Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Принято на заседании педсовета МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь Липецкой области Протокол № | Утверждено приказом заведующий МБДОУ д/с №3 __________/ М.А. Афанасова |
Рабочая программа по модулю
«Народные игрушки»
дополнительной общеразвивающей программы
духовно – нравственной направленности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3
города Лебедянь Липецкой области
Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3
Лопандина Надежда Павловна
Лебедянь, 2017 г.
Пояснительная записка
«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» (Е.А. Флерина)
Актуальность
Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Новизна.
Занятия по данному модулю сопровождаются экскурсиями в краеведческий музей родного города. Занятия проходят в игровой форме.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, ситуация выбора и т.д.
Занятия данного модуля находят отражение в творческой деятельности детей: рисовании, лепки.
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Задачи: ознакомить детей с народными игрушками;
развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
осуществлять нравственное развитие ребенка;
развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
развивать умение видеть красоту народных игрушек;
содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.
Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народным праздникам.
Календарно-тематическое планирование .
Модуль
«Народные игрушки»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
1. | Путешествие в мир народной игрушки. | 14.09.2017 | |
2. | В гостях у сестричек, у матрёшек. | 28.09.2017 | |
3. | Украсим матрёшкам сарафаны. | 12.10.2017 | |
4. | Богородская деревянная игрушка. | 26.10.2017 | |
5. | Романовская игрушка | 9.11.2017 | |
6. | Игрушки тульских мастеров. | 23.11.2017 | |
7. | Сказки деда Филимона. | 7.12.2017 | |
8. | Филимоновские игрушки. | 21.12.2017 | |
9. | Чудо филимоновских свистулек.. | 11.01.2018 | |
10. | Игрушкины частушки.В мастерской дымковской игрушки. | 25.01.2018 | |
11. | Дымковский олень. | 8.02.2018 | |
12. | Малиновый звон. Игрушка – колокольчик. | 22.02.2018 | |
13. | Секреты каргопольской игрушки. | 15.03.2018 | |
14. | Хохломская игрушка. Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома! | 29.03.2018 | |
15. | Лебедянские игрушки. | 12.04.2018 | |
16. | Экскурсия в музей « Народная игрушка лебедянских мастеров» | 26.04.2018 | |
17. | Игровое мероприятие. Игра – лото «Народная игрушка» | 10.05.2018 | |
18. | Итоговое мероприятие .Вечер развлечений « В гостях у народной игрушки» | 24.05.2018 |
Содержание изучаемого курса
ноябрь | ||||
1.5 | Романовская игрушка | Познакомить с замечательным мастерством и искусством Липецкой области, с особенностями в росписи романовской глиняной игрушки. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»: | Романовские игрушки плакаты «Романовская игрушка», презентации «Романовская игрушка» |
1.6 | Игрушки тульских мастеров. | Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей с культурным наследием России, земли Тульской. воспитывать терпеливость и организованность; чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре. | Демонстрация различных игрушек тульских мастеров. Рассматривание открыток, альбомов, разучивание частушек, игры. | Мультимедийная презентация, игрушки тульских мастеров. |
декабрь | ||||
1.7 | Сказки деда Филимона | Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, которое зародилось на Тульской земле; создать условия для. | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»: | Романовские игрушки плакаты «Романовская игрушка», презентации «Романовская игрушка» |
1.8 | Филимоновская игрушка | Создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки; учить раскрашивать и создавать узоры на глинянной заготовке; развивать чувство формы и ритма. | Демонстрация различных игрушек тульских мастеров. Рассматривание открыток, альбомов, разучивание частушек, игры. | Мультимедийная презентация, игрушки филимоновских мастеров. |
январь | ||||
1.9 | Чудо филимоновских свистулек. | Продолжать учить детей расписывать узором по филимоновским мотивам Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора Воспитывать любовь к народным промыслам | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. Дидактическая игра «Найди филимоновскую игрушку»: | Видео «Филимоновская игрушка» |
1.10 | Игрушкины частушки.В мастерской дымковской игрушки. |
| Разучивание частушек, игры. | Мультимедийная презентация. |
Февраль | ||||
1.11 | Дымковский олень. | Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских игрушек, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска пластилина, голову и шею, хвост из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания. | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек. Разучивание стихотворений. | Дымковский олень, презентация лепки оленя. |
1.12 | Малиновый звон. Игрушка – колокольчик. | Познакомить детей с игрушкой – колокольчиком. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре. | Демонстрация различных колокольчиков. Слушание колокольных звонов. | Мультимедийная презентация, выставка колокольчиков.. |
Март | ||||
1.13 | Секреты каргопольской игрушки. | Познакомить с замечательным мастерством каргопольских мастеров.Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение. | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. Дидактическая игра «Найди каргопольскую игрушку»: | Каргопольские игрушки, видеоматериал «Каргопольская мастерская» |
1.14 | Хохломская игрушка. Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома! | Познакомить с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас | Демонстрация различных игрушек, хохломской посуды. | Мультимедийная презентация, игрушки мастеров из Хохломы. |
апрель | ||||
1.15 | Лебедянская игрушка. | Познакомить с замечательным мастерством и искусством Лебедянских мастеров, с особенностями их творчества. | Демонстрация иллюстративного материала. Беседы, слушание народной музыки. | Лебедянские игрушки |
1.16 | Экскурсия в музей «Народная игрушка лебедянских мастеров» | Мастер – класс по изготовлению игрушки. | Беседы. | Мультимедийная презентация, |
май | ||||
1.17 | Итоговое мероприятие Игра – лото «Народная игрушка» | Закрепить народные промыслы изготовления игрушек, развивать память. | Игра – лото «Народная игрушка» | 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов. |
1.18 | Итоговое мероприятие .Вечер развлечений «В гостях у народной игрушки» | Прививать любовь к русскому народному фольклору; развивать интерес к различным видам народных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к р.н. творчеству; доставить детям радость от праздника. | Стихи, песни о народных игрушкх. | Мультимедийная презентация, народные игрушки |
Планируемые результаты освоения программы по модулю «Народные игрушки»
К концу года ребенок должен иметь:
Обогащенные и систематизированные знания детей о народных игрушках , о традиционных промыслах народной игрушки.
К концу года ребёнок должен уметь: называть отличительные черты народных игрушек, произведения народных мастеров, рассказывать истории народных промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593508-1423922983.jpg)
Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-461969-1404335268.jpg)
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-461969-1404335268.jpg)
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-461969-1404335268.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-784377-1478356800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-965862-1678742148.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности детей 4-5 лет средней группы «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Светлячок» г. Цимлянска составлена на основе общеобразовательной программы ДОУ, в с
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с ФГОС ДО, ООП МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска, с учетом инновационной программы дошкольного образования &l...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОС...