Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipra.docx | 81.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №90 "Айболит"
Принято на заседании ППк МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" Протокол от ______________ № ___ Согласовано с родителями (законными представителями) ________________ /__________________ | УТВЕЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" _________________ . |
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка-инвалида
Фамилия, имя, отчество ребёнка: | |
Год рождения: | |
Группа: | |
Учебный год: |
г. Нижневартовск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка | |
2. | Принципы и подходы к формированию индивидуального образовательного маршрута | |
3. | Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута | |
4. | Общие данные | |
5. | Мероприятия реализации индивидуального образовательного маршрута | |
6. | Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы | |
6.1. | Воспитатель | |
6.2. | Учитель-логопед | |
6.3. | Педагог-психолог | |
6.4. | Музыкальный руководитель | |
6.5. | Инструктор по физической культуре, инструктор по физической культуре (плавание) | |
7. | Планируемые результаты освоения воспитанником индивидуального образовательного маршрута | |
8. | Мониторинг развития ребенка | |
9. | Результаты реализации индивидуального образовательного маршрута | |
10. | Выводы, рекомендации | |
11. | Список литературы | |
1. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка-инвалида муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №90 "Айболит" (далее – ИОМ) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Санитарных правил С.П. 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
- Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 №68-оз "Об образовании в ХМАО-Югре".
ИОМ разработан с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида
2. Цель, задачи реализации ИОМ
Цель: проектирование психолого-педагогической работы и создание условий для развития воспитанника ребенка-инвалида.
Задачи:
- Создать условия, способствующих освоению воспитанником Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" и его интеграции в социум;
- Осуществлять развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Осуществить индивидуально ориентированную психолого–педагогическую помощь воспитаннику ребенку-инвалиду с учётом индивидуальных возможностей и особенностей в соответствии рекомендациями ИПРА;
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка-инвалида по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
3. Принципы и подходы к формированию ИОМ
1. Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей.
2. Принцип учета возрастных границ.
3. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуального образовательного маршрута.
4. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуального образовательного маршрута.
5. Принцип системного подхода к проектированию индивидуального образовательного маршрута.
6. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуального образовательного маршрута.
7. Принцип единства диагностики и коррекции.
4. Общие данные
Ф.И.О. ребенка | |
Дата рождения | |
Режим пребывания в ДОУ | Полный день, пятидневная неделя |
Основной диагноз | |
Группа здоровья | 5 специальная ЛФК |
Заключение учителя-логопеда ДОУ: комплексная оценка уровня речевого развития позволяет сделать вывод о наличие у воспитанника расстройства экспрессивной речи (РЭР). Согласно классификации уровней речевого развития Р.Е. Левиной – ОНР III уровня речевого развития.
Выявлена потребность в оказании коррекционной помощи в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Необходимость представления ребенка-инвалида на ТПМПК в целях определения программы обучения на предстоящий 2022-2023 учебный год.
Заключение педагога-психолога ДОУ: эмоционально-личностное, эмоционально-волевое и познавательное развитие снижено.
5. Мероприятия реализации ИОМ
Реализация ИОМ на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает проведение обследования ребенка, подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях дошкольной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
6. Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы
6.1. Воспитатель
Цель: создание условий для полноценного развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанника ребенка-инвалида.
Направление работы | Режим | Формы, способы, методы организации работы |
Реализация ИОМ, создание адекватных для данного ребенка условий развития | 5 дней в неделю | Групповые Индивидуальная работа во время организации НОД Организация различных видов игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр Проекты различной направленности, праздники, социальные акции и пр. Использование образовательного потенциала режимных моментов |
Обучение воспитанника осуществляется по Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" (далее – ООП).
При реализации программного содержания образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» особое внимание уделяется работе по:
- формированию умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формированию умения принимать и удерживать правила в игровой и учебной ситуации;
- формированию умения действовать со словесной и зрительной инструкцией.
При реализации программного содержания образовательной области «Речевое развитие» особое внимание уделяется работе по:
- формированию и развитии лексико-грамматического строя речи;
- формированию звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- формированию правильного звукопроизношения;
- формированию фонематического восприятия;
- формированию слоговой структуры слов.
При реализации программного содержания образовательной области «Познавательное развитие» особое внимание уделяется работе по:
- формированию временных и пространственных представлений;
- развитию навыков исключения и обобщения, анализа и синтеза, установлению причинно-следственных связей.
Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия по выполнению заданий профильных специалистов.
6.2. Учитель – логопед
Цель: создание оптимальных условий для преодоления у воспитанника речевых нарушений и формирование речевой коммуникации с учетом индивидуальных особенностей развития в целях обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
Задачи:
- Обеспечить условия для реализации прав ребенка на компенсацию и устранение речевых нарушений.
- Развивать все компоненты языковой системы посредством реализации различных форм обучения с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Осуществлять подготовку к освоению письменных форм речи (чтения и письма).
- Формировать у ребенка предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка), умение взаимодействовать друг с другом, произвольно управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами.
Формы организации коррекционно-развивающей работы: проведение пролонгированного консультирования с родителями (законными представителями), проведение индивидуальных занятий воспитателями возрастной группы на основании рекомендаций и заданий учителя-логопеда.
Реализация индивидуального маршрута осуществляется на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю по 10-15 минут.
1 период:
Январь-март 2022 г.
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Мелкая | Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги | - Удержание пальчиковых поз под счет до 10 «Зайчик», «Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка». - Обведение по контуру фигур, штриховка |
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому). Уточнение артикуляции свистящих звуков. | - Комплекс артикуляционных упражнений на свистящие звуки (С, Сь, З, Зь, Ц) «Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек. «Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.). «Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с». «Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая). «Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.). | |
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание | - Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох - Закрепить навык мягкого голосоведения. - Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением | - Д/игра «Дудки» - Д/игра «Баскетбол» - Пропевание гласных звуков - Д/игра «Тише-громче» - упражнения на силу голоса «Улитка» - выработка интонационной выразительности | |
Фонематические процессы | - Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. - Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. | - «Мерсибо» «Бедный дракончик» - Д/игра «Внимательные ушки» (гласные, согласные звуки) - Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук) - дать характеристику звукам: гласным, согласным по заданию логопеда | |
Звукопроизношение | - Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. - Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. - Контроль правильного произношения свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц) | - Формирование (уточнение) артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений | |
Связная речь | - Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. - Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. | - Д/игра «Удивление» - Д/игра «Восхищение» - Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?» - Игровые ситуации «Мама и дочка, папа и сын», «Доктор и пациент» |
2 период:
Апрель - май 2022 г.
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Мелкая | Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги | - Удержание пальчиковых поз под счет до 10 «Зайчик», «Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка», «Человек-паук» - Обведение по контуру фигур, штриховка |
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому). Уточнение артикуляции шипящих звуков. | - Комплекс артикуляционных упражнений на шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). «Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). | |
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание | - Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. - Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. - Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. | - Д/игра «Лабиринты» - Д/игра «Баскетбол» - Пропевание гласных звуков - Д/игра «Тише-громче» - упражнения на силу голоса «Улитка» - выработка интонационной выразительности - дуть друг другу граненый карандаш - отхлопывание ритма по образцу | |
Фонематические процессы | - Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. - Формировать навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. | - «Мерсибо» «Волк и овцы», «Правильный банан», «Свинки-копилки» - Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук) - дать характеристику звукам: гласным, согласным по заданию логопеда - повторение оппозиционных цепочек (почка-бочка, кашка-качка и др.) | |
Звукопроизношение | - Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. - Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. - Контроль правильного произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) | - Формирование (уточнение) артикуляции шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений | |
Связная речь | - Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. - Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. - Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. | - Разгадывание загадок - Д/игра «Отгадай по описанию» - Д/игра «Удивление» - Д/игра «Восхищение» - Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?» - Игровые ситуации «Мама и дочка, папа и сын», «Учитель и ученик» |
3 период:
Июнь-август 2022 г.
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Мелкая | Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку | - Рисование фигур, узоров на песке - Удержание пальчиковых поз под счет до 10. - Обведение по контуру фигур, штриховка, шнуровка |
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому). | - проведение комплекса артикуляционных упражнений на соноры (Р, Рь, Л, Ль) «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). | |
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание | - Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. - Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. - Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. | - Д/игра «Лабиринты» - Д/игра «Баскетбол» - Д\игра «Дыхание летнего леса» - Упражнения на силу голоса «Улитка» - выработка интонационной выразительности - дуть на предметы: одуванчик, цветок и др. | |
Фонематические процессы | - Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. | - Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук) - повторение оппозиционных цепочек (почка-бочка, кашка-качка и др.) | |
Звукопроизношение | - Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. - Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. | - Контроль произношения свистящих и шипящих звуков. Поправлять в речи. | |
Связная речь | - Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. - Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. - Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием | - составление рассказа по теме «Бабочки», «Лето», «Цветы» с опорой на сигналы - Д/игра «Удивление» - Д/игра «Восхищение» - Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?» - Игровые ситуации «Бабушка и внучка, дедушка и внук», «Продавец и покупатель» |
6.3. Педагог-психолог
Цель: Психологическое сопровождение развития личности ребенка, сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие полноценному познавательному и личностному развитию.
№ п/п | Направление коррекционной работы | Задачи, содержание коррекционной работы |
1. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической координации движений: «Брось мяч», «Поймай мяч», «Пройди по мостику», «Перешагни через препятствие», «Громче, тише (хлопают в ладоши)», «Перепрыгни через сугроб», упражнения «Расскажи стихи руками» Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса: (Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением) «Лодочка», «Снеговик», «Дерево». Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве: «Бревнышко», «Колобок», «Ползанье на животе», «Ползанье на четвереньках». |
2. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: «Белка», «Цап-царап», «Волшебный узор», «Веер», «Волшебная ложечка» (на песке), «Лабиринт» (на песке), «Павлин», «На зарядку становись», «Бабочка», «Обведи предмет», «Колобок», «Графический диктант», «Штриховка». |
3. | Развитие познавательных психических процессов | Развитие зрительного восприятия: «Найди игрушку», «Составь картинку», «Белый лист», «Узнай предмет», «Найди такой же предмет», «Цвета», «Кто наблюдательнее», «Расскажи о животных», «Геометрическое лото» «Узнай, кто нарисован», «Нарисуй по трафарету», «Составь целое из частей», «Палка, палка, огуречек….», «Найди на картинке», «Чудесный мешочек», «Мой весёлый звонкий мяч», «Подбери силуэт к предмету», «Составь из мозаики предмет», «Оденем куклу», «Подбери нитки к платью», «Найди свою одежду среди другой», «Наложи цветное – на контурное изображение», «Разрезные картинки». Развитие слухового восприятия: «Продавец и покупатель», «Найди игрушку», ‘'Встречайте гостей!”, “Солнце или дождик”, “Узнай по звуку” « Мишка идет, мишка бежит», «Мы рисуем дождь», «Две собаки», «Мы слушаем музыку». Развитие пространственных ориентировок: «Незнайка в лесу», «Где мячик?», «Угадай, где звенит колокольчик», «Динамические картинки», «Птичка и кошка», «Путаница», «Запрещенное движение», «Встань, как я скажу», «Веселые человечки», «Найди себе пару», «Сравни два плана комнаты», «Карусель», «Самолеты». Коррекция и развитие процесса внимания: «Где ошибся Буратино», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Забавный художник», «Дорисуй-ка», «Два круга», «Собираем ягоды», «Правда или нет?», «Чего на свете не бывает?», «Быстро отвечай», «Самый внимательный», «Три движения». Коррекция и развитие процесса памяти : «Фотоаппарат», «Найди отличия», «Сорока-белобока», «Сыщики», «Опиши предмет», «Повтори орнамент», «Запомнил - нарисовал», «Какая она», «Болото», «Какой игрушки не хватает?», «Снежный ком», «Я положил в мешок..», «Кто больше назовет». Коррекция и развитие мыслительной деятельности: «Заполни пустой квадрат», «Найди пару», «Кто, где живет», «Больше чем, меньше чем», «Что лишнее», «4-й Лишний», «Кто быстрей?», «Какое слово не подходит?», «Съедобное, несъедобное», «Раскрась правильно», «Недостающий предмет», «Заколдованные сказки», "Нелепицы", «Что сначала, что потом?», «Какие части подходят предмету?», «Подбери шарфик кукле», «Найди по описанию». |
4. | Развитие эмоционально-личностной сферы | Дифференциация эмоциональных состояний: «Зеркало», «Рисование схемы эмоционального состояния по памяти», «Почемучки», «Нарисуй свое настроение», «Я сегодня самый…», «Почему грустит котенок», мимическое упражнение «Фрукты» Формирование положительного эмоционального состояния: «Куклы», «Сороконожка», «Встреча», «Тигр на охоте», «Чудесный сон котенка» |
5. | Развитие социально-коммуникативной сферы | Формирование социализации: «Звери на болоте», «Что мы делаем, покажем», «Два товарища», «Дотронься до…» «Сотворения чуда» Формирование коммуникативных способностей: «Два барана», «Подбери слова-признаки», «Здравствуй», «Дай» (на основе рассказа Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Зверинец», «Сороконожка», «Кошачий секрет», «Комплименты». |
6. | Коррекция коммуникативной сферы | Развитие навыков конструктивного общения «Игры-ситуации», «Лебедь, рак и щука», «Волшебные водоросли», "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", «Коврик примирения», «Дружная пара» Формирование умения слушать и слышать другого человека «Разговор через стекло», «Пойми меня», «Веселая сороконожка», «Волшебный букет цветов" «Волшебные слова», «Улавливай шепот» Формирование навыка свободного и доверительного общения «Слепец и поводырь», «Кинолента» «Изобрази пословицу», «Укрась слово», «Закончи предложение», «Рукавичка», «Какой, какая» |
7. | Коррекция социализации | Отработка сотрудничества и взаимодействия: «Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата», «Репка», функциональное упражнение «Салат», «Эстафета дружбы», игра «Эхо», Коллективная работа «Лес – полон чудес», игра «Маленький конструктор», «Компас», функциональное упражнение «Ласковые лапки», «Тепло ладоней», «Дорога на мельницу». |
8. | Коррекция эмоционально –волевой сферы | Этюд «Пробуждение на деревенском лугу», «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Путешествие в страну настроений», «Ровным кругом», «Графический диктант», «Слушай и выполняй», «Волшебный лабиринт» (на песке, бумаге, в подвижной игре), «Скопируй по образцу» (фигуры по клеточкам, движения), «Крестики нолики», «Четыре стихии», «Король Боровик не в духе», «Вместе весело шагать», «Найди пару |
9. | Коррекция пространственных представления | Ориентировка в пространстве : Подвижная игра «Лисонька, где ты?», «Найди маршрут», «Где игрушка», «Выше, ниже», «Что где?», «Теремок», «Холодно и горячо», «Магазин», «Клад» Ориентировка на листе бумаги «Выложи фигуры по образцу», «Графический диктант», «Найди положение фигуры», «Лабиринт», «Повтори графический рисунок», «Поставь фишку», «В гостях у клоуна». Ориентировка по отношению к собственному телу: «Вижу справа, вижу слева» , «Солдаты в строю», «Что у меня на лице», «Выполни по сигналу», «Путаница», «Моя правая рука, моя левая рука» |
6.4. Музыкальный руководитель
Цель: Создание эффективной музыкально-педагогической системы для коррекции отклонений в деятельности сердечно–сосудистой системы ребенка средствами музыкального воспитания.
Задачи:
- Продолжить индивидуализированную коррекцию особенностей воспитанника через мониторинг, совместную деятельность в единстве со всеми специалистами.
- Организовывать познавательную деятельность средствами музыкального воспитания.
- Осуществлять качественное музыкально – педагогическое сопровождение при решении коррекционных задач через непосредственно организованную деятельность.
- Организовать эффективную преемственность между ребенком инвалидом воспитателями через проведение совместных игр, развлекательных программ, утренников и т.д.
№ | Содержание работы | Дата | Форма | Ответственные |
1. | Проведение диагностики по разделам музыкального воспитания | Октябрь Январь Май | НОД | Музыкальный руководитель |
2. | Музыкальные игры малой подвижности. | В течение года | НОД | Музыкальный руководитель, |
3. | Музыкально-дидактические игры для выполнения дома. | В течение года | Консультации для родителей | Музыкальный руководитель |
4. | Обучение, закрепление и автоматизация музыкальных ритмических упражнений. | В течение года | НОД индивидуальная работа. Совместная деятельность | Музыкальный руководитель, воспитатель |
5. | Коррекция нарушений ССД, дыхательная гимнастика, логопедические распевки. | В течение года | НОД индивидуальная работа. | Музыкальный руководитель. |
6. | Музыкально-подвижные, народные игры, сценки, спектакли | В течение года | НОД, индивидуальная работа. Совместная деятельность | Музыкальный руководитель, |
7. | Консультативные занятия для родителей на тему «Влияние классической на оздоровление ребенка» | В течение года | Консультации | Музыкальный руководитель |
6.5. Инструктор по физической культуре,
инструктор по физической культуре (плавание)
Цель: способствовать социализации ребенка с заболеваниями ССС в среде ровесников за счёт развития координационных возможностей организма.
Образовательная область "Физическое развитие" реализуется с ребенком в ходе индивидуальной работы с использованием комплексов ЛФК (пособие Н.И. Шлык «Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечнососудистой системы») и через НОД, в соответствии с возможностями организма. Основная цель — формирование двигательных навыков, зрительно- пространственной координации.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
- Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
- Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
- Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
- Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм;
- Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого;
- Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
- Формировать у детей игровые двигательные действия.
Противопоказаны: упражнения с задержкой дыхания, напряжением, на блочных тренажерах, также положение вниз головой (стойки на голове и т. п.).
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе режимных моментов: ЛФК - 2 раза в неделю 25 минут, оздоровительная ходьба - ежедневно на прогулке.
Основные виды и содержание упражнений,
используемые на физкультурных занятиях:
- Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения,
- Упражнения для развития развитие ритма и пространственной организации движения,
- Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц,
- Статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог,
- Тренировка ходьбой,
- Упражнения для улучшения равновесия и двигательной силы,
- Развитие координации и равновесия.
№ п/п | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ||
1. | Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения | Из положения "лёжа на спине"
Из положения "стоя"
Методические указания: упражнения можно выполнять гимнастической палкой, гантелями 1-2 кг и другими предметами. Темп выполнения упражнении средний и медленный, число повторений упражнений 8-12 раз. При щадящем режиме применяется дозированная ходьба до 1-3 км. Используются также подвижные игры умеренной интенсивности. | ||
2. | Упражнения для развития чувствительности мышц | «Мыши в кладовой», Сидячий футбол»,»Ванька-встанька«Лягушка», «Бабочка»» « Сорви яблоко» «Цапля», «Солдатик», | ||
3. | Статические упражнения напряжения | 1.И.п. — ходьба на носках, хлопки руками над головой (30—40 с). Следить за осанкой, дыхание произвольное. 2.И.п. — ходьба высоко поднимая колени (30—40 с). Не наклоняться вперед, выше поднимать колени. 3.И.п. — ходьба с глубокими выпадами (6—8 раз). Выпады выполнять шире, не прыгать, спину держать ровно 4.И.п. — основная стойка (о.с.) — глубокий вдох носом. «Подуем на пушинку» — долгий выдох через полуоткрытый рот, губы — «трубочкой» (4—5 раз). Выдох выполнять как можно дольше. 5.И.п. — сидя на полу, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях — выдох, вернуться в И.п. — ноги выпрямить — вдох (5—6 раз). Носочки оттягивать, не сгибать руки в локтях. | ||
4. | Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. | Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. | ||
5. | Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. | Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. | ||
6. | Упражнения для улучшения равновесия и двигательной силы. | Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны. Бег. Бег обычный, на носках, с одного края площадки Комплексы 1. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе. Руки вперед, выпрямить правую ногу, вернуться в и. п. то же с левой ноги. 2. И. п. – сидя, руки к плечам. Встать, руки в стороны – вдох, сесть – выдох. 3. И. п. – сидя. Согнуть правую ногу, обхватить её руками, вернуться в и. п. То же с левой ноги. 4. И. п. – стоя у стола. Наклоны вправо – влево. 5. И. п. – то же. По очереди сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах. 6. И. п. – стоя. Шаг любой ноги на стул, вернуться в и. п. то же другой ноги. 7. И. п. – то же. Руки вверх – вдох, наклон вперед; руки опустить – выдох. Дыхание равномерное. 8. И. п. – то же. Поочередное отведение ног вперед и рук вверх. Руки вверх – вдох; руки вниз – выдох. 9. И. п. – стоя, руки вверху «в замок». Вращение туловища. 10. И. п. – стоя. Ходьба с высоким поднимание колен. 30 с. 11. Ходьба по залу 30-60 с., дыхание равномерное. 2 1. И. п. – стоя над сиденьем стула, руки на поясе. Отвести руки в стороны выдох. 2. И. п. – то же. Руки вверх – вдох; наклон вперед – выдох. 3. И. п. – сидя. Согнуть правую ногу – хлопок; вернуться в и. п. то же с другой ноги. 4. И. п. – стоя у стула. Присесть – выдох; встать – вдох. 5. И. п. – сидя на стуле, ноги выпрямлены, руки впереди. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс; вернуться в и. п. 6. И. п. – стоя, руки на пояс. Наклоны влево – вправо. 7. И. п. – стоя. Отвести правую ногу и руки вперед. То же с левой ноги. 8. И. п. – стоя руки перед грудью. Отвести руки в стороны – вдох; вернуться в и. п. – выдох. 9. И. п. – стоя, руки перед грудью. Повороты влево – вправо с разведением рук. 10. И. п. – стоя, руки к плечам. По очереди выпрямлять руки. 11. Ходьба на месте или по залу 30 с. Дыхание равномерное. |
7. Планируемые результаты освоения воспитанником
индивидуального образовательного маршрута
- Проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
- Хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах.
- Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремятся к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
- Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира.
- Проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытаются установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.
- Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
- Пересказывает литературные произведения (с опорой на иллюстрации), составляют рассказы, сказки.
- Умеет рисовать, лепить, выполнять аппликации и конструировать, используя разнообразные материалы и инструменты.
- Знает музыку разных композиторов. Проявляют себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
- Знаком с правилами здорового образа жизни; безопасного поведения; понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
8. Организация взаимодействия
1 | Взаимодействие с родителями | - Оказание консультативной помощи на индивидуальных консультациях, беседах и др. Проведение групповых информационно- просветительских мероприятий с родительской общественностью; - Оказание консультационной помощи посредством мессенджеров, официального сайта ДОУ |
2 | Взаимодействие со специалистами ДОУ | - Проведение индивидуальные/групповых консультаций, мастер-классов, тренингов для воспитателей и специалистов, в том числе по запросу, в соответствии с Журналом взаимодействия с воспитателями/специалистами |
Воспитатели | _________________________ | / |
_________________________ | / | |
Учитель-логопед | _________________________ | / |
Педагог- психолог | _________________________ | / Н.Л. Воробьева |
Музыкальный руководитель | _________________________ | / |
Инструктор по физической культуре | _________________________ |
|
9. Мониторинг развития ребенка
Специалисты | Уровень развития на начало периода (январь) | Уровень развития на конец периода (май) | Динамика | |
Воспитатель | ||||
Учитель-логопед | ||||
Педагог-психолог | ||||
Музыкальный руководитель | ||||
Инструктор по физической культуре (плавание) | ||||
Инструктор по физической культуре |
10. Выводы, рекомендации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Воспитатели | _________________________ | |
_________________________ | ||
Учитель-логопед | _________________________ | |
Педагог- психолог | _________________________ | / Н.Л. Воробьева |
Музыкальный руководитель | _________________________ | |
Инструктор по физической культуре | _________________________ |
11. Список литературы
1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи детей с 3 до 7 лет) [текст] /Н. В. Нищева.- СПБ: изд. 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. 2014 – 203 с.
2. Куражева, Н. Ю., Вараева, Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – Семицветик» [текст]/,Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева - Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
3. Шурыгина, С. Н. Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации [текст] / С. Н.Шурыгина, - Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКРО, 2013. – 43 с. – интернет – ресурс
4. Трясорукова, Т. П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста [текст]/Т. П. Трясорукова.— Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 93 с.: ил. — (Школа развития).
5. Интерактивные игры образовательного портала «Мерсибо»,
6. Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
7. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Полиграф – Сервис, 1998 г.
8. Мишина, Г.А., Разенкова, Ю.А., Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие //Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.). - М: «Просвещение», 2007 г.
9. Иншакова, О.В. Альбом для логопеда./ О. В. Иншакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.
10. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург,«Речь»,2004,146с.
11. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь», 2008,220с.
12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с
13. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...
Индивидуальная программа реабилитации для ребенка инвалида с ЗПРР
Причины создания программы.По результатам первичного обследования у воспитанника был выявлен ряд особенностей развития, препятствующий успешному усвоению материала в организованной образовательной дея...
Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...
Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...
«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»
В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации Алгоритмреализации индивид...