Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)
Подготовили: учителя-логопеды ГБДОУ д/с 39 комбинированного вида
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Граник Н.А., Евдокимова И.В.
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
Слово – является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и грамматически связанных между собой.
Словарь - это лексический состав речи, которым пользуется человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей «Формирование словаря дошкольников»
Подготовили: учителя-логопеды ГБДОУ д/с 39 комбинированного вида
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Евдокимова И.В., Граник Н.А.
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
Слово – является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и грамматически связанных между собой.
Словарь - это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на пассивный и активный.
Пассивный словарь (импрессивная лексика) — это слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Активный словарь (экспрессивная лексика) — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка (М.М. Алексеева, В.И. Яшина).
Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
В отечественной методике развития речи принято выделять 4 задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря.
2. Закрепление и уточнение словаря.
3. Активизация словаря.
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные) (Ушакова Т.Н.).
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.
1. Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
Усвоение ребенком разных частей речи происходит в следующей последовательности:
- Существительные,
- Глаголы (кроме слова «дай»),
- Прилагательные,
- Местоимения,
- Наречия,
- Числительные,
- Служебные слова(предлоги, союзы, частицы).
Источником пополнения словаря является:
- Художественная литература,
- Речь взрослых,
- Разные виды деятельности,
- Наблюдения за окружающим,
- Общение.
2. Закрепление и уточнение словаря.
Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят:
- углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира;
- умение выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом;
- работа над многозначными словами и переносным значением слов через анализ слов и уточнений их значения;
- работа над синонимами;
- работа над антонимами;
- обучение нормам лексической сочетаемости слов.
3. Активизация словаря: перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания.
В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные) (Т.Н. Ушакова). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Эта задача направлена на формирование культуры речи дошкольников, приучение их к литературному языку.
Методы словарной работы
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)
• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
2. Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:
• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
• дидактические игры,
• чтение художественных произведений,
• словарные упражнения.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется.
Рассмотрим подробнее формирование словаря из «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»:
*Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
- Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
- Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»);
- называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»);
- имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
- существительными:
- обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами:
- обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными:
-обозначающими цвет, величину, вкус, температурупредметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
*Младшая группа (от 3 до 4 лет)
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
- Учить детей различать и называть:
- существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы),
- качества (цвет и его оттенки, форма, размер),
- особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),
- некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму),
- местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
- Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.);
- называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
- называть домашних животных и их детенышей;
- называть овощи и фрукты.
*Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
- Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
- Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Вводить в словарь детей:
- существительные, обозначающие профессии;
- глаголы, характеризующие трудовые действия.
- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
- Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
- употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
- Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
*Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Обогащать речь детей:
- существительными, обозначающими предметы бытового окружения;
- прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
- наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
- Упражнять в подборе:
- существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел);
- слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник);
- с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
- Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
*Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
- Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка.
Примеры игр:
- «Что бывает?»
Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…)
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
- «Что могут делать…?»
(Игра для увеличения запаса глаголов).
- Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
- Что может делать лягушка? …
- Что могут делать руки? …и т. д.
- «Наоборот»
(Игра для увеличения запаса антонимов).
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
- Скажи по-другому»
Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный).
Слова: «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
- Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
- Какое слово повторилось два раза? (идет).
- Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
- Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
- Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолет сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течет, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несется).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
- «Что больше?»
Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения, глазомера. Она не только закрепляет знания детей о величине предметов, но и расширяет словарный запас, представления ребенка о мире.
Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?» Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине.
Например: ведущий назвал стул, а игрок в ответ стол, или шкаф, или машину. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2014.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.
4. Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников. Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»
В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....
Методическая разработка "Формирование словаря дошкольников в играх"
Овладение речью один из самых важных моментов психофизического развития ребенка, поэтому очень важно развитие и обогащение словаря детей в дошкольном возрасте. Уровень развития словаря определяе...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"
Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"
Актуальность проекта:1.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции.2.Азбука пожарной безопа...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"
Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...
Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»
Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальн...
Методическая разработка «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка -малышка»
Актуальность методической разработки «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка - малышка» заключается в том, что своевременное и правильно...