Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» г. Невинномысска
Принята решением «Утверждаю»
педагогического совета Заведующая МБДОУ №19
МБДОУ № 19 г. Невинномысска г. Невинномысска
Протокол № _______ ____________Е.А.Басакова
«____»___________ 20___г. « ____» __________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
кружка «Игрушка своими руками»
Воспитатель МБДОУ № 19
г. Невинномысска
Шевченко С.В.
г. Невинномысск, 2013г.
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Учебно - тематическое планирование.
3.Содержание тем учебного курса. План работы кружка «Игрушка своими руками».
4.Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе.
5.Перечень учебно – методического обеспечения.
6.Список литературы.
7. Приложения к программе.
Пояснительная записка
«Без неё, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей,
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»
А. Синявский
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ № 19 «Тополёк» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.
Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются - творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат постепенному осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются этнопедагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его - актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики детей.
На практике эти задачи реализуются через занятия с детьми в кружке «Игрушка своими руками».
Целью кружка является:
- создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
- развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;
- формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.
Задачи:
- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;
- познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
- научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
- способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.
Программа кружка предполагает два года обучения. Она рассчитана на старший дошкольный возраст детей (5 – 7 лет).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут (30 минут).
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо дать возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Региональный компонент реализовывается через ознакомление детей с творчеством региональных писателей (стихи, сказки, потешки), художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физминутки).
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Физическая культура»:
- развитие мелкой моторики.
2. «Здоровье»:
- цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3. «Коммуникация»:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
4. «Познание»:
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.
5. «Социализация»:
- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
6. «Музыка»:
- использование музыкальных произведений во время занятий.
7. «Труд»:
- формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
8. «Чтение художественной литературы»:
- использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
9. «Безопасность»:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней
итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.
Ожидаемый результат работы кружка:
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
- тематические выставки в ДОУ;
- участие в городских конкурсах;
в ходе работы дети:
- получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные техники изготовления народной куклы;
- научатся видеть богатый красочный мир народного искусства, попытаются передать всё его многообразие в своих работах;
- научаться быть более чуткими, тактичными, терпимыми;
- научатся слушать и слышать друг друга;
- получат удовольствие от своей работы и почувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.
Система оценки достижений детей:
Ребёнок должен:
1 - хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
2 - изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога - 1 год обучения (самостоятельно изготавливать тряпичную куклу по образцу педагога - 2 год обучения);
3 - фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
4- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
5 - знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
6 - знать технологию изготовления кукол.
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-14 – средний уровень; 15-18– высокий уровень. (Приложение 2)
Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и огромный терапевтический эффект.
«Не запрещайте детям творить,
Пусть иногда выходит криво –
Но их нелепые мотивы
Никто не в силах повторить»
Учебный план работы кружка:
Наименование | Количество часов | ||
В неделю | В месяц | В год | |
«Игрушка своими руками» | 1 час | 4 часа | З6 часов |
Цель: Создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.
Тематический план работы кружка
на 2013-2014 уч. г.
№ п/п | Содержание | Часы |
1 | Изучение истории возникновения народной куклы | 1 |
2 | Изучение видов кукол | 2 |
3 | Изучение технологии изготовления кукол | 2 |
4 | Русская народная кукла + сказочное слово | 4 |
5 | Изготовление русской народной куклы | 20 |
6 | Подготовка к выставке, выставка | 7 |
на 2014-2015 уч.г.
№ п/п | Содержание | Часы |
2 | Русская народная кукла + сказочное слово | 3 |
3 | Изготовление русской народной куклы | 27 |
4 | Подготовка к выставке, выставка | 8 |
Содержание тем учебного курса
1 год обучения
Разделы. Темы. | Количество занятий | |||||||||
всего | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Раздел 1: «Куклы из бабушкиного сундука» 1. Истории возникновения народной куклы 2. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные) 3. Технологии изготовления кукол | 5 1 2 2 | 1 2 1 | 1 | |||||||
Раздел 2: «Куклы - обереги» 1. Крестец 2. Кувадка (Куватка) - 3 вида 3. Отдарок-на-подарок 4. День и Ночь (1 вариант) 5. Рождественский Ангел + сказка (2) 6. Подорожница 7. Десятиручка 8. Бессонница + сказка 9. Неразлучники 10.Барыня | 13 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 | 1 2 | 1 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 | |||
Раздел 3: «Игровые куклы» 1.Зайчик-на-пальчик 2.Утешница + сказка 3.Колокольчик 4.Пеленашка 5.Бабочка 6. Кукла Дуняша 7. Медведь и Медведица 8. Птица 9. Птица из палочки 10.Покосница 11.Куклы-сестрички - мастер класс | 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| 1 | 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | 1 | 1 1 | ||
Раздел 4: «Ах, как куклы хороши!» 1. Подготовка к выставке, выставка | 7 7 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Итого: | 36 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Содержание тем учебного курса
2 год обучения
Разделы. Темы. | Количество занятий | |||||||||
всего | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Раздел 1: «Куклы - обереги» 1.Лихоманки-лихорадки 2.День и Ночь (2 вариант) 3.Веснянка 4.Желанница 5. Кубышка-Травница 6.Кукла от худого слова. 7. Зернушка или Крупеничка 8.Хозяюшка-Благополучница (Денежная кукла-кубышка) 9. Счастье | 15 2 2 1 2 2 1 2 1 2 | 2 1 | 2 | 2 1 | 1 2 | 1 | 1 2 | |||
Раздел 2: «Обрядовые куклы» 1.Масленица 2. Пасхальная голубка 3.Капустка 4. Вербница 5. Коза | 7 1 1 2 1 2 | 2 | 1 | 1 1 1 | 1 | |||||
Раздел 3: «Игровые куклы» 1.Столбушка 2.Малышок-голышок 3.Девка-бабка 4.Узелковая кукла | 6 1 2 2 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 2 | |||
Раздел 4: «Ах, как куклы хороши!» 1. Подготовка к выставке, выставка | 8 8 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
План работы кружка
1 год обучения
№ | Тема | Цель | Оборудование и материалы |
Сентябрь | |||
1 | История возникновения куклы | Познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы и её назначением. Создать у детей положительное эмоциональное отношение к народным традициям и духовным ценностям русского народа. | Альбом «Русская народная игрушка». Русская народная музыка. |
2-3 | Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные) | Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют. Дать понятие игровой, обрядовой и обереговой куклы и объяснить их назначение. | Образцы тряпичных кукол. Материалы необходимых для её изготовления. Альбом №1 «Народная тряпичная кукла». Русская народная музыка. |
4 | Технологии изготовления кукол | Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы. Учить работать с тканью и нитками. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. | Образцы тряпичных кукол и ткани для их изготовления. Альбом №2 «Изготовление русских тряпичных кукол». Русская народная музыка. |
Октябрь | |||
1 | Технологии изготовления кукол | Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами. Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы. | Альбом №2 «Изготовление русских тряпичных кукол». Образцы ткани (лоскуты размером 15х15см, 10х15см – на каждого ребёнка), нитки № 40, нитки «Ирис», вата или синтепон ножницы. Русская народная музыка. |
2 | Крестец | Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Крестец», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Крестец». Учить: связывать палочки между собой ниткой крест на крест, рвать ткань на полоски и завязывать их на основу. Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. | Образец куклы. Две палочки длиной 15см и 10см, ленточки шириной 0.5-1см и длиной 18-20 см – 10 штук (или лоскут ткани 15х15см с насечками через 1,5см), шерстяная пряжа для волос куклы, нитки «Ирис» красного цвета. |
3 | Кувадка №1 | Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Кувадка», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №1. Учить: складывать ткань по прямой в виде скатки; перевязывать её ниткой по прямой и крест накрест. Развивать мелкую моторику и фантазию. Учить работать по схеме. Воспитывать трудолюбие, внимание и усидчивость. | Образец куклы. Три лоскутка ткани 25х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета. |
4 | Кувадка №2 | Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №2. Учить: складывать ткань по прямой; перевязывать её ниткой; скручивать несколько раз (как будто выжимаем полотенце). Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику и внимание. Воспитывать усидчивость и аккуратность | Образец куклы. Три лоскутка ткани 30х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета. |
Ноябрь | |||
1 | Кувадка №3 | Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №3. Учить: складывать ткань по диагонали и сворачивать начиная с уголка; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани; перевязывать ткань ниткой. Учить работать по схеме. Развивать память, глазомер, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. | Образец куклы. Три лоскутка ткани 20х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 10х10см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета. |
2 | Отдарок-на-подарок | Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Отдарок-на-подарок». Учить изготавливать головку куклы, наполнив её синтепоном (ватой) и перетянув нитью. Учить работать по образцу. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Цветной лоскуток ткани размером 20х40см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета. |
3 | День и Ночь | Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День-Ночь». Познакомить со значением куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «День». Учить: складывать ткань по диагонали, вкладывать наполнитель и формировать головку, перехватывая нитками в районе шеи. Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям. | Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета; золотая или серебряная узкая тесьма. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Декабрь | |||
1 | День и Ночь | Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «Ночь». Развивать память, внимание и мышление. Продолжать воспитывать уважение к народным традициям и обычаям. | Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета. |
2 | Рождественский Ангел + 2 сказки | Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обрядово - обереговую куклу «Рождественский Ангел» Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа. | Образец куклы. Лоскуты голубой или белой ткани 20х20см, лоскуты капрона или другой прозрачной ткани 15х15см, нитки «Ирис» белые или золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета. |
3 | Бабочка | Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Бабочка». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. Рис. 2 Лоскуток ткани 30х15 см яркого цвета; квадрат такого же цвета 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета; узкая 0,5-1см ленточка на пояс (15-20см). |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Январь | |||
1 | Утешница + сказка | Учить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Утешница». Учить: складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка. Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа. | Образец куклы. Сказка «Матушкина куколка» Три отреза ситца разных цветов (прямоугольник красного цвета 12х6см (полукруг радиусом 7см), квадрат белого цвета 12х12см и треугольник зеленого цвета 15х10х10см); вата; нитки «Ирис» красного цвета. |
2 | Кукла Дуняша | Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Дуняша». Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью. Учить: работать с круглыми лоскутами ткани; приматывать ручки к телу куклы. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Один круг из цветной ткани диаметром 20см, второй из белой диаметром 10см; полоска ткани шириной 4см, длиной около15см, косынка –треугольник из ткани такого же цвета как большой круг; синтепон; нитки «Ирис» белого цвета. |
3 | Колокольчик | Научить детей изготавливать тряпичную обрядово - игровую куклу «Колокольчик». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. Три круглых лоскутка ткани, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной 20 см белой ткани для лица; первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани треугольной формы; нитки «Ирис» для обвязывания; вата, ветошь или синтепон для головки; и, конечно же, колокольчик! |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Февраль | |||
1 | Бессонница + сказка | Научить детей изготавливать тряпичную куклу - оберег «Бессонница». Научить детей изготавливать куклу из двух лоскутков ткани без иголки, ниток и ножниц. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. Лоскут белого цвета 25х25см; цветной лоскут ткани 30х25см; кусочек синтепона; треугольный лоскут цветной ткани на косынку; нитки «Ирис» |
2 | Неразлучники | Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы- оберега «Неразлучники» и ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Учить работать по схеме. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. | Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 25х25 см; ткань красного цвета 30х8см; нитки «Ирис» красного цвета; тесьма; палочка длиной 30 см. |
3 | Птица | Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Птица». Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. Квадратный лоскут ткани 20х20см (25х25см); синтепон; красные нитки «Ирис» или шерстяные. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Март | |||
1 | Птица из палочки | Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками). Учить работать по образцу. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 12х12см; две изогнутые тонкие палочки; красные нитки «Ирис» или шерстяные; шесть бусинок для ножек птички. |
2 | Зайчик-на-пальчик | Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Зайчик-на-пальчик». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Продолжать учить работать по схеме. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Прямоугольный лоскут ткани 12х25см; вата(синтепон); нитки «Ирис» красного цвета; ленточка на пояс или на ушки 15-20см. |
3 | Медведь и Медведица | Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Медведь и Медведица». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Учить работать по образцу. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Прямоугольный лоскут коричневой ткани 30х15см – тело мишки; прямоугольный лоскут такой же ткани 15х10см – верхние лапки; нитки; синтепон; ленточка 15-18см (треугольник-косынка); прямоугольник на передник 10х4см. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Апрель | |||
1 | Десятиручка | Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Десятиручка». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани. Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Прямоугольный лоскут белой ткани 30х15см – тело Десятиручка; прямоугольные лоскуты ткани белого или красного цвета 15х8см – 5 штук; синтепон; передник 10х4см; нитки белого и красного цвета; косынка или подойник красного цвета или в цвет передника. |
2 | Покосница | Научить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Покосница». Познакомить детей с новыми способами работы с тканью. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Прямоугольник белой ткани 20х35см; лоскуток-полукруг радиусом 14см - на юбку, передник 10х4см, платок-треугольник, красная лента 15см на подойник, синтепон или вата; красная нить «Ирис». |
3 | Барыня | Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Барыня». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Научить новому способу работы с тканью - заплетание косичек. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам. | Образец куклы. Лоскуты ткани белого цвета20x50 см; плотная ткань 20x20см для туловища; верёвочки 3 шт. по 10см; длинный лоскут белого цвета для головы; лоскуты для юбки, передника, подойника и косынки. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Май | |||
1 | Подорожница | Познакомить детей со способом изготовления обереговой куклы «Подорожница». Закрепить навыки и приёмы изготовления тряпичных кукол, вспомнить их значение. Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик. Продолжать учить работать по схеме. Воспитывать уважение к народным обрядам и обычаям. | Образец куклы. Светлая ткань 10х10 см – для головки; цветная ткань 6х11 см – руки; ткань подходящего цвета 6х6 см – для узелка; ткань поплотнее 6х15 см - для юбки (можно полукруг - радиусом 7 см); лоскут ткани 3х15 см – подойник; треугольник ткани, размер большой стороны 18 см – косынка; ткань для передника – 10х4 см; Синтепон или вата; нитки «Ирис» белого цвета. |
2 | Пеленашка | Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Пеленашка». Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Полоса белой ткани 35х50см; лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см; нитки «Ирис» белого или красного цвета; ленточки шириной 0,5-1 см. |
3 | Куклы Сестрички - мастер класс | Познакомить с игровой куклой «Сестрички» детей и, участников мастер-класса, взрослых. Закрепить навыки и умения по изготовлению традиционной тряпичной куклы. Выяснить вместе с детьми, что способ изготовления куклы «Сестрички» очень похож на способ изготовления куклы «Кувадка» №1. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству и доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Три лоскутка красной, белой или разноцветной ткани 25х12 см, полоска ткани такого же цвета 40х10см; прямоугольный лоскут ткани 15х7см; лоскут 10х4см – передник; косынки-треугольники; ленточки шириной 0.5-1см, длиной 15-20см; нитки «Ирис» красного или белого цвета. |
4 | Подготовка и выставка детских работ |
План работы кружка
2 год обучения
№ | Тема | Цель | Оборудование и материалы |
Сентябрь | |||
1-2 | Лихоманки-лихорадки | Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами. Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям. | Образец кукол. Белая ткань 1х1 м; много разноцветных небольших лоскутков для одежды кукол (юбок и косынок); Красные нитки «Ирис». |
3 | Узелковая кукла | Познакомить детей с традиционной тряпичной узелковой куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют. Учить завязывать уголок ткани узелком. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. | Образец куклы. Квадрат ткани со стороной 32см (это в нашем случае — можно больше или меньше); синтепон для головки; полоска ткани или верёвочка – повязка на головку; нитки «Ирис» в цвет ткани. |
4 | Кукла от худого слова | Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «От худого слова». Продолжать учить детей: - складывать ткань по диагонали; - изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое назначение. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие. | Образец куклы. Ткань белого цвета (можно просто светлого тона) 15х15 см; три кусочка разных цветных тканей 16х16 см, 18х18 см, 20х20 см; синтепон для головы; цветная ткань для платка 17х27х17 см; тесьма для подвязывания платка лоскут цветной ткани 4х12 см для подойника; красные нитки «Ирис». |
Октябрь | |||
1-2 | День и Ночь | Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День-Ночь» - 2 вариант. Вспомнить с детьми значением куклы «День и Ночь». Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям. | Альбом №2 «Изготовление русских тряпичных кукол». Образец куклы. Два квадрата белой и синей (чёрной) ткани для куклы; два квадрата ткани подходящих расцветок для юбок; нитки «Ирис» соответствующих цветов и синтепон |
3 | Столбушка | Познакомить детей с тряпичной игровой куклой «Столбушка», с историей её создания и назначением. Учить складывать ткань для тулова пополам и закручивать в плотный валик-столбец перевязывая в трёх местах красной нитью. Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. | Образец куклы. нитки «Ирис» красного цвета. Ткань для: туловища – 54х90 см (тулово будет высотой 27 см); головы – (белая ткань) 30х30 см; нижняя юбка – светлая ткань 27х50 см; рубаха и руки – 32х32 см ( или 35х35 см); юбка длинная – ( по цвету рубахи) 52х75 см; фартук – 14х18 см; головная повязка – 9х43 см; платок косынка – 32х32 см; пояс скрученный - 50х60 см (чтобы обернуть вокруг талии 2 раза) |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Ноябрь | |||
1-2 | Желанница | Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Желанница» Продолжать учить детей делать скрутку; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани - юбку; перевязывать ткань ниткой. Учить работать по схеме. Развивать память, глазомер, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. | Образец куклы. Ткань для скрутки 15х30 см; светлый квадрат для лица и рук – 20х20 см (25х25 см); синтепон для головы; нитки «Ирис»; лоскуты для платочка и передничка; ленточки и бусы для украшения. |
3 | Кубышка-Травница | Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Кубышка-Травница». Учить работать по образцу. Развивать память, глазомер, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Цветной лоскуток ткани размером 40х40см – для юбки; синтепон; белая ткань 20х20 см – для головы; треугольник для платка 30-35 см по длинной стороне; цветной красивый передник; два квадрата со стороной 10 см в цветочек для груди; два цветных квадратика для узелков с травой; синтепон; полоски красной ткани или лента для повязки на голову; разноцветные нитки для пояса; сбор трав; нитки «Ирис» красного цвета. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Декабрь | |||
1 | Кубышка-Травница | Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «Кубышка-Травница». | Образец куклы |
2-3 | Зернушка или Крупеничка | Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обереговую куклу «Зернушка». Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа. «Сказка о Крупеничке» | Образец куклы. Лоскут белой или небелёной льняной ткани 20х20см – для тела (лучше если, дома с мамой они сошьют мешочек для крупы), лоскут ткани для нижней рубахи – 20х12 см; лоскут яркой однотонной ткани такого же размера – 20х12 см – для ручек; треугольник для платка с длинными завязками; лоскуты ткани на передник и подойник; можно бусы; нитки «Ирис» белые и золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Январь | |||
1-2 | Коза | Учить детей изготавливать тряпичную обрядовую куклу «Коза». Учить: - заплетать косы из шерстяных ниток; - складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка. Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа. | Образец куклы. Набор материалов: - ткань-скатка (тело-голова) белого цвета 35х12 см; - лоскут цветной ткани –(платье) 35х15 см; - рукава – цветной лоскут 12х16 см; - фартук – однотонная ткань 9х7 см; - разноцветные ленты, пояски, колокольчики и нитки «Ирис» красного цвета; - шерстяные рыжие или жёлтые нитки для волос. |
3 | Малышок-голышок 1 вариант | Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Малышок-голышок». Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью. Учить: - работать с большими лоскутами ткани; - перематывать плотно уголки ткани нитью, формируя ручки и ножки куклы. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Квадрат ткани белого цвета 22х22 см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета; Кусочки ткани для юбки и косынки. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Февраль | |||
1 | Малышок-голышок 2 вариант | Продолжать учить детей изготавливать тряпичную куклу «Малышок-голышок». Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. То же, но вместо квадрата белой ткани – прямоугольник белого цвета 22х45 см. |
2 | Масленица | Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Масленица» и ещё с одним народным обрядом. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Учить работать по схеме. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. | Образец куклы. Приготовим для головы лоскут белой ткани 20х20 см; два лоскута для рук 10х12 см; два цветных лоскута 20х20 см для юбки; лоскут для косынки (лучше из красной ткани) и немного синтепона для головы; нитки «Ирис» красного цвета. |
3 | Хозяюшка-Благополучница (Денежная-кукла-Кубышка) | Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Хозяюшка-Благополучница». Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие. | Образец куклы. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Март | |||
1 | Веснянка | Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками). Учить работать по образцу. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Лоскут белого цвета 35х12 см - скатка (тело-голова); 2 цветных лоскута 35х15 см (нижняя и верхняя юбки) – платье; рукава – цветной лоскут 12х16 см; фартук – однотон. лоскут 9х7 см; тесьма, нитки «Ирис» красного цвета; синтепон; нитки шерстяные жёлтого или рыжего цвета для волос. |
2-3 | Счастье (лучше выполнять совместно с мамами) | Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Счастье». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Продолжать учить работать по схеме. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Квадрат белой плотной х/б ткани размером 10х10 см; квадрат светлой ткани 10х10см; |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Апрель | |||
1 | Вербница | Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Вербница». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани. Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Плотная ткань для скрутки; красная ткань для лица и рубашки 30х30 см; нижняя юбка – белая ткань 35х14 см; цветная ткань для верхней юбки 14х40 см; тесьма на подойник; платок 30х30 см; прямоугольный лоскут на фартук; нитки и ленточки для пояса; синтепон; красные нитки «Ирис»; веточка вербы. |
2 | Пасхальная голубка | Научить детей изготавливать тряпичную обрядовую куклу «Пасхальная голубка». Познакомить детей с новыми способами работы с тканью. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Три круга красной ткани диаметром 25см (один из них другого оттенка); синтепон или вата; красная нить «Ирис»; ножницы. |
3 | Капустка | Познакомить детей с методикой изготовления обрядовой куклы «Капустка». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам. | Образец куклы. Квадрат светлой ткани 25х25 см,; Три или два квадрата цветной ткани 25х25 см, немного синтепона; красные нитки «Ирис»; тесьма на повойник 11-13 см, поясок 30-35 см. |
4 | Подготовка и выставка детских работ | ||
Май | |||
1 | Капустка | Продолжать с детьми работу над изготовлением обрядовой куклы «Капустка». Закрепить навыки и приёмы изготовления тряпичных кукол, вспомнить их значение. Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик. Продолжать учить работать по схеме и образцу. Воспитывать уважение к народным обрядам и обычаям. | Образец куклы. |
2-3 | Девка-Бабка | Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Девка-Бабка». Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу. | Образец куклы. Нам понадобится: берёзовая палочка длинной 20 см, в диаметре не менее 1 см, не более 1,5 см |
4 | Подготовка и выставка детских работ |
Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе.
К концу первого года обучения дети должны:
уметь:
- работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
- изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога;
- фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
знать:
- виды и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег);
- технологию изготовления кукол;
иметь представление:
- об истории русской народной куклы.
Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе.
К концу второго года обучения дети должны:
уметь:
- работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
- самостоятельно изготавливать тряпичную куклу по образцу педагога;
- фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
знать:
- виды и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег);
- технологию изготовления кукол;
- историю русской народной куклы.
Перечень учебно – методического обеспечения:
1.Материал:
- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;
- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;
- разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;
- тесьма: белая и разноцветная;
- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);
- природный материал – палочки разной длины и формы
2. Инструменты:
- ножницы
3.Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам
5.Методическая и художественная литература
6. СD диски с записями русской народной музыки
Список литературы:
1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.
Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
2. Зимин З.И. Текстильные обрядовые куклы.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.
4. Народная кукла: (Электронный ресурс) Gallery.ru / vedjena.
5. Магия народной русской куклы без лица: (Электронный ресурс) http://unn-sens.livejournal.com/31945.html
7. Куклы-берегини: (Электронный ресурс) http://www.liveinternet.ru/users/ 4162227/post149399794/
8. Народные куклы. (Электронный ресурс)
http://podarkidlyavas.jimdo.com/ народные-куклы/
9.Культура русского народа. (Электронный ресурс) http://kulturanarod.blogspot.ru/2011/02/blog-post_6166.html
10.Традичионные тряпичные куклы своими руками. (Электронный ресурс) http://podelki-doma.ru/1311-2/moya-kollektsiya-narodnyih-kukol
11. Кукла «Берегиня дома». (Электронный ресурс) http://tikoroleva.ucoz.ru/news/master_klass_kukla_bereginja_doma/2011-06-07-92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет) МАДОУ д./с.№ 38 г. ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Рабочая программа....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Рабочая программа...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...