Комплексно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по теме
ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-temat._planirovanie_avgustovskoe_soveshchanie.doc | 91.72 КБ |
algoritm_sostavleniya_prezentatsii_analiticheskogo_otcheta.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ К СТРУКТУРЕ ООП»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Вот некоторые из положений:
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;
далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
В основе работы педагогов должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности; учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает, что занятия в детском саду отменяются. Просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Мы не предметники, а воспитатели: главное - не в объеме усвоенных детьми знаний, а в том, чтобы в школу пришли люди, умеющие жить и общаться.
Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блок «Непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день.
Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов и экспериментально – исследовательской деятельности детей.
Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.
Программа дошкольного образования в системе "Школа 2100" "Детский сад 2100", по которой работает наш сад, базируется на личностно-ориентированном подходе, главным направлением которого являются развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества. Ребенок познает свое «Я», что «…не окружающий мир движется вокруг меня, а Я - часть этого мира".
Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельная деятельность как свободная деятельность детей обусловливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.) При планировании учитывается схема развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель, общая идея которых - расширяющееся по концентру познание ребенком мира вокруг и самого себя. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней. Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме «Мой родной город» содержит задачи по всем образовательным областям, формы работы с детьми в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности педагога с детьми, в ходе самостоятельной деятельности.
НОД реализуется через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также деятельности общения, восприятия художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач. К каждой форме формулируются образовательные задачи двух и более образовательных областей.
Объем образовательной нагрузки является примерным. Педагог вправе самостоятельно корректировать ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Алгоритм составления презентации аналитического отчета
"Педагогические достижения за учебный год"
Разделы презентации | Для воспитателей | Для специалистов | Для старшего воспитателя |
1-й раздел | Название ДОУ, возрастная группа воспитанников, Ф.И.О. воспитателей | Название ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность (например: учитель-логопед) | Название ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность (профессиональная направленность) |
2-й раздел | Краткая характеристика группы. Количество детей | Основные источники методи- ческой литературы, по которым осуществляется педагогический процесс | Тема по самообразованию |
3-й раздел | Деятельность педагогов: приоритетные направления (тема по самообразованию); кружковая деятельность | Организация контроля, количество посещении педагога | |
4-й раздел | Взаимодействие с педагогами: участие в педсоветах; консультациях; практикумах | Повышение педагогического ценза | |
5-й раздел | Участие в работе методического объединения, КМО:
| Значимая работа с педагогами и родителями:
| |
б-й раздел | Взаимодействие с родителями:
| Работа с социумом | |
7-й раздел | Интересные события в жизни группы | Значимые события в профессиональной деятельности | Достижения ДОУ |
8-й раздел | Участие в общественной жизни ДОУ | Значимые события в профессиональной деятельности | |
9-й раздел | Достижения детей | Участие в общественной жизни ДОУ на уровне района, округа | |
10-й раздел | Перспектива профессионального саморазвития:
| Достижения детей | |
11-й раздел | Пожелания | Перспектива профессионального саморазвития: личные (приоритетное направление, кружки); | |
12-й раздел | - | - | Пожелания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....