Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
проект на тему
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodist_i_molodoy_pedagog.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методист и молодой педагог»
Выполнила:
Андырзянова Гульчачак Рафаиловна
Старший воспитатель
МБОУ «СОШ № 2» г. Югорска
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами.
В соответствии со стратегией развития образовательного учреждения и системы образования автономного округа (Целевая программа ХМАО-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года») и приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), вступивший в силу с 1 января 2015 года педагог (воспитатель, учитель) должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:
- Общепедагогическая функция. Обучение.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».
Педагоги со стажем уже ознакомились с содержанием данного документа, многие из них провели самообследование собственной компетенции в соответствии с разделами приказа и наметили пути его профессионального развития на ближайшее время. Как же быть молодым специалистам?
Как показывает практика, наибольшие трудности в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: в периоды подготовки и вхождения в профессию. Специфика в том, что начинающие педагоги с первого дня работы выполняют те же обязанности и несут тот же объем ответственности, что и педагоги с многолетним стажем, а дети, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Этапы вхождения начинающего воспитателя в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будет успешней, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала воспитателя, его профессиональных знаний.
Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада. Руководителем этого направления является методист.
Задача методиста – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Воспитатели, не получившие в первый год работы поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными, испытывают неуверенность. Молодой педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с подопечными, их родителями, опасается критики администрации учреждения и опытных коллег.
Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становится привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать.
Трудности в период адаптации к новому коллективу могут испытывать и педагоги с определенным стажем работы, перешедшие из одного образовательного учреждения в другое. Как известно, в каждом коллективе складываются групповые нормы поведения, своеобразные поведенческие стандарты.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в нашем учреждении была разработана программа внутрикорпоративного обучения «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов», рассчитанная на 3 года.
При составлении программы за основу взяты труды Ксении Юрьевны Белой.
Цель программы – организация и создание условий для успешной адаптации, профессионального роста молодых, начинающих и не имеющих педагогического опыта педагогов.
В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:
- научить прибывшего в коллектив ОУ педагога работать в новых для него профессиональных условиях;
- помочь освоить организационную культуру ОУ;
- познакомить молодого специалиста с содержанием работы в учреждении по основным направлениям деятельности;
- создать представление о целостности и системности педагогической работы;
- способствовать снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности и тревожности;
- способствовать удовлетворению потребности в повышении профессиональной компетенции молодого педагога;
- формирование готовности к самостоятельной профессиональной организации деятельности;
- согласование профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами образовательного учреждения, актуализация профессиональных ожиданий.
Перед началом работы с педагогами была выдвинута гипотеза – в ходе реализации данной программы повысится уровень адаптации педагогов к ОУ, снизится уровень тревожности и замкнутости, появится потребность в повышении профессиональной компетенции молодого педагога.
Программа взаимодействия молодого педагога и методиста рассчитана на прибывших в учреждение педагогов следующих категорий:
- не имеющие опыта работы в ОУ;
- имевшие длительный перерыв в педагогической деятельности;
- перешедшие из другого дошкольного учреждения.
Комплекс мероприятий с педагогами проводится в течение года и подразумевает как индивидуальную, так и групповую форму работы. Для коллективных занятий формируются группы из 4-6 педагогов. В качестве примера в приложении представлены планы индивидуальной и групповой работы (приложение 1, 2).
В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны:
- анкетирование;
- обучающие семинары по изучению и внедрению современных технологий (ТРИЗ, исследовательская деятельность);
- круглые столы;
- наставничество;
- посещение открытых показов образовательной деятельности;
- просмотр вебинаров;
- дистанционное обучение на учебно-методическом портале;
- внедрение опыта педагога в общественную работу;
- организации выставок.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Индивидуальная работа с педагогом предполагает мероприятия, посвященное знакомству. Методист и заведующий ОУ организует с ним беседы, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, традициями, определяет рабочее место. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником.
Прикрепление опытного педагога-наставника позволит обеспечить своевременную практическую помощь пришедшему педагогу, что будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
Если педагог относится к категории «перешедшие из другого образовательного учреждения», то в задачи методиста входит ознакомление с образовательной программой, реализуемой в ОУ, используемыми методиками, технологиями и т.д.
Для некоторых педагогов характерна завышенная или заниженная самооценка своей профессиональной деятельности. В связи с этим в программу включено мероприятие – самоанализ педагогом успешности организации воспитательно-образовательной работы (приложение 3). Полученные результаты помогут наметить пути дальнейшего взаимодействия с педагогом, выявить несоответствие уровня его профессиональной компетентности и самооценки деятельности.
Одним из способов решения воспитательно-образовательных задач является общение педагога с детьми. Оно же является условием эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива. С учетом этого в программу повышения уровня адаптации к ОУ включены мероприятия по развитию у педагогов навыков межличностного взаимодействия, ознакомлению с особенностями общения с детьми дошкольного возраста, а также обучению различным методам релаксации и саморегуляции.
Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимата в педагогическом коллективе ОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.
Ответственный за организацию и проведение мероприятий является методист. Другие специалисты ОУ подключаются по мере необходимости.
Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, в течение которого методисту желательно больше общаться с педагогом, узнавать об успехах и устранять проблемы. Это позволит, как можно раньше составить представление о молодом педагоге: его слабостях и достоинствах, исполнительности.
ІІ этап – 2-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая методические объединения воспитателей, недели творчества, конференции, прослушивая вебинары и т. Д. На этом этапе необходимо определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
ІІІ этап – 3-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии, происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому методисту учреждения к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства воспитателей существуют общие характеристики:
- первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;
- осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
- усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методов, технологий;
- обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
По итогам данной работы у молодых педагогов сформируются профессиональные компетенции, которые будут отслеживаться по карте самоанализа (приложение 4).
Показатели эффективности реализации программы:
- повышение количества аттестованных педагогов на первую и высшую квалификационную категорию;
- повышение количества педагогов, представляющих инновационный опыт на различных уровнях;
- увеличение доли педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Искусство руководства – это умение привлечь молодого педагога к совместному поиску путей профессионального совершенствования. Перечисленные выше методы обучения позволят организовать процесс повышения профессиональной компетенции педагогов в соответствии с потребностями и их жизненным опытом.
При обеспечении условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих образовательную деятельность в учреждении посредством внедрения эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых работать в инновационно-творческом режиме педагоги, которые достигнут оптимальных результатов, могут выступать в качестве наставников. Главное, чтобы обучение не прерывалось. Внутрифирменное обучение гарантирует стабильное развитие образовательного учреждения на долгие годы, поэтому данная работа с педагогами должна быть организована систематически.
Приложение 1
План индивидуальной работы с педагогом
Время проведения | Мероприятие | Форма проведения | Ответственный |
При поступлении | Знакомство педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов | Экскурсия | Методист |
При поступлении | Знакомство с группами ОУ, основными направлениями работы педагогов | Экскурсия | Методист |
При поступлении | Ознакомление со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями по ее ведению | Беседа | Методист |
При поступлении | Ознакомление с заповедями педагога | Раздаточный материал | Методист |
В течение недели | Прикрепление опытного педагога-наставника | Наставничество | Методист |
Через месяц | Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы | Анкетирование | Методист |
По запросу | Использование психологических приемов в работе с детьми | Консультация | Методист |
Приложение 2
План групповой работы с педагогами
Время проведения | Мероприятие | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | Определение основ успешной педагогической деятельности | Семинар | Методист, педагог-психолог |
Октябрь | Обучение педагога особенностям общения с детьми дошкольного возраста | Занятие с элементами тренинга | Педагог-психолог |
Ноябрь | Открытые показы образовательной деятельности, организуемые специалистами | Посещение | Методист |
Декабрь | Оформление выставки «Наши достижения» | Коллективное творческое дело | Методист |
Январь | Посвящение в педагоги | Концертная программа | Музыкальный руководи- тель |
Март | Ознакомление педагогов с правилами взаимоотношений с родителями дошкольников | Раздаточный материал | Педагог-психолог |
Апрель | Развитие коммуникативных навыков | Упражнения | Педагог-психолог |
Приложение 3
Анкета для педагогов
«Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы»
Уважаемые коллеги!
Нет ничего сложнее, чем оценить самого себя и свою работу. Между тем никто лучше нас самих не знает о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в профессиональной деятельности и с чем пытаемся справиться. Как известно, определение личных трудностей – первый шаг на пути к их преодолению. Поэтому просим вас проанализировать свою работу, ответив на данные вопросы.
- Что на ваш взгляд, вам особенно удается в построении непосредственно образовательной деятельности с детьми?
- Какие структурные элементы непосредственно образовательной деятельности с детьми не всегда удаются?
- Готовы ли вы провести открытый показ образовательной деятельности для коллег?
- В ходе открытого показа образовательной деятельности вы сможете показать:
- интересные педагогические находки;
- новые методики, неиспользуемые в ДОУ;
- новые приемы и формы работы с детьми
- Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с детьми? (от 2 ч – отлично, 1,5 ч – хорошо, 1ч – нормально, 0,5 ч - допустимо)
- 2 ч
- 1,5 ч
- 1 ч
- 0,5 ч
- Опишите самую успешную, на ваш взгляд, образовательную деятельность с детьми.
- Поставьте оценку успешности следующим этапам и элементам организованной вами непосредственно образовательной деятельности с детьми:
- организационные моменты;
- психологический настрой детей на образовательную деятельность;
- формы проведения опроса;
- объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую деятельность воспитанников;
- закрепление изученного материала.
- По каким разделам воспитательной программы вы могли бы помочь своим коллегам?
- Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
- Кто на взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в профессиональной деятельности?
- педагог-наставник;
- старший воспитатель;
- педагог-психолог.
Приложение 4
Карте самоанализа
сформированности профессиональных компетенций педагогов
Критерии | Показатели |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | 2- самостоятельная разработка, 1 – участие в разработке в составе рабочей группы, 0 - нет |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | 2- да, 1 – частично, 0 - нет |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами | 2- самостоятельное планирование и реализация, 1 – с помощью, 0 - нет |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | 2- положительная динамика результатов, 1 – достижение положительных результатов 0 - нет |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | 2- инициативы носят системный характер, 1 – затрагивают отдельные стороны деятельности, 0 – нет |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 - реализация в полном объеме, 1 – частично, 0 - нет |
Формирование психологической готовности к школьному обучению | 2 - в полном объеме, 1 – частично, 0 - нет |
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | |
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | 2- реализация в полном объеме, 1 – частично, 0 - нет |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | 2- инициативы носят системный характер, 1 – затрагивают отдельные стороны деятельности, 0 – нет |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства | |
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации | |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения | 2- полностью, 1 – частично, 0 – нет |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения | |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | 2- полностью, 1 – частично, 0 – нет |
Знание и применение специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста | |
Знание основ психологических подходов: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания | |
Знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | |
Знание особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте | 2- полностью, 1 – частично, 0 – нет |
Знание основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | |
Знание современных тенденций развития дошкольного образования | |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Критерии анализа сформированности профессиональных компетенций:
От 45 до 50 баллов – оптимальный уровень, профессиональные компетенции сформированы в полном объеме;
От 30 до 44 баллов – допустимый уровень;
От 29 – критический уровень.
Список источников
- Белая К.Ю. Материалы курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса»: лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 – 72 с.
- Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: Сфера, 2013.
- Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов// Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2007, №2.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ. М.: Сфера, 2004.
- Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное образование. 2011. № 12. С. 74.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
- Сергеева И.А. Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ /Дубравина С.А.// Справочник старшего воспитателя, 2012, №8. С. 10.
- Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов /О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя, 2010, №3. С. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"
В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...
Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...
Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентност...
проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы
Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....
Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»
Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....
Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования"
Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».Работ...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Работа с молодыми педагогами ДОУ...