Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
консультация на тему
Ориентация на инновации
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Актуальность
“Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро”
В.А. Сухомлинский.
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина. Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работа педагогического коллектива ДОУ опирается на законодательную базу РФ
Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
Выбор форм, инновационных методов и технологий в работе с родителями на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете
Главные задачи и приоритеты
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
- Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Этапы реализации поставленных задач
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей как вновь прибывших детей, так и всех желающих.
Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.
Для этого мы по мере своих сил и знаний развиваем систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.
Формы работы:
В педагогической деятельности ДОУ используются различные формы работы совместно с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации специалистов по вопросам развития ребенка;
- Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
- Психологические, практико-ориентированные тренинги
- Тематические круглые столы.
- Совместная проектная деятельность
- Публикации на сайте опыта воспитания ребенка в семье
- Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций
Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
С 2013 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность
Например, в течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект «От весны до осени», срок реализации – один год. (Знакомство с русскими календарными праздниками). В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное значение имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.
Совместные конкурсы
Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания. Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний. Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МБДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.
Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МБДОУ «в себе» в МБДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.
Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Наш детский сад «Подснежник» сегодня - это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных правовых и нравственных нормах, на взаимном «притяжении» педагогов и родителей.
Мы проживаем с нашими детьми и родителями яркие моменты жизни каждый день.
Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_podhody_vo_vzaimodeystvii_dou_i_semi_v_kontekste_fgos.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС
Формирование педагогической компетентности родителей
Ориентация на инновации
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Актуальность
“Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро”
В.А. Сухомлинский.
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина. Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работа педагогического коллектива ДОУ опирается на законодательную базу РФ
Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
Выбор форм, инновационных методов и технологий в работе с родителями на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете
Главные задачи и приоритеты
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
- Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Этапы реализации поставленных задач
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей как вновь прибывших детей, так и всех желающих.
Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.
Для этого мы по мере своих сил и знаний развиваем систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.
Формы работы:
В педагогической деятельности ДОУ используются различные формы работы совместно с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации специалистов по вопросам развития ребенка;
- Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,
- Психологические, практико-ориентированные тренинги
- Тематические круглые столы.
- Совместная проектная деятельность
- Публикации на сайте опыта воспитания ребенка в семье
- Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций
Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
С 2013 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность
Например, в течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект «От весны до осени», срок реализации – один год. (Знакомство с русскими календарными праздниками). В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное значение имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.
Совместные конкурсы
Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания. Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний. Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МБДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.
Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору), сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МБДОУ «в себе» в МБДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.
Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Наш детский сад «Подснежник» сегодня - это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных правовых и нравственных нормах, на взаимном «притяжении» педагогов и родителей.
Мы проживаем с нашими детьми и родителями яркие моменты жизни каждый день.
Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей
Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.» (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ) 2015-2016 УЧ.ГОД
laquo;ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.»...
«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР через взаимодействие специалистов ДОО»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечен...
Консультация для родителей: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО»
Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование перв...