Консультация для воспитателей Составляем программу кружка
рабочая программа на тему

Огорелкова Ольга Станиславовна

Методические рекомендации руководителю кружка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_napisaniyu_programmy_kruzhka.docx98.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Составляем программу кружка

(Методические рекомендации руководителю кружка)

Подготовила воспитатель:

Огорелкова О.С.

Чеускино 2015


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

Титульный лист 

Название вышестоящего органа управления образования

Наименование учреждения образования

 

 

Отметка об утверждении
(где, кем, когда)

 

 

Название учебной программы

Возраст детей, на которых рассчитана программа
 

Ф. И. О., должность автора (авторов) программы

 

 

Название населенного пункта, в котором реализуется программа
год разработки программы

Классификация программ

Образовательные программы можно классифицировать следующим образом:

а) по целевому назначению

общекультурные- программы, целевое назначение которых -  общее разностороннее развитие кружковцев;

углубленные - программы, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в определенной области образования и деятельности;

б) по содержанию и видам деятельности

профильные (многопрофильные) – программы, содержащие соответственно одну или несколько образовательных областей;

 комплексно-интегрированные – программы, которые предполагают интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели;

в) по степени авторства

типовая – программа, утвержденная Министерством образования в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлении деятельности;

индивидуальная – программа, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта работы, видения предмета, но не затрагивающая основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса;

экспериментальная – программа, в содержании которой заключен педагогический эксперимент. Ее целью является изменение содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение и внедрение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Программа должна иметь обоснование необходимости опытно-экспериментальной работы и научного руководителя. После прохождения экспериментальной проверки, обсуждения и утверждения на экспертном совете программа переходит в статус авторской;

авторская – программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе внешкольного воспитания и обучения;

г) по сроку реализации

краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;

одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;

долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;

д) по особенностям развития

общие – программы, ориентированные на широкий контингент кружковцев;

специальные – программы, ориентированные на особенности развития кружковцев:

- для одаренных и талантливых;

- для детей  с особенностями психофизического развития.

Содержание

Пояснительная записка

Пояснительная записка – компонент, часть программы, в которой обозначены основы организации процесса обучения какому-либо курсу, предмету.

В пояснительной записке к программе необходимо раскрыть:

  • характер, тип программы (согласно классификатору, см. выше), ее направленность;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • основные принципы обучения и воспитания;
  • цель программы, ее назначение;
  • задачи программы (образовательные, воспитательные и другие).

Цели и задачи программы должны быть научно и педагогически обоснованы, социально и личностно значимы, способствовать прогнозированию результатов реализации программы. Задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их.

В пояснительной записке кратко обосновывается актуальность данной программы, ее отличительные особенности от уже существующих программ. Необходимо также назвать возраст детей, участвующих в реализации данной программы, продолжительность (сроки) ее реализации, этапы, формы и режим учебных занятий.

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

Цель ООП – вставить цель образовательной программы ДОУ

Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).

Задача – путь достижения цели. Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.

Познавательный – основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого учащегося добывать самостоятельно знания, показать учащимся, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы. В качестве развивающих задач можно предусмотреть развитие у воспитанников речи, внимания, формирования умения рационально запоминать учебный материал, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля; развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности выполнения заданий, упражнений, элементов; развитие мелкой моторики, формирование умения управлять своими двигательными действиями и др.

Воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

!!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то цели и задачи ставятся на каждый год обучения.

Организационные условия реализации программы

В этом разделе необходимо указать:

  • особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.);
  • общее количество часов;
  • периодичность и продолжительность занятий;
  • нормы наполняемости группы;
  • организационные формы (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму;
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
  • ресурсное обеспечение (материально-техническое).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).

№ п/п

Блок

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год.

Количество часов курса в год рассчитывается по формуле:

Количество часов в неделю с одной группой 

*

Количество учебных недель в году

=

Количество часов курса в год

Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с одной группой в неделю составляет 6 ч., то в год количество часов будет равняться 216 ч. (36*6=216).

!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.

Содержание программы

Содержание занятий

Блок

Тема, форма занятия

Материал

Методы и приемы

План занятия

Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.

Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.

Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у воспитанников при изучении этого раздела.

!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения.

Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.

Три уровня усвоения материала: знания; умения; навыки. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике.

Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда воспитанники при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы.

Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ.

!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

Методические условия реализации программы

Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс.

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.

