Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_rebenok-invalid.docx | 87.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»
Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
Учитель-логопед: Котова Е.А.
Цель программы:
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии.
Задачи программы:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии синдивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребности ребенка с инвалидностью при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и коррекционно-логопедическую помощь ребенку с инвалидностью с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут;
-оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей ребенка по по вопросам развития и коррекции речевых нарушений.
Характеристика
Заключение ТПМПК – ребенок не проходил ТПМПК.
Заключение МСЭ – ребенок – инвалид (задержка психологического развития)
У девочки наблюдается гармоничная незрелость психики церебрально-органического генеза: выраженность нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах; замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, этапов игровой деятельности; трудности коммуникации.
Речь не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия; мелодическая, интонационная, темповая, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи нарушена.
Девочке необходим адаптационный период. В этот период педагоги должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
- принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с инвалидностью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
- принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
- Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с инвалидностью при освоении основной образовательной программы;
- проведение комплексной диагностики речевых нарушений;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, выявление его резервных возможностей;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной области «речевое развитие»).
- Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с инвалидностью с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с инвалидностью коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
- Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с инвалидностью, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с инвалидностью;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с инвалидностью.
- Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности детей с инвалидностью, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с инвалидностью;
- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с инвалидностью.
2.6. Этапы и сроки реализации программы
1.Этап подготовительный (сентябрь-октябрь)
Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк ДОУ. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими инвалидность. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.
Промежуточные результаты:
- Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
- Разработка индивидуальной программы сопровождения.
- Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
- Повышение качества комплексных мероприятий;
- Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.
2. Этап основной (в течение года)
Обеспечение дифференцированных условий (посещение дополнительных (платных и бесплатных) кружков и секций на базе ДОУ) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
- Успешная социально-психологическая адаптация детей с инвалидностью в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
- Расширение участия детей-инвалидов в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.
- Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
- Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.
3. Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)
Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.
Промежуточные результаты:
- Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими инвалидность.
- Перспективное планирование.
- Корректировка программы.
2.7. Структура программы:
- Психологический блок
- Социальный блок
- Логопедический блок
- Предметно — образовательный блок
- Лечебно-оздоровительный блок
Психологический блок
Цель:Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (ДОУ, в семье).
Ответственные: Педагог-психолог
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1 | Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. | По плану |
2 | Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. | |
3 | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. | |
4 | Изучение условий семейного воспитания ребёнка. | |
5 | Изучение уровня социализации ребёнка-инвалида. | |
6 | Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. | В течение года |
Коррекционное | ||
1 | Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка-инвалида коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | В течение года |
2 | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. | |
Развивающее | ||
1 | Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. | В течение года |
2 | Развитие универсальных учебных действий. | |
Консультационное | ||
1 | Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса. | В течение года |
2 | Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. | |
3 | Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка-инвалида. | |
4 | Содействие в приобретении воспитанников психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения. | |
Просветительское | ||
1 | Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. | В течение года |
2 | Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей синвалидностью | |
3 | Работа на сайте ДОУ. |
Социальный блок
Цель:Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.
Ответственные: Ответственный по охране прав детства
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1 | Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. | По плану |
2 | Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий. | |
3 | Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации. | |
4 | Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий. | |
5 | Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья. | |
Образовательно — воспитательное | ||
1 | Помощь семье в проблемах, связанных с образованием и воспитанием ребенка. | В течение года |
2 | Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи. | |
3 | Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость. | |
4 | Оказание помощи в обучающей деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком -инвалидом. | |
5 | Организация досуга детей -инвалидов, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время. | |
6 | Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях). | |
7 | Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении). | |
Оздоровительное | ||
1 | Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. | В течение года |
2 | Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. | |
3 | Содействие в организации медицинского обследования. | |
Консультационное | ||
1 | Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. | В течение года |
2 | Оказание социально-правового консультирования детям с инвалидностью и их семьям с целью соблюдения их прав. | |
Социально – правовое | ||
1 | Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. | В течение года |
2 | Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование. |
Логопедический блок
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения воспитанников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.
Ответственные:Учителя-логопеды
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1. | Своевременное выявление воспитанников (детей-инвалидов) с речевыми нарушениями. | По плану |
2. | Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у воспитанников (детей-инвалидов). | |
3. | Диагностика воспитанников (детей-инвалидов). | |
Коррекционное | ||
1. | Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы. | По плану |
2. | Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи воспитанников (детей-инвалидов). | |
3. | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи). | В течение года |
Консультационное | ||
1. | Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. | В течение года |
2. | Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению воспитанников (детей-инвалидов). | |
Просветительское | ||
1. | Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. | В течение года |
2. | Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи. | |
3. | Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. | |
4. | Работа на сайте ДОУ. | |
Профилактическое | ||
1. | Профилактика нарушений устной речи у детей-инвалидов. Организация пропедевтических занятий. | В течение года |
2. | Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у детей-инвалидов на фонетическом уровне дислексии и дисграфии. | |
Развивающее | ||
1. | Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. | В течение года |
2. | Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа. | |
3. | Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. | |
4. | Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи. |
Предметно – образовательный блок
Цель:Организация обучения детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Ответственные:педагоги (воспитатели, узкие специалисты)
№ | Формы деятельности классного руководителя | Сроки |
1 | Изучение индивидуальных особенностей воспитанников и их учет при организации образовательной деятельности. | По плану |
2 | Контроль за функциональным состоянием воспитанников в динамике образовательного дня в целях предупреждения возникающего переутомления. | В течение года |
3 | Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов. | |
4 | Сбор информации о летнем отдыхе воспитанников. | По плану |
5 | Изучение жилищно — бытовых условий воспитанников. | В течение года |
6 | Сбор информации о занятости воспитанников во внеурочное время. | |
7 | Обеспечение участия всех детей-инвалидов, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в ДОУ и городе. | В течение года |
8 | Посещение ребенка на дому (по мере необходимости). | По плану |
9 | Совместная деятельность воспитателя и узких специалистов. | В течение года |
10 | Беседы с родителями. | |
11 | Создание условий, способствующих развитию индивидуальности воспитанников. | |
12 | Содействие в организации летнего отдыха. | По плану |
№ | Формы деятельности воспитателя | |
1 | Организация и проведение физминуток на каждойспециально организованной деятельности с целью снятия усталости. | В течение года |
2 | Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности воспитанников с инвалидностью (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ). | |
3 | Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. | |
4 | Организация работы по предупреждению перегрузки воспитанников в образовательной деятельности. | |
5 | Осуществление индивидуального обучения детей с инвалидностью. | |
6 | Привлечение воспитанников к участию в олимпиадах, исследовательской деятельности. | |
7 | Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности воспитанников в двигательной активности. | |
8 | Наблюдение за воспитанниками во время специально организованной деятельности, во время его общения со сверстниками. | |
9 | Вовлечение детей-инвалидов с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям. |
Лечебно-оздоровительный блок
Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с инвалидностью.
Ответственные: Заместитель директора по АХР, Заместитель директора по ВМР, медицинский работник
№ | Форма деятельности | Сроки |
1 | Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях. | В течение года |
2 | Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки. | |
3 | Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания. | |
4 | Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в ДОУ. | |
5 | Обеспечение групп, кабинетов узких специалистов мебелью в соответствии с ростом воспитанников. | |
6 | Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. | По мере необходимости |
7 | Проведение медицинского осмотра. | 2 раза в год |
8 | Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). | Согласно национальному календарю |
9 | Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний. | В течение года |
10 | Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию). | В течение года |
Глава 3.
Организационный раздел программы
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
в условиях ФГОС
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.2. Взаимодействие специалистов ДОУ
Программа обеспечивает системное сопровождение детей-инвалидов в образовательном процессе специалистами разного профиля: педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению воспитанников с инвалидностью обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, в который входят заместитель заведующего (председатель консилиума), музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО, инструктор по плаванию, учителя-логопеды, педагог-психолог. В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям-инвалидам, определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка.
3.2.1.Карта координации деятельности специалистов ПМПк
по социально-психолого- педагогическому сопровождению с отражением динамики развития ребенка
(разработка стратегии сопровождения)
Фамилия и имя воспитанника _____________
Группа ____ дата рождения _________
Решение ПМПк:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Взаимодействие специалистов ПМПк по проблеме дошкольника
на период учебного года.
Направления деятельности специалистов сопровождения | ||||
Воспитатели | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Инструктор по Физо | Музыкальный руководитель |
Обучение и воспитание с применением коррекционных приемов и методов обучения и воспитания. | 1.Коррекционно-развивающие занятия по преодолению нарушений устной речи. 2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам преодоления нарушений устной речи. | 1.Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы и коррекции эмоционально-волевой. 2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с инвалидностью. | 1.Определение компенсаторных возможностей физического развития детей-инвалидов. 2.Определение путей коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию дошкольников-инвалидов. 3.Применение технологий коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию. | 1. Подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка-инвалида музыкотерапевтических произведений, позволяющих свести к минимуму поведенческие и иные особенности в развитии, повысить работоспособность, стимулирование их внимания, памяти и мышления. 2. Использование психомоторных и творческих способностей дошкольников, формирование двигательно-эмоциональной сферы детей |
Выводы по итогам проведенной работы (оценка эффективности, отражение динамики развития ребенка)
Воспитатели____________________________________________________
Учитель-логопед_________________________________________________
Педагог-психолог_________________________________________________
Инструктор по Физо_______________________________________________
Музыкальный руководитель__________________________________________
Общий вывод по взаимодействию специалистов ПМПк(по итогам психолого-педагогического сопровождения)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В данной карте отражено взаимодействие специалистов ПМПк, которые осуществляют индивидуальное социально- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с инвалидностью. Это позволяет проследить координацию деятельности педагогов, узких специалистов по разработке и реализации стратегии сопровождения ребенка с инвалидностью и семьи и отслеживать результаты успешности обучения и развития ребенка.
3.2.2.План взаимодействия специалистов по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Направление коррекционной работы | Цель | Воспитатель | Педагог-психолог | Учитель-логопед | Инструктор по физическому воспитанию | Инструктор по плаванию | Музыкальный руководитель |
Социализация | Формирование навыков социального поведения и коррекция эмоционально-волевой сферы | Установление контакта со взрослыми, оказание помощи в налаживании общения со сверстниками | Установление контакт Создание ситуаций общения с целью развития межличностных контактов ребенка. Использование игр и упражнений для коррекции эмоционально – волевой сферы. | Установление контакта со взрослыми и детьми; выполнение одноступенчатых инструкций | Физкультурные досуги, развлечения, праздники. Психогимнасти-ческие этюды М.И.Чистякова. | Проведение экскурсий по ознакомлению с бассейном; установление контакта с детьми; снятие эмоционального напряжения и создание эмоционального комфорта детей. | Формирование адекватного проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере (индивидуальные игры, пиктограмм мы) Развитие коммуникативной инициативы, активности. Развитие приемлемых форм общения. |
Здоровьесбережение | Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья | Соблюдение щадящего режима. Проведение лечебно-оздоровительных игр, массажа, самомассажа, динамических и релаксационных пауз | Использование в работе дыхательной, зрительной пальчиковой гимнастики, динамических пауз. Использование компьютерных технологий: «Волна». Использование в работе зоны релаксационной и психоэмоциональной разгрузки. | Проведение дыхательных упражнений, динамических и релаксационных пауз, логомассажа и массажа БАТ. Использование компьютерных технологий: «БОС», «Видимая речь» (по инд. возможностям) | Дыхательная гимнастика. Точечный массаж по Уманской А.А. (БАТ).Коррегирующая гимнастика. Релаксация. Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки. Оптимизация двигательного режима. Хождение по «дорожкам здоровья», использование тренажеров | Использование упражнений направленных на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, использование дыхательных упражнений, проведение массажа стоп. Проведение игр и упражнений, направленных на формирование самоконтроля, правил безопасного поведения на воде. | Корригирующие упражнения, массаж, предупреждающий прогрессирование или те или иные отклонения в развитии. Помощь в овладении движений головы и рук. |
Сенсомоторное развитие | Формирование, развитие и коррекция сенсорных элементов и моторных функций | Использование дидактических игр и упражнений на формирование сенсорных эталонов, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, технологии О. Титовой по формированию ориентировки в пространстве | Коррекция базовых чувств и сенсорных эталонов средствами сенсорной комнаты и развивающего материала Монтессори. Использование изделия «Дидактическая черепаха». | Использование дидактических игр и упражнений на формирование сенсорных эталонов, кинестетико-кинетической основы речевой деятельности через проведение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие общей и мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика, игры. Самомассаж. | Проведение игр и упражнений на развитие общей моторики. | Музыкотерапия (пантомима, коллективные игры и танцы, жесты) |
Трудовое воспитание | Формирование и развитие навыков самообслужива-ния и элементарной трудовой деятельности | Использование алгоритмов в привитии навыков самообслуживания и оречевление действий. Побуждение к выполнению простейших трудовых поручений. Способствовать пониманию и выполнению несложных инструкций. | Создавать ситуации, в процессе выполнение которых у ребенка сформируется умения действовать по алгоритму, доводить начатое дело до конца, выработать элементарные навыки самооценки и самоконтроля. | Содействие пониманию инструкций и выполнению трудовых поручений. Оречевление действий ребенка по самообслуживанию | Поручения. Подготовка к занятиям. | Способствовать развитию навыков самообслуживания и личной гигиены детей. | Игры, направлен-ные на развитие процесса форми-рования функций саморегуляции и самоконтроля. Приобретение социального опыта для творческой созидательной жизнедеятельности Использование подражания (копирование) |
Познавательно-речевое развитие | Формирование, развитие и коррекция речевых навыков и познавательной сферы | Использование моделей, алгоритмов, схем, графических планов, развивающих игр и упражнений | Использование игр и упражнений для развития познавательных психических процессов в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка. | Использование игр и упражнений на формирование и развитие импрессивной и экспрессивной речи, зрительного и слухового внимания и памяти, мышления. | Игры со словами. Упражнения со словесным сопровождением. | Проведение логоритмических игр и упражнений у условиях бассейна. Создание условий для получения положительный эмоций. | Голосовая артикуляционная реабилитация (игры-драматиза-ции в стихотворно-музыкальной форме). Формирование умения произвольно управлять телом). |
Глава 4.
Технология оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей-инвалидов.
4.1. Основные направления
Основной целью в работе с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, является оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Оказать квалифицированную поддержку родителям;
- Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
- Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Для выполнения задач создана и внедрена программа «Вместе дружная семья»,которая имеетосновные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:
1.Направление «Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей» предполагает:
- проведение исследования с целью изучения выявления отношений родителей к ребенку, особенностей общения с ним;
- для определения содержания форм организации работы с родителями.
2.Направление «Психолого-педагогическое просвещение семьи» предполагает:
- создание «просвещенной культуры» родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства психолога и родителей, педагогов - родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
3. Направление «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми» предполагает:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
- проведение совместных с детьми занятий, тренингов, мероприятий, на которых родители являются активными участниками.
4. Направление «Ознакомление родителей с содержанием коррекционно-воспитательного процесса» предполагает:
- определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и развитию ребенка;
- непосредственное включение родителей вкоррекционно-образовательныйпроцесс;
- присутствие родителей на занятиях;
- периодическое выполнение ими «семейных заданий»;
- обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
- родители выступают как субъекты целостного коррекционно-образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
5. Направление «Анализ промежуточных и конечных результатов совместной коррекционно - воспитательной деятельности» предполагает:
- подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
- выяснение организационных проблем существующих в родительских коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
- определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
- непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшей работе.
4.2. Принципы организации работы с родителями
Для успешной реализации целей и задач программы работа с родителями строится с опорой на следующие принципы:
- комплексность;
- единство диагностики и коррекции;
- гуманное отношение к ребенку и его близким;
- конфиденциальность;
- оказание помощи семье на разных возрастных этапах жизни ребенка с отклонениями в развитии;
- интегративное использование психолого – педагогических и психотерапевтических методов и приемов;
- личностно ориентированная помощь;
- единство воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения и специалистов ДОУ.
4.3. Формы и методы работы с родителями
Формы и методы работы определялись особенностями личности родителей, их мотивацией, готовностью к сотрудничеству. Использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.
Лекционно-просветительская работа – проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение.
К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.
Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация.
Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.
Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.
Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.
Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.
Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными – релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, проигрывание игр. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, является игровая деятельность.
Вид | Формы организации | Организатор деятельности |
Пропедевтическая | Анкетирование родителей | Педагог - психолог |
Собеседование | Воспитатели | |
Наблюдение | Воспитатели | |
Тестирование | Педагог - психолог | |
Обобщение результатов исследования | Педагог - психолог, зам. зав. по ВМР | |
Просветительская | Наглядная агитация (стенды, памятки, газета «Вместе дружная семья», папки-передвижки с практическим материалом) | Воспитатели, педагог - психолог |
Встречи со специалистами (инструктором по физической культуре, воспитателем изостудии; музыкальным руководителем, учителем - логопедом) | Зам. зав. по ВМР | |
Практические рекомендации по обретению родителями психолого-педагогических знаний, профилактических умений и навыков (курс лекций и бесед, семинары-практикумы) | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог -психолог, учителя-логопеды | |
Показ открытых познавательных, развивающих занятий | Педагоги ДОУ | |
Устный педагогический журнал | Воспитатели Педагог - психолог | |
Интегративная | Совместное обсуждение проблем (родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, КВНов, дискуссионных клубов и др.) | Воспитатели Педагог - психолог |
Знакомство с опытом семейного воспитания («круглый стол», выпуск фотогазеты, просмотр любительских видеофильмов) | Воспитатели Педагог - психолог | |
Совместные мероприятия (вечера семейного отдыха, семейные праздники, театрализованные представления, игры, концерты и т.д.) | Педагоги ДОУ | |
Родительский клуб (тренинги) | Педагог - психолог | |
Кружок игр «Вместе с мамой» (для детей 2—3 лет) | Педагоги ДОУ | |
Индивидуальная | Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей) | Педагоги ДОУ |
Тренинги и беседы с небольшой группой родителей (для коррекции родительских установок) | Педагог - психолог | |
«Телефон доверия» | Педагог - психолог | |
Перспективное планирование | Совместное обсуждение планов на будущее | Педагоги ДОУ |
Анкетирование | Педагог - психолог | |
Проведение опроса | Воспитатели |
Глава 5.Механизмы реализации
Программы сопровождения ребенка - инвалида
5.1.Социальное взаимодействие
Программа коррекционной работы реализуется всеми участниками образовательного пространства учреждения: педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) и предполагает организацию социального взаимодействия со сторонними организациями.
Целью социального партнёрства являетсяформирование у воспитанников представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.
Взаимодействие с государственными и общественными структурами
Направления взаимодействия | Организации |
Обеспечение преемственности в работе со школой | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» |
Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников | МУ «Детская поликлиника №3» МУ «Врачебно-физкультурный диспансер» Центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Таукси» |
Художественно-эстетическое развитие | МАУДО «Центр детского творчества» МАОУДОД г. Нижневартовска «Детская школа искусств №1» МБУ «Библиотечно-информационная система» (детская библиотека №4) Маленький театр «Бум» Театр кукол и масок «Караван сказок» (г.Воронеж) |
Социально-нравственное | Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» БУ ХМАО-Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Отрада» МБУ «Нижневартовский краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева» |
Повышение квалификации, обучение современным педагогическим инновациям | ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» МАУ города Нижневартовска «Центр развития образования» |
Совместная деятельность по вопросам организации и проведения профессиональной практики студентов | Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» |
Обеспечение безопасной жизнедеятельности | Отдел пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по городу Нижневартовску ФГКУ «5 отряд федеральной Противопожарной службы по ХМАО-Югре» (ВПЧ-42) |
Работники перечисленных учреждений вовлекаются в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, праздников, заочных и очных конкурсов.
5.2.Кадровое обеспечение
В штатном расписании для коррекционной работы с детьми-инвалидами
численность педагогических работников составляет 38 человек, из них 9 учителей – логопедов, 23 воспитателя, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре и плаванию, 2 музыкальных руководителя. Общая укомплектованность педагогами согласно штатному расписанию – 100%.
5.3.Материально-техническое обеспечение
Новое современное здание предусматривает наличие достаточного количества дополнительных помещений для коррекционной работы с детьми-инвалидами.
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми-инвалидами, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.
Для коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении используются следующие объекты:
Функциональные помещения | Функциональное использование |
Логопедические кабинеты (4) | Предназначены для обеспечения специализированной консультативно-диагностической, коррекционно-восстановительной помощи детям с нарушениями речи. |
Кабинет психолога (сенсорная комната) | Предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. |
Кабинеты «БОС - логотерапевтический» и «БОС – здоровье» | Предназначены для проведения индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-8 лет) по уникальной медицинской технологии, основанной на применении современной электронной аппаратуры. |
Кабинет «Видимой речи» | Предназначен для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. |
Театральная студия | Предназначена для занятий детей театрально-игровой деятельностью, развития их творческих и артистических способностей. |
Зеленая зона | Предназначена для формирования навыков экологической культуры дошкольников |
Спортивный зал | Предназначен для физического воспитания детей, направленного на охрану жизни и укрепления их здоровья, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и т.д. |
Спортивная площадка | Предназначена для проведения с детьми утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений |
Музыкальный зал | Предназначен для организации и проведения музыкально-художественной деятельности детей, приобщения их к музыкальному искусству. |
Бассейн | Помещение бассейна предназначены для комплексной целенаправленной работы по обучению детей плаванию с целью коррекции отклонений в их физическом развитии. |
Групповые помещения (11) | Предназначены для организации и проведения воспитательно-образовательного процесса, игровой, |
совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. | |
Методический кабинет | Предназначен для организации различных форм методической работы с педагогами и родителями (законными представителями), обобщения и распространения передового педагогического опыта |
5.4.Информационное обеспечение
В образовательном учреждении созданы условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудиоивидеоматериалов.
Глава 6.Результаты
Программы сопровождения ребенка - инвалида
Результатом реализации указанных целей и задач программы является создание комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей - инвалидов;
- способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей - инвалидов, их родителей (законных представителей).
В результате Программы сопровождения ребенка - инвалида:
- будут определены особые образовательные потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и коррекционно-логопедической помощи детей-инвалидов с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях городской психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) г.Нижневартовска.
Заключение.
Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диапазон различий в развитии детей-инвалидов достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.
Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с инвалидностью на качественное совместное образование.
Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).
Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
Образовательная инклюзия – системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.
Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, работающих в едином «ключе».
Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.
Создание в нашем ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду ДОУ совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с инвалидностью для успешной адаптации в условия современного социума.
Список используемой литературы.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
- Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
- Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
- Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
- Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
- Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
- Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование.вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
- Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
- Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.
Приложение№1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
(20____-20____учебный год)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий д/с
_________В.Н. Смирнова
_____________________
Имя Фамилия ребенка:_____________________________________________
Учебный год:____________________________________________________
Содержание
1.Пояснительная записка
- Этапы реализации ИТР
- Сведения о родителях и семье
- Медицинская карта здоровья
- Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут в рамках - психолого - педагогического сопровождения
5.1.Психологическое сопровождение (педагог - психолог)
5.2.Логопедическое сопровождение (учитель - логопед)
5.3.Коррекционное (дефектологическое) сопровождение (педагог - дефектолог)
5.4.Социально - правовое сопровождение (старший воспитатель)
5.5.Лечебно - оздоровительное сопровождение (медицинские работники)
5.6.Педагогическое сопровождение:
5.6.1.Воспитателей групп
5.6.2.Музыкальных руководителей
5.6.3.Инструкторапо физической культуре
6.Взаимодействие ДОУ и семьи
7.Рекомендации специалистов ДОУ
8. Приложения
Приложение 1 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения педагога - психолога
Приложение 2 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения учителя - логопеда
Приложение 3 Содержание социально - правового сопровождения старшего воспитателя (социального педагога)
Приложение 4 Содержание лечебно - оздоровительного сопровождения
Приложение 5 Содержание педагогического сопровождения воспитателей группы
Приложение 6 Содержание педагогического сопровождения музыкального руководителя
Приложение 7 Содержание педагогического сопровождения инструктора по физической культуре
1.Пояснительная записка
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей-инвалидов психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.
К группе детей с инвалидностью относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с инвалидностью не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
На сегодняшний день, педагогами и специалистами ДОУ составляется индивидуальная траектория развития ребёнка с инвалидностью, которая:
- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции. ИГР разрабатывается на основе следующих документов:
- заключения ПМПК;
- индивидуальной диагностической карты ребенка по освоению основной образовательной программы учреждения;
- карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Составлена на основе: основной образовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду», разработанной в учреждении самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО); адаптированной образовательной программой (указывается наименование коррекционно - развивающей программы, в зависимости от рекомендации ПМПК, индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ)
Участники сопровождения:
Педагог – психолог:_____________________________________________
Воспитатели:____________________________________________________
Музыкальный руководитель: ___________________________________
Инструктор по физической культуре: _____________________________
Медицинские работники: _______________________________________
В процессе работы с ребенком возможны внесения корректировок в ИТР, что дает возможность использовать методы и формы коррекционно - развивающей работы с учетом индивидуально - психологических особенностей и состояния здоровья дошкольника.
Обоснование разработки ИТР: по заключению районной ПМПК рекомендовано: специальная (коррекционная) программа
Заключение ПМПК: № _____от«_______» г.
Цель ИТР: коррекция недостатков развития, оказание помощи по усвоению основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, преодоление и ослабление недостатков развития дошкольника.
Задачи:
- Создание специальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей, особых образовательных потребностей, для успешной социальной адаптации и интеграции.
- Преодоление психологических трудностей в процессе усвоения основной образовательной программы ДОО, развитиепознавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, формирование эмоционально-волевой сферы,развитие моторики.
- Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
- Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных,эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
Условия работы с ребенком: составление и реализация индивидуальной траектории развития в рамках посещения ребенком группы общеразвивающей направленности.
2. Этапы реализации ИТР
1 этап | 2 этап | 3 этап |
1.Первичное обследование дошкольника (ПО) специалистамиДОУ «_____» 20____ г. 2.Разработка ИТР дошкольника «_____» 20____ г. | 1. Реализация индивидуальной коррекционнойработы с «___»20___ г. по «___» 20__ г. 2.Промежуточное обследование дошкольника (ПРО) специалистами ДОУ «___» 20___г. 3.Корректировка ИТР «____» 20____г. | 1. Итоговое обследование дошкольника (ИО) специалистамиДОУ «____» 20___ г. 2.Подведение итогов, Разработкарекомендаций: «____» 20___ г. |
3. Сведения о родителях и семье
Родство | Ф.И.О родителей | Год рождения | Образование | Место работы | Статус* семьи по кол.детей | Статус* семьи по составу |
Статус* семьи по кол.детей
Статус* семьи по составу (полная, неполная)
4. Психолого - педагогическая характеристика
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по результатам комплексного
обследования_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Медицинская карта здоровья
Индивидуальные особенности и параметры | Учебный год 20__ - 20__ | Учебный год 20__ - 20__ | ||
н.г. | к.г. | н.г. | н.г. | |
Вес | ||||
Рост | ||||
Группа здоровья | ||||
Группа для занятий по физкультуре | ||||
Хронические заболевания | ||||
Аллергические реакции | ||||
Противопоказания | ||||
Кол-во пропусков по болезни |
6. Индивидуальный график коррекционно - развивающей деятельности
Специалист ДОУ | ДНИ НЕДЕЛИ | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Педагог-психолог | |||||
Учитель логопед | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Инструктор пофизической культуре | |||||
Воспитатели | |||||
Старший воспитатель (социальный педагог) | Наблюдение в течение недели в режимных моментах | ||||
Медицинские работники | Выполнение медицинских назначений |
6.1 Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Коррекционно-развивающее |
6.2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Коррекционно-развивающее |
6.3.Педагогическое сопровождение инструктора физической культуре
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Сохранение и укрепление здоровья Развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. |
6.4. Педагогическое сопровождение музыкального руководителя
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Пение | |||
Слушание | |||
Музыкально-ритмические движения | |||
Игра на детских музыкальных инструментах |
6.5..Педагогическое сопровождение воспитателей
Образовательная область | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Познавательное развитие» | |||
«Речевое развитие» | |||
«Художественно - эстетическое развитие» | |||
«Физическое развитие» |
6.6. Лечебно-оздоровительное сопровождение (медицинские работники)
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Оптимизация режима | |||
Организация двигательного режима | |||
Охрана психического здоровья | |||
Профилактическое | |||
Закаливание | |||
Лечебно-оздоровительное |
7. Взаимодействие ДОУ и семьи
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
Диагностическое | |||
Воспитательно-образовательное | |||
Консультационное | |||
Социально-правовое |
7.1.Карта участия ребенка и его семьи в мероприятиях ДОУ
№ п/п | Дата | Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ | Результат участия в мероприятии |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7 | |||
8 | |||
9 |
8. Лист динамики развитияна конец 20______учебного года
Специалист ДОУ | Направления работы на следующий учебный год | Рекомендации родителям |
Педагог-психолог | ||
Учитель логопед | ||
Музыкальный руководитель | ||
Инструктор по физ. культуре | ||
Воспитатели |
Примечание:
- положительная динамика развития
- волнообразная динамика развития
- частичная динамика развития
- динамика развития отсутствует
Рекомендации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень готовности к школе 20____- 20_____г.г.
Параметры готовности | Уровень готовности | ||
Высокий | средний | низкий | |
Физическая | |||
Интеллектуальная | |||
Эмоционально-волевая | |||
Мотивационная | |||
Общий вывод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста
Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»
Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению рисков опаснос...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка-инвалида
Маршрут индивидуального логопедического сопровождения ребенка-инвалида как часть адаптированной образовательной программы...