Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью приобщения к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_folkloru.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме:
«Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Провела воспитатель 1кк
Гамзина И.Г.
2018г.
Тема: «Сундучок со сказками».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками.
Образовательные задачи: расширять знания детей о народных традициях в целях приобщения к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества; закрепить знания о русском фольклоре на примере сказок, дополняя знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, поговорки, присказки); закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.
Развивающие задачи: развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок; развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора, развивать логическое мышление при использовании пословиц и поговорок, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству; воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору; формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора; воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками; формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.
Активизация словаря: традиции, забавы, касатушки, с великой милостью; обогащение словаря новыми словами и выражениями.
Материалы и оборудование: большой камень с надписью; замок; каравай для гостей, соль в солонке, рушник, ключик в футляре из – под киндер – сюрприза»; конверт с письмом от Бабы – Яги; мешочек с камушками; сумочка – кошелек на каждого ребенка для камушков; кувшин с водой; лукошко с нотами и клубочком, подбор книг русских народных сказок и книг с пословицами, загадками; сундучок с новой книгой сказок; перфокарты; атрибуты к игре «Что за сказка?»: ведерко с щукой, лук со стрелой, игрушка баба-яга, игрушка дед мороз, лисий хвост, фасоль и горох, лапоть, игрушка репа, игрушка дракон, кувшин и тарелка, игрушки коза и козленок, мука с лопаткой.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки; игра дидактическая «Исправь ошибку»; игры – драматизации по мотивам русских народных сказок; оформление тематической выставки книг; разгадывание сказочных загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»; инсценировки по сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк", "Волк и 7 козлят", «Лиса и Журавель», "Лисичка со скалочкой", "Кот и лиса"; разучивание стихотворения «Хлеб – соль», считалок; разучивание хоровода «Солнышко – вёдрышко, раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами; чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм; чтение и рассматривание книги Л. С. Хренова «Народные приметы и календарь», чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; чтение рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
1слайд
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме с сундучком в руках, ставит на стол.
- Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно начинается с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:
День добрый, детушки – касатушки!
Проходите, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?
Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдётся!
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что малиночки в саду,
Сладки яблочки в меду.
-Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2слайд Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, сказки, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?
- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следует народ.
- Посмотрите у нас сегодня гости.
Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!
3слайд (Мальчик и девочка приветствуют гостей караваем.)
Мне начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция – жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То таких гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
4слайд А как мы знакомимся с традициями разных народов?
(Из книг, энциклопедий, по телевизору, И-нету)
- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, потешки, загадки)
- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, сказки.
- А вы гостинцы да подарочки любите?
- Я вам подарок приготовила. Здесь в сундуке… Ой! А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин? Конверт чей? Почерк неразборчивый, будто куриной лапой кто – то писал. Ах, да это письмо для нас! (читает адрес получателя и отправителя: «Сказочный лес, район Дремучая чаща, поляна Нечисти, дом Б-Я»)
- Кто это такой Б-Я? (Баба Яга). Воспитатель читает письмо от Бабы – Яги:
- Все забыли про меня. Проучу я вас! АГА!
Ключ найдёте вы в посуде, трогать вам его покуда
Запрещаю я. Б-Яга. Так это же Баба-Яга!
5слайд PS: Кто коснётся той посуды -
Превращу тот час в верблюда.
Кто коснётся той посудки –
Тот проспит здесь целые сутки.
Кто воды коснётся в ней -
Будет злой, как тот Кощей.
6слайд - Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! … Кувшин, вода… Что же делать? Как быть? (дети высказывают свои предположения)
(нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт).
- Посмотрите-ка сюда, камень какой-то! Но он в кувшин не поместится и на нём что – то написано:
-В страну Мудрости пойдёте,
Много камушков найдёте –
За ответ правильный –
Получите камушек маленький.
Надо загадки решить, игру заводить и сказки отгадать.
Смотрите, а вот и мешок с камушками, сумочки, в которые будем складывать камешки. Теперь и в путь – дорогу можно отправляться.
7слайд «Картинка солнышко». Дети, неспроста дорога привела нас к солнышку, ведь на улице сейчас какое время года? (весна).
Люди всегда ждут солнышка с нетерпением после долгой зимы. В далеком прошлом русские люди сравнивали солнце с молодой девушкой. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте:
8слайд1.Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
9слайд 2.Красная девушка по небу ходит.
10слайд 3.Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.
11слайд 4.Встану я рано, бело да румяно,
Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору, и человек и зверь возрадуется.
12слайд А я знаю интересную игру-хоровод «Солнышко – вёдрышко» давайте поиграем.
- Ну – ка, в круг вставай,
Хоровод начинай!
Дети становятся в хоровод. Считалкой выбирается водящий. Игра сопровождается народной мелодией.
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идет!
(Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)
Гори, солнце ярче – Лето будет жарче.
(Поворачиваются друг другу и делают поклоны)
А зима теплее, А весна милее.
(Протягивают ладони, водящий должен дотронуться)
«Солнце» говорит: Горячо! Горячо!
(До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот выбывает из игры)
- Солнышко дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело.
13слайд В старину люди весну зазывали закличками. Кто из вас знает весеннюю закличку?
Весна, весна, весна-красна!
Тепло солнышко! Приди скорей! Согрей детей!
Приди к нам с радостью, с великой милостью!
С льном высоким, с хлебом богатым.
Весна, весна-красна
Ты с чем пришла?
С сохой, с бороной, с лошадкой вороной,
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,
С травой шелковой, с водой ключевой,
С калиной – малиной, с красной рябиной.
Ребята, смотрите лукошко какое-то! А в нем что – то лежит…ноты, клубочек
14слайд Неспроста здесь это лукошко появилось, что же нам делать с нотками? На них что-то написано…нужно угадать, из какой сказки песенка?
15слайд Звучат отрывки из песен.
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел. («Колобок»)
2. Козлятушки. Ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока принесла. («Волк и семеро козлят»)
3.Из мультфильма «Теремок».
А что же нам делать с клубочком?
Ребята, мы все любим русские народные сказки и во многих из них клубочек помогал героям найти то, что они искали. Может быть, клубочек и нам поможет? Давайте пойдем за ним и посмотрим, куда он нас приведет.
16слайд Игра «Что за сказка?»
17слайд Всё вверх дном, не понятно: сказки о ком? Игра «Вопрос-ответ»
18-33слайд 1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
6.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
7.Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
8.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)
9.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
10.В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
11. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)
12. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)
15.Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д.? (Кощей Бессмертный)
18.В какой сказке всего по 3 штуки? (3 медведя)
Игра «Исправь ошибки» (с перфокартами)
1.«Волк и семеро тигрят», «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
2.«Гуси-вороны», «Гуси-утки» – «Гуси-лебеди».
3.«Иван-царевич и зеленый волк» , «Иван – царевич и синий волк» - «Иван-царевич и серый волк»
5.«Лисичка с кастрюлькой», «Лисичка с ложкой» – «Лисичка со скалочкой».
6.«Лисичка-сестричка и серая мышь», «Лисичка-сестричка и серый зайка» - «Лисичка-сестричка и серый волк».
7.«По карасеву хотенью», «По акульему желанью» – «По щучьему велению».
8. «Петушок и медведь», «Петушок и заяц» - «Петух и лиса».
9. «Лиса и ворона» - «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев».
10. «Журавль и синица», «Журавль и сорока» - «Журавль и цапля».
Дети, посмотрите, как много камушков мы с вами набрали, я думаю, этого достаточно для того, чтобы достать ключик из кувшина.
(Дети возвращаются к столу с сундуком и кувшином. Поочерёдно помещают камешки.
В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком от сундука).
- Надо на всякий случай сказать волшебные слова. (волшебное заклинание)
34слайд Пальчиковая игра «Замок»
(Дети выполняют движения под стихи):
За морями, (движения пловца)
За горами, (руки вверх)
За железными столбами (кулак на кулак)
На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)
На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)
Ты за ключиком иди (ходьба)
И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).
(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам!
- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Календарный план воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная"
Календарный план образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная" . В плане указана непосредственно образовательная деятельность, дидактические,подвижные, сюжетно-роле...
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД"
Предлагаю планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД" на несколько дней в мае месяце....
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе на тему" Что такое новый год?"
Планирование на темя "что такое новый год" ...
Модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"
Разработана модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"...
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Весенняя страда"
Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период; воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся с...
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Растения леса, травы"
Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и жив...