Методический приём для проведения проблемного семинара с воспитателями ДОО
методическая разработка на тему
Методический приём поможет педагогам увидеть проблему в своей педагогической деятельности. Этот приём можно использовать в ходе пед, совета либо другого методического мероприятия, он поможет старшему воспитателю спланировать нужные мероприятия с педагогами на основе проблемного анализа в конкретном учреждении и в конкретном педагогическом коллективе. Приём универсальный, для всех направлений педагогической деятельности в ДОО и может использоваться в любом разделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_priyom.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический приём « Сито » ,
или как организовать проблемный семинар в ДОО.
Автор: Акпаева С.Э. старший воспитатель МДОУ д\с «Солнышко» п. Искра Черепановского района Новосибирской области.
Одним из направлений в методической работы в ДОО является создание условий для профессионального развития педагогов, это требование обозначено в ФГОС ДО п. 3.2.6. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность и это достаточно сложно, но это умение необходимо для объективной оценки своей деятельности и дальнейшего самосовершенствования. Методический приём «Сито» поможет педагогам увидеть проблему в своей педагогической деятельности. Этот приём можно использовать в ходе пед, совета либо другого методического мероприятия, он поможет старшему воспитателю спланировать нужные мероприятия с педагогами на основе проблемного анализа в конкретном учреждении и в конкретном педагогическом коллективе. Приём универсальный, для всех направлений педагогической деятельности в ДОО и может использоваться в любом разделе.
Форма работы: групповая.
Привожу пример на основе темы «Организации экологического воспитания старших дошкольников на прогулке» :
1 шаг. «Кейс педагогического опыта». Каждый воспитатель должен записать на листочках свои приёмы используемые на прогулке в целях экологического воспитания, имя указывать не нужно. Листочки нужно сворачивать и опускать в закрытую корзинку, коробочку, контейнер и пр. Именно такой «тайный» способ поможет воспитателю актуализироваться и осмыслить свою деятельность по конкретному направлению при этом не боясь внешней оценки. Для этого понадобиться примерно неделя. Коробочку можно оставить в методическом кабинете.
2 шаг. «Разложи по полкам». На методическом мероприятии ёмкость с записками вскрывается, каждый листок нужно разложить на методической карте. Что представляет собой методическая карта? Нужный вам раздел, направление, образовательная область и пр. разбивается на составные части (компоненты, разделы и пр.) Для этого нужно обратиться к своему опыту, изучить методику, методические рекомендации и пр. Пример карты по разделу «Экологическое воспитание старших дошкольников на прогулке» см. в Приложении № 1 .
Таким образом, педагоги сразу увидят, какие разделы в работе реализуются по - максимуму, а какие упущены, возможно, что найдётся и инновационный приём, и это очень хорошо.
3 шаг. Далее проводиться групповой анализ по каждому разделу с одновременным заполнением проблемной карты. В проблемной карте перечислены выделенные разделы и добавлены колонки «Проблема», т.е. по какой причине раздел оказался заполнен по минимуму и что нужно сделать для того что бы эти проблемы решить. Пути решения проблемы записываются в колонку «Минимизация проблемы». Проблемную карту см. в Приложении № 2. Так, в процессе обсуждения мы выяснили, что в ДОО недостаточно проводится целевых прогулок к объектам природы. Проблема была в том, что педагоги не определяли таковые и в ходе группового поиска решения они были выделены и запланированы. Так же выяснилось, что воспитатели не используют в беседах вопросы познавательного характера, проблема оказалось в том, что педагоги затрудняются в их подборе, постановке, видах вопросах. В целях решения этой проблемы был запланирован семинар для педагогов по данной теме.
Вывод: таким образом, «просеивая» имеющийся педагогический опыт мы выявили проблемы и определили пути их решения. Методический приём «Сито» поможет активизировать педагогов к аналитической деятельности в педагогической практике, повысит качество образовательного процесса в ДОО.
Приложение 1.
Наблюдения в природе | Экспериментирование | Экскурсии и целевые прогулки | Труд в природе |
Мероприятия с детьми по охране природы | Игры с природным материалом | Беседы | Любование красотой природы |
Приложение 2.
Проблемная карта «Экологическое воспитание на прогулке» | ||
Формы работы с детьми | Трудности и проблемы | Минимизация трудностей и проблем |
* Наблюдение - За живыми объектами. - За не живой природой. *Любование. | ||
*Беседы с помощью познавательных вопросов. | ||
*Эксперименты | ||
*Игры с природным материалом | ||
*Труд в природе | ||
*Охрана природы | ||
*Экскурсии и целевые прогулки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на проблемном семинаре для воспитателей Тема: «Вреден ли театр дошкольнику»
У педагогов и воспитателей существуют определенные устойчивые стереотипы: принято считать, что театр в детском саду – это всегда хорошо. Так ли это...?...
Методическая разработка по проведению совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшей группы: «Сюжетно-ролевая игра «Семья идёт в кукольный театр»».
Сюжетно-ролевая игра...
Проблемно-практический семинар для воспитателей
Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация»...
Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»
Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»
Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возрастаРанний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровы...
Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)
Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)Подготовили: учителя-логопеды ГБДОУ д/с 39 комбинированного видаКалининского района г. Санкт-Петербург...