Становление профессионального мастерства начинающего педагога
статья по теме
В работе старшего воспитателя много разных направлений. Одно из них – это сопровождение деятельности начинающего воспитателя.
Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Материал содержит рекомендации п овзаимодействию старшего воспитателя с молодными воспитателями через организацию "Школы молодого педагога".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_professionalnogo_masterstva_nachinayushchego_pedagoga.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Суворова Ирина Борисовна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 13» города Кирова старший воспитатель |
Становление профессионального мастерства начинающих педагогов
«Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть» У.Шекспир |
Каждый детский сад – маленькая сказочная страна с многочисленными жителями, озорными и милыми девчушками и мальчишками.
Весь коллектив детского сада живет одной заботой – чтобы детям здесь было хорошо. Мы гордимся своей профессией, потому что работу в детском саду дает неисчерпаемую энергию, умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, творческое вдохновение и желание делится тем теплом, которое мы получаем от детей. Без любви к детям в детском саду никто не задерживается. Здесь работают энтузиасты и таланты – художники, рукодельницы, дизайнеры, цветоводы, актеры ….
В дошкольном возрасте важно, чтобы рядом с детьми оказались настоящие педагоги и воспитатели.
Задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Многие педагоги, особенно молодые, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны заведующего, старшего воспитателя, более опытных коллег, специалистов.
Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатом деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства.
В работе старшего воспитателя много разных направлений. Одно из них – это сопровождение деятельности начинающего воспитателя.
Данные статистики свидетельствуют о том, что большинство молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии.
Причины:
- Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста
- Неумение применить на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения
- Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
- Невысокий статус профессии в обществе
- Низкая оплата труда при психологической и социальной напряженности.
Подтверждением тому служат статистические данные МКДОУ № 13 за последние три года.
В течение 2011/12 учебного года поступило 3 молодых педагога
(2 уволились. Причина – поступление на работу в школу по специальности)
2012/13 – 4 педагога (1 уволился – причина низкая з/плата)
В настоящее время в коллективе 7 молодых педагогов со стажем работы до 5лет (5 воспитателей, логопед, педагог – психолог)
До 5 лет ………….7 ч. – 24%
5- 10 лет …………2 ч. - 7 %
10 – 15 лет……….3 ч. – 10 %
15 -20 лет………...1 ч. - 4 %
Свыше 20 лет……16 ч. – 55 %
Для меня, как старшего воспитателя, стало актуальным учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессионального становления начинающего воспитателя.
Изучив методическую литературу и опыт работы по планированию и организации работы с начинающими воспитателями, я решила организовать работу через организацию школы молодого педагога.
Цель школы – формировать профессиональную компетентность молодого педагога.
Задачи:
- помочь начинающим специалистам адаптироваться в новом коллективе,
- развивать познавательный интерес к профессии,
- раскрыть индивидуальные творческие способности,
- обеспечить непрерывное образование и профессиональное совершенствование педагогов.
Профессиональное становление педагога – это сложный многоплановый процесс вхождения человека в профессию.
Реализация задач проходит в три этапа.
- Подготовительный
- Реализационный
- Итоговый
Этап | Цель | Время проведения |
| Выявление педагогического статуса начинающего педагога для дальнейшего развития профессиональной перспективы. | Сентябрь или (в течение первого месяца после поступления в ДОУ) |
| Создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя. | Октябрь – апрель Участие в работе школы молодого педагога |
| Проверка эффективности психолого -педагогических воздействий методического сопровождения начинающего воспитателя. | Май |
На подготовительном этапе реализуется индивидуальный план работы с молодым педагогом.
- Экскурсия
Цель: познакомить педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов, музыкальным и физкультурным залами.
- Беседа Цель: познакомить со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями к ее заполнению
- Анкетирование «Кто я? Где я? Что я здесь делаю?»
Цель: определить педагогический статус начинающего педагога.
- Прикрепление опытного педагога – наставника
- Участие в работе «Школы молодого педагога»
На реализационном этапе используются различные формы обучения молодых педагогов. Основные из них:
- Взаимопосещения и наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов
- Консультации
- Практикумы
- Работа в творческих группах
- Наставничество (систематическая индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности)
В этом учебном году в школе молодого педагога запланированы следующие мероприятия:
- Консультации «Организация театрализованной деятельности с детьми», «Организация работы с детьми в утренние часы»
- Практикумы «Основы кукловождения», «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
- Психологический тренинг «Учусь строить отношения»
- Открытые показы НОД
- Конкурс «Зажги звезду»
Ожидаемый результат.
Занятия в школе молодого педагога помогают сформировать у начинающих воспитателей профессиональные умения:
- Решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах
- Заинтересовать детей, привлечь их внимание,
- Учитывать возрастные и психологические особенности детей
- В совершенстве владеть своим орудием труда – словом, речью
- Иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее
- Строить свои взаимоотношения с коллегами, детьми и их родителями.
- Планировать воспитательно – образовательный процесс с учетом современных подходов к личностно – ориентированному обучению
- Использовать способы проектирования и реализации образовательных задач в ходе совместной, самостоятельной и специально организованной деятельности.
- У педагога сформируются профессиональные функции личности: коммуникативная, диагностическая, конструктивно – организаторская, исследовательская.
Самое главное, что участие в работе школе молодого педагога поможет укрепить желание посвятить себя социально важному делу – развитию, воспитанию и обучению детей.
Перспектива
- Продожить работу по развитию пофессиональных умений молодых педагогов
- Внедрить новые формы взаимодействия
- участие в конкурсе «Педагогический дебют»
Вывод: профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системы обучения.
Приложение 1.
Выписка из годового плана 2012/13 уч. год
План работы «Школы молодого педагога»
Цель: формировать профессиональную компетентность молодого педагога.
Срок | Форма | Мероприятие | Отв. за проведение |
Постоянно
| Консультация | Планирование воспитательно- образовательного процесса | Старший воспитатель |
Индивидуальные консультации | Подготовка и проведению НОД, праздников, досугов | Старший воспитатель. | |
Контроль | Выполнение должностных инструкций | Заведующий Старший воспитатель. | |
Сентябрь | Анкетирование | Выявление потребностей молодых педагогов Разработка и утверждение плана на учебный год Выбор и назначение наставников | Старший воспитатель. |
Октябрь | Консультация | «Моделирование предметно - развивающей среды группы» (экскурсия по д/саду, просмотр видеороликов «От самого порога. Развивающая среда детского сада) | Старший воспитатель. |
Ноябрь | Мастер - класс | Методы развивающего обучения - посещение занятий педагогов -стажистов | Воспитатели - стажисты |
Февраль | Практикум | «Методика проведения НОД по художественному творчеству» | Воспитатели - стажисты |
Март | Консультация | «Использование д/ игр в изодеятельности» | Ст. воспитатель |
Апрель | Мастер – класс | Открытый просмотр НОД по ФЭМП в подг. группе «Космическое путешествие» | Воспитатель - стажист |
Май | Круглый стол | Рефлексия. | Ст.воспит. |
Приложение 2.
Выписка из годового плана 2013/14 уч. год
План работы «Школы молодого педагога»
Цель: формировать профессиональную компетентность молодого педагога.
Срок | Форма | Мероприятие | Ответственный |
Постоянно | Консультация | Планирование воспитательно - образовательного процесса | Старший воспитатель |
Индивидуальные консультации | Подготовка и проведению НОД, праздников, досугов | Старший воспитатель | |
Контроль | Выполнение должностных инструкций | Заведующий Ст. воспитатель | |
Октябрь | Консультация Практикум | Организация театрализованной деятельности с детьми. «Основы кукловождения» | Воспитатель Абрамович О.В |
Ноябрь | Практикум | «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» | Учитель – логопед |
Декабрь | Консультация (Видеофильм) | «Утро радостных встреч» (организация работы с детьми в утренние часы) | Ст. воспитатель |
Март | Психологический тренинг | «Учусь строить отношения» | Педагог – психолог |
Апрель | Визитная карточка молодого педагога | Открытые показы Конкурс «Зажги звезду» | Педагоги - наставники |
Май | Анкетирование Круглый стол | «Оценка собственного уровня педагогической деятельности и педагога - наставника» | Ст.воспитатель Педагоги - наставники |
Приложение 3.
Кодекс деятельности успешного педагога.
- Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
- Творчество – отличительная черта.
- Здоровый образ жизни - основа существования.
- Уважение к коллегам, детям, родителям воспитанников – доминанта поведения.
- Профессиональная компетентность –дело чести.
Приложение 4.
Анкета для начинающего воспитателя.
Уважаемые коллеги для определения педагогического статуса начинающего педагога просим вас ответить на следующие вопросы анкеты.
- Имеете ли вы педагогическое образование?
- ДА (указать учебное заведение и факультет)
- НЕТ.
- Насколько хорошо вы подготовлены теоретически?
- Знаете основы общей и возрастной педагогики и психологии
- Владеете методиками воспитания и развития дошкольников
- Умеете работать с психолого – педагогической литературой
- Имеете ли вы опыт практической работы с детьми?
- ДА
- НЕТ
- Каких результатов в профессиональной деятельности хотите добиться_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
Приложение 5.
Правила педагогической гигиены.
- Пришла в детский сад – придай своему лицу умное и благородное выражение.
- Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе всед6 «вон воспитательница пошла»
- Иди на работу с радостью, выходи с приятной усталостью.
- Шути до тех пор, пока не научишься.
- Помни : невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог – душе ребенка.
- Входи к детям, точно зная, для чего ты здесь и что будешь делать.
- Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
- Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
- Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
- Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
- Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, вспомни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна.
- Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
- Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
- Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
- Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
- Отдай работе все силы, но, выйдя из детского сада, включись в другую — не менее прекрасную и полноценную — жизнь.
- Не ограничивай своих привязанностей работой, и у тебя будет все в порядке.
- Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
- Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
- Майер А.А., Л.Г.Богославец «Сопровождение профессиональной успешности педагога» (Библиотека журнала «Управление ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012)
- Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации»
(Библиотека журнала «Управление ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2013)
- Пискун О.Ю. «Сопровождение деятельности начинающего воспитателя»//Справочник старшего воспитателя.2011. № 1
- Лукина Л. «Дерзайте, вы талантливы» // Газета «Дошкольное образование».2003 г. № 17
- Дубравина С.А. «Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ» //Справочник старшего воспитателя.2012. № 8
- Пчельникова Л.М. «Посвящение молодых специалистов в педагоги»//Справочник старшего воспитателя.2011. № 9
- Караулова О.В. «Профилактика дезадаптации молодых специалистов в ДОУ» //Справочник старшего воспитателя.2011. № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
Становление профессионального мастерства начинающего педагога
Презентация к статье "Становление профессионального мастерства начинающего педагога"...
Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ
Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования....
проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы
Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....
Годовой план деятельности "Школы становления профессионального мастерства " в МБДОУ.
Годовой план деятельности "Школы становления профессионального мастерства" в МБДОУ....
Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...
«Школа молодого воспитателя» как эффективная форма работы в становлении профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ
Опыт работы методического обьединения воспитателей "Школа молодого воспитателя"...