Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников
статья по развитию речи на тему

Юдина Наталья Владимировна

В статье изложены основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Выделены трудности, с которыми сталкиваются дети при усвоении грамматических форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья30 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты формирования

грамматического строя речи у дошкольников

Грамматический строй речи, как сложная система, осваивается детьми в течение дошкольного возраста. Ребенок, не имеющий никакого понятия ни о склонении и спряжении, ни о суффиксах, приставках и предлогах, уже привыкает правильно употреблять грамматические формы в своей устной речи.

Существует несколько теорий, от чего зависят достижения детей в понимании и использовании сложных грамматических структур и правил. Например, теория научения, теория трансформационной грамматики Наома Хомского; теория А.Н.Гвоздева о том, что время усвоения грамматической категории ребенком прямо связано с ее конкретностью и наглядностью; теория Д.Слобина о первичности развития познавательных процессов по отношению к возникновению языковых форм (по данным Д. Слобина, порядок усвоения грамматических средств ребенком определяется их семантикой (доступностью для понимания) и структурной «прозрачностью»); модель порождения речи А.А.Леонтьева; теория Ф.А.Сохина о том, что основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений. На основе трудов Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой становится актуальным вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Согласно гипотезе Г.А.Черемушкиной и А.М. Шахноровича, механизм словообразовательного уровня складывается из динамического взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. В разные возрастные периоды они используются как фоновые или как ведущие при создании единицы номинации.

А.Н. Гвоздев считает, что системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В среднем и старшем дошкольном возрасте процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования. Автор замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества - от 2 до 5 лет.

В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенерализация» (по Т.Н. Ушаковой) или «сверхгенерализация» (по В.П. Глухову), т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами.

Оказывается, ребенок не может научиться грамматической «правильности», не пройдя через этот этап «нарушения правильности». Этот механизм впервые был исследован в отечественной психологии Ф.А.Сохиным, в дальнейшем Т.Н.Ушаковой, А.М. Шахноровичем, Н.И.Лепской, С.М. Цейтлин. Следовательно, «языковые эксперименты» - закономерное явление. Это специфически детский способ обследования слова, его формы и формально-семантических отношений между словами.

У детей с нарушениями речевого развития процесс становления грамматического строя речи проходит либо с опозданием, либо с нарушением, либо не формируется совсем.

У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Дети с ОНР значительно отстают от сверстников с нормально развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова; у них отмечен низкий уровень сформированности предпосылок для развития словообразования (недостаточность как речевых и когнитивных условий); недостаточная сформированность семантических полей.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредствования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций (по данным Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, А.В.Запорожца).

Формирование грамматического строя языка протекает у ребенка неравномерно и в определенной степени несинхронно. На различных этапах онтогенеза на первый план выдвигается та или иная сторона. Для того, чтобы определить уровень сформированности грамматического строя речи в зависимости от возраста, разработаны различные методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...