Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»
учебно-методический материал на тему
Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивационному настрою к совместной творческой деятельности посредством вовлечения педагогов в процесс активного обсуждения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности в эпоху нового качества образования. Применяя технологии творческого решения проблем педагоги демонстрируют качества компетентности, самостоятельно составляя формулы успеха, модели возрастной компетентности ребенка-дошкольника и компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Филина Марина Ивановна, старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО»
Форма проведения семинара: «проблемный диалог», «системный оператор ТРИЗа», деловая игра на обострение противоречий «хорошо-плохо».
Цель: Подвести педагогов к понятию компетентности используя резервы творческого решения изобретательных задач и современных технологий в работе с педагогами по принципу активного слушателя и созидательного участника проблемного диалога.
Задачи:
- Способствовать мотивационному настрою к совместной творческой деятельности посредством вовлечения педагогов в процесс активного обсуждения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности в эпоху нового качества образования способом деления на 3 рабочие микрогруппы.
- Подвести педагогов к осмыслению 3-х составляющих для составления формулы компетентности, складывающейся из способностей успешного человека, проживающего по законам современного общества.
- Анализируя содержание ФГОС ДО составить модель возрастной компетентности ребенка-дошкольника способного применять знания, умения и накопившийся опыт на различных этапах жизненного пути.
- Посредствам применения технологии ТРИЗа, путем обострения противоречий с позиции хорошо-плохо быть компетентным педагогом составить модель компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО и защитить её, аргументируя собственное мнение.
Ключевые компетентности в проектировании нового качества образования» так обозначена тема нашего семинара, который включает в себя 3 семинарских занятия. Как правило, тема вытекает из проблемы, а проблемы вскрываются по результатам работы коллектива. А так как тема достаточно масштабна, я предлагаю разделиться на 3 рабочие подгруппы и ответить на следующие вопросы:
- Чем отличается современный мир от прошлого, каков прогноз будущего?
- Какие качества нужные человеку для успешной адаптации в современном мире?
- Как «компетентность» рассматривает ФГОС ДО по отношению к участникам образовательных отношений?
(Проблемный диалог по результатам подгрупповой деятельности педагогов с выходом на проблему современного общества).
Каждая группа наработала свои версии, ответив на злободневные вопросы, возникающие в обществе, и так, прошу выразить свою точку зрения и прийти к выводу.
1 подгруппа: Современный мир отличается от прошлого тем, что:
- Появился большой поток быстро обновляющейся информации, которую необходимо воспринять, понять, принять пропустить через себя, взять то, что представляет ценность, а от остального абстрагироваться, чтобы не навредить себе;
- Обозначаются новые требования, которым необходимо следовать, выбирая из предыдущего опыта то, что может стать основополагающим и убирать то, что будет тормозить процесс развития. А значит необходимо уметь анализировать и делать выводы, экспериментировать и применять новое, презентовать свое ноу-хау и на «ТЫ» быть с интернет ресурсами и новыми технологиями;
- Нарушение размеренного ритма жизни, социальной и политической нестабильности в стране и в мире, требующей стрессоустойчивости, способности принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя.
2 подгруппа: Человеку для успешной адаптации в современном мире необходимы такие качества, как:
- Способность быстро получать качественную информацию, выбирать её, обрабатывать (мобильность, самоорганизация);
- Способность к установлению различных коммуникативных связей (коммуникабельность, самопрезентация, самоутверждение, уверенность в своих возможностях, самореализация);
- Способность к оперативным действиям, принимать ответственные решения к реагированию (организованность, адаптивность, стойкость, стрессоустойчивость, оперативность, толерантность).
3 подгруппа: ФГОС ДО прописывает ряд задач и целевых ориентиров в отношении компетентности ( п. 3.4., п. 1.6.8., п. 4.6.):
- «педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»
- «обеспечивать повышение компетентности родителей (законных представителей)»
- «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» - целевой ориентир дошкольного образования
На что же вывел нас проблемный диалог, в котором мы рассмотрели современный мир, человека, способного жить в этом не виртуальном мире и новые требования к образованию. Как можно прожить комфортно всем участникам образовательных отношений в соответствии с ФГОС ДО?
В результате «3 D» формата мы вывели ключевые качества личности современного человека, обладающего следующими способностями, выведем их на экран, что получается:
- Мобильность, оперативность,
- коммуникабельность,
- уверенность в себе, своих возможностях,
- адаптивность,
- стойкость, стрессоустойчивость,
- толерантность,
- самоорганизация,
- самопрезентация,
- самореализация,
- самоутверждение,
- самообладание.
Как вы думаете можно ли отнести эти качества личности к определению КОМПЕТЕНТНОСТИ?
Обратите внимание, как много из вышеперечисленного от производной слова «сам», в таком случае, что следует понимать под компетентностью? Способности человека умело применять знания и опыт во всех образовательных областях, всех сферах жизнедеятельности для реализации всех перечисленных самостей.
Модернизация современного образования нацелена на построение педагогами индивидуального маршрута, реализацию образовательной траектории, ориентируемой на становление у детей: саморегуляции собственных действий, самостоятельности, целенаправленности на различных этапах жизненного пути:
Тема развития педагогической компетентности в нашем коллективе возникла неслучайно.
Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования (п. 3.2.2. ФГОС)) указывают на недостаточное применение детьми в повседневной жизни и на уроках в школе полученных знаний и опыта в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах.
К тому же у 14 % детей выявлены отклонения в эмоционально-волевой сфере и 17% детей испытывают барьеры в общении, а это означает, что существует риск дезадаптации на фоне стрессовой ситуации. Задача педагога грамотно организовать ценностно-ориентированную детскую деятельность, уметь оперативно отреагировать на возникающие проблемные ситуации.
Готовясь к семинару, вы самостоятельно поработали, изучили основные составляющие профессиональной компетентности педагога, подошли к определению данного понятия и подготовили цитаты научных деятелей, которые вплотную работали над темой профессионального совершенствования в аспекте компетентностного подхода. О чем сообщают нам источники научно-познавательной литературы? (зачитываются определения компетентности с указанием автора):
- «Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной, познавательной деятельности. Л.А.» Вытконова;
- «Общекультурная компетенция –это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает особенностями национальной и общечеловеческой культуры» И.Г. Норенко;
- «Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личностей (ЗУН), способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» Е.Ю. Дорошенко, Л.А. Вагина;
- «Комплекс знаний, умений и навыков, личностных качеств и способностей учащегося (работника, служащего, специалиста), мобилизованных для осуществления определенной деятельности или решения конкретной задачи в определенных условиях и на определенном уровне. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает соответствующими познаниями, опытом и (или) полномочиями, предмет ведения, круг полномочий какого-либо органа или должностного лица» И.А. Жигалова и Ю.В. Клецов.
По подготовленным вами выдержкам, я полагаю, что вы готовы к творческому поиску для составления модели компетентности педагога на пути самосовершенствования. Чтобы до конца осмыслить и понять историю развития профессиональной компетентности в сравнении с прошлым и ориентиром на будущее я предлагаю поместить понятие профессиональной компетенции в системный оператор ТРИЗа и рассмотреть составляющие надсистемы и подсистемы интересующего нас объекта.
(Системный оператор (ТРИЗ))
Прошлое | Настоящее | Будущее | |
Надсистема | Профессиональный уровень педагогов взаимосвязан с трудовым стажем работы | Профессиональные качества квалифицированного специалиста (присвоение квалификационной категории) | Профессиональные качества компетентного педагога будущего (преемственность в работе с НИИ на уровне соискателя) |
Система | Педагог-садовник, который осуществлял присмотр и уход за ребёнком. Педагог традиционщик, который даёт ЗУН, а ребёнок должен знать | Профессиональная компетентность педагога | Педагог-новатор, способный создавать новые методические продукции |
Подсистема | Знание теории, программных уровней типовой образовательной программы | Способности: - к самосовершенствованию - к самореализации - к саморазвитию - к самообразованию - к самоутверждению | Способности к творческому поиску: проектирование и реализация собственных идей (рутинизация – реализация нового) |
ВЫВОД: Профессиональная компетентность не может быть определена через сумму знаний и умений специалиста, поскольку она может проявиться только в определенных ситуациях. Быть профессионально компетентным означает умение творчески применить полученные знания и опыт в конкретной сложившейся ситуации и при данных обстоятельствах.
Чтобы осмыслить сущность понятий компетентности педагога я предлагаю разделиться на две подгруппы и, используя приёмы ТРИЗа, одна подгруппа будет отстаивать позицию «хорошо» быть компетентным педагогом, а другая подгруппа попробует защитить позицию «плохо», чтобы тем самым обозначить противоречие, обострить его и выйти на проблему.
(игра ТРИЗ «Хорошо-плохо быть компетентным»)
Итак, каждая группа будет отстаивать свои позиции:
1 подгруппа: Быть компетентным хорошо, потому, что тебя ценят как специалиста, доверяют руководители и родители воспитанников, уважают коллеги, любят дети, ощущение самодостаточности, самосовершенствования.
ОДНАКО,
2 подгруппа: Быть компетентным плохо, потому что, доверие и высокая оценка деятельности может перерасти в непосильную ношу от чрезмерной нагрузки на компетентного ответственного педагога, уважение коллег в зависть и насмешки «неудачников», а ощущение самодостаточности в самодовольствие и зазнайство…
Возникло противоречие, Что же делать? Как решить задачу с выходом на идеальный конечный результат (ИКР)?
Ответ кроется в тех же «самостях», о которых мы уже сегодня говорили, которые «вытащили» из проблемного диалога. Должна включиться эмоционально-волевая сфера - самоконтроль, самоорганизация, самореализация и профессиональная культура – это не что иное, как компетентность.
Настало время из наработанного нами материала составить модель компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО и защитить её, аргументируя свою позицию:
Развитие компетентности в единстве 3-х Я по отношению:
к себе (сознание) | к другим (эмоциональные переживания) | к деятельности (действия) |
Я понимаю, что со мной происходит | Открыто, культурно выражаю свои чувства | Владею методами, способами снятия напряжения, переключения. |
Я вижу причину, что со мной может произойти | Перевожу негативные переживания на уровень конструктивных чувств (от эгоцентризма к самоуважению) | Планирую и организую действия по выходу из ситуации без потери достоинства и без вреда здоровью. |
Я ищу выход из сложившейся ситуации | Сравниваю переживания в различных ситуациях и перевожу на позитивный уровень | Использую возможность приобретения опыта самоуважения и самопреодаления |
Мы с вами наработали модель компетентного педагога в стадии профессионального роста, по отношению к себе, к другим, к деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Как вы думаете можно ли измерить уровень компетентности на степень устойчивости?
А каким образом?
Об этом мы подробно поговорим на следующем семинарском занятии.
А для того чтобы вы начали «мозговую атаку» я предлагаю подумать над моим утверждением, что устойчивость компетенции проявляется в способности ребенка (человека) применять знания и опыт для самореализации, саморазвития, самосохранения, самоотверждения, социализации, адаптации.
Предлагаю начать самоанализ, а он опять-таки из родни той самой «самости», о которых шла речь сегодня, начнём упражняться в алгоритме компетентности и ответим на вопросы предложенной анкеты.
Анкета по итогам семинара (обратная связь)
- Мне понравилось, что…
- Для развития профессиональной компетентности я убеждена, что ….
- Я определилась с личностной позицией и знаю, что смогу…..
- Я сегодня была недовольна тем, что…
- Было бы больше пользы, если бы…
- Что касается следующего семинара, то я бы посоветовала…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Эволюция системы качества образования на современном этапе характеризуется тем, что отечественная образовательная система испытывает значительное влияние европейских и мировых тенденций. А качество об...
Городской семинар-практикум для педагогов МДОО "Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО"
Общение ребенка и взрослого....
Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...
Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества дошкольного образования
Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая ст...
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...