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
  2. Расширение участия детей-инвалидов в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.
  3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
  4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)

Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.

Промежуточные результаты:

  1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими инвалидность.
  2. Перспективное планирование.
  3. Корректировка программы.


2.7. Структура программы:

  • Психологический блок
  • Социальный блок
  • Логопедический блок
  • Предметно — образовательный блок
  • Лечебно-оздоровительный блок

Психологический блок

Цель:Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (ДОУ, в семье).

Ответственные: Педагог-психолог

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1

Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

По плану

2

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

4

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5

Изучение уровня социализации ребёнка-инвалида.

6

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

В течение года

Коррекционное

1

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка-инвалида коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

В течение года

2

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1

Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

В течение года

2

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

1

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.

В течение года

2

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

3

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка-инвалида.

4

Содействие в приобретении воспитанников  психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

Просветительское

1

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

В течение года

2

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей синвалидностью

3

Работа на сайте ДОУ.

Социальный блок

Цель:Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

Ответственные: Ответственный по охране прав детства

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1

Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.

По плану

2

Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.

3

Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации.

4

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.

5

Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательно — воспитательное

1

Помощь семье в проблемах, связанных с образованием и воспитанием ребенка.

В течение года

2

Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.

3

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

4

Оказание помощи в обучающей  деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком -инвалидом.

5

Организация досуга детей -инвалидов, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.

6

Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).

7

Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).

Оздоровительное

1

Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

В течение года

2

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

3

Содействие в организации медицинского обследования.

Консультационное

1

Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

В течение года

2

Оказание социально-правового консультирования детям с инвалидностью и их семьям с целью соблюдения их прав.

Социально – правовое

1

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

В течение года

2

Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

Логопедический блок

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения воспитанников  с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

Ответственные:Учителя-логопеды

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Своевременное выявление воспитанников (детей-инвалидов) с речевыми нарушениями.

По плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у воспитанников (детей-инвалидов).

3.

Диагностика воспитанников (детей-инвалидов).

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения.

Планирование соответствующей коррекционной работы.

По плану

2.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи воспитанников (детей-инвалидов).

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).

В течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

В течение года

2.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению воспитанников (детей-инвалидов).

Просветительское

1.

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

В течение года

2.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

3.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

4.

Работа на сайте ДОУ.

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений устной речи у детей-инвалидов. Организация пропедевтических занятий.

В течение года

2.

Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у детей-инвалидов на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.

Развивающее

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

В течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.


Предметно – образовательный блок
Цель:Организация обучения детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Ответственные:педагоги (воспитатели, узкие специалисты)

Формы деятельности классного руководителя

Сроки

1

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников и их учет при организации образовательной деятельности.

По плану

2

Контроль за функциональным состоянием воспитанников  в динамике образовательного дня в целях предупреждения возникающего переутомления.

В течение года

3

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

4

Сбор информации о летнем отдыхе воспитанников.

По плану

5

Изучение жилищно — бытовых условий воспитанников.

В течение года

6

Сбор информации о занятости воспитанников во внеурочное время.

7

Обеспечение участия всех детей-инвалидов, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в ДОУ и городе.

В течение года

8

Посещение ребенка на дому (по мере необходимости).

По плану

9

Совместная деятельность воспитателя и узких специалистов.

В течение года

10

Беседы с родителями.

11

Создание условий, способствующих развитию индивидуальности воспитанников.

12

Содействие в организации летнего отдыха.

По плану

Формы деятельности воспитателя

1

Организация и проведение физминуток на каждойспециально организованной деятельности с целью снятия усталости.

В течение года

2

Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности воспитанников с инвалидностью (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

3

Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

4

Организация работы по предупреждению перегрузки воспитанников в образовательной деятельности.

5

Осуществление индивидуального обучения детей с инвалидностью.

6

Привлечение воспитанников  к участию в олимпиадах, исследовательской деятельности.

7

Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности воспитанников  в двигательной активности.

8

Наблюдение за воспитанниками во время  специально организованной деятельности, во время его общения со сверстниками.

9

Вовлечение детей-инвалидов  с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

Лечебно-оздоровительный блок

Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с инвалидностью.

Ответственные: Заместитель директора по АХР, Заместитель директора по ВМР, медицинский работник

Форма деятельности

Сроки

1

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

В течение года

2

Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

3

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

4

Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в ДОУ.

5

Обеспечение групп, кабинетов узких специалистов  мебелью в соответствии с ростом воспитанников.

6

Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.

По мере

необходимости

7

Проведение медицинского осмотра.

2 раза в год

8

Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).

Согласно национальному календарю

9

Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.

В течение года

10

Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию).

В течение года

Глава 3.

Организационный раздел программы

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

в условиях ФГОС

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

3.2. Взаимодействие специалистов ДОУ

Программа обеспечивает системное сопровождение детей-инвалидов  в образовательном процессе специалистами разного профиля: педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов  специалистами различного профиля в образовательном процессе.  Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению воспитанников с инвалидностью  обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, в который входят заместитель заведующего (председатель консилиума), музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО, инструктор по плаванию, учителя-логопеды, педагог-психолог. В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям-инвалидам, определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного  и коррекционно-развивающего маршрута ребенка.      

        

3.2.1.Карта координации деятельности специалистов ПМПк

по социально-психолого- педагогическому сопровождению с отражением динамики развития ребенка

(разработка стратегии сопровождения)

Фамилия и имя воспитанника   _____________    

Группа     ____        дата рождения  _________

Решение ПМПк:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Взаимодействие специалистов  ПМПк по проблеме дошкольника

на период  учебного года.

Направления деятельности специалистов сопровождения

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Инструктор по Физо

Музыкальный руководитель

Обучение и воспитание с применением коррекционных приемов и методов обучения и воспитания.

1.Коррекционно-развивающие занятия по преодолению нарушений устной речи.

2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам преодоления нарушений устной речи.

1.Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы и коррекции эмоционально-волевой.

2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с инвалидностью.

1.Определение компенсаторных возможностей физического развития детей-инвалидов.

2.Определение путей коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию дошкольников-инвалидов.

3.Применение  технологий коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию.

1. Подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка-инвалида музыкотерапевтических произведений, позволяющих свести к минимуму поведенческие и иные особенности в развитии, повысить работоспособность, стимулирование их внимания, памяти и мышления.

2. Использование психомоторных и творческих способностей дошкольников, формирование двигательно-эмоциональной сферы детей

Выводы по итогам проведенной  работы (оценка эффективности, отражение динамики развития ребенка)

Воспитатели____________________________________________________

Учитель-логопед_________________________________________________

Педагог-психолог_________________________________________________

Инструктор по Физо_______________________________________________

Музыкальный руководитель__________________________________________

Общий вывод  по взаимодействию специалистов ПМПк(по итогам психолого-педагогического сопровождения)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В данной карте отражено взаимодействие специалистов ПМПк, которые осуществляют индивидуальное социально- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с инвалидностью. Это позволяет проследить координацию деятельности педагогов, узких специалистов по разработке и реализации  стратегии сопровождения ребенка с инвалидностью и семьи и отслеживать результаты успешности обучения  и развития ребенка.

3.2.2.План взаимодействия специалистов по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Направление коррекционной работы

Цель

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Инструктор по физическому воспитанию

Инструктор по плаванию

Музыкальный руководитель

Социализация

Формирование навыков социального поведения и коррекция эмоционально-волевой сферы

Установление контакта  со взрослыми,  оказание помощи в налаживании общения со сверстниками

Установление контакт

Создание ситуаций общения с целью развития межличностных контактов ребенка. Использование игр и упражнений  для коррекции эмоционально – волевой сферы.

Установление контакта со взрослыми и детьми; выполнение одноступенчатых инструкций

Физкультурные досуги, развлечения, праздники.

