Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста
материал
Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста
Ребенок никогда не развивается сам по себе, для того, чтобы он овладевал социальными умениями и навыками ему нужны взрослые, которые будут активно направлять процесс его социализации в нужное русло. Первыми взрослыми являются родители ребенка. Уже с первых дней его жизни они учат ребенка общению, правилам поведения, общественным умениям и способностям. От того, на сколько опекуны считаются неплохими наставниками и учителями для своего ребенка зависит его успешная междисциплинарная область исследования как в детстве, так и в жизни. Поддержка важна ребенку на любом возрастном этапе его становления. Так как процесс воспитания достаточно трудный, а также объемен и разносторонен, родители также за короткий срок времени обязаны овладеть свежими познаниями и умениями в воспитании собственного очень быстро взрослеющего ребенка. Не всегда родители имеют все шансы автономно осмыслить необходимость самостоятельно осознать необходимость смены направленности воспитания ребенка, а также найти информацию о воспитании и эффективно применить их на практике. Поэтому им нужна помощь со стороны специалиста, который смог бы объяснить особенности периодизации развития ребенка и стать отличным педагогом в процессе помощи воспитании ребенка со стороны родителей. Такая помощь носит характер развития и повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Взаимодействию, как основе педагогического процесса, в последние годы уделяется значительное внимание. Хорошо организованная процедура педагогического общения обеспечивает психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом, детьми и родителями.
Когда в семье рождается ребенок, особенно первый, у родителей сразу возникает много проблем. Они не знают, как к нему подойти, что с ним делать, как его успокоить. Как часто кормить, купать и гулять с ним.
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка –это:
- использование сведений о специфике воспитания и обучения,
- знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
- знание возрастных особенностей,
- использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
- способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,
- сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка.
Для повышения компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста широко применяются такие формы работы как:
- родительские собрания,
- семинары-практикумы, практические занятия,
- консультации, беседы-разъяснения,
- тематические выставки, буклеты, информационный стенд;
- круглые столы,
- праздники;
- домашние игротеки (члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют развитию ребенка).
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей раннего возраста.
При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяются конкретные задачи:
- выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
- определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
- выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);
- организовать педагогическую и психологическую помощь родителям;
- повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка.
Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка, благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на развитие и преодоление нарушений.
Беседа должна отвечать определенным требованиям:
- быть конкретной и содержательной, не содержать лишней информации;
- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
- пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам;
- повышать чувство ответственности родителей за воспитание своих детей.
Планируя тему беседы, педагог должен стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания ребенка.
Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Консультации посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.
Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.
Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют наглядно-информационные формы развития психолого-педагогической компетентности родителей, которые включают в себя оформление информационных стендов, выпуск листовок, буклетов, раздаточных материалов для родителей. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.
Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка. Такая форма работы предполагает дифференцированный подход, то есть работа с родителями основывается на некоторых индивидуальных особенностях семьи и ребенка.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, дискуссий, детских праздников. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
- переосмысливают свою роль в воспитании детей,
- глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
- повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
- становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей направленной на развитие их психолого-педагогической компетентности является - тренинг, цель которого показать на практике родителям степень понимания своего ребенка, помочь им глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции членов семьи, мотивацию родителей на социально значимые семейные ценности; повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания; осознание ими своих потребностей и проблем. Это помогает родителям оценить различные способы взаимодействия и выбрать более удачные, заменяя нежелательные конструктивными.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
В наше время родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в процессе воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Именно родители с раннего возраста детей закладывают основы характера ребенка, формируют особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья имеет свой взгляд на образовательный процесс, но каждая, в силу разных обстоятельств и даже в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи со стороны. Есть много трудностей в системе отношений «родитель-ребенок», что еще раз подтверждает, что в работе с родителями много нерешенных проблем. Для того чтобы оказать педагогическую помощь родителям, необходима системная работа педагогов с родителями, направленная на развитие их психолого-педагогической компетентности.
Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно- потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении используются вариативные технологий, допускающие использование разных форм организации. При этом следует отметить, что успешность их применения во многом предопределяется многообразием их функционального назначения.
Список используемых источников
- Повышение компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста [Vuzlit - Архив студенческих работ] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/povyshenie-kompetentnosti-roditelei-v-vospitani-detei-ranego-vozrasta-metodicheskie-rekomendaci.html (07.12.2021)
- Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]/ М.Г. Агавелян, Е.Ю Данилова; под ред. О. Г. Чечулина. – М.; Издательство Сфера, - 2009. - 128с.
- Арнаутова, Е.П. Педагог и семья[Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2001- 10с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.
Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...
Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы
Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...
Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей
Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...
Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...
Тема: «Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей»
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение ...
Проектная деятельность, как условие повышения педагогической компетентности родителей.
Дошкольная образовательная организация и семья – это два основных института воспитания, каждый из которых имеет влияние на формирование личностных качеств ребенка и приобретение им социального о...
Научная статья: "Проектная деятельность как условие повышения педагогической компетентности родителей"
Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс...