Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) на тему
“Составные и динамические игрушки как средство развития
предметно-игровой деятельности детей раннего возраста”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
“Составные и динамические игрушки как средство развития
предметно-игровой деятельности детей раннего возраста”
Пояснительная записка
Актуальность:
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить с ними ряд разнообразных действий. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ребёнок овладевает речью. Игрушки являются неотъемлемой частью его жизни, а так же действенным средством развития личности ребёнка. Вот почему вопрос, как организовать предметно-игровую деятельность детей раннего возраста приобретает особое значение.
Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные и динамические игрушки. Так как они обеспечивают познавательную, исследовательскую, двигательную, социально-коммуникационную активность детей.
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается в живительный исток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк “пытливости и любознательности”, считал В.А. Сухомлинский.
Цель:
Формирование всестороннего развития детей средством предметно-игровой деятельности, через использование составных и динамических игрушек.
Задачи:
- Развивать навыки действия с составными и динамическими игрушками.
- Формировать любознательность, восприятие окружающих объектов и явлений.
- Способствовать развитию речи, интеллекта и волевых качеств детей раннего возраста.
- Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, количестве).
- Развивать пространственные представления о расположении предмета.
- Вызвать интерес к данной игровой деятельности.
- Развивать глазомер, крупную и мелкую моторику рук.
Условия:
- Взаимосвязь предметно-игровой деятельности с другими видами деятельности в жизни детей раннего возраста.
- Обеспечение предметно-развивающей средой, игрушками.
- Соответствующая методическая литература.
- Сотрудничество детей и взрослых.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
- Сотрудничество с семьёй.
- Создание благоприятных условий для данной игровой деятельности, её безопасность.
Нормативно-правовые источники:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российский Федерации”
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. N 1155).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
«От рождения до школы» (авторы – А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарёва: М.М. Борисова, Н.Е. Веракса, В.В. Гербова и др.).
Предполагаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к составным и динамическим игрушкам.
- Знают их название.
- Умеют действовать с ними и применять в игровой деятельности.
- Возросла речевая активность детей.
- Оформлены центры развития.
- Создана картотека составных и динамических игрушек и игр с ними.
- Разработан календарно-тематический план по использованию составных и динамических игрушек.
Календарно-тематический план
Месяц | Тема | Цель | Пространственные ориентиры |
Сентябрь | Игрушки-каталки | Развивать координацию движений ребёнка, учить различать предметы, которые катятся впереди, сзади, управлять движением. | Центр двигательной активности: “Грузовичок” “Зайчик” “Мишка” “Черепаха” |
Картинки-вкладыши | Ознакомить с предметами окружающего мира. Развивать настойчивость, сообразительность, мелкую моторику рук. | Центр познания: “Овощи” “Фрукты” “Животные леса” “Геометрические фигуры” | |
Октябрь | Качающиеся игрушки | Знакомство со свойствами предметов, развивать внимание, создавать настроение. | Центр познания: “Мишка” “Клоун” “Зайчик” “Неваляшка” |
Парные картинки | Формировать умение находить предметы по типу “Найди такую же”, развить внимание, ознакомить с окружающим миром. | Центр познания: “Парные коврики” “Животные” “Найди пару” “Фигуры” | |
Ноябрь | Конструкторы | Формировать умение сравнивать предметы по величине, сравнивать и подбирать. Развивать моторику рук. Обогащать представление детей об объектах окружающего мира. | Центр двигательной активности: “Конструктор напольный Лего” “Мозаика напольная “Поляна” “Мягкий конструктор” “Большой деревянный конструктор” |
Игрушки-стучалки | Развить глазомер, мелкую моторику рук, формировать усидчивость, наблюдательность, координацию движений. | Центр познания: “Забей гвоздик” “Сыр и мышки” “Прыгающие человечки” “Горка-шарики” | |
Декабрь | Пирамидки | Развивать любознательность, умение различать предметы по форме, величине, цвету, мелкую моторику рук. | Центр познания: “Мякиши” “Музыкальная пирамидка” “Стаканчики” “Собачка” |
Игрушка-шнуровка | Обогащать словарный запас, знакомство с окружающим миром. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений. | Центр познания: “Лимон” “Завтрак” “Ёжик” “Чудо-пуговица” | |
Январь | Кубики | Развивать мелкую моторику рук, концентрацию внимания, пространственное мышление. | Центр познания: Кубики-мякиши “Предметы” “Жмурки” “Кубики с картинками” “Сказки” |
Игрушки-качалки | Развивать крупную моторику, координацию движений. Обогащать словарный запас. Создать настроение. | Центр двигательной активности: “Лошадка” “Слонёнок” “Петушок” “Уточка” | |
Февраль | Разрезные картинки | Развивать целенаправленное действие у ребёнка. Учить действовать по образцу, доводить начатое до конца. Развивать моторику рук, активную речь, знакомить с окружающим миром. | Центр познания: “Медвежонок” “Одежда” “Рыбки” “Фрукты” |
Игрушки-каталки | Побуждать детей наблюдать за движением игрушки, подражать этим движениям. Развивать пространственные представления о расположении предметов: впереди, позади. | Центр двигательной активности: “Паровозик” “Щенок” “Вертолётик” “Машина” | |
Март | Игрушки-вкладыши | Решение задачи для ребёнка, найти для фигуры собственное окошечко. Развивать наблюдение, сравнение, память. Тренировать глазомер, мелкую моторику рук. | Центр познания: “Ведёрко с фигурками” “Весёлая черепашка” “Машинка” “Домик” |
Игрушки двигающиеся | Развивать наблюдательность, сообразительность, внимание, расширять кругозор, обогащать словарный запас. Развивать моторику рук. | Центр двигательной активности: “Юла” “Акробат-кувыркунчик” “Богородская игрушка медведи” “Паровоз заводной” | |
Апрель | Конструкторы | Формировать умение составлять из частей целостный объект, развивать мелкую моторику рук, активную речь, самостоятельность, сосредоточенность. | Центр познания: “Лего дупло” “Строительные пластины” “Зоопарк” “Деревянный конструктор” |
Игрушки-лабиринты | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений ребёнка, воображение, память. Расширять кругозор. | Центр двигательной активности: “Животные” “Дерево” “Весёлый медвежонок” “Коровка” | |
Май | Игрушки для улицы | Продолжать развивать крупную моторику рук, двигательную активность, целенаправленные действия. Умение взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. | Центр двигательной активности: “Воздушный змей” “Вертушки” “Воздушные шары” “Кегельбан” |
Составные игры | Формировать логическое мышление, развивать речь, память, мелкую моторику рук. | Центр познания: “Мозаика” “Лото” “Домино” |
Развивающая предметно пространственная среда, наполненная составными и динамическими игрушками, используется в разное время дня:
утром до завтрака
между завтраком и занятием
на игре-занятии
на прогулке
во второй половине дня.
В самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности взрослого и ребёнка, индивидуальной работе, образовательной деятельности, режимных моментах.
Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:
Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка раннего возраста:
“Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий”;
“Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им”;
“У ребёнка развита крупная моторика, он стремится освоить различные виды движения (бег, лазание, перепрыгивание)”.
Список литературы
- Примерная программа воспитания дошкольного образования “От рождения до школы” Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аскарина – М. Медицина 2007 г.
- Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Из опыта работы московских педагогов / авт. сост. В.Сетникова. Линка-Пресс, 2005 г.
- Губанова Н.Ф. “Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.” – М. Мозаика-Синтез, 2007-2010 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г.
- Интернет источник.
Консультации для воспитателей. Сайт для работников ДОУ (Мой детский сад)
“Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271704-1372722323.jpg)
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1296817-1674456528.jpg)
Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-1296814-1692878699.jpg)
ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через театрализованную деятельность....
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамма...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1250981-1608045947.jpg)
"Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста"
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/12/picture-872739-1652347976.jpg)
Методическая разработка «Народная игрушка как средств всестороннего развития у детей раннего возраста"
методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-1494486-1699387074.jpg)
Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».
Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....