Рабочая программа игрушки своими руками
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему
Рабочая программа игрушки своими руками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Программа кружка «Игрушка своими руками»
Пояснительная записка
Прикладное творчество - это процесс создания работ ручного труда с использованием различного подручного материала (бумага, ткань, бисер, воск, нитки и т. д.).
С древних времен люди украшали одежду, обувь, домашнюю утварь, орудия труда и интерьер своего жилища с помощью прикладного творчества. Возможно, первым толчком к появлению этой деятельности явилась необходимость шить одежды из шкуры, изготавливать предметы, необходимые в хозяйстве и для труда. Первые результаты деятельности подсказали человеку, что можно не только изготавливать необходимые для жизнедеятельности вещи, но и украшать их. Особое место в жизни людей занимало украшение одежды. Здесь применялось все искусство и творческая мысль мастериц, которые использовали для своих изделий различный материал: кожа, мех, ткань, бумага. С течением времени прикладное творчество развивалось и обогащалось новыми идеями, материалами и формами.
Занятия с детьми творчеством занимает особое место в педагогике, и являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память. Происходит разностороннее психологическое развитие ребёнка, раскрывается его личность, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Появляется способность использовать эти умения и накопленный опыт для решения задач в различных ситуациях (в том числе нестандартных), уверенность в правильности принятия обоснованных решений.
Занятия в кружке прикладного творчества позволяют детям научиться правильно обращаться с рабочим материалом и инструментами, необходимыми в работе; планировать порядок выполнения рабочих движений, способы соединения деталей; изготавливать изделия в нетрадиционной форме, уметь создавать работы по словесному описанию. Дети учатся использовать способы самооценки в своей работе и работе товарищей, создавать работы по замыслу, подбирать для них цветовую гамму. Таким образом, формируется и навык эмоционального отклика на многообразие красок, форм в природе.
Изготовление игрушки занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Игрушки, сделанные своими руками, имеют большую ценность и для взрослых и для детей. Взрослого человека забавная игрушка переносит в мир детства, вызывает добрую улыбку. Для ребенка же игрушка – неизменный спутник и друг, который знакомит его с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства.
Процесс создания игрушки развивает фантазию, воображение, логическое и творческое мышление, память, умение работать самостоятельно. Воспитывает трудолюбие и художественный вкус, формирует творческое отношение к труду, вырабатывает навыки и умения, необходимые для успешной деятельности ребенка.
Программа «Игрушка своими руками» разработана в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», изложенными в Письме Министерства образования Российской Федерации (2006г.), а также в соответствии с рекомендациями к работе объединений и кружков художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках.
Основная цель программы:
способствовать формированию творческой и компетентной личности в области прикладного творчества, посредством обучения художественному ручному труду.
Основные задачи:
- формирование и расширение предметного кругозора детей в области художественного ручного труда, в том числе истории развития игрушки, как одного из направлений народного творчества;
- обучение детей изготовлению поделок из различных подручных материалов;
- формирование у детей навыков культуры труда, общетрудовых знаний и умений;
- развитие творческих способностей детей, их фантазии, интеллекта, логического мышления, познавательного интереса;
- развитие у детей развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание у детей усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий;
- воспитание интереса детей к творческой деятельности.
Характеристика программы
Направленность: художественно-эстетическая.
Тип программы: дополнительная образовательная программа.
Вид программы: модифицированная.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми различных возрастных категорий, желающими научиться изготавливать игрушки, картины, поделки из различного материала и предметы интерьера своими руками.
Для организации работы формируются группы. Количество занимающихся в группе – до 8 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 30-40 минут.
Основные формы работы кружка:
- практические групповые занятия по утвержденному расписанию;
- воспитательные мероприятия (по плану работы кружка);
- выставки поделочных работ.