Психогимнасти-ческие этюды М.И.Чистякова.

Проведение экскурсий по ознакомлению с бассейном; установление контакта с детьми; снятие эмоционального напряжения и создание эмоционального комфорта детей.

Формирование адекватного  проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере

(индивидуальные игры, пиктограмм

мы)

Развитие коммуникативной инициативы, активности.

Развитие приемлемых форм  общения.

Здоровьесбережение

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья

Соблюдение щадящего режима.

Проведение лечебно-оздоровительных игр, массажа, самомассажа, динамических и  релаксационных пауз

Использование в работе дыхательной, зрительной пальчиковой гимнастики, динамических пауз. Использование компьютерных технологий: «Волна». Использование в работе зоны релаксационной и психоэмоциональной разгрузки.

Проведение дыхательных упражнений,

динамических и релаксационных пауз, логомассажа и массажа БАТ. Использование компьютерных технологий: «БОС», «Видимая речь» (по инд. возможностям)

Дыхательная гимнастика. Точечный массаж по Уманской А.А. (БАТ).Коррегирующая гимнастика. Релаксация. Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Оптимизация двигательного режима. Хождение по «дорожкам здоровья», использование тренажеров

Использование упражнений направленных  на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, использование дыхательных упражнений, проведение массажа стоп.

Проведение игр и упражнений, направленных на формирование  самоконтроля, правил безопасного поведения на воде.

Корригирующие упражнения, массаж, предупреждающий прогрессирование или те или иные отклонения в развитии.

Помощь в овладении движений головы и рук.

Сенсомоторное развитие

Формирование, развитие и коррекция сенсорных элементов и моторных функций

Использование дидактических игр и упражнений на формирование сенсорных эталонов, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, технологии О. Титовой по формированию ориентировки в пространстве

Коррекция базовых чувств  и сенсорных эталонов средствами сенсорной комнаты и развивающего  материала Монтессори. Использование  изделия «Дидактическая черепаха».

Использование дидактических игр и упражнений на формирование сенсорных эталонов,  кинестетико-кинетической основы речевой деятельности через проведение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие общей и

мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика, игры.

Самомассаж.

Проведение игр и упражнений на развитие общей моторики.

Музыкотерапия  (пантомима, коллективные игры и танцы, жесты)

Трудовое воспитание

Формирование и развитие навыков самообслужива-ния и элементарной трудовой деятельности

Использование алгоритмов в привитии  навыков самообслуживания и оречевление действий.

Побуждение к выполнению простейших трудовых поручений. Способствовать пониманию и выполнению несложных инструкций.

Создавать ситуации, в процессе выполнение которых у ребенка сформируется умения действовать по алгоритму, доводить начатое дело до конца, выработать элементарные навыки самооценки и самоконтроля.

Содействие пониманию инструкций и выполнению трудовых поручений. Оречевление действий ребенка по самообслуживанию

Поручения. Подготовка к занятиям.

Способствовать развитию навыков самообслуживания и личной гигиены детей.

Игры, направлен-ные на развитие процесса форми-рования функций саморегуляции и самоконтроля.

Приобретение социального опыта для творческой созидательной жизнедеятельности

Использование подражания (копирование)

Познавательно-речевое развитие

Формирование, развитие и коррекция речевых навыков и познавательной сферы

Использование моделей, алгоритмов, схем, графических планов, развивающих игр и упражнений

Использование игр и упражнений для развития познавательных психических процессов в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.

Использование игр и упражнений на формирование и развитие импрессивной и экспрессивной речи,  зрительного и слухового внимания и памяти, мышления.  

Игры со словами.

Упражнения со словесным сопровождением.

Проведение логоритмических игр и упражнений у условиях бассейна. Создание условий для получения положительный эмоций.

Голосовая артикуляционная реабилитация (игры-драматиза-ции в стихотворно-музыкальной форме).

Формирование умения произвольно управлять телом).

Глава 4.

Технология оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей-инвалидов.

4.1. Основные направления

Основной целью в работе с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, является оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Оказать квалифицированную поддержку родителям;
  2. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
  3. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  4. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Для выполнения задач создана и внедрена программа «Вместе дружная семья»,которая имеетосновные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1.Направление «Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей» предполагает:

  • проведение исследования с целью изучения выявления отношений родителей  к ребенку, особенностей общения с ним;
  • для определения содержания форм организации работы с родителями.

2.Направление «Психолого-педагогическое просвещение семьи» предполагает:

  • создание «просвещенной культуры» родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства психолога и родителей, педагогов - родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

3. Направление «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми» предполагает:

  • сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
  • проведение совместных с детьми занятий, тренингов, мероприятий, на которых родители являются активными участниками.

4. Направление «Ознакомление родителей с содержанием коррекционно-воспитательного процесса» предполагает:

  • определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и развитию ребенка;
  • непосредственное включение родителей вкоррекционно-образовательныйпроцесс;
  • присутствие родителей на занятиях;
  • периодическое выполнение ими «семейных заданий»;
  • обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
  • родители выступают как субъекты целостного коррекционно-образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

5. Направление «Анализ промежуточных и конечных результатов совместной коррекционно - воспитательной деятельности» предполагает:

  • подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
  • выяснение организационных проблем существующих в родительских коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
  • определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
  • непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшей работе.

4.2. Принципы организации работы с родителями

Для успешной реализации целей и задач программы работа с родителями строится с опорой на следующие принципы:  

  • комплексность;
  • единство диагностики и коррекции;
  • гуманное отношение к ребенку и его близким;
  • конфиденциальность;
  • оказание помощи семье на разных возрастных этапах жизни ребенка с отклонениями в развитии;
  • интегративное использование психолого – педагогических и психотерапевтических методов и приемов;
  • личностно ориентированная помощь;
  • единство воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения и специалистов ДОУ.

4.3. Формы и методы работы с родителями

Формы и методы работы определялись особенностями личности родителей, их мотивацией, готовностью к сотрудничеству. Использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы.

Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.

Лекционно-просветительская работа – проводится  для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.

Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация.

Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.

Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.

Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями  проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными – релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, проигрывание игр. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, является игровая деятельность.

Вид

Формы организации

Организатор деятельности

Пропедевтическая

Анкетирование родителей

Педагог - психолог

Собеседование

Воспитатели

Наблюдение

Воспитатели

Тестирование

Педагог - психолог

Обобщение результатов исследования

Педагог - психолог, зам. зав. по ВМР

Просветительская

Наглядная агитация (стенды, памятки, газета «Вместе дружная семья», папки-передвижки с практическим материалом)

Воспитатели, педагог - психолог

Встречи со специалистами (инструктором по физической культуре, воспитателем  изостудии; музыкальным руководителем, учителем - логопедом)

Зам. зав. по ВМР

Практические рекомендации по обретению родителями психолого-педагогических знаний, профилактических умений и навыков (курс лекций и бесед, семинары-практикумы)

Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог -психолог, учителя-логопеды

Показ открытых познавательных, развивающих занятий

Педагоги ДОУ

Устный педагогический журнал

Воспитатели

Педагог - психолог

Интегративная

Совместное обсуждение проблем (родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, КВНов, дискуссионных клубов и др.)

Воспитатели

Педагог - психолог

Знакомство с опытом семейного воспитания («круглый стол», выпуск фотогазеты, просмотр любительских видеофильмов)

Воспитатели

Педагог - психолог

Совместные мероприятия (вечера семейного отдыха, семейные праздники, театрализованные представления, игры, концерты и т.д.)

Педагоги ДОУ

Родительский клуб (тренинги)

Педагог - психолог

Кружок игр «Вместе с мамой» (для детей 2—3 лет)

Педагоги ДОУ

Индивидуальная

Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей)

Педагоги ДОУ

Тренинги и беседы с небольшой группой родителей (для коррекции родительских установок)

Педагог - психолог

«Телефон доверия»

Педагог - психолог

Перспективное планирование

Совместное обсуждение планов на будущее

Педагоги ДОУ

Анкетирование

Педагог - психолог

Проведение опроса

Воспитатели

Глава 5.Механизмы реализации

Программы сопровождения ребенка - инвалида

5.1.Социальное взаимодействие

Программа коррекционной работы реализуется всеми участниками образовательного пространства учреждения: педагогическим коллективом, родителями (законными представителями)  и предполагает организацию социального взаимодействия со сторонними организациями.

Целью социального партнёрства являетсяформирование у воспитанников представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Взаимодействие с государственными и общественными структурами

Направления взаимодействия

Организации

Обеспечение преемственности в работе со школой

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников

МУ «Детская поликлиника №3»

МУ «Врачебно-физкультурный диспансер»

Центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Таукси»

Художественно-эстетическое развитие

МАУДО «Центр детского творчества»

МАОУДОД г. Нижневартовска «Детская школа искусств №1»

МБУ «Библиотечно-информационная система» (детская библиотека №4)

Маленький театр «Бум»

Театр кукол и масок «Караван сказок» (г.Воронеж)

Социально-нравственное

Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»

БУ ХМАО-Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Отрада»

МБУ «Нижневартовский краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева»

Повышение квалификации, обучение современным  педагогическим инновациям

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МАУ города Нижневартовска «Центр развития образования»

Совместная деятельность по вопросам организации и проведения профессиональной практики студентов

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Обеспечение безопасной жизнедеятельности

Отдел пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по городу Нижневартовску

ФГКУ «5 отряд федеральной Противопожарной службы по ХМАО-Югре»  (ВПЧ-42)

Работники перечисленных учреждений вовлекаются в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, праздников, заочных и очных конкурсов.

5.2.Кадровое обеспечение

В штатном расписании для коррекционной работы с детьми-инвалидами

численность педагогических работников составляет 38 человек, из них 9 учителей – логопедов, 23 воспитателя, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре и плаванию, 2 музыкальных руководителя. Общая укомплектованность педагогами согласно штатному расписанию – 100%.

5.3.Материально-техническое обеспечение

Новое современное здание предусматривает наличие достаточного количества дополнительных помещений для коррекционной работы с детьми-инвалидами.

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми-инвалидами, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

Для коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении используются следующие объекты:

Функциональные помещения

Функциональное использование

Логопедические кабинеты (4)

Предназначены для обеспечения специализированной консультативно-диагностической, коррекционно-восстановительной помощи детям с нарушениями речи.

Кабинет психолога (сенсорная комната)

Предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Кабинеты «БОС - логотерапевтический» и «БОС – здоровье»

Предназначены для проведения индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-8 лет) по уникальной медицинской технологии, основанной на применении современной электронной аппаратуры.

Кабинет «Видимой речи»

Предназначен для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи.

Театральная студия

Предназначена для занятий детей театрально-игровой деятельностью, развития их творческих и артистических способностей.

Зеленая зона

Предназначена для формирования навыков экологической культуры дошкольников

Спортивный зал

Предназначен для физического воспитания детей, направленного на охрану жизни и укрепления их здоровья, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и т.д.

Спортивная площадка

Предназначена для проведения с детьми утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений

Музыкальный зал

Предназначен для организации и проведения музыкально-художественной деятельности детей, приобщения их к музыкальному искусству.

Бассейн

Помещение бассейна предназначены для комплексной целенаправленной работы по обучению детей плаванию с целью коррекции отклонений в их физическом развитии.

Групповые помещения (11)

Предназначены для организации и проведения воспитательно-образовательного процесса, игровой,

 совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Методический кабинет

Предназначен для организации различных форм методической работы с педагогами и родителями (законными представителями), обобщения и распространения передового педагогического опыта

5.4.Информационное обеспечение

В образовательном учреждении созданы условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудиоивидеоматериалов.  

Глава 6.Результаты

Программы сопровождения ребенка - инвалида

Результатом реализации указанных целей и задач программы является создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей - инвалидов;
  • способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей - инвалидов, их родителей (законных представителей).

В результате Программы сопровождения ребенка - инвалида:

  • будут определены особые образовательные потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и коррекционно-логопедической помощи детей-инвалидов с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях городской психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) г.Нижневартовска.

Заключение.

Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диапазон различий в развитии детей-инвалидов достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.

Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с инвалидностью на качественное совместное образование.

Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).

Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Образовательная инклюзия – системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую  составляющие.

Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, работающих в едином «ключе».

Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.

Создание в нашем ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду ДОУ совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с инвалидностью  для успешной адаптации в условия современного социума.

Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  7. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
  8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
  11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.
  12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
  13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491
  14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
  15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
  18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
  19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  20. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
  21. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование.вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
  23. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  24. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
  26. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.

Приложение№1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

(20____-20____учебный год)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий д/с

_________В.Н. Смирнова

_____________________

Имя Фамилия ребенка:_____________________________________________

Учебный год:____________________________________________________

Содержание

1.Пояснительная записка

  1. Этапы реализации ИТР
  2. Сведения о родителях и семье
  3. Медицинская карта здоровья
  4. Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут в рамках - психолого - педагогического сопровождения

5.1.Психологическое сопровождение (педагог - психолог)

5.2.Логопедическое сопровождение (учитель - логопед)

5.3.Коррекционное (дефектологическое) сопровождение (педагог - дефектолог)

5.4.Социально - правовое сопровождение (старший воспитатель)

5.5.Лечебно - оздоровительное сопровождение (медицинские работники)

5.6.Педагогическое сопровождение:

5.6.1.Воспитателей групп

5.6.2.Музыкальных руководителей

5.6.3.Инструкторапо физической культуре

6.Взаимодействие ДОУ и семьи

7.Рекомендации специалистов ДОУ

8. Приложения

Приложение 1 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения педагога - психолога

Приложение 2 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения учителя - логопеда

Приложение 3 Содержание социально - правового сопровождения старшего воспитателя (социального педагога)

Приложение 4 Содержание лечебно - оздоровительного сопровождения

Приложение 5 Содержание педагогического сопровождения воспитателей группы

Приложение 6 Содержание педагогического сопровождения музыкального руководителя

Приложение 7 Содержание педагогического сопровождения инструктора по физической культуре

1.Пояснительная записка

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей-инвалидов психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.

К группе детей с инвалидностью относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с инвалидностью не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

На сегодняшний день, педагогами и специалистами ДОУ составляется индивидуальная траектория развития ребёнка с инвалидностью, которая:

  • даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
  • раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
  • содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции. ИГР разрабатывается на основе следующих документов:
  • заключения ПМПК;
  • индивидуальной диагностической карты ребенка по освоению основной образовательной программы учреждения;

- карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Составлена на основе: основной образовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду», разработанной в учреждении самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО); адаптированной образовательной программой (указывается наименование коррекционно - развивающей программы, в зависимости от рекомендации ПМПК, индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ)

Участники сопровождения:

Педагог – психолог:_____________________________________________

Воспитатели:____________________________________________________

Музыкальный руководитель: ___________________________________

Инструктор по физической культуре: _____________________________

Медицинские работники: _______________________________________

В процессе работы с ребенком возможны внесения корректировок в ИТР, что дает возможность использовать методы и формы коррекционно - развивающей работы с учетом индивидуально - психологических особенностей и состояния здоровья дошкольника.

Обоснование разработки ИТР: по заключению районной ПМПК рекомендовано: специальная (коррекционная) программа

Заключение  ПМПК:     № _____от«_______» г.

Цель ИТР: коррекция недостатков развития, оказание помощи по усвоению основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, преодоление и ослабление недостатков развития дошкольника.

Задачи:

  1. Создание специальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей, особых образовательных потребностей, для успешной социальной адаптации и интеграции.
  2. Преодоление психологических трудностей в процессе усвоения основной образовательной программы ДОО, развитиепознавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, формирование эмоционально-волевой сферы,развитие моторики.
  3. Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
  4. Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных,эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  5. Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.

Условия работы с ребенком: составление и реализация индивидуальной траектории развития в рамках посещения ребенком группы общеразвивающей направленности.

2. Этапы реализации ИТР

1 этап

2 этап

3 этап

1.Первичное обследование

дошкольника (ПО)

специалистамиДОУ

«_____»  20____  г.

2.Разработка ИТР

дошкольника

«_____» 20____ г.

1. Реализация индивидуальной   коррекционнойработы

с «___»20___ г. по «___» 20__ г.

2.Промежуточное обследование дошкольника (ПРО)

специалистами ДОУ

«___» 20___г.

3.Корректировка ИТР

«____»  20____г.

1. Итоговое обследование

дошкольника (ИО)

специалистамиДОУ

«____»  20___ г.

2.Подведение итогов,

Разработкарекомендаций:

«____»  20___ г.

3. Сведения о родителях и семье

Родство

Ф.И.О родителей

Год рождения

Образование

Место работы

Статус*

семьи по кол.детей

Статус* семьи по составу

Статус* семьи по кол.детей

Статус* семьи по составу (полная, неполная)

4. Психолого - педагогическая характеристика

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по результатам комплексного

обследования_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Медицинская карта здоровья

Индивидуальные особенности и

параметры

Учебный год 20__ - 20__

Учебный год 20__ - 20__

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

Вес

Рост

Группа здоровья

Группа для занятий по физкультуре

Хронические заболевания

Аллергические реакции

Противопоказания

Кол-во пропусков по болезни

6. Индивидуальный график коррекционно - развивающей деятельности

Специалист ДОУ

ДНИ НЕДЕЛИ

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Педагог-психолог

Учитель логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор         пофизической

культуре

Воспитатели

Старший воспитатель (социальный педагог)

Наблюдение в течение недели в режимных моментах

Медицинские работники

Выполнение медицинских назначений

6.1 Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Коррекционно-развивающее

6.2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Коррекционно-развивающее

6.3.Педагогическое сопровождение инструктора физической культуре

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Сохранение и укрепление здоровья

Развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

6.4. Педагогическое сопровождение музыкального руководителя

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Пение

Слушание

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

6.5..Педагогическое сопровождение воспитателей

Образовательная область

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно - эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

6.6. Лечебно-оздоровительное сопровождение (медицинские работники)

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Оптимизация режима

Организация двигательного режима

Охрана психического здоровья

Профилактическое

Закаливание

Лечебно-оздоровительное

7.  Взаимодействие ДОУ и семьи

Направления работы

Задачи

Формы, методы

Результат (по итогам учебного года)

Диагностическое

Воспитательно-образовательное

Консультационное

Социально-правовое

7.1.Карта участия ребенка и его семьи в мероприятиях ДОУ

№ п/п

Дата

Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ

Результат участия в мероприятии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8

9

8. Лист динамики развитияна  конец  20______учебного года

Специалист ДОУ

Направления работы на следующий учебный год

Рекомендации родителям

Педагог-психолог

Учитель логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Воспитатели

Примечание:

  • положительная динамика развития
  • волнообразная динамика развития
  • частичная динамика развития
  • динамика развития отсутствует

Рекомендации

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень готовности к школе   20____- 20_____г.г.

Параметры готовности

Уровень готовности

Высокий

средний

низкий

Физическая

Интеллектуальная

Эмоционально-волевая

Мотивационная

Общий вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста

Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»

Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению   рисков опаснос...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида

Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы...