Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»
учебно-методический материал на тему

Филина Марина Ивановна

Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивационному настрою к совместной творческой деятельности посредством вовлечения педагогов в процесс активного обсуждения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности в эпоху нового качества образования. Применяя технологии творческого решения проблем педагоги демонстрируют качества компетентности, самостоятельно составляя формулы успеха, модели возрастной компетентности ребенка-дошкольника и компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Филина Марина Ивановна,  старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Семинар  для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО»

Форма проведения семинара: «проблемный диалог», «системный оператор ТРИЗа», деловая игра на обострение противоречий «хорошо-плохо».

Цель: Подвести педагогов к понятию компетентности используя резервы творческого решения изобретательных задач и современных технологий в работе с педагогами по принципу активного слушателя и созидательного участника проблемного диалога.

Задачи:

  1. Способствовать мотивационному настрою к совместной творческой деятельности посредством вовлечения педагогов в процесс активного обсуждения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности в эпоху нового качества образования способом деления на 3 рабочие микрогруппы.
  2. Подвести педагогов к осмыслению 3-х составляющих для составления формулы компетентности, складывающейся из способностей успешного человека, проживающего по законам современного общества.
  3. Анализируя содержание ФГОС ДО составить модель возрастной компетентности ребенка-дошкольника способного применять знания, умения и накопившийся опыт на  различных  этапах  жизненного  пути. 
  4. Посредствам применения технологии ТРИЗа, путем обострения противоречий с позиции хорошо-плохо быть компетентным педагогом составить  модель  компетентного  педагога  на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО и защитить её, аргументируя собственное мнение.

Ключевые  компетентности  в  проектировании  нового  качества  образования» так  обозначена  тема  нашего  семинара,  который  включает  в  себя  3  семинарских  занятия. Как  правило,  тема  вытекает  из  проблемы,  а   проблемы  вскрываются  по  результатам  работы  коллектива.  А  так  как  тема  достаточно  масштабна,  я  предлагаю  разделиться  на  3  рабочие   подгруппы  и  ответить  на  следующие вопросы:

  1. Чем  отличается  современный  мир  от  прошлого,   каков  прогноз  будущего?
  2. Какие качества  нужные  человеку  для  успешной  адаптации  в  современном  мире?
  3. Как «компетентность» рассматривает ФГОС ДО  по отношению к участникам образовательных отношений?

(Проблемный  диалог  по  результатам  подгрупповой  деятельности педагогов  с  выходом  на  проблему  современного  общества). 

Каждая группа наработала свои версии, ответив на злободневные вопросы, возникающие в обществе, и так, прошу выразить свою точку зрения и прийти к выводу.

1 подгруппа: Современный  мир  отличается от  прошлого тем, что:

  • Появился большой  поток  быстро  обновляющейся  информации, которую  необходимо воспринять, понять, принять пропустить через себя, взять то, что представляет ценность, а от остального абстрагироваться, чтобы не навредить себе;
  • Обозначаются новые требования, которым необходимо следовать, выбирая из предыдущего опыта то, что может стать основополагающим и убирать то, что будет тормозить процесс развития. А значит необходимо уметь анализировать и делать выводы, экспериментировать и применять новое, презентовать свое ноу-хау  и на «ТЫ» быть с интернет ресурсами и новыми технологиями;
  • Нарушение размеренного ритма жизни, социальной и политической нестабильности в стране и в мире, требующей  стрессоустойчивости, способности  принимать  самостоятельные  решения,  брать  ответственность  на  себя.

2 подгруппа: Человеку  для  успешной  адаптации  в  современном  мире необходимы такие качества, как:

  • Способность  быстро  получать  качественную  информацию,  выбирать  её,  обрабатывать (мобильность, самоорганизация);
  • Способность  к  установлению  различных  коммуникативных  связей (коммуникабельность, самопрезентация,  самоутверждение, уверенность в своих возможностях, самореализация);
  • Способность  к  оперативным  действиям, принимать ответственные решения к реагированию  (организованность, адаптивность, стойкость,  стрессоустойчивость,  оперативность,  толерантность).

3 подгруппа: ФГОС ДО прописывает ряд задач и целевых ориентиров в отношении компетентности ( п. 3.4., п. 1.6.8., п. 4.6.):

  • «педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»
  • «обеспечивать повышение компетентности родителей (законных представителей)»
  • «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» - целевой ориентир дошкольного образования

На что же вывел нас проблемный диалог, в котором мы рассмотрели современный мир, человека, способного жить в этом не виртуальном мире и новые требования к образованию. Как можно прожить комфортно всем участникам  образовательных отношений в соответствии с ФГОС ДО?

В результате «3 D» формата мы вывели ключевые качества личности современного человека,  обладающего следующими способностями, выведем их на экран, что получается:

  • Мобильность, оперативность,
  • коммуникабельность,
  • уверенность в себе, своих возможностях,
  • адаптивность,
  • стойкость,  стрессоустойчивость,  
  • толерантность,
  • самоорганизация,
  • самопрезентация,  
  • самореализация,
  • самоутверждение,
  • самообладание.

Как вы думаете можно ли отнести эти качества личности к определению КОМПЕТЕНТНОСТИ?

Обратите внимание, как много из вышеперечисленного от производной слова «сам», в таком случае,  что  следует  понимать  под  компетентностью?  Способности  человека  умело  применять  знания и  опыт  во  всех  образовательных  областях,  всех  сферах  жизнедеятельности  для  реализации  всех  перечисленных  самостей.

Модернизация  современного  образования нацелена на построение педагогами индивидуального маршрута, реализацию образовательной траектории, ориентируемой на становление у детей: саморегуляции собственных действий, самостоятельности, целенаправленности на  различных  этапах  жизненного  пути: 

 

Тема развития  педагогической компетентности в нашем коллективе возникла  неслучайно.

Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования (п. 3.2.2. ФГОС))   указывают на  недостаточное  применение  детьми  в  повседневной  жизни  и  на  уроках  в  школе  полученных  знаний  и  опыта  в  конкретной  ситуации  и  при  данных  обстоятельствах.

К  тому  же  у  14  %  детей  выявлены  отклонения  в  эмоционально-волевой  сфере  и  17%  детей  испытывают  барьеры  в  общении,  а  это  означает,  что  существует  риск  дезадаптации  на  фоне  стрессовой  ситуации. Задача  педагога  грамотно  организовать  ценностно-ориентированную  детскую  деятельность,  уметь  оперативно  отреагировать  на  возникающие  проблемные  ситуации.

Готовясь к семинару, вы самостоятельно поработали, изучили основные составляющие профессиональной компетентности педагога,  подошли к определению данного понятия   и подготовили цитаты научных деятелей, которые вплотную работали над темой профессионального  совершенствования  в аспекте компетентностного  подхода. О чем сообщают нам источники  научно-познавательной  литературы?  (зачитываются  определения  компетентности  с  указанием  автора):

  • «Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной, познавательной деятельности. Л.А.»  Вытконова;
  • «Общекультурная компетенция –это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает особенностями национальной и общечеловеческой культуры» И.Г. Норенко;
  • «Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личностей (ЗУН), способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» Е.Ю. Дорошенко, Л.А. Вагина;
  • «Комплекс  знаний,  умений  и  навыков,  личностных  качеств  и  способностей  учащегося  (работника,  служащего,  специалиста),  мобилизованных  для  осуществления  определенной  деятельности  или  решения  конкретной  задачи  в  определенных  условиях  и  на  определенном  уровне. Круг  вопросов,  в  которых  данное  лицо  обладает  соответствующими  познаниями,  опытом  и  (или)  полномочиями, предмет  ведения,  круг  полномочий  какого-либо  органа  или  должностного  лица»  И.А. Жигалова  и  Ю.В. Клецов.

По  подготовленным  вами  выдержкам, я полагаю, что вы готовы  к  творческому  поиску  для  составления  модели  компетентности  педагога  на  пути  самосовершенствования.  Чтобы  до  конца  осмыслить  и  понять историю  развития  профессиональной  компетентности   в  сравнении  с  прошлым  и  ориентиром  на  будущее   я  предлагаю  поместить  понятие  профессиональной  компетенции  в  системный  оператор  ТРИЗа  и  рассмотреть  составляющие  надсистемы  и  подсистемы  интересующего  нас  объекта.

(Системный оператор (ТРИЗ))

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

Профессиональный уровень педагогов взаимосвязан с трудовым стажем работы

Профессиональные качества квалифицированного специалиста  (присвоение  квалификационной  категории)

Профессиональные качества компетентного педагога будущего (преемственность в работе с  НИИ на уровне соискателя)

Система

Педагог-садовник, который осуществлял присмотр и уход за ребёнком.

Педагог традиционщик, который даёт ЗУН, а ребёнок должен знать

Профессиональная

компетентность

педагога

Педагог-новатор, способный создавать новые методические продукции

Подсистема

Знание теории, программных уровней типовой образовательной программы

Способности:

- к самосовершенствованию

- к самореализации

- к саморазвитию

- к самообразованию

- к самоутверждению

Способности к творческому поиску:

проектирование и реализация собственных идей

(рутинизация – реализация нового)

ВЫВОД:  Профессиональная  компетентность  не  может  быть  определена  через  сумму  знаний  и  умений  специалиста,  поскольку  она  может  проявиться  только  в  определенных  ситуациях.  Быть  профессионально  компетентным  означает  умение творчески применить полученные знания  и опыт в  конкретной  сложившейся ситуации  и  при  данных  обстоятельствах.

Чтобы  осмыслить  сущность  понятий  компетентности  педагога  я  предлагаю  разделиться  на  две  подгруппы  и,  используя  приёмы  ТРИЗа,  одна  подгруппа  будет  отстаивать  позицию  «хорошо»  быть  компетентным  педагогом,   а  другая  подгруппа  попробует  защитить  позицию  «плохо»,  чтобы  тем  самым  обозначить   противоречие, обострить  его  и  выйти  на  проблему.

 (игра  ТРИЗ  «Хорошо-плохо  быть  компетентным»)

Итак, каждая группа будет отстаивать свои позиции:

1 подгруппа: Быть  компетентным  хорошо,  потому,  что  тебя  ценят  как  специалиста,  доверяют  руководители  и  родители  воспитанников,  уважают  коллеги,  любят  дети,  ощущение  самодостаточности,  самосовершенствования.

ОДНАКО,

2 подгруппа: Быть компетентным плохо, потому что, доверие и высокая оценка деятельности  может  перерасти  в  непосильную  ношу  от  чрезмерной  нагрузки  на  компетентного  ответственного  педагога,  уважение  коллег  в  зависть  и  насмешки  «неудачников»,  а  ощущение  самодостаточности  в  самодовольствие  и  зазнайство…  

Возникло противоречие, Что  же делать?  Как решить задачу с выходом на идеальный конечный результат (ИКР)?

Ответ кроется в тех же «самостях», о которых мы уже сегодня говорили, которые «вытащили» из проблемного диалога. Должна  включиться  эмоционально-волевая  сфера  -  самоконтроль,  самоорганизация,  самореализация  и  профессиональная  культура – это не что иное, как компетентность.

Настало  время  из  наработанного  нами  материала  составить  модель  компетентного  педагога  на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО и защитить её, аргументируя свою позицию:

Развитие   компетентности  в  единстве  3-х Я  по  отношению:

к  себе  

(сознание)

к  другим  

(эмоциональные  переживания)

к  деятельности  

(действия)

Я  понимаю,  что  со  мной  происходит

Открыто,  культурно  выражаю  свои  чувства

Владею  методами,  способами  снятия  напряжения,  переключения.

Я  вижу  причину,  что  со  мной  может  произойти

Перевожу  негативные  переживания  на  уровень  конструктивных  чувств  (от  эгоцентризма  к  самоуважению)

Планирую  и  организую  действия  по  выходу  из  ситуации  без  потери  достоинства  и  без  вреда  здоровью.

Я  ищу  выход  из  сложившейся  ситуации

Сравниваю  переживания  в  различных  ситуациях  и  перевожу  на  позитивный  уровень

Использую  возможность  приобретения  опыта  самоуважения  и  самопреодаления

Мы с вами наработали модель компетентного педагога  в стадии профессионального роста, по отношению к себе, к другим, к деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Как вы думаете можно ли измерить уровень компетентности на степень устойчивости? 

А каким образом? 

Об этом мы подробно поговорим на следующем семинарском занятии. 

А для того чтобы вы начали «мозговую атаку» я предлагаю подумать над моим утверждением, что устойчивость компетенции  проявляется  в  способности  ребенка  (человека)  применять  знания и опыт  для  самореализации,  саморазвития,  самосохранения,  самоотверждения,  социализации,  адаптации.

Предлагаю начать самоанализ, а он опять-таки из родни той самой «самости», о которых шла речь сегодня, начнём упражняться в алгоритме компетентности и ответим на вопросы предложенной анкеты.

Анкета по итогам семинара (обратная связь)

  1. Мне понравилось, что…
  2. Для развития профессиональной компетентности я убеждена, что ….
  3. Я определилась с личностной позицией и знаю, что смогу…..
  4. Я сегодня была недовольна тем, что…
  5. Было бы больше пользы, если бы…
  6. Что касается следующего семинара, то я бы посоветовала…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Эволюция системы качества образования на современном этапе характеризуется тем, что отечественная образовательная система испытывает значительное влияние европейских и мировых тенденций. А качество об...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества дошкольного образования

Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая ст...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...