Рабочая программа *Моя любимая мягкая игрушка *
рабочая программа
Рабочая программа по изготовлению мягкой игрушки из фетра .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_lyubimaya_myagkaya_igrushka.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление социальной защиты населения Администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа
Муниципальное казенное учреждение
«Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
К.В. Кокорина
Рабочая программа
«Моя любимая мягкая игрушка игрушка»
Ленинск - Кузнецкий
2024
Составитель К.В . Кокорина, инструктор по труду
Муниципальное Казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга"
Рабочая программа ориентирована на развитие творческих способностей детей в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни.
Муниципальное казённое учреждение
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Радуга», 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Организационно-педагогические условия
- Ожидаемые результаты.
- Тематическое планирование
- Содержание учебного плана
- Мониторинг навыков и умений по пошиву мягкой игрушки
- Методическое обеспечение кружка «Моя любимая мягкая игрушка»
- Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения. Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели. Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, среднего школьного возраста.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса. Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил . Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза ируки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.
Цель
: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки.
Задачи: Образовательные:
дать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами;
- освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек; - изучить основные технологии изготовления мягких игрушек;
- обучить рациональному использованию материалов;
Развивающие:
- развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. - развивать интерес к прикладному творчеству; - формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой;
Воспитательные: - формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовойкультуры;
- расширять и обогащать практический опыт детей, знанияо производственной деятельностилюдей;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;
- воспитывать эстетический вкус.
Организационно-педагогические условия
Сроки реализации программы -24 часа.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Моя любимая мягкая игрушка» - 12—17лет.
Наполняемость групп:
Количество обучающихся в объединении- 3-5 человек.
Режим и продолжительность занятий: 24 часа
В соответствии с художественной направленностью программы «Моя любимая мягкая игрушка» и рекомендациями СанПиНом (от №41) продолжительность занятий для детей 12-17лет 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут
Форма обучения – очная.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать и уметь:
- уметь оборудовать рабочее место до начала занятия и привести его в порядок по окончании работы;
- освоить основные швы («вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «через край», «потайной»);
- уметь выбирать ткань и цветовое решение изделия;
- знать инструменты и материалы, необходимые для работы на кружке; знать правила техники безопасности во время работы над игрушкой;
- уметь самостоятельно выбирать вариант оформления игрушки;
- изучить технологию пошива безлекальных, полуплоских, объемных, и полезных игрушек;
- самостоятельно изготавливать игрушки по освоенным технологиям;
- уметь самостоятельно подбирать материалы, фурнитуру и варианты оформления игрушек;
- знать и выполнять правила техники безопасности;
- освоить технологию изготовления и научиться шить объемные мягкие, каркасные игрушки;
- научиться шить и украшать куклы;
- знать условные обозначения в литературе;
Для успешной работы объединения потребуется:
∙ Кабинет с хорошим освещением, столы, стулья.
∙ Дидактический материал ∙ наглядные пособия
∙ Материалы и инструментов
∙ Ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметр.
∙ Хлопчатобумажные нитки, шерстяные или синтетические нити различных цветов; пряжа, мулине.
∙ Ткань разного цвета, вида, строения.
∙ Трикотаж, готовые перчатки, носки
∙ Синтепон,
∙ Тесьма, ленты.
∙ Пуговицы, бисер.
∙ Мех
∙ Клей
∙ Карандаши, ручки, фломастеры.
∙ Бумага, картон.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел1 Вводное занятие, Техника безопасности | 1 | 1 | - | Ознакомительная беседа, опрос |
Тема Знакомство с планом работы Тема Виды ткани. « Беседа как выбрать нужную ткань для пошива» | - | Ознакомительный тематический контроль ( беседа с воспитанниками) | |||
- | |||||
2 | Раздел 2 Основные приемы шитья игрушки | 6 | - | 6 | Беседа, Наблюдение, Контроль во время занятий, Анализ работы |
Тема Инструменты и материалы необходимые для шитья. Тема Шов в перед иголкой Тема Шов через край | 2 2 2 | - - - | 2 2 2 | ||
3 | Раздел3 Виды украшения изделия | 7 | Беседа, Наблюдение, Контроль во время занятий, Анализ работы | ||
Тема Виды украшения стразами и бусинами Тема Украшения готовыми фигурными украшениями Тема Украшения вышивкой | 2 | 2 2 | Беседа, Наблюдение, Контроль во время занятий, Анализ работы. Оценка качества выполненной работы | ||
4 | Раздел4 Шитье игрушек (Тигра, Зайчик ,Дракона Тема Пошив Тигра Тема Пошив Зайца Тема Пошив Дракона | 10 | 2 | 8 | |
5 | Итоговое занятие | - | - | - | Выставка |
Содержание учебного плана.
Раздел 1 «Вводное занятие»
Тема Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История мягкой игрушки
Теория. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей мягкой игрушки.
Тема Виды ткани. Виды игл. Беседа «Как выбрать хорошую ткань»
Теория. Виды ткани. Виды игл. Беседа «Как выбрать хорошую ткань»
Раздел 2 «Основные приемы шитья игрушки»
Тема Инструменты и материалы необходимые для шитья.
Теория. Знакомство с понятиями швов, Виды швов.
Практика. Учить видам швов.
Тема Шов в перед иголкой
Теория. Знакомство с понятиями « Шов вперед иголкой»,
Практика. Учить шить швом вперед иголкой.
Тема Шов через край
Теория. Знакомство с понятиями « Шов через край»
Практика Учить шить швом через край
Раздел3 «Украшения готовыми фигурными украшениями»
Тема Виды украшения стразами и бусинами.
Теория Виды украшений стразами и бусинами
Практика Учить приклеивать различные украшения из страз, бусин.
Тема Украшения готовыми фигурными украшениями
Теория. Виды различных готовых украшений. Обзор фурнитуры. Применение в изделиях.
Практика. Подбор различного декора
Тема «Украшения вышивкой»
Теория Виды узоров из ниток мулине.
Практика Учить вышивать различные узоры из ниток мулине.
Раздел 4 «Шитье игрушек (Тигра, Зайчик ,Дракона)»
Тема «Пошив Тигра»
Теория. Беседа «Особенности выбора ткани, иглы, ниток для пошива тигра». Демонстрация образцов. Выбор техники шитья.
Практика. Пошив игрушки Тигр. Выставка изделий, изготовленными воспитанниками.
Тема «Пошив Зайчика»
Теория Беседа «Особенности выбора ткани, иглы, ниток для пошива тигра». Демонстрация образцов. Выбор техники шитья.
Практика Пошив игрушки Зайчика. Выставка изделий, изготовленными воспитанниками.
Тема «Пошив Дракона»
Теория Беседа «Особенности выбора ткани, иглы, ниток для пошива тигра». Демонстрация образцов. Выбор техники шитья.
Практика Пошив игрушки Дракона. Выставка изделий, изготовленными воспитанниками.
Информационное обеспечение
Наглядные пособия, фотографии изделий, шаблоны, описания, видео презентаций по темам.
Оценка результатов по усвоению программы.
Основной метод педагогической диагностики - систематическое наблюдение проявлений детей в продуктивно-творческой деятельности. Оценка результатов по усвоению программы проводиться 1 раз в три месяца.
Метод: наблюдение за детьми в процессе совместной деятельности в условиях выполнения специально подобранных заданий.
Мониторинг навыков и умений по пошиву мягкой игрушки
№ п/п | Критерии | Показатели | Уровни оценки |
1 | Знание разнообразных техник шитья игрушки. | Умение декорировать игрушки. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2 | Уметь следовать устным инструкциям педагога. | Умение выполнять игрушку, следя показам педагога и слушая пояснения. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
3 | Умения создавать игрушку. | Умение выполнять несложные игрушки по шаблону. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
4 | Развитие мелкой моторики рук и глазомера. | Умение шить не сложные игрушки. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
5 | Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков | Умение организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, соблюдать аккуратность выполнения работы. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Уровни оценки
Высокий уровень (3) - делает самостоятельно;
Средний уровень (2) – делает с помощью педагога или сверстников;
Низкий уровень (1) – затруднятся сделать.
Методические материалы
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться шаблонами, изучение основных видов материалов, техники швов.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данную игрушку по заданному шаблону
- творческая – самостоятельно изготовить игрушку (в основном на четвертой ступени обучения).
Формы организации занятий: теоретическое, практическое, комбинированное занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией и под наблюдением педагога, итоговое тестирование
Виды организации работы детей на занятиях:
- подгрупповое - одновременная работа со всеми учащимися;
Методы обучения:
- беседа, объяснение, рассказ;
- наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
- практический – упражнения, практические задания, наблюдения;
- проблемное обучение – поисковая работа, самостоятельная разработка изделия;
- объяснительно-иллюстративное – объяснение с показом моделей, рисунков, образцов, книг и журналов.
Дидактический и лекционный материал:
- литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию), художественные альбомы, книги, справочники по изготовлению мягкой игрушки
- методические разработки мастер - классов и открытых уроков;
- таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;
- цветовые и композиционные схемы;
- готовые образцы различных изделий
Литература
#1041;ерг Ю.В Игрушки. Шьем сами / Ю.В. Берг. - М.: АСТ, 2020. – 16 c.
2. Войнатовская, Елена Домашние феи. Мастер-классы и выкройки от Nkale / Елена Войнатовская.\-М.:Питер,2019.-13c.
3. Кононович, Т. П. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки / Т.П. Кононович, З.Л. Неботова.-М.:АСТ,Сова,2020.-14c.
4. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров / О.С. Молотобарова. - М.: Просвещение, 2019. - 15c.
#1041;есан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мир русской народной игрушки" для детей 5-7 лет.
Программа "Мир русской народной игрушки" предназначен для детей 5-7 лет и включает четыре основных блока. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания заняти...
Рабочая программа кружка "БумКа" (бумажная игрушка)
данная программа расчина на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет....
Конспект занятия кружка мягкой игрушки: "Изготовление игрушки Божьей Коровки"
Занятие по изготовлению игрушки "Божьей Коровки", последовательность изготовления, игра "Что, где, когда" - все о Божьей Коровке....
Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста
ldquo;Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста&rdquo...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Программа кружка «Мягкая игрушка »
Программа кружка«Мягкая игрушка »...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» «Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего»
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» «Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего» разработана для воспитателей младших групп на 202...