Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
учебно-методический материал по теме
- На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрация Пуровского района
Районный семинар по теме «Социальное партнерство детского сада с родителями в вопросах воспитания и образования детей»
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС
Формирование педагогической компетентности родителей
Материалы подготовили: ст. воспитатель Солдатова И.А
Воспитатель Димова Г.Г.
Педагог - психолог
Педагог дополнительного образования Ишпаева С.Е
Март 2014
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС
- Формирование педагогической компетентности родителей
Ориентация на инновации
- На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Актуальность
- “Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро” В.А. Сухомлинский.
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.
- В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.
- Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
- - единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- - использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
- - индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
- Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работа педагогического коллектива ДОУ опирается на законодательную базу РФ
- Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
Выбор форм, инновационных методов и технологий в работе с родителями на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете
Главные задачи и приоритеты
- В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
- Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Этапы реализации поставленных задач
- В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей как вновь прибывших детей, так и всех желающих.
- Инклюзивное образование
- Одной из новых форм работы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями в нашем образовательном учреждении, является школа педагога - психолога “ Лесенка…”. Помимо основных направлений деятельности по сопровождению воспитательно – образовательного процесса, специалистом проводятся индивидуальные беседы и консультации с применением ИКТ технологий, просмотров видео, аудиозаписей, распечатываются индивидуальные буклеты и памятки для конкретной семьи по темам имеющими актуальность в данный период развития ребенка с особенными образовательными потребностями (краткие рекомендации-тезисы, зачастую с необходимыми иллюстрациями)
Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.
Для этого мы по мере своих сил и знаний развиваем систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.
Формы работы:
- В педагогической деятельности ДОУ используются различные формы работы совместно с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации специалистов по вопросам развития ребенка;
- Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
- Психологические, практико-ориентированные тренинги
- Тематические круглые столы.
- Совместная проектная деятельность
- Публикации на сайте опыта воспитания ребенка в семье
- Занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»
- Участие в экспертизе динамики развития ребенка (присутствие родителей на игровых тестах)
- Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций (ПЧ, почтового отделения, центра социальной защиты населения поселка)
Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
- С 2011 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.
- Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.- Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
- Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность
Например, в течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект «От весны до осени», срок реализации – один год.
- (Знакомство с русскими календарными праздниками)
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное значение имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.
Совместные конкурсы
- Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
- Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.
Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МКДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.
Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МКДОУ «в себе» в МКДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.
Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Наш детский сад «Березка» сегодня - это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных правовых и нравственных нормах, на взаимном «притяжении» педагогов и родителей.
Мы проживаем с нашими детьми и родителями яркие моменты жизни каждый день.
Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей
Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...
Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей
Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...
КЛУБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Сценарий занятия "Колобок - румяный бок" для детей 3-4 лет в родительском клубе по развивающим играм В. В. Воскобовича "Скозочные лабиринты игры"...
Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста
Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...
Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение ...