Рабочая программа кружка "БумКа" (бумажная игрушка)
рабочая программа (старшая группа) по теме
данная программа расчина на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gotovyy_starshaya_gruppa.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «БумКа». (бумажная игрушка)
(период обучения - 2 года, с 5 до 7 лет)
Пояснительная записка
«истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Оригами – это сказка.
Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир.
Оригами – это фокус.
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
Предлагаемая модернизированная программа Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. «Оригами в детском саду». имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя
принимать умственную задачу и находить способ ее решения
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
развитие самоконтроля и самооценки
осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитатывающие:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Методы, используемые на занятиях кружка:
словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка
наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «бумКа». (бумажная игрушка) рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка составляет 11 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
1 (старшая группа) | 4 | 36 | 11 |
2 (подготовительная к школе группа) | 4 | 36 | 11 |
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Формы подведения итогов реализации программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Мониторинг проводится 2 раза в год в октябре – мае.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе :
дети будут знать:
- познакомятся с искусством оригами;
- основные виды сгибов бумаги, их названия и обозначения на схемах;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами
дети будут уметь:
–создавать изделия оригами;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– научатся следовать устным инструкциям,;
– создавать объемные и плоскостные композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
у детей будут развиты:
–внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкая моторика пальцев рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазия.
– улучшат свои коммуникативные способности
- усидчивость, стремление к достижению поставленной цели,
- чувство коллективизма и взаимопомощи.
Общие правила при обучении технике оригами.
- Заготовка должна иметь точную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование
- Бумага:
- Непосредственно рабочая: цветная из набора
- Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
I год обучения старшая группа
Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.
Задачи:
- Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
- Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
- Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
- Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
- Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
- Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
- Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
- Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.
К концу первого года обучения дети могут:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
- по образцу изготавливать несложные поделки.
- знать и называть геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
II год обучения
подготовительная к школе группа
Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.
задачи:
- Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
- Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.
- Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
- Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
- Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
- Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
- Развивать память и внимание.
- Развивать творческие способности и исследовательские навыки.
К концу второго года обучения дети могут:
- ориентироваться на листе бумаги
- знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
- знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
- изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
- работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
- уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами
«БумКа». (бумажная игрушка) (старшая группа)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Уровень развития | |||||||||
с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | ||
Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития.
Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами
«БумКа». (бумажная игрушка) (подготовительная к школе группа)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи | Общее количество баллов | Уровень развития | ||||||||||
с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | с | к | ||
Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития.
Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития.
Уровни освоения программы кружка «БумКа». (бумажная игрушка)
Высокий уровень-
Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. Свободно владеет навыками конструирования из бумаги(сгибание, разгибание ) и ножницами. Одинаково манипулирует как правой, так и левой рукой. Проявляет самостоятельность, творчество, воображение в работе. Речь развита. Умеет составлять рассказ о своей поделке.
Средний уровень-
Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. При активной помощи взрослого осваивает навыки работы с материалом. Имеет представление о создании поделки из бумаги. Координация движений развита недостаточно. С помощью взрослого составляет рассказ о своей поделке.
Низкий уровень-
Не проявляет должного интереса к изготовлению поделок из бумаги. Владеет конструктивными навыками, но не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки. При активной помощи взрослого может проявить творчество. Координация движений рук развита недостаточно.
Низший уровень - не владеет конструктивными навыками, не проявляет творчества, координация рук не развита.
Перспективный план работы кружка «БумКа». (бумажная игрушка)
(старшая группа)
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Знакомство с искусством оригами | Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
2 | Превращения квадратика | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
3 | «Дом» | Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. |
4 | «Для чего нужна дверь?» | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик. |
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Гриб» | Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». |
2 | «В осеннем лесу» (коллективное панно) | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. |
3 | «Кот» | Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. |
4 | «Стакан» | Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник». |
ОКТЯБРЬ
\
НОЯБРЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Собачья семейка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.) |
2 | «Муха» | Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха». |
3 | «Старое дерево» | Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. |
4 | «Ветка рябины» | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. |
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Лисичка-сестричка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. |
2 | «Домики для лисы и зайца» | Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию. |
3 | «Царевна-ёлочка» | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки. |
4 | «Дед Мороз» | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность. |
ЯНВАРЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Снеговик» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос) |
2 | Мониторинг | Определить уровень развития детей в манипулировании с бумагой |
3 | «Гномик» | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Корона» | Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. |
2 | «Стул» | Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». |
3 | «Поздравительная открытка к 23 февраля» | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. |
4 | «Кораблики в море» (коллективная композиция) | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. |
МАРТ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. |
2 | «Весна красна» | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. |
3 | «Серая шейка» | Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. |
4 | «Жар птица» | Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. |
АПРЕЛЬ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Ракета» | Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
2 | «Шаттл» | Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком. Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму. |
3-4 | Панно «Цветочный луг» | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
МАЙ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Коралловая рыбка» | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
2 | «Медузка» | Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза. |
3 | Композиция «Морское дно» | Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях. |
4 | Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. |
Перспективный план работы кружка «БумКа». (бумажная игрушка)
(подготовительная группа)
Сентябрь
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "Повтрение" | Закрепить знания детей полученных на первом году обучения: вид искусства «оригами», условные знаки, основные приёмы складывания бумаги. | *разные виды бумаги: тонкая, толстый картон, цветная, бархатная, гофрированная, фольга и др. * ёмкости с водой *для сравнения дерево |
2. | «Мои творения из бумаги» | Совершенствовать навыки детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка» , изготовить поделки на выбор. | *заготовка квадратов, прямоугольника, разновидности поделок из квадрата, прямоугольника. |
3. | «Оригами» | Знакомить детей с терминами, принятыми в оригами, закреплять их названия в речи. совершенствовать работу в манипулировании с бумагой. знакомить с понятиями: угол, диагональ, сторона. | *заготовки квадратов на детей * образец квадрата (угол, сторона, диагональ) |
4. | "что это за значки" | познакомить детей со специальными знаками, принятыми в оригами. закреплять основные термины. укреплять взаимосвязь между наглядными, практическими и словесными источниками действия. побуждать к манипулированию с бумагой, развивать мелкую моторику рук. | * игровой персонаж листочек * схемы- модели условных знаков в оригами *заготовки квадратов |
октябрь
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "волшебная бумага" | познакомить детей с качествами и свойствами бумаги: мнётся, рвётся, гнётся, мокнет, можно сложить разные фигуры. познакомить с разными видами бумаги, её назначением. развивать наблюдательность, познавательный интерес, интерес к манипулированию с бумагой. | *разные виды бумаги: тонкая, толстый картон, цветная, бархатная, гофрированная, фольга и др. * ёмкости с водой *для сравнения дерево * сказка про листочек |
2. | "в гости к чудесному листочку" | познакомить детей с искусством бумажной пластики- оригами. развивать интерес к этому виду искувсства через игровые персонажи. учить манипулировать с бумагой. дать представления о терминах, принятых в оригами. | *игровой персонаж -чудесный листочек *готовые модели бабочки, лягушонка(для показа детям) *заготовка квадратов |
3. | " в стране ориландии" | знакомить детей с терминами, принятыми в оригами, закреплять их названия в речи. совершенствовать работу в манипулировании с бумагой. знакомить с понятиями: угол, диагональ, сторона. | *заготовки квадратов на детей * образец квадрата (угол, сторона, диагональ) |
4. | "что это за значки" | познакомить детей со специальными знаками, принятыми в оригами. закреплять основные термины. укреплять взаимосвязь между наглядными, практическими и словесными источниками действия. побуждать к манипулированию с бумагой, развивать мелкую моторику рук. | * игровой персонаж листочек * схемы- модели условных знаков в оригами *заготовки квадратов |
ноябрь
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | путешествие в страну ориландию "весёлые мордашки" | учить складывать квадрат по диагонали, пользуясь схемой, аккуратно фиксировать сгиб. дорисовывать поделку: глаза, рот, нос. создавать радостное настроение. развивать фантазию , выдумку при придумывании рассказа о поделке. | *квадраты белого цвета *фломастеры *стихи про весёлых человечков (а.барто, л.кузьмичёва) |
2. | "бабочки к нам прилетели" | учить складывать бабочку из базовой формы- треугольника. упражнять детей в работе по алгоритму. побуждать украсить крылья бабочки, рассказать про свою бабочку. | *заготовка квадратов разного цвета(на выбор ребёнка) *фломастеры, ножницы *схемы сложения бабочки * клей-карандаш *образец бабочки на карте страны |
3. | "разные рыбки" | упражнять детей в складывании рыбки из треугольника. дополнять модель с помощью дорисовывания деталей(глаза, чешуя), вырезывания хвостика. продолждать учить пользоваться ножницами. воспитывать интерес к занятию. | *заготовки квадратов жёлтого и синего цвета(набрызг) *квадратики для глаз *ножницы, фломастеры |
4. | "гриб, грибочек, тоненькая ножка..." | учить складывать гриб из двух деталей: ножка и шляпка. совершенствовать умение складывать модель по условным знакам. развивать речь детей, мелкую моторику. | *заготовки квадратов красного или коричневого цвета, другой- жёлтого или белого цвета *ножницы и клей *стихи про гриб, загадка *образец на карте страны |
декабрь
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "самолёт построим сами" | учить детей из базовой формы - треугольника складывать самолётик, украшать его крылья звёздами. продолжать учить наклеивать дополнительные детали. развивать движения мелких и точных движений пальцев. | *готовые квадраты голубого цвета, и белого *заготовки звёздочек *игровой первонаж *клей *стихи про самолёт *мини-самолёт на карте страны |
2. | "кто, кто в домике живёт?" | учить детей из базового квадрата"строить" домик из двух частей (крыша, стены). упражнять в правильном складывании бумаги, учить дополнять поделку по- разному. развивать выдумку, фантазию. воспитывать интерес к занятиям. | *квадраты разного размера (стены- крыша) *доп. детали (окно, дверь, украшения) *ножницы, клей *образец на карте |
3. | "лягушонок" | продолжать конструировать лягушонка вторым способом. учить правильно читать последовательность изготовления поделки по опорным схемам, понимать их. совершенствовать речевые умения и навыки. воспитывать интерес к занятию. | *квадраты зелёного и белого цвета( для закрепления) *доп. детали (глаза, рот) *клей, салфетки *мини- образец на карте страны *пальчиковая игра |
4. | "ёлка, ёлочка..." | учить детей сгибать квадрат по диагонали: делать из разного размера квадратов треугольники; последовательно их складывать вверх от большого к меньшему. развивать мелкую моторику рук. побуждать украсить свою ёлочку простыми элементами. | *квадраты разного размера зелёного цвета(по 3 штуки) *ножницы, клей *мини- образец на карте *фломастеры |
Январь
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
неделя - каникул | |||
Мониторинг | Определить уровень развития детей в манипулировании с бумагой | ||
1. | "кораблик" | учить из базовой формы- треугольника конструировать кораблик; дополнять поделку деталями( иллюминаторы, флажки). воспитывать интерес к экспериментированию с бумагой. | *квадраты голубого и серого цвета *фломастреры *мини- образец *опорные схемы сложения |
