Проблемно-практический семинар для воспитателей
презентация к уроку на тему

Авдошина Ирина Владимировна

Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель – логопед детского сада №56 Авдошина И.В. Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Проблемно-практический семинар для воспитателей

Слайд 2

Проблемно-практический семинар для воспитателей Цель: Показать педагогам значимость и важность работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Слайд 3

Задачи: Выделить основные задачи по образовательной области «Коммуникация» Показать значимость работы над звуковой культурой речи в системе работы над всеми компонентами устной речи Дать понятие звуковая культура речи Выделить основные задачи воспитания звуковой культуры речи Наглядно показать результаты диагностики фонематического восприятия детей разных групп Рассказать о методах и приёмах работы по развитию ЗКР. Закрепить знания в работе с перфокартой

Слайд 4

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками норм речи .

Слайд 5

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи Формирование словаря Грамматический строй речи Звуковая культура речи Связная речь

Слайд 6

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи Звуковая культура речи Формирование словаря Грамматический строй речи Связная речь

Слайд 7

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь

Слайд 8

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Слайд 9

Задачи звуковой культуры речи 1. Развитие речевого слуха. 2. Развитие артикуляционного аппарата . 3. Работа над развитием речевого дыхания. 4. Работа над голосом. 5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. 6. Работа над дикцией. 7. Работа над орфоэпией. 8. Работа над темпом речи. 9. Работа над интонационной выразительностью.

Слайд 10

Многие считают, что фонематический слух и фонематическое восприятие – это одно и то же. На самом деле – это два разных понятия. Фонематический слух (или речевой слух) – это способность различать в потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей, когда они слушают речь окружающих людей или же когда говорят сами. Фонематический слух – это частичка языковой интуиции, передающаяся по наследству, как генетический фактор. Сначала развивается способность различать гласные звуки, затем согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом развитии завершается к 2,5 – 3 годам. Далее на базе фонематического слуха начинает развиваться фонематическое восприятие. Речевого слуха совершенно не достаточно для овладения навыками чтения и письма.

Слайд 11

Многие считают, что фонематический слух и фонематическое восприятие – это одно и то же. На самом деле – это два разных понятия. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Выделяется 4 стадии развития: 1 – способность узнать звук в слове 2 – способность выделить первый и последний звук в слове 3 – способность определить последовательность и количество звуков в слове 4 – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам. Первая и вторая стадии фонематического восприятия развиваются естественно, по мере роста малыша, тогда как третья и четвертая – являются результатом систематического обучения, формируются в процессе специального. На базе сформированного фонематического слуха и фонематического восприятия дети довольно легко и быстро учатся читать и писать. Если фонематический слух или фонематическое восприятие не развилось достаточно качественно или остановилось на одной из ступеней, то у ребенка в дошкольном возрасте появляется ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие), которое в школе переходит в дислексию и дисграфию . Фонематические процессы формируются у ребенка постепенно.

Слайд 12

Диагностика фонематического восприятия детей старшей группы №1

Слайд 13

Диагностика фонематического восприятия детей старшей группы №1

Слайд 14

Диагностика фонематического восприятия детей старшей группы №6

Слайд 15

Диагностика фонематического восприятия детей старшей группы №6

Слайд 16

Диагностика фонематического восприятия и состояния звукопроизношения детей средней группы №5

Слайд 17

Диагностика фонематического восприятия и состояния звукопроизношения детей средней группы №5

Слайд 18

Развитие артикуляционного аппарата Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Задачами воспитателя являются: Развитие подвижности языка; Развитие достаточной подвижности губ; Развитие умения удерживать в нужном положении нижнюю челюсть. При подборе артикуляционных упражнений важен учет особенностей возрастной артикуляционной моторики и компенсаторных (сохранных) возможностей ребенка. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Подбор упражнений осуществляется с опорой на правильную артикуляцию звука.

Слайд 19

Развитие речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта и носа наружу . Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. Задачами воспитателя являются: Используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; Путём подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Слайд 20

Работа над голосом Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе, тембру. Совокупность данных характеристик определяет голос человека. Задачи воспитателя: Развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту; Приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко).

Слайд 21

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка достаточно развиты: подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата; речевое дыхание; «если он умеет владеть своим голосом»; речевой слух, который обеспечивает самоконтроль. Воспитатель : учит детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, в середине, в конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове); выявляет детей с недостатками речи и при необходимости направляет к логопеду.

Слайд 22

Работа над дикцией Хорошая дикция, т.е. четкое, ясное произношение звуков, слов и фраз, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. И тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на чёткость и ясность произнесения ребенком слов и фраз; воспитывать речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произнесением всех слов во фразе. Воспитатель: даёт дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией; приучает детей внимательно слушать речь окружающих; следит за чёткостью своего произношения.

Слайд 23

Работа над орфоэпией Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи, но и приучать к этому детей. Воспитатель: Осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки, давая образец правильного произношения; Повышает произносительную культуру своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования словарей при подготовке к занятиям.

Слайд 24

Работа над темпом речи Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Воспитатель: Вырабатывает у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчётливо.

Слайд 25

Работа над интонационной выразительностью Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется такой речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка.

Слайд 26

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны.

Слайд 28

Итак, работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах: на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку; различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку; отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия; проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.

Слайд 29

Методы звуковой культуры речи Наглядные Словесные Практические (Дидактические игры – метод закрепления знаний, подвижные игры или хороводы с текстом, рассказы с включением учебных заданий, упражнения (например, дыхательные)….

Слайд 30

Приемы звуковой культуры речи Образец. Объяснение. Утрированное произношение или интонирование звука. Образное называние звука или звукосочетания. Хоровые и индивидуальнее повторения. Обоснование необходимости выполнения задание, мотивация. Сопряжённая и отражённая речь детей. Оценка, исправление. Образная физкультурная пауза. Показ артикуляционных движений.

Слайд 31

ПЕРФОКАРТА по содержанию программы «От рождения до школы» раздел «Звуковая культура речи» материалы семинара «Коммуникативное развитие дошкольников» проведенного в детском саду № 56 27.02.2014 г . № п / п Содержание программы 1 мл. группа 2 мл.группа Средняя группа Старшая группа 1 Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями 2 Формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса 3 Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков

Слайд 32

4 Упражнение детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных) 5 Формирование умения различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з , с-ц , ш-ж , ч-ц , с-ш , ж-з , л-р . 6 Продолжение работы над дикцией: совершенствование отчетливого произнесения слов и словосочетаний 7 Совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные ( а,у,и,о,э ) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г ; ф-в-т-с-з-ц ) 8 Закрепление правильного, отчетливого произнесения всех звуков речи

Слайд 33

9 Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определенный звук 10 Упражнение детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов) 11 Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец) 12 Выработка правильного темпа речи, интонационной выразительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».

В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации

Цель таких занятий – познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, умение переносить полученные знания на разнообразные ситуации, в которых детям приходится самос...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Описание материала: предлагаю вам статью для детей средней группы по теме «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике». С помощью...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами Действий, с определенным логично построенным порядком ...