Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ
методическая разработка на тему
Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_k_professionalnoy_deyatelnosti_nachinayushchikh_pedagogo1.docx | 47.35 КБ |
prilozhenie_1.docx | 24.68 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка»
Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов – психологов
Разработала педагог-психолог
Темирова-Скороходова О.А.
г. Выкса, 2014
Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов – психологов
Актуальность проблемы:
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными.
Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огромное внимание уделяется процессу включения нового сотрудника в производственные и межличностные отношения. Важным фактором, влияющим на дальнейшую эффективность работы принятых сотрудников, становится наличие в организации программы вхождения в должность, основная задача которой – помочь сотруднику адаптироваться к новой обстановке и достичь необходимой эффективности работы в наиболее короткий срок.
Однако, в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда социально-психологических проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения и тем самым всей его последующей работы.
. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в детском образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.
Цели:
Данная работа проводится с целью помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования. Активизации профессионально-личностного самоопределения педагога-психолога в процессе дальнейшего роста. Формирования умений ставить и решать психолого-педагогические задачи в рамках комплексной работы в ДОУ. А также, разработать программу организации психологической службы МБДОУ детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка» (3 корпус) начинающим педагогом-психологом.
Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении поставленных задач:
- Проанализировать психолого-педагогичскую литературу и обобщить теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной адаптации и подходы к организации психологической службы в ДОУ;
- Систематизировать современные подходы к организации психологической службы в ДОУ.
1. Теоретические основы построения программы организации психологической службы начинающим педагогом - психологом на этапе вхождения в профессию
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания.
Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.
Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Факторы профессиональной адаптации сгруппированы на рисунке 1.
Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности, однако применительно к каждой конкретной профессии имеют свою специфику. Ниже они рассмотрены в контексте профессиональной адаптации начинающих психологов.
Специфика адаптации к профессии психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек».
Психолог является субъектом помогающей деятельности, что предполагает активную личностную включенность в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность.
Рисунок 1- Факторы профессиональной адаптации
Успех деятельности психолога в адаптационный период зависит, прежде всего, от того, насколько он сможет соответствовать ожиданиям администрации и педагогического коллектива. Эти ожидания, которые непосредственно влияют на оценку работы специалиста, отношение к нему в коллективе и его статус, являются на практике довольно смутными и вовсе не опираются на те, известные лишь самому психологу из курса обучения основные направления его деятельности, уже после успешной адаптации.
Необходимо иметь в виду, что подчас эти нетерпеливые ожидания быстрых результатов относятся к вопросам, требующим длительной, упорной и целенаправленной работы прежде всего самого педагогического коллектива. Поэтому одной из важнейших задач адаптационного периода является управление ожиданиями коллег, приведение их в соответствие с целями психологической службы, реальными условиями и возможностями как психологической науки, так и конкретного специалиста.
Каждый педагог и ребенок вправе рассчитывать на помощь психолога. Но это не значит, что он должен идти на поводу у стихийного процесса передачи ему лавины накопившихся «текущих проблем», большинство которых представляются неразрешимыми педагогу именно в силу ограниченности педагогического анализа ситуации, который не только исчерпал себя в этих острых практических моментах, но и служит как бы дополнительным их оправданием и фактически способствует их реальному воспроизведению через активные попытки педагогов настаивать на своем видении проблемы и тем самым узаконивать исходные предпосылки и условия «трудностей работы с учениками». Поэтому весь массив практических проблем должен быть психологически переосмыслен и структурирован. Каждый практический запрос, обращенный к психологу, должен получить форму психологической проблемы, решаемой в связи с другими в целостной картине условий деятельности и первоочередных задач. Таким образом, регулирование практических запросов педагогического коллектива можно считать не только неизбежной, но и одной из самых актуальных и первоочередных задач адаптации специалиста.
Типичные проблемы начинающего педагога - психолога
1.Дезорганизующее чувство беспомощности
Главное затруднение вызывает у молодых специалистов то, что вступая в новую стадию профессионального развития, они сталкиваются не только с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе, но и обнаруживают достаточно резкое несоответствие между накопленными ими в процессе обучения академическими знаниями и реальным практическим наполнением профессиональной деятельности.
2.Вхождение в педагогический коллектив
По данным всероссийского кадрового портала www.kadrovik.ru наибольшие сложности в процессе адаптации возникают именно с вхождением в коллектив – около 40% от общего количества, немного меньше составляет освоение новых должностных обязанностей – 34%, привыкание к корпоративной культуре и новым условиям труда по 13%, соответственно.
У специалиста возникает вопрос: какую позицию занять, налаживать ли дружеские взаимоотношения или придерживаться нейтралитета? Первое время нужно внимательно наблюдать и анализировать, что бы разобраться в тонкостях взаимоотношений в женском коллективе.
Изучение неформализованной структуры педагогического коллектива и установление на этой основе продуктивных взаимоотношений с наиболее активной и творческой группой учителей без провоцирования конфликта с пассивными или критически настроенными педагогами. Психолог может идти на сознательную конфронтацию, но дать затянуть себя в конфликт — это уже свидетельство профессиональной некомпетентности, неспособности управлять развитием конфликтной ситуации. Трудно надеяться и реально рассчитывать, что впоследствии педагоги смогут воспринимать такого специалиста как потенциального посредника при разрешении возникающих конфликтов.
3.Проблема «личностного» взросления
Профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, в своих взглядах на какие-либо события и вещи. Это не всегда его радует. Но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть готовым к этому.
4.Проблема налаживания контактов с детьми и родителями.
Эта проблема косвенно касается проблемы взаимодействия психолога и педагогов. В случае позитивных контактов педагог при необходимости или возникновении проблем может посоветовать родителям обратиться за помощью к психологу. Но психолог и сам должен позаботиться о себе: вывесить в групповых раздевалках приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема и т. д.
5.Полное «погружение» в работу в ущерб личному времени.
Часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации, но опасно для самого специалиста – перегрузками, нарушением баланса между работой и личной жизнью. К тому же со временем это проходит, а руководство, привыкшее к тому, что психолог сидит на работе днями и ночами, начинает недоумевать и негодовать, что специалист ушел с работы вовремя. Может возникнуть, конечно, «производственная необходимость» (объезды, проверки и т. д., которыми изобилует жизнь ДОУ), тогда лучше остаться после работы и помочь нуждающимся в вас.
6.Критическое отношение к возрасту психолога со стороны педагогов и родителей.
Свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью. В этом случае лучше всего поможет чувство юмора. Одна умная женщина-психолог на такой аргумент ответила: «А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!»
Таким образом, становится очевидно, что первые шаги психолога в коллективе – период ответственный и трудный. И, как уже говорилось, от того, как специалист себя зарекомендует, зависит успешность его дальнейшей работы.
Специфика работы психолога в ДОУ
Специфика работы психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными, прежде всего, с особенностями детей дошкольного возраста. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.
Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями и с педагогами.
В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать окружающим о своих проблемах, проанализировать их и что-то изменить. Внешние проявления одной и той же проблемы могут быть многообразными. Здесь и заключается трудность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений, и здесь на помощь психологу приходит его умение получить полную информацию о ребенке, его образе жизни, окружении.
Все вышеперечисленные специфические аспекты требуют обязательного учета в деятельности психолога ДОУ.
Направления деятельности педагога – психолога представлены в приложении 1.
2. Программа организации психологической службы ДОУ начинающим педагогом-психологом.
Изучив и проанализировав теоретические основы сопровождения профессиональной деятельности начинающего психолога на этапе вхождения в профессию, мною была составлена программа организации психологической службы ДОУ педагогом-психологом
Этап первый - организационный
- Оформление кабинета психолога
Для продуктивной работы психолога необходимо правильно организовать рабочее пространство, поэтому организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания. Подробные рекомендации по оформлению кабинета я нашла в книге Широковой Г.А.[1]
Была приобретена и систематизирована психологическая литература; приобретены и изготовлены игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы; стимульный материал к диагностическим методикам в работе с детьми; стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами; бланки и анкеты тестов.
Составлен паспорт кабинета.
- Оформление рабочей документации
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в ДОУ является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.
Для правильного оформления документации я обратилась к руководителю РМО. Мне были переданы перечень и образцы необходимой документации, в соответствии которым я оформила комплект (пакет) документации педагога-психолога ДОУ.
- Восстановление теоретических знаний, повышение профессиональной квалификации
С целью восстановления теоретических знаний и повышения профессиональной квалификации, мною была изучена психолого-педагогическая литература (приложение 2).
Этап второй – внедренческий, непосредственная работа психологической службы
Выделены цели и задачи психологической службы.
Цели психологической службы:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Основные задачи психологической службы:
1. Сохранить психологическое здоровье детей.
2. Провести диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы детей для выявления нарушений.
3. Реализовать групповые психопрофилактические программы.
4. Реализовать индивидуальные психокоррекционные программы.
5. Проводить консультационную работу с родителями и педагогами.
6. Проводить психологическое сопровождение детей в период адаптации.
7. Проводить психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовку к школе, мониторинг развития.
8. Подобрать психологическую литературу для самообразования педагогов и родителей.
Для эффективной работы психологической службы необходимо учитывать всех участников воспитательного процесса, поэтому свою работу я организовала в направлениях: «работа с детьми», «работа с педагогическим коллективом», «работа с родителями». Разработан помесячный план работы в данных направлениях
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогическим коллективом | Работа с родителями |
Январь | Наблюдение за детьми в группах. Присутствие на занятиях педагога-психолога, уже работающего с данной группой, с целью знакомства детей с новым педагогом- психологом. Проведение развивающих занятий с целью знакомства детей с педагогом- психологом во всех возрастных группах. | Знакомство с педагогическим коллективом. Анкетирование педагогов на тему «Представление о психологической службе ДОУ» | 1.Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование «Детский сад и семья» 2. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации. 3. Индивидуальное консультирование родителей по запросам |
февраль | Наблюдение за адаптацией вновь поступивших детей. Наблюдение за детьми в учебной и неучебной деятельности, с целью выявления детей с трудностями в поведении, в усвоении программы, в общении со сверстниками и взрослыми. Изучение психологического климата в группах детского сада. Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. | Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Участие в педсоветах. | 1.Заключение договора с родителями на разрешение работы с ребенком 2.Индивидуальное консультирование родителей по запросам. Участие в родительских собраниях (по запросам) |
март | Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Диагностическое обследование детей средних групп, составление психологических характеристик для представления на ПМПК. Отбор детей в логогруппы. Индивидуальные коррекционные занятия с детьми (по запросам и наблюдениям психолога) Итоговая диагностическая работа по определению готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. | Консультация с воспитателями по результатам диагностики интеллектуального развития. Консультирование по запросам, по вопросам аттестации. Участие в педсоветах. Консультации «Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке ребенка к школе». | Индивидуальное консультирование родителей по запросам. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПК (разъяснительная работа, консультации). Консультации с родителями подготовительной группы: «Как помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?». |
апрель | Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Наблюдение за адаптацией вновь поступивших детей. Итоговая диагностическая работа по определению готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. | Беседа с педагогами «Результаты диагностики психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной и старшей групп» Консультации по запросам. | Родительское собрание для родителей детей подг. группы по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе. Индивидуальное консультирование родителей по запросам. |
май | Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Диагностика уровня комфортности пребывания детей в детском саду. | Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ Завершающая беседа с воспитателями всех возрастных групп о проделанной работе. Рекомендации воспитателям. | Индивидуальное консультирование родителей по запросам. Консультирование родителей выпускников «На пороге школы». Оформление памяток: «К детскому саду готов!», «Учеба на отлично!», «Скоро в школу». Информационный стенд: « Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад». |
Таким образом, реализуя данную программу, начинающим-педагогом психологом была создана психологическая служба МБДОУ детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка» (3 корпус).
Источники:
- www.kadrovik.ru
- www.nsportal.ru
- Аралова М.А Справочник психолога ДОУ, М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272 с. – (Справочники образования)
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
[1] Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочники».- Ростов-/Д: «Феникс», 2005.- 384 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Направления деятельности психолога
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Литература для повышения профессиональной квалификации:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – издание 3-е, - М.: ЧеРо, 2001. – 240 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Юлия Борисовна Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Е.М. Белоусова, М.Е. федоровская, В.В. Дюлько и др. – Москва: астрель, 2013. -256 с.: ил.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ сфера, 2004. - 464 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
- Бодалев А.А., В.В. Столин Общая психодиагностика. – СПб.:»Речь», 2004.- 440 стр.
- Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – М.: Национальный книжный центр 2012. -256 с. + CD- диск. – (Управление образованием)
- Девятова О.Е., Прохорова Л,Н, система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе – М.: Национальный книжный центр, 2011. -152 с. + CD- диск. – (Управление образованием)
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В, Тузаева А.С, Козлова И.А. «Цветик -семецветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет –СПб:Речь; М.: Сфера, 2012.-144с.
- Никифирова Л.А. вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Национальный книжный центр, 2013. -72 с. (Психологическая служба.)+CD
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В, Тузаева А.С, Козлова И.А. «Цветик -семецветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет –СПб:Речь; М.: Сфера, 2011.-218с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятие в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72с. (Психологическая служба)
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятие в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с. (Психологическая служба)
- Арицишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. -72 с. +CD (Психологическая служба)
- Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М., Педагогическое общество России, 2006. -96 с.
- Роньяжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 - х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с. (психологическая служба).
- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет/ С.О. Ермакова.- М.:РИПОЛ классик,2010. – 256 с.: ил. – (СУПЕРразвивающие игры для детей).
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет./ А.Е Кузнецова. – М.: ДОМ. XXI век. РИПОЛ классик, 2011. – 189 с. – (Учимся играючи).
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-112 с.
- Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. -154 с.
- Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -80 с.
- Кремлякова А.Ю. психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -96 с. (Из опыта работы по программе «Детство»)
- Шарохина В.Л. психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48 с. (Психологическая служба.)
- Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт. – сост. С.В Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. -143 с.
- Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочники».- Ростов-/Д: «Феникс», 2005.- 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»
Методическая разработкаКонсультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ» Читателю предлагается список полезной для начинающего педагага-психолога литературы с ...
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога
Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...
Консультация для начинающего педагога-психолога. Это заикание?
Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
Рекомендации для начинающих педагогов-психологов.
В данном материале описывается опыт работы педагога-психолога по обучению родителей играм с детьми дошкольного возраста.Чем интереснее и разнообразнее организовать мир игры ребенка, тем гармонич...
Для начинающих педагогов-психологов. Коррекционные игры и упражнения.
В данном материале представлены серии коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....
Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
Если профессия становится образом жизни,то ремесло превращается в искусство.И.Н. Шевелев...