2. | "рыбки плавают в аквариуме" | учить создавать композицию: красивый аквариум. продолжать складывать рыбок из базовой формы - треугольника. учить украшать аквариум доп. деталями: водоросли, камушки морские звёзды, вырезанные из бумаги и из картинок). помочь детям распределить работу ( рыбки и украшения для аквариума). развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать. воспитывать чувство коллективизма, радости от совместной работы. | * заготовка большого аквариума(затонированный лист) *квадраты разного размера и цвета * цветная бумага для водорослей, камушек и картинки для вырезания *доп. детали для рыбок фломастеры, клей, салфетки *мини-образец на карте *схемы сложения рыбок |
февраль
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "заяц- хвастун" | учить детей складывать зайца, с опорой на схемы сложения. продолжать учить пользоваться ножницами. развивать умение фиксировать сгиб. побуждать обыгрывать свои поделки(придумать для зайчика имя, сходить в гости к другому зайчику) развивать воображение и фантазию. | *квадраты белого цвета *доп. детали(глаза, нос) *фломастеры, ножницы, клей, салфетки *опорные схемы *мини- образец на карте *стихи про зайца |
2. | "щенок" ( по произведениям в.сутеева) | продолжать знакомить с творчеством в.сутеева. учить изготавливать щенка(голову), дорисовывать поделку. продолжать учить читать схемы сложения, самостоятельно манипулировать с бумагой. развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.. развивать диалогическую речь, словотворчество. | *квадраты коричневого цвета *доп. детали для украшения *фломастеры, *мини- образец *схемы- сложения *отрывки из произведения сутеева "кто сказал мяу?" |
3. | "конура для собачки" | продолжать учить конструировать домик (конуру) для собаки. развивать умение пользоваться опорной схемой сложения, аккуратно фиксировать сгиб. побуждать обыгрывать поделку (поселим барбоса в конуру ). учить детей самостоятельно сочинять сказку по опорным схемам-моделям. воспитывать бережное отношение к животным. | *квадраты жёлтого цвета *доп. детали: крыша- треугольник, круг- вход в конуру. *фломастеры, клей, салфетки *опорные схемы сложения *схемы- модели для сказки *мини- образец |
4. | подарок для папы - кораблик с флажком. | предложить сделать подарки для пап к празднику, красиво их украсить. продолжать учить самостоятельно манипулировать с бумагой. воспитывать желание доставлять радость близким. | *квадраты разного цвета *доп. детали (флаги, круги для иллюминаторов) полоски бумаги *ножницы, клей, *схема сложения кораблика *фломастеры |
март
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "цветок тюльпана" (подарок для мамы) | продолжать доставлять радость близким (маме).продолжать правильно читать опорные схемы сложения. учить дополнять поделку ( стебелёк, листок); аккуратно сворачивать из полоски трубочку- стебелёк. воспитывать интерес к изготовлению подарка. | *квадраты красного, оранжевого цветов *полоски и квадраты зелёного цвета(стебелёк, листок) *опорные схемы сложения *ножницы, салфетки, клей |
2. | "курочка- хохлатушка" | учить детей из базовой формы- воздушного змея делать курочку, по опорным схемам сложения. учить правильно сгибать бумагу, фиксировать сгиб, дополнять поделку. побуждать обыгрывать поделку, имитировать движения курочки. воспитывать творческое воображение. | *квадраты оранжевого цвета ; доп. детали: гребешок, глаза, крылья( квадрат) *фломастеры, клей, ножницы, салфетки *мини- образец *потешка |
3. | "птичка в гости к нам летит" | продолжать из базовой формы - воздушного змея конструировать птицу. совершенствовать умение свободно манипулировать с бумагой. развивать выдумку, пространственное мышление; обговаривать этапы работы. | * квадраты разного цвета *загадки * фломастеры, ножницы *мини-образец *подв. игра "вороны- воробьи" |
4. | "совушка-сова - большая голова" | продолжать изготавливать птицу из базовой формы; внимательно читать опорные схемы изготовления. учить самостоятельно дополнять поделку деталями. развивать навыки работы с ножницами. воспитывать положительные эмоции, чувство радости от выполненной работы. | *квадраты чёрного, коричневого цвета *стишок про сову, игра про сову; *ножницы, клей, салфетки; доп. детали( клюв, глаза) * опорные схемы; мини- образец |
апрель
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | "кролик банни" | продолжать знакомить детей с базовой формой - воздушный змей; складывать мордочку кролика. аккуратно складывать бумагу по опорным схемам- сложения. продолжать обыгрывать поделку в пальчиковой игре. развивать связную речь, память, мелкую моторику рук. | *квадраты серого и коричневого цвета; доп. детали для носа, глаз *фломастеры, клей, ножницы *мини- образец *сказка, пальчиковая игра " весёлый кролик банни" |
2. | "собака туся" | продолжать складывать мордочку собаки туси, аккуратно фиксировать сгиб; самостоятельно "читать" последовательность работы, дополнять поделку. научить складывать туловище собаки. развивать мелкую моторику рук. воспитывать усидчивость, внимательность. | *квадраты разного цвета и размера *опорные схемы *фломастеры, клей *мини- образец *стишок, загадка про собаку |
3. | "пять котят" ( по мотивам произведения в.сутеева "пять котят") | продолжать учить складывать мордочки котят разного цвета. ( по произведению) побуждать самостоятельно оформлять доп. детали. развивать творчество, фантазию, воображение. побуждать обыграть поделки , вспомнив для этого фрагменты из рассказа в.сутеева. | *квадраты разного цвета *опорные схемы *мини- образец, фломастеры *рассказ "пять котят" в.сутеева |
4. | "маленький щенок" ( по мотивам в.сутеева) | продолжать конструировать из бумаги собаку ( голова+ туловище). продолжать аккуратно сгибать бумагу, чётко фиксировать сгиб, приклеивать глаза, нос. развивать мелкую моторику рук. воспитывать внимательность, усидчивость. развивать словотворчество, связную диалогическую речь. | * квадраты по 2 одинакового цвета *готовые доп. детали: глаза, нос * фломастеры, клей, салфетки *опорные схемы, мини- образец *стишок, рассказ про собаку |
май
№ | нод с детьми | задачи | развивающая среда |
1. | панно "горшок с цветами" | побуждать детей создавать композицию" цветы в горшке". развивать чувство ритма, фантазию, выдумку, творческие способности. закрепить знания о комнатных цветах. воспитывать бережное отношение к ним. | *квадраты красного, оранжевого цвета * листы белой бумаги *клей , салфетки, фломастеры * опорные схемы сложения тюльпанов |
2. | коллективная работа "у солнышка в гостях" | учить создавать образ солнышка, последовательно читая схему сложения. продолжать учить аккуратно наклеивать "лучики" на лист бумаги. развивать конструктивные способности детей, фантазию. воспитывать умение работать дружно, сообща, вместе. | *квадраты жёлтого цвета *лист голубой бумаги (тонировка ) *треугольники оранжевого цвета *клей, салфетки *доп. детали (рот, нос, глаза) * мини- образец на карте |
3. | коллективная работа "бабочки порхают на лугу" | учить создавать композицию "летающие бабочки"; продолжать складывать бабочек из базовой формы- треугольника, дорисовывать поделку. учить украшать луг, где летают бабочки доп. деталями( трава, цветы). помочь детям распределить работу - бабочки, украшения для луга. развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать детали композиции. воспитывать чувство коллективизма, радости от совместной работы. | *большой затонированный лист - "красивый луг" * квадраты разного цвета т размера * цветная бумага для цветов, травы *клей, салфетки, ножницы *мини- образец * схемы- сложения бабочек |
4. | мониторинг | проверить уровень усвоения детьми программы кружка . | *по результатам наблюдения *по результату изготовления поделок *обобщить уровень усвоения программы кружка ( аналитическая справка) |
ЛИТЕРАТУРА:
- Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Программа «Оригами в детском саду». Издательство Линка-Пресс 2010г.
- Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 6, стр. 14; 2004. - № 1, стр. 12; № 2, стр. 10; № 3, стр. 9; № 4, стр. 11.
- С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
- С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- С.Н. Соколова Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. М.: Айрис-пресс, 2004. – 50 с.
- С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
- Долженко Г. И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития.
- Весёлые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: ГРАНТ-ПРЕСС, АСТ-ПРЕСС. 1995. – 32 С.
- Богатова И. Рождественское оригами. - 2001, № 12.
- Богатова И. Цветочные композиции из бумаги. - 2002, № 10.
- Из листа бумаги. - 1963, № 11; 1964, № 2; 1966, № 7.
- "Конструктор" из листа бумаги. - 1967, № 2; 1968, № 2; 1974, № 12.
- Опаричева С. Оригами: игра, головоломка или нечто большее? - 1999, № 12.
- Титович Е. Гирлянды из звездочек . - 1964, № 11.
- Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами/Т.Б. Сержантова.- 6-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2006.-192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мир русской народной игрушки" для детей 5-7 лет.
Программа "Мир русской народной игрушки" предназначен для детей 5-7 лет и включает четыре основных блока. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания заняти...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста
ldquo;Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста&rdquo...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Рабочая программа игрушки своими руками
Рабочая программа игрушки своими руками...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы «Игрушки»
Рабочая программа по развитию детей младшей группы разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образо...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...