Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
консультация на тему

Ишутина Людмила Николаевна

Ориентация на инновации

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Актуальность

    “Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро

В.А. Сухомлинский.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина. Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Работа педагогического коллектива ДОУ опирается  на законодательную базу РФ

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Выбор форм, инновационных  методов и технологий в работе с родителями  на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете

Главные задачи и приоритеты

В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и  целесообразных  форм работы.
  • Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Этапы реализации поставленных задач

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей  как вновь прибывших детей,  так и  всех желающих.

Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.

Для этого мы по мере своих сил и знаний  развиваем  систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и  с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний  с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.

Формы работы:

В педагогической  деятельности ДОУ  используются различные формы работы совместно с родителями

  • Индивидуальные и групповые консультации специалистов  по вопросам развития ребенка;
  • Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное  тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в  соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
  • Психологические, практико-ориентированные  тренинги
  • Тематические круглые столы.
  • Совместная проектная деятельность
  • Публикации на сайте опыта воспитания ребенка  в семье
  • Организация выездных мероприятий: посещение  музеев, выставок, организаций

Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

 С 2013 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

 

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

 

 Интерактивная игра  это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность

Например, в  течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект   «От весны до осени», срок реализации – один  год. (Знакомство с русскими календарными праздниками). В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное  значение  имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.

Совместные конкурсы

Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания. Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний. Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МБДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МБДОУ «в себе»  в МБДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.

Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Наш детский сад «Подснежник»  сегодня -  это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных  правовых и нравственных нормах, на  взаимном  «притяжении» педагогов и родителей.

 Мы проживаем с нашими детьми и родителями  яркие моменты жизни каждый день.

Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы  во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Формирование педагогической компетентности родителей

Ориентация на инновации

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.                                                                                                                                                                                                    Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Актуальность

“Семья - это та первичная среда,

 где человек должен учиться творить добро”                        

  В.А. Сухомлинский.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.                                                                                                            

Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина. Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Работа педагогического коллектива ДОУ опирается  на законодательную базу РФ

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Выбор форм, инновационных  методов и технологий в работе с родителями  на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете

Главные задачи и приоритеты

В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и  целесообразных  форм работы.
  • Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Этапы реализации поставленных задач

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей  как вновь прибывших детей,  так и  всех желающих.

Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.

Для этого мы по мере своих сил и знаний  развиваем  систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и  с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний  с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.

 

Формы работы:

В педагогической  деятельности ДОУ  используются различные формы работы совместно с родителями

  • Индивидуальные и групповые консультации специалистов  по вопросам развития ребенка;
  • Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное  тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в  соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
  • Психологические, практико-ориентированные  тренинги
  • Тематические круглые столы.
  • Совместная проектная деятельность
  • Публикации на сайте опыта воспитания ребенка  в семье
  • Организация выездных мероприятий: посещение  музеев, выставок, организаций

Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

 С 2013 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

 Интерактивная игра  это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность

Например, в  течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект   «От весны до осени», срок реализации – один  год. (Знакомство с русскими календарными праздниками). В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное  значение  имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.

Совместные конкурсы

Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания. Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний. Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МБДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МБДОУ «в себе»  в МБДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.

Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Наш детский сад «Подснежник»  сегодня -  это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных  правовых и нравственных нормах, на  взаимном  «притяжении» педагогов и родителей.

 Мы проживаем с нашими детьми и родителями  яркие моменты жизни каждый день.

Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей

Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...

«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР через взаимодействие специалистов ДОО»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечен...

Консультация для родителей: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО»

Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование перв...