Формы организации учебного занятия:

* кружковое занятие;                                 * круглый стол;

* соревнование;                                        * урок-лекция;

* концерт;                                                  * урок-репортаж;

* выставка;                                                * урок-путешествие;

* экскурсия;                                              * заочная экскурсия;

* диспут;                                                   * творческая мастерская;

* творческий отчет;                                   * урок-игра и др.

Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.

При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям воспитанников, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога.

Прием – составная часть метода, конкретный способ, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая технология – последовательность действий воспитанника по достижению поставленной цели при условии полной управляемости учебно-воспитательного процесса педагогом.

!!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать.

Литература

При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4 источниками. Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими.

Правильно оформленный список литературы – показатель грамотности педагога!


Методические рекомендации по подготовке авторских программ

В системе дополнительного образования разработаны и реализуются авторские образовательные программы, которые являются основой, позволяющей дошкольникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в школе.

Первое обязательное условие – это соответствие программы Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Задача требований состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

В разделе "Пояснительная записка" должны представить свою весомую заявку на качество текста и собственной деятельности. В ней по возможности должны отсутствовать банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно-эстетической, туристско-краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а во-вторых, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Характеризуя направленность образовательной программы (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на "стыке" двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.

Ключевым элементом пояснительной записки, ее смысловым центром является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Такой результат многослоен, что называется, по определению. Общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать двуединство – развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить:

  • обучающие (предметные)
  • воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во-первых, конкретны, во-вторых, достижимы, в-третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Особенно важной частью пояснительной записки образовательной программы является выделение отличий от уже существующих программ. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание. Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, использованной вами литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те "изюминки", что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

Что касается остальных частей пояснительной записки (возраста детей, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), то они носят в значительной мере "технический характер" и их перечисление обычно не вызывает никаких проблем. Необходимо только следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будет включено в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ. Чтобы их избежать, надо, прежде всего, ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижения, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую-либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

Ожидаемые результаты фиксируются через конкретные формы работы: участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и т. п. Будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком-либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребенка.

От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В сфере дополнительного образования, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих. Ведь именно здесь каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека.  Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов. Поэтому в идеале для каждой образовательной программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.

По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно предметом оценивания могут быть:

  • набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
  • перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу. Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения.

В составлении учебно-тематического плана программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

  • учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему;
  • между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Бывает очень полезно, завершив написание и форматирование всей программы, внимательно проверить учебно-тематический план на совпадение с тем, что включено в последующий раздел программы – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе программы, особенно при работе с таблицами. Конечно, несовпадения и несоответствия в таком случае не будут носить определяющего характера при общей оценке программы, но при прочих равных условиях эксперт, пусть и по формальным соображениям, может уже и не отдать вам предпочтение. Поэтому остается посоветовать лишний раз быть внимательным и скрупулезным при работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами часов занятий.

В разделе "Содержание образовательной программы", занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата. Оно касается стиля написания раздела – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как "телеграфный стиль". Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель вашей программы мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с детьми на занятиях по вашему курсу. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть вполне ясно, какие знания способны в его ходе получить дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.

Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность передать "дух" его педагогического творчества, воплотить собственные "изюминки", которые упоминались выше в конкретную "картинку" творческого процесса. Именно поэтому при "шлифовке" данного раздела образовательной программы ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) вашей программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать еще большую наглядность раскрытию особенностей вашей работы при реализации программы.

Однако, следует учитывать нежелательность сбиться в этом разделе на подробное изложение происходящего, например описание того, как в ходе используемой на занятиях по такой-то теме игры "дети сделали то-то, педагог сделал то-то" и т. п. Часто самого названия той же игры будет вполне достаточно, в другом случае потребуется пояснение об условиях и способах ее использования.

"Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Иногда неплохая авторская программа не утверждается только из-за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от требований стандартов.

Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы.

1. Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

2. Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Минск, Москва и СанктПетербург пишутся сокращенно: соответственно Мн., М. и Спб., остальные города – полностью).

Желательно также разделить приводимую вами литературу на разделы:

  • для педагогов;
  • для обучающихся;
  • для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ

Название вышестоящего органа управления образования

Наименование учреждения образования

 

 

Отметка об утверждении
(где, кем, когда)

 

Название учебной программы

Образовательная программа кружка

«Маленькие затейники»

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Ф. И. О., должность автора (авторов) программы

 

 

Название населенного пункта, в котором реализуется программа
год разработки программы


Оглавление

1. Пояснительная записка        

Принципы содержания программы:        

Формы занятий:        

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:        

2. Учебно-тематический план.        

3. Содержание программы        

I блок: Аппликация из природных и искусственных материалов        

II блок: Пластилинография        

III блок:  Оригами        

Содержание занятий        

4.Методическое обеспечение программы.        

4.1. Формы занятий        

4.2. Методы и приемы:        

4.3. Детская литература        

4.4. Познавательные рассказы        

4.5. Демонстрационный наглядный материал и атрибуты        

4.6. Музыкальные произведения        

4.7.Материал        

4.8.  Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности (М.В. Крулехт)        

Список литературы.        

Приложение        


1. Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что онанаправлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Цель кружка: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками «пластилинография» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы:

  • Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
  • Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
  • Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на два года обучения с детьми старшей и подготовительной группы (5 - 6 лет).

Занятия проводятся:

  • с подгруппой детей (15 человек);
  •   1 раз в неделю (среда);
  • в группе;  
  • длительность занятий 25-30 минут

Формы занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия;

Методы и приемы: игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Условия для занятий в кружке «Маленькие затейники».

  1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)
  2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
  3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
  4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
  5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
  6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
  7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.


Ожидаемые результаты:

Дети знают:

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
  • технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
  • определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», «пластилинография»;
  • о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
  • о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
  • правила композиционного построения изображений;

Дети  умеют:

  • работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
  • использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
  • использовать схемы при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

1.Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2.Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3.Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

4.Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.


2. Учебно-тематический план.

Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка к различным материалам, развивать творческие способности детей, используя в художественной деятельности различные приемы работы, изобразительные средства:

I блок - Аппликация из природного и искусственного материала

IIблок  -Пластилинография

III блок - Оригами.

Один год обучения (дети 5-6 лет)

Блок

Тема

Часы

всего

беседа

практика

Аппликация из природных и искусственных материалов

I «Осень в гости к нам пришла»

(природный материал)

  1. Дары природы (экскурсия в парк)
  2. Золотой петушок
  3. Наш аквариум
  4. На лесной полянке (коллективное занятие)

II «Каша-малаша»

(коллажи из крупы)

  1. Каша-малаша (экскурсия на кухню д/с)
  2. Мишка косолапый по лесу идет
  3. Птичка синичка
  4. Чудо остров (коллективное творчество)

III «Чудеса под рукой»

  1. Путешествие на чудо фабрику (занятие-путешествие)
  2. Грибочки (картонное кружево)
  3. Жар-птица (карандашные стружки)
  4. Открытка для мамы (контрольное занятие)

                                всего

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

360 мин

30 мин

10 мин

10 мин

10 мин

30 мин

10 мин

10 мин

10 мин

15 мин

10 мин

10 мин

10 мин

165мин

0 мин

20 мин

20 мин

20 мин

0 мин

20 мин

20 мин

20 мин

15 мин

20 мин

20 мин

20 мин

195 мин

Пластилинография

I «Зимушка, зима…»

    1. Пластилиновое чудо

    2. Снегурочка

    3. Живые яблочки на веточках

    4. Пингвины на льдине

II «Животные леса»

  1. Змейка
  2. Мишка косолапый
  3. Совушка-сова – большая голова
  4. В гости к ежику (занятие-путешествие)

III «В гостях у сказки»

  1. Золотая рыбка
  2. Теремок
  3. Чебурашка
  4. Этот сказочный мир (коллективная работа)

всего

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

360 мин

20 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

130мин

10 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

230 мин

Оригами

I «Животные»

  1. Путешествие в Японию (вводное занятие)
  2. Заяц
  3. Лиса
  4. Ёж

II «Птицы»

  1. Уточка
  2. Ворона
  3. Воробушек
  4. Голубь

III «Насекомые»

  1. Бабочка
  2. Муха
  3. Волшебная бумага (досуг-викторина с родителями)
  4. «Чудесная картинка» (Контрольное занятие)

всего

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

330 мин

20 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

110мин

10 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

220 мин


3. Содержание программы

I блок: Аппликация из природных и искусственных материалов

Этот блок предполагает работу с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.

 Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.

В процессе работы дети должны овладеть:

  • знаниями об особенностях, используемых материалов;
  • различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных материалов;
  •  умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
  •  навыками безопасной работы с ножницами;
  •  умениями композиционного построения изображения;
  • навыками последовательного выполнения поделки.

II блок: Пластилинография

Этот блок включает в себя работу с пластилином, знакомит с аппликацией из пластилина. Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Данный вид художественного труда оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики рук.

Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображающих предметов.  Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов способствует формированию у детей изобразительных умений и навыков, созданию детьми ярких, неповторимых образов в собственной художественно-продуктивной деятельности, развитию творческих способностей детей. В процессе работы дети должны овладеть:

  • различными техниками декоративной лепки;
  •  способами и приемами работы с пластилином (выполнение декоративных налепов, раскатывание, сплющивание, вытягивание деталей от общей формы, гофрирование, «закрашивание» картинок пластилином, нанесение фактуры с помощью ткани);
  •  умением соотносить целое и части, различать величину;
  •  умением правильно пользоваться стекой, печатками.
  • умением подбирать цвет пластилина в соответствии с замыслом или умение раскрашивать изделия водорастворимыми красками.

III блок:  Оригами

Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Этот блок включает в себя складывание и вырезание бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.

Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.

В процессе работы дети должны:

  • закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
  • овладеть техникой оригами;
  • приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
  • развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
  • развивать умение выполнять работу по схеме.

Содержание занятий

блок

Тема, форма занятия

Материал

Методы и приемы

План занятия

Аппликация из природных и искусственных материалов

Диагностика детей

Цель: выявить творческие способности каждого ребенка

Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, цветной картон

Задание детям, упражнение, использование схем.

«Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности»

Осень в гости к нам пришла

Экскурсия в парк «Дары природы»

Природный материал

Наблюдение, рассматривание, рассказ, беседа, сбор природного материала, художественное слово.

-беседа с детьми на тему «На что это похоже?» (листья, камни, веточки деревьев, коряги и пр.);

-сбор и рассматривание природного материала.

«Золотой петушок»

Иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», готовое панно для наглядности, цветной картон, клей, кисти, сушеные листья и трава

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ

-Чтение отрывка произведения А.С Пушкина «Сказка о золотом петушке»,

-беседа по теме,

 -рассматривание иллюстраций к произведению,

-практическая часть (аппликация из осенних листьев и травы)

«Наш аквариум» (совместная деятельность с родителями)

Цветной картон, клей кисти, засушенные листья, арбузные семечки, ракушки

Наблюдение, беседа, художественное слово, объяснение, показ.

-Наблюдение за рыбками, живущими в нашем аквариуме,

-беседа по теме,

-чтение стиха,

-практическая часть (аппликация из засушенных листьев и ракушек).

«На лесной полянке» (коллективное творчество)

Лист ватмана с изображенной на нем лесной поляной, засушенные листья, веточки деревьев, кора дерева, сухая трава, клей, кисти, иллюстрации леса и поляны.

Рассматривание, беседа, игровой метод, слушание аудио-записи, сюрпризный момент, упражнения

-заинтересовывающее начало,

-рассматривание иллюстраций с изображением леса, поляны, зверей живущих в лесу и беседа,

-практическая часть (аппликация на ватмане из листьев, веток, травы).

Каша-малаша

Экскурсия на кухню д/с «Каша-малаша»

Крупа разных видов, готовая аппликация из крупы

Экскурсия; рассказ повара и воспитателя; рассматривание образца;

художественное слово

Экскурсия на кухню д/с; -беседа;

-рассматривание готовой аппликации из крупы

Игрового типа «Мишка косолапый по лесу идет»

Цветной картон, клей, кисти, трафареты медведя, карандаши.

Проблемная ситуация, беседа по теме, художественное слово, показ способов деятельности

-беседа по теме «О медведе»;

-практическая часть (аппликация из гречи);

- п/и «У медведя во бору»;

«Птичка синичка»

Готовая работа для показа; эскиз для каждого ребенка; клей, кисти, крупа двух видов;

картинки с изображением птиц

Рассказ, рассматривание картинок с изображением птиц; художественное слово; слушание аудиозаписи; напоминание

-Беседа по теме с рассматриванием иллюстраций;

-анализ готовой аппликации;

-пальчиковая игра;

  -практическая часть (аппликация из пшена и гречи).

Коллективное творчество

«Чудо остров»

Лист ватмана, клей, кисти, крупы (несколько видов)

Беседа по теме, обсуждение плана действий, проблемная ситуация; использование музыкального произведения; алгоритм выполнения работы.

-Беседа;

-практическая часть (аппликация на ватмане из гречи, риса, пшена, манки, макаронных изделий);

-слушание и подпевание песни.

Чудеса под рукой

Занятие –путешествие

«Путешествие на чудо - фабрику»)

Готовые аппликации, выполненные различными техниками; цветной картон, клей, кисти, эскизы на каждого ребенка, вата

Игра-путешествие, рассматривание материалов, экспериментирование с ними; художественное слово; беседа, объяснение, показ

-Игра-путешествие на «чудо -фабрику» (знакомство со свойствами материалов);

-рассматривание аппликаций;

-пальчиковая игра;

-практическая часть (аппликация из ткани «Украсим платок»).

«Грибочки»

Картинки с изображением грибов, гофрированный картон, клей, кисти, ножницы

Рассматривание иллюстраций, художественное слово, объяснение, показ, сравнение, использование схемы (техника безопасности при работе с ножницами)

-Беседа по теме;

-знакомство с новым материалом;

-повторить технику безопасности при работе с ножницами;

-показ новой техники аппликации;

-практическая часть (аппликация из гофрированного картона)

Занятие- путешествие

«Жар-птица»

Выставка работ на тему «Сказочные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», цв. картон, кисти, клей, карандашные опилки

Игра-путешествие, рассматривание иллюстраций, слушание аудиозаписи, беседа, напоминание.

-Игра – путешествие;

-рассматривание нового материала для поделок;

-практическая часть (аппликация из карандашных опилок).

Контрольное занятие

«Открытка ко дню матери»

Открытки для наглядности, ножницы, цветная бумага, материал использовавшийся ранее на занятиях (выбор материала по желанию ребенка)

Беседа, задание, рассматривание открыток, художественное слово, сравнение.

-Беседа по теме;

-рассматривание открыток;

- практическая часть (сюжет и материал по замыслу ребенка).

Зимушка - зима

Пластилинография

Вводное занятие «Пластилиновое чудо»

Готовые работы для наглядности, цветной картон, пластилин, диафильм «Пластилиновая ворона»

Просмотр диафильма, рассматривание, беседа, объяснение, показ, экспериментирование, упражнения.

-Просмотр диафильма «Пластилиновая ворона»;

-рассматривание готовых работ, беседа по теме;

-экспериментирование с пластилином;

-практическая часть («Зимняя картинка» в технике налепа)

«Снегурочка» занятие игрового типа

Цветной картон с силуэтом Снегурочки, блестки для украшения, кукла Снегурочка для рассматривания, стека, пластилин

Художественное слово, рассматривание иллюстраций, объяснение, игра, загадывание загадок

-Беседа по теме;

-объяснение задания, закрепление правил и приемов работы с пластилином;

-практическая часть (техника объемного налепа, вдавливание блесток).

«Живые яблочки на веточках»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, фотоиллюстрация со снегирями

Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций со снегирями, сравнение, аналогия, показ ребенка.

-беседа по теме;

-практическая часть (изображение снегирей с помощью приемов скатывания, расплющивания, примазывания, в полуобъеме).

«Пингвины на льдине»

(совместная деятельность с родителями)

Цветной картон с контуром округлых льдин, пластилин, доска для лепки, стека, картинки с изображением медведя, волка, жирафа, слона, коровы, пингвина

Рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово, загадывание загадок, пальчиковая игра, показ детей и воспитателя, упражнения.

-беседа по теме;

-разминка для пальчиков;

-практическая часть (изображение пингвинов с помощью приемов скатывания, расплющивания, «закрашивание» пластилином).

Лесные жители

«Змейка»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, игрушка - змейка

Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, показ ребенка, пояснение

-беседа по теме;

-практическая часть (лепка змейки в технике налепа с использованием приема перекручивания)

«Мишка косолапый» занятие игрового типа

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», шапочка маска медведя для п/и

Сюрпризный момент, беседа, художественное слово, беседа, подвижная игра, рассматривание картины, показ и пояснение ребенка.

-Сюрпризный момент; -беседа по теме;

-практическая часть (изображение медведя в полуобъеме);

-подвижная игра «У медведя во бору»

«Совушка-сова – большая голова»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением совы, игрушка - сова

Художественное слово, беседа, загадывание загадки, сравнение, напоминание.

-беседа по теме;

-практическая часть (выполнение в технике «налепа»)

Занятие- путешествие «В гости к ёжику»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, трафареты различных животных, игрушки-ежи для рассматривания, половинки зубочисток, простой карандаш

Игровой метод: путешествие на лесную поляну, рассматривание, беседа, слушание аудиозаписи, художественное слово

-игра-путешествие «В гости к ёжику»;

-беседа;

-практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме, закрашивание контура пластилином)

В гостях у сказки

«Золотая рыбка»

Цветной картон, пластилин, стека, футляр от таблеток, бусинка, блестки, набор картинок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», готовое панно по теме занятия

Художественное слово, рассматривание иллюстраций, беседа, анализ образца, показ детей

-Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-беседа с детьми по теме;

-практическая часть (техника создания изображения в полуобъеме)

«Теремок»

Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением теремка, шапочки для драматизации сказки «Теремок»

Художественное слово, игровой метод, рассматривание иллюстрации, загадывание загадок, напоминание.