Требования к образовательным результатам
Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Работая по программе кружка «Игрушка своими руками», обучающийся постепенно сможет овладеть навыками, необходимыми для деятельности с прикладным творчеством, как к с предметом деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Компетенции | Значимые действия и умения |
Предметные | - владение навыками работы с бумагой и картоном, пластилином, природным материалом, тканью, нитками, бисером, бусинами и прочими материалами; - владение правилами вырезания деталей по шаблонам, порядком выполнения аппликаций из ткани, ниток, бумаги и пр. материалов, владение приёмами изготовления простейших игрушек в различных техниках; - умение самостоятельно подбирать технику и материалы, а также, выполнять и оформлять работы. |
Учебно-познавательные | - владение знаниями и умениями, направленными на организацию цели обучения, на самооценку учебно-познавательной деятельности; - владение креативными навыками продуктивной деятельности в области прикладного творчества; - владение приемами действий в различных ситуациях, в том числе нестандартных; - умение планировать свои действия при выполнении творческой работы. |
Компетентности личностного самосовершенствования | - владение навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими орудиями труда; - проявление любознательности, инициативы и познавательной активности; - способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту; - забота о сохранении своего здоровья, соблюдение правил гигиены. |
Коммуникативные | - умение выражать в понятной форме последовательность изготовления поделки, сувенира и т. д. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате занятий по программе «Игрушка своими руками» обучающиеся приобретут первоначальные знания, умения и навыки, связанные с деятельностью в области изготовления игрушки, в основе которой предусмотрено:
- владеть навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими инструментами;
- знать основы терминологии в области художественного ручного труда и изготовления игрушек;
- уметь вырезать детали по шаблонам, владеть порядком выполнения различных техник;
- владеть навыками аккуратной работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, нитками, природным материалом, бисером и пр.;
- знать приёмы изготовления простейших игрушек в различных техниках;
- уметь самостоятельно выполнять простейшие изделия из подручного материала.
- владеть навыками культуры труда, общетрудовых знаний и умений.
Учебно-тематический план
Содержание
Содержание учебного материала состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть занятия способствует повышению количества и качества знаний учеников по данному предмету. В процессе обучения ученики получают сведения о терминологии, методах обучения, техниках изготовления игрушек, приёмах конструирования и использования различных материалов.
Практическая часть занятия включает в себя повторение определённых действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. С помощью упражнений формируются двигательные навыки, без которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе выполнения практических упражнений у учащихся формируется динамический стереотип, развивается мелкая моторика пальцев, но это не должно сводиться к бездумному повторению действий. В каждом действии должно быть творческое начало.
Воспитательные мероприятия составляют отдельный раздел и проводятся по плану работы учреждения.
Месяц | Занятие | Тема | Время |
Октябрь | 1 | Кукла-оберег «Крестец» | 30 мин |
2 | Кукла-оберег «Кувадка» | 30 мин | |
3 | Кукла-оберег из ниток | 30 мин | |
4 | Кукла-оберег «Десятиручка» | 30 мин | |
Ноябрь | 1 | Игровая кукла «Утешница» | 30 мин |
2 | Кукла-оберег «Желанница» | 30 мин | |
3 | Игрушка из пробок «Змейка» | 30 мин | |
4 | Новогодняя игрушка «Ёлка» | 30 мин | |
Декабрь | 1 | Новогодняя игрушка «Дед Мороз» | 30 мин |
2 | 30 мин | ||
3 | Игрушка на ёлку «Снежинка» | 30 мин | |
4 | Игрушка на ёлку «Ангел» | 30 мин | |
Январь | 1 | Игрушка «Снеговик» | 30 мин |
2 | Волшебная вазочка | 30 мин | |
3 | Пингвин | 30 мин | |
4 | Собачка | 30 мин | |
Февраль | 1 | Человечек из пробок | 30 мин |
2 | Самолетики | 30 мин | |
3 | 30 мин | ||
4 | Цветы из пуговиц | 30 мин | |
Март | 1 | Вазочка для цветов | 30 мин |
2 | Коробочка-сюрприз | 30 мин | |
3 | Роспись деревянных яиц | 30 мин | |
4 | 30 мин | ||
Апрель | 1 | Пасхальные зайчики | 30 мин |
2 | Картина из пуговиц «Чудо-дерево» | 30 мин | |
3 | 30 мин | ||
4 | Бабочка из пуговиц | 30 мин | |
Май | 1 | Картина из шерсти «Цветы» | 30 мин |
2 | 30 мин | ||
3 | Шкатулка техникой декупаж | 30 мин | |
4 | 30 мин |
Методическое обеспечение программы
Методика обучения
Обучение детей по данной программе предполагает использование на занятиях разнообразных педагогических приемов и методов, как классических, так и эвристических, направленных на выявление и развитие творческих способностей обучающихся.
Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:
- словесные, которые включают в себя рассказ, объяснение, устный инструктаж;
- наглядные, к которым относятся иллюстрации и демонстрации;
- практические – упражнения, учебно–практические работы;
- репродуктивные и проектные, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала: повторение, алгоритмизация;
- самостоятельные и несамостоятельные, характеризующие степень управления педагогом познавательной деятельности учащихся: задания, указания.
Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются:
- познавательные игры;
- создание эмоциональных ситуаций;
- предъявление требований;
- убеждение;
- поощрение.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:
- устный контроль и самоконтроль объединяют индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;
- практический контроль и самоконтроль применяются для диагностики уровня развития навыков и умений обучаемых: контрольные учебно-практические работы.
Необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности детей, их индивидуальные особенности.
Основная структура занятия
Групповое занятие - наиболее оптимальная форма работы кружка.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя проверку готовности учащихся к занятию, вводный инструктаж, технику безопасности.
В основной части занятия стоит задача овладения теоретическими и практическими знаниями учебной программы. В этой части занятия необходима физкультминутка, чтобы дать отдых глазам и пальцам.
В заключительной части подводятся итоги занятия, даётся оценка выполненной работы.
Музыкальное сопровождение на занятии используется для поддержания работоспособности учеников.
Этапы учебного процесса
Изучение материала должно осуществляться в несколько этапов.
1. Ознакомление.
На первом этапе даются первоначальные знания по обработке рабочего материала. При объяснении техники выполнения приема идет показ педагогом на практике. После этого ученики приступают к выполнению приёма, опираясь на наглядное пособие.
2. Разучивание.
Задача второго этапа - овладеть техникой выполнения изучаемого приёма по обработке рабочего материала. Главным является многократное повторение, а также использование дополнительных методических приемов (слуховых и зрительных ориентиров).
3. Совершенствование.
Третий этап - это закрепление изучаемого приема и дальнейшее совершенствование в технике. На этом этапе продолжается повторное выполнение, разбор ошибок, если они есть.
4. Проверка знаний и умений.
Задача педагога – не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, благодаря которым можно своевременно выявить и предупредить возможные отклонения от прогнозируемого результата.
Инвентарь и оборудование
Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий по программе «Игрушка своими руками»:
- ученические столы;
- ученические стулья;
- ножницы;
- линейки;
- шаблоны;
- циркуль;
- технологические карты;
- образцы готовых изделий и пр.
Литература
Методическая литература
- Майко Диан Босек «Чудесные фигурки из ниток», Харьков, 2014
- Н.П. Роенко «Поделки, обереги. Картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков, 2012
- Т.Ф. Плотникова «Мозаика из яичной скорлупы», Москва, 2012
- Хелен Уолтер «Цветы из бумажных лент», Москва, 2008
- Л.П. Васильева-Гангнус «Уроки занимательного труда», Москва, 1978
6. Б.П. Осмачкин «Сувениры своими руками», Киев, 1987
7. Жаннетт Кнаке «Мягкие картины своими руками», Москва, 2007
8. К. Стародуб «Игрушки и поделки из природных материалов», Ростов-на-Дону, 2006
9. С.Н. Гришечкина, В.А. Козюлина «Поделки. Игрушки, подарки своими руками», Ярославль, 2007
- Мэри Оно, Рошин Оно «Оригами: фигурки животных из бумаги», Харьков, 2013
- С. Соколова «Театр оригами: игрушки из бумаги», Москва, 2001
- В. Хоменко, Г. Никитюк «Аппликации, картины и панно из природных материалов» и пр.
Нормативная база
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395972-1391250663.jpg)
Презентация "Проектирование фрагмента рабочей программы "Чудо своими руками"
Красочная помощь при раскрытии темы!...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы
Рабочая программа "Чудеса своими руками\'\' разработана для детей средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1035457-1544236096.jpg)
Рабочая программа "Чудеса своими руками"
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисково...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1279720-1603036076.jpg)
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"
Мастер-класс для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160584-1567774470.jpg)
Рабочая программа "Чудеса своими руками"
Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес....