Семинар «Проведение развивающих игр с целью совершенствования познавательно-поисковой деятельности детей»
методическая разработка по теме
Данный семинар проходит в игровой форме. Педагоги зараннее готовят развивающие игры на семинар и проигрывают с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Тема: «Проведение развивающих игр с целью совершенствования
познавательно-поисковой деятельности детей»
Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.
План проведения:
- Роль развивающих игр в познавательно-поисковой деятельности – выступление старшего воспитателя;
- Проверка домашнего задания - подготовка и проведение развивающих игр;
Предварительная работа: педагогам и специалистам подготовить развивающую игру по данной теме.
Материал:
Ход семинара
1 часть
Педагоги дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удаётся включаться в работу. И следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.
Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь активность выступает предпосылкой психофизического развития ребёнка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Педагогические функции необходимые для развития определённых личностных качеств (информация на доске).
Познавательная деятельность имеет отчётливые внешние проявления. Это:
- Интерес к предмету;
- Эмоциональное отношение к предмету;
- Действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.
Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие. Среди всех познавательных процессов ведущими является мышление. Оно тесно связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей (информация на доске).
Не следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому в качестве «канвы» необходимо использование игровой деятельности.
Во время проведения занятий необходимо учитывать распределение нагрузки на память, мышление, внимание детей и использовать разнообразные приёмы для предупреждения утомляемости. Организуя интеллектуально-познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребёнка, поэтому среди упоминаемых ранее качеств и характеристик педагога так важны находчивость, мобильность, эмоциональность, оптимизм, инициативность и способность к импровизации.
Таким образом, познавательная активность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля и т. д) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приёмы и методы обучения и воспитания…). Следовательно, стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.
Только в случае учёта всех моментов перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будет иметь положительную динамику.
Упражнение "Фраза по кругу"
Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.
2 часть
Проверка домашнего задания.
Педагогические функции
Методы, активизирующие познавательную активность детей
Метод неожиданных решений – педагог предполагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, который противоречит имеющемуся опыту детей
Метод «преднамеренных ошибок» когда педагог избирает неверный путь достижения цели. А дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути способы решения задачи
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни.
Метод предъявлений заданий с неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...
Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов....
Совершенствование музыкально- двигательной деятельности детей на утренней гимнастике.
Повышение качества образования – требование 21-ого века. Это требование обосновано стремлением сформировать в нашей стране цивилизованное общество физически и нравственно здоровых, интеллектуально раз...
«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...
МЕТОДИКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Познавательная, поисково – экспериментальная деятельность детей средней группы.
Метод эксперимента, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с детьми в детском саду. И это потому, что именно он даёт детям...
Регионального научно-практического семинара «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для организации речевой деятельности детей» АСОУ Московской области
Ключевые темы семинара:исследования возможностей развивающей предметно-пространственной среды в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста;кинезиологический подход в развитии речевых ...