-беседа по теме;

-практическая часть (раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов);

-инсценировка сказки «Теремок».

«Чебурашка»

Цветной картон, пластилин, иллюстрация с изображением Чебурашки, аудиозапись «песня Чебурашки»

Художественное слово, слушание аудиозаписи, загадывание загадок, рассказ детей о последовательности выполнения.

-беседа с детьми по теме;

 -практическая часть (техника создания изображения в полу объёме);

-слушание и подпевка песни В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка»

«Этот сказочный мир» (коллективная работа)

Лист ватмана, цветной картон, пластилин, стека, иллюстрации различных сказочных героев, аудиозапись

Беседа, сюрпризный момент, слушание аудиозаписи, рассматривание иллюстраций, показ способов действия и пояснение детьми, обсуждение.

-сюрпризный момент;

-беседа;

-практическая часть (использование знакомых приемов по выбору детей).

Животные

Занятие – путешествие «Путешествие в Японию и Китай» (вводное занятие)

Бумага, фотоиллюстрации и готовые поделки оригами для наглядности, элементы костюмов.

Рассказ, беседа, слушание аудиозаписи, показ, объяснение, игра-путешествие, рассматривание фотографий, иллюстраций

-Рассказ об истории возникновения и развития оригами;

-рассматривание готовых поделок оригами и иллюстраций;

-показ приемов оригами;

- практическая часть (складывание из бумаги «Самолет»).

«Заяц»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка зайца для наглядности

Художественное слово, загадывание загадок, беседа, показ, объяснение, использование схемы, упражнения.

-беседа;

-объяснение и показ;

-практическая часть (складывание зайца на основе базовой формы «воздушный змей»).

«Лиса»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка лисы, маски для п/и

Художественное слово, беседа, объяснение, игровой метод, работа со схемой, упражнения

-беседа по теме;

-анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы «треугольник»);

 -п/и «Лиса и куры»

«Ёж»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фотоиллюстрация с изображением ежа

Художественное слово, беседа, показ, объяснение, работа со схемой, упражнение, сравнение, аналогия, загадывание загадок, рассказ воспитателя.

-Беседа по теме;

-анализ схемы изготовления поделки; -практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы «треугольник»);

Птицы

«Уточка»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка

Художественное слово, беседа, объяснение, работа со схемой

-Чтение отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»;

-беседа по теме;

-практическая часть (складывание на основе базовой формы «воздушный змей»);

«Ворона»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, иллюстрация с изображением вороны, аудиозапись «голоса птиц»

Беседа, рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, аудиозапись, работа со схемой, анализ образца

-Беседа по теме;

-анализ образца;

-практическая часть (складывание лисы на основе базовой формы «воздушный змей»);

«Воробушек»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка

Художественное слово, беседа, показ, объяснение, сравнение, работа со схемой

-Чтение стиха С. Маршака «Где обедал воробей»;

-беседа по теме;

-анализ схемы;

-практическая часть (складывание на основе базовой формы «треугольник»);

«Голубь»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, иллюстрация с изображением голубя

Беседа, показ, объяснение, рассматривание иллюстраций, работа со схемой

-беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – «двойной треугольник»);

-встреча с детьми младшей группы (подарить голубей).

Насекомые

«Бабочка»

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фотоиллюстрации различных бабочек

Художественное слово, игровой метод, беседа, показ, объяснение, рассматривание и сравнение иллюстраций, работа со схемой, сюрпризный момент

-Сюрпризный момент; -чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной»; беседа;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – «двойной треугольник»);

-украшение группы, сделанными бабочками

«Муха»

Бумага, схема изготовления поделки, готовая поделка, иллюстрация мухи

Беседа, рассматривание иллюстрации, показ, объяснение, работа со схемой

-Беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельная работа по схеме, базовая форма – «треугольник»).

«Волшебная бумага» (досуг-викторина с родителями)

Бумага, схема изготовления поделок, готовые поделки для украшения зала, элементы костюмов.

Сюрпризный момент, использование загадок, художественного слова, вопросы, ребусы, использование музыкальных произведений.

-Конкурсы для участников команд;

-музыкальные номера.

«Чудесная картинка» (контрольное занятие)

Бумага, цветной картон, клей, кисти, схемы изготовления различных поделок, фломастеры

Беседа, объяснение задания, напоминание, фиксация результатов в диагностической карте

-Беседа по теме;

-практическая часть (самостоятельный выбор детей).


4.Методическое обеспечение программы.

4.1. Формы занятий

      Учебные занятия дети овладевают первичными знаниями, умениями, способами практических действий, овладевают приемами работы с исходным материалом. Структура данных занятий включает в себя: интригующее, эмоциональное начало, обследование образца и сообщение информации познавательного характера, показ выполнения работы или самостоятельный поиск способов изготовления поделки, двигательные упражнения, самостоятельную работу, презентация и анализ результатов работы.

Экскурсии помогают педагогу рассказать детям о разнообразии природного и предметного мира, о разных вариантах использования различных материалов. Они развивают любознательность, познавательную активность детей.

Игра – путешествие предполагает разнообразные «путешествия». В данном занятии используется метод игровых ситуаций и решений ситуативных задач. В основе занятий лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информации, и закрепление полученной информации с помощью практической деятельности.

Совместная деятельность детей и родителей развивает навыки сотрудничества, интерес к общему делу. Дети видят, как выполняют работу взрослые, как ответственно относятся к ее результату, а родители учатся различным приемам аппликации, лепки, ручного труда у детей. Развиваются творческие способности и дошкольников, и взрослых.

Коллективные занятия предполагают совместную деятельность всех детей, что в первую очередь положительно влияет на взаимоотношения между детьми. Такие занятия не только развивают воображение, но и способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.

Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

4.2. Методы и приемы:

  • Беседа.Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.
  • Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.
  • Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
  • Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом, выполнения поделок.
  • Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.
  • Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
  • Художественное слово.Используется для развития эстетического вкуса и так же, как и игровой прием воспитывают интерес к деятельности, помогает воспитателю обогатить представления детей.
  • Использование загадок.Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
  • Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
  • Работа со схемами.Дети учатся "читать" схемы и в соответствии с ними выполнять работу в определенной последовательности.
  • Рассказ воспитателя.Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.
  • Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
  • Презентация и анализ изготовленных поделок. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.

4.3. Детская литература

  • отрывки из сказок А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»;
  • сказка «Как бабочка стала разноцветной» (Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).

стихи:

 -И. Токмакова «Где спит рыбка»; «Стой зайчонок»;  

- Е. Благинина «Есть одна игра для вас», «Снегурка»,

  • А.Белова «Песенка Снегурочки»;
  • Т. Белозеров «Снегири», "Заяц";
  • Г. Абрамов «Снегирь»;
  • П.Воронько «Снегири»;
  • А. Картина, Н. Сторожкова, С. Маршак, Алан Милин «Три пингвина»;
  • А. Коваленков «Почему медведь зимой спит»;
  • С. Маршак «Где обедал воробей»
  • загадки ("1000 загадок" сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития, 2004 г.).

4.4. Познавательные рассказы

  • рассказы «История возникновения аппликации», «История возникновения оригами»;
  • сказка «Как бабочка стала разноцветной» ( Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилиногафия., М., 2008, стр. 61).
  • рассказы "Медведь", "Птицы", "Лиса", "Заяц", "Еж", "Утки", Снегирь", "Синица", "Воробей", "Голубь", "Сова", "Насекомые" (Соколова С.В. "Оригами для старших дошкольников". – СПб.: "Детство-пресс", 2007)

4.5. Демонстрационный наглядный материал и атрибуты

  • иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбки»;
  • иллюстрации с изображением леса, поляны;
  • картинки и фотографии животных, птиц, грибов, насекомых;
  • фотографии и открытки с видами Китая, Японии;
  • иллюстрации к русским народным сказкам;
  • открытки («Маме», «С Новым годом»);
  • схемы изготовления поделок;
  •  игрушки – Снегурочка, плюшевый мишка, еж, Чебурашка, бабочка;
  • маски животных;
  • элементы костюмов (национальный японский, животных);
  • диафильм «Пластилиновая ворона»

4.6. Музыкальные произведения

  •  Звуковое оформление интегрированных занятий в старшей группе на тему «Четыре времени года», треки: №7, 24; 26; 27; 28 (диск);
  •  запись «Голоса птиц» (диск);
  • В. Шаинский, Э. Успенский «Песня Чебурашки»;
  • В. Шаинский песня «Чунга-Чанга»
  • Музыка «В гостях у сказки».

4.7.Материал

Аппликация:природный материал (засушенные листья, трава, веточки, камни, ракушки ит.д.),ватман для коллективных работ,цветнойкартон, гофрированный картон, цветная бумага, пряжа, вата, карандашные опилки, различные крупы (греча, пшено, рис, манка), макаронные изделия, кисти, клей, ножницы, карандаши, трафареты.

Пластилинография:цветной картон,пластилин, стека, бусины, блестки.

Оригами:цветная бумага, ватман для коллективных работ, фломастеры.

4.8.  Диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности (М.В. Крулехт)

Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку, поделку, самому придумать ее, выбрав материал нужного цвета, формы, структуры и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из образцов.

Педагог раскладывает перед ребенком на столе различные поделки и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих критериев деятельности:

  • Умение принять цель деятельности;
  • Выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место;
  • Наличие общетрудовых и специальных умений;
  • Сформированность обобщенных способов работы с материалом;
  • Развитость комбинаторных умений;
  • Умение использовать пооперационные карты;
  • Владение действиями самоконтроля;
  • Репродуктивный или творческий характер деятельности;
  • Результативность и самостоятельность в достижении результата.

При этом следует обратить внимание на владение элементами культуры труда: экономное расходование материала, поддержание порядка на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и пр.

Оценка уровня творческой самостоятельности и овладения ребенком позиции субъекта в ручном труде осуществляется по следующим параметрам:

Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимости прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества.

Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, подключения взрослого к трудовому процессу), замысел реализован частично.

Высокий уровень – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования, полная самостоятельность, освоение позиции субъекта, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.


Список литературы.

  1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
  2. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г
  3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
  6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
  7. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г
  8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
  9. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г.


Приложение

Познавательный рассказ «История возникновения «оригами».

Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.  Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.

Познавательный рассказ «История возникновения аппликации».

Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Дом, в котором мы живем, работаем и отдыхаем, должен быть уютным и конечно красивым. Чтобы достичь этого совершенно не обязательно покупать дорогие ковры и картины. Уюта в доме можно достичь, изготовив картину, коллаж самостоятельно. Чем мы с вами и займемся.

Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Это очень древний вид искусства. Еще древние люди украшали аппликацией одежду, посуду, дома. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. В настоящее время аппликация широко процветает в народном искусстве нашей страны.

Яркие, праздничные аппликации — различные композиции декоративных цветов в вазонах, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.

Используются аппликации и в оформлении современной, особенно детской и молодежной одежды. Аппликации бывают плоские и выпуклые. Разновидности по содержанию: растительные, геометрические, сюжетные, тематические.

Новый вид выпуклых аппликаций. Приемы достижения выпуклостей деталей: изгибание, торцевание, складывание, тиснение.

Пальчиковые игры

1.ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

  1. ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

3. РЫБКИ

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.  
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

  1. ГОСТИ.
    Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
    - Мама, мама!
    Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
    - Что, что, что?
    Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
    - Гости едут!
    Постукивают мизинцы.
    - Ну и что?
    Постукивают указательные пальцы.
    - Здрасьте, здрастье!
    Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
    - Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются)
    Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

5. ЧЕРВЯЧКИ.

Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять (Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
(Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает (Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз).

Головой она кивает, (Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Каркает: "Вот и обед!"(Сжимают кулачки, прижимают их к груди).

Глядь - а червячков уж нет!

   6.  «1, 2, 3, 4, 5…»

Загибаем пальчики по одному
Раз, два, три, четыре, пять
"Идём" по столу указательным и средним пальчиками
Мы во двор пришли гулять.
"Лепим" комочек двумя ладонями
Бабу снежную лепили,
Крошащие движения всеми пальцами
Птичек крошками кормили,
Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
С горки мы потом катались,
Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
А ещё в снегу валялись.
Отряхиваем ладошки
Все в снегу домой пришли.
Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
Съели суп и спать легли.

Консультации для родителе и т.д.,  ………………………………….


ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

КРУЖКА «Маленькие затейники»

Руководитель:

учебный год


№ п/п

Фамилия, имя

Сентябрь

Даты занятий объединения

Содержание занятий

Часы

Подпись руково-дителя

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Материал для аттестации по разным видам деятельности в средней, старшей и подготовительной группах( программа кружка, занятия, консультации, игры )

1.Предлагаю программу занятий в рамках проведения кружковой работы «АБВГДЕЙКА» по развитию фонетической и лексико-грамматической сторон речи детей дошкольного возраста. Программа  